Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Занятия психолога с детьми


Работа психолога в детском саду, с чего начать, диагностика детей (в том числе в возрасте 5-6 лет) по ФГОС, конспекты занятий

Индивидуальность ребёнка во многом определяется пластичность психики малыша, то есть неодинаковостью развития у детей психики. Изучением этих особенностей и коррекцией возможных нарушений в детском саду занимается педагог-психолог. Иными словами, суть его работы заключается в создании условий для комфортного проживания ребёнком периода дошкольного детства с учётом индивидуальных особенностей развития малыша. Рассмотрим методику подготовки и проведения психологических занятий в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ).

Суть деятельности психолога в ДОУ

Педагог-детский психолог — это специалист узкого профиля, который занимается с ребятами, не имеющими (!) отклонений в сфере психики, с целью совершенствования их психологических функций. Психолог не ставит диагноз по результатам своей деятельности, он только составляет условный прогноз развития малыша, а также в случае необходимости рекомендует пройти консультацию у психиатра, логопеда или невролога.

Педагог-психолог работает со здоровыми детьми, отслеживая гармоничность их психического развития

Несколько слов о терминологии

Деятельность педагога-психолога затрагивает несколько понятий психологии, из которых наиболее значимыми в контексте работы с детьми являются психологические функции. Это организованные психофизиологические процессы, к которым относятся

  • память;
  • мышление;
  • речь;
  • воображение;
  • восприятие.

Миссия занятий по психологии сводится к следующим позициям:

  • развивать психологические функции малышей;
  • способствовать созданию положительного микроклимата в группе (в том числе и определить характер взаимоотношений ребёнка с воспитателями, сверстниками, а также помочь детям первой младшей группы адаптироваться к новым условиям и помочь ребятам подготовительной группы настроиться на новый этап жизни — обучение в школе);
  • оценить психологические качества малышей (морально-этические установки, характер устанавливаемых взаимоотношений с окружающими, притязания, стереотипы, мировоззрение);
  • диагностировать уровень интеллектуального развития детей;
  • заниматься психологическим просвещением семей воспитанников (через беседы, проведение семинаров, дискуссий, организацию совместных с детьми проектов или участие в открытых занятиях).

Задачи проведения в детском саду занятий с психологом варьируются в зависимости от возраста подопечных.

Педагог-психолог диагностирует разные уровни развития малышей, в том числе и интеллектуальный

Таблица: задачи проведения занятий по психологии с детьми разного возраста

Формы психологических занятий в ДОУ

В практике работы детских садов в зависимости от принципа классификации, положенного в основу, проводится целый ряд форм занятий по психологии.

Форма занятия выбирается педагогом под тему и проблему, которая, возможно, есть в коллективе детей

Таблица: классификация форм занятий по психологии

Это интересно. Как правило, занятия по психологии носят характер комплексных, то есть сочетающих в себе элементы всех описанных выше видов. Например, на занятии в старшей группе по теме «Три поросёнка», призванного развивать сферу эмоций малышей, педагог предлагает воспитанникам такие задания: передать улыбку друг другу по кругу (элемент развивающего урока), всем вместе построить домик для поросёнка из деталей конструктора (элемент группового), собрать «Цветик-семицветик» из смайликов, то есть учиться задавать эмоциональный тон деятельности (элемент методики О.А. Хухлаевой). Таким образом, это комплексное занятие помогает малышам учиться узнавать и передавать эмоциональные состояния (радость, озадаченность) в мимике, тренировать навык вербализации эмоций, способствует сплочению группы.

Приёмы на занятиях по психологии

Педагог-психолог, реализуя цели и задачи своей области деятельности, в работе использует группы приёмов, которым пользуются все педагогические работники детского сада. А точнее:

  • наглядными для упорядочивания и реализации чувственного восприятия объектов окружающего мира, а также с целью мотивировать малышей на работу;
  • речевыми для упорядочивания и осуществления мыслительной деятельности малышей;
  • практическими для упорядочивания и реализации практической активности ребят;
  • игровыми в качестве основной формы взаимодействия с детьми.

Рассмотрим набор приёмов для каждой из этих групп.

Наглядные приёмы

Поскольку зрительный канал восприятия у дошкольников является самым информативным, пренебрегать обеспечением достаточного уровня наглядности на занятиях, а также рекомендациями по оформлению кабинета психолога и соответствующей зоны предметно-развивающей среды педагогу нельзя.

Картинки, игрушки

Иллюстрации по разным темам, стенгазеты и плакаты (для старших дошкольников, родителей) – всё это помогает детям легче воспринять и лучше запомнить материал занятия. Например, систематизируя с детьми старшей группы знания эмоций, на уроке обязательно должен быть плакат с изображением основных переживаний: радости, грусти, волнения и пр. А также, если нет подходящих игрушек, в виде картинок к детям могут приходить персонажи-гости.

Что касается игрушек, то в кабинете психолога должна быть одна постоянная игрушка, хорошо знакомая детям, которая презентовала бы тот или иной проблемный вопрос, то есть мотивировала бы малышей на работу. К примеру, Петрушка может стать «героем» занятий в младшей группе, который:

  • скучает по маме и отказывается кушать;
  • не хочет делиться игрушками;
  • кусается (щипается, толкается и т. д.).

На психологических занятиях картинки также широко используются, как и на уроках другой образовательной направленности

Демонстрация

Суть этого приёма заключается в том, что психолог личным примером показывает тот или иной вид работы на занятии. Это могут быть элементы психогимнастики, к примеру, в задании «Повернись, повернись и улыбнись» педагог показывает, как нужно поворачиваться, кому улыбаться и пр. Или порядок выполнения задания игры. Например, как находить пары из картинок, на одной из которых ситуация — мальчик забирает игрушку у товарища, а на другой её следствие — тот, у кого отняли, плачет. После этого взрослый комментирует порядок описания получившегося цельного сюжета.

В контексте наглядности речь идёт о приёме показа: психолог организует для детей просмотр видеороликов или мультимедийных презентаций по теме. Так, для ребят 2–6 лет упражнение на развитие интуиции, чувственного восприятия, мышления можно представить в виде слайдов. В работе по развитию памяти с ребятами 3–6 лет игры и упражнения также могут быть оформлены в презентацию.

Например, обсуждая с малышами старшего дошкольного возраста вопрос о важности уступать друг другу, педагог предлагает посмотреть забавный ролик: животные, движущиеся навстречу друг другу, решают вопрос, как пройти узкий мост. После просмотра дети с помощью взрослого формулируют вывод о важности вовремя уступить, найти решение, которое устроит всех.

Видео: мультфильм о том, как важно уступать друг другу
Организация психологической зоны в группе

Педагогу-психологу, как правило, выделяется отдельный кабинет в детском саду. Однако зачастую это помещение небольших размеров, поэтому пригодно только для проведения индивидуальных занятий. И основная работа проводится в помещении групп, поэтому одна из зон предметно-развивающей среды организуется под работу психолога, где оборудование и материалы группируются под направления работы с психологом.

Таблица: наполнение уголка психологии в группе
Важные нюансы оформления кабинета психолога

Помещение, в котором предполагается работа с тонкой психикой малышей, требует соблюдения определённых правил оформления:

  • для оформления стен лучше выбирать один или два варианта из трёх возможных цветовых решений (жёлтый, настраивающий на контакт с психологом, освежающий зелёный или светло-зелёный — успокаивающий);
  • в комнате должен быть стол и стулья, а также мягкие 2–3 кресла для детей;
  • в помещение стоит сделать одну акцентную деталь, например, фальш-окно с изображением волшебного леса с несколькими расходящимися в разные стороны дорогами — дети смогут придумывать свои маршруты по этим тропинкам, развивая фантазию и воображение, проникаясь занятиями;
  • в кабинете (а лучше на двери снаружи) можно разместить почтовый ящик, куда свои вопросы и пожелания могли бы отправлять родители и педагоги.
Видео: оформление кабинета педагога-психолога

Речевые приёмы

Развитие речи у малышей напрямую связано с совершенствованием психологических функций. Поэтому слово выполняет только задачу передачи информации детям, но и выступает в качестве инструмента воздействия на ребёнка с целью формирования у него богатого словарного запаса, воспитания культуры общения.

Объяснение

Это приём на занятиях по психологии сводится в основном к тому, что педагог разъясняет суть упражнения или порядок игровых действий. Так, например, в средней группе на занятии «Подарок для Ёжика» психолог предлагает малышам сыграть в игру, развивающую координацию, внимание, воображение и восприятие, «Дикие и домашние животные». Объяснение условий можно сформулировать так: «Ребята, давайте поставим стулья так, чтобы они образовали круг. Теперь занимаем свои места. Я буду показывать вам картинки с животными, а вы, увидев домашнюю зверушку, должны будете похлопать руками по коленям. Если же я показываю дикого зверя, то вам нужно потопать ногами».

Объяснение является важным приёмом в работе педагога-психолога

Стихотворения

Стихотворения на занятиях по психологии обычно используются в качестве ритуала приветствия, то есть для мотивации малышей. Например, во второй младшей группе на уроке, посвящённом изучению многообразия эмоций, педагог вводит малышей в тему стихотворением о короле Боровике:

  • Шёл король Боровик Через лес напрямик Он грозил кулаком И стучал каблуком. Был король Боровик не в духе: Короля покусали мухи.

После того как малыши прослушали рифмовку, педагог задаёт вопрос о настроении, в котором пребывал король, и, выслушав, ответы детей, предлагает проиллюстрировать действия Боровика по тексту стихотворения. Увидев много «сердитых Боровиков», психолог берёт волшебную палочку и приглашает ребят присоединиться к созданию хорошего настроения у всех присутствующих. Таким образом, дошкольники оказываются включёнными в сюжет занятия, а значит, в разработку темы.

Это интересно. Отдельное место в методической копилке педагога-психолога отводится шуточным стихам-мирилкам, ценность которых в том, что они позволяют, с одной стороны, мгновенно включиться в решение проблемы, то есть помирить ссорящихся, а с другой, мотивировать остальных малышей на работу (если предполагается групповая форма деятельности). Вот один из примеров «мирилки»: Я мирюсь, мирюсь, мирюсь, И я больше не дерусь. Ну а если подерусь,- В грязной луже окажусь! Картотеку коротких стихотворений для примирения малышей можно найти здесь.

Стихотворения благоприятно влияют на развитие речи, тренируют память

Загадки

Загадки на психологических занятиях обычно используются для игр. Например, в старшей группе на уроке по теме «Космос» ребята узнают, что космические тела могут быть разных форм и размеров. В этой связи педагог предлагает повторить, что такое форма, и сосредотачивается на рассмотрении геометрических фигур, повторение которых организуется в форме загадок:

  • «Три вершины тут видны, Три угла, три стороны. Ну, пожалуй, и довольно! – Что ты видишь? — …» (треугольник);
  • «Эта форма у клубка, У планеты, колобка. Но сложи её немножко, И получится лепёшка!» (овал);
  • «Эта странная фигура, Ну, совсем миниатюра! И на маленький листочек Мы поставим сотни …!» (точек).
Беседы

Диалогическая форма приёма позволяет обсуждать тот или иной вопрос по теме, учиться соглашаться или не соглашаться с чужой точкой зрения, осваивать навык продуктивного общения, то есть выстаивать свои высказывания логично и чётко, а также давать возможность товарищу или педагогу донести своё мнение. Примеры бесед по психологии со старшими дошколятам можно найти здесь.

Беседа может использоваться и в работе с родителями. В этом случае психологу пригодится картотека тезисов, на основании которых можно создать композицию разговора.

Это интересно. В методике проведения занятий разных учебно-воспитательных направлений беседы по психологии как отдельный жанр могут не оговариваться, они включаются в перечень картотек познавательных и этических разговоров во всех группах.

Беседы приучают малышей культурно вести диалог

Чтение и обсуждение прочитанного

Чтение может быть формой индивидуальной работы: ребёнок зачитывает отрывок, который ему показал педагог. Либо же групповой, когда дети самостоятельно ищут информацию в тексте по заданию взрослого.

Сказки

Сказкотерапия — это отдельное направление психологии, воздействующее на психику малыша с целью коррекции проблем личностного развития. Например, сказки для борьбы со страхами, с жадностью и пр. Интересные примеры историй на разные темы представлены в картотеке сказок для малышей.

Практические приёмы

Задания такого вида являются очень продуктивными способами достижения целей и решения задач по психологии. К практическим приёмам относятся:

  • рисунки (в двух вариантах — как средство выполнения задания, например, при проведении индивидуального рисуночного тестирования, и как способ отобразить суть занятия, например, нарисовать героя занятия, к примеру, Волка, Медведя, мальчика Петю, девочку Машу и др.);
  • аппликации, поделки (применяются тогда, когда тема занятия довольно обширна, а выполнение рисунка как раз таки также способствует развитию воображения, выделение ключевой для конкретного занятия темы и пр.);
  • проекты (в виде стенгазет, буклетов и пр.), посвящённые конкретизации проблемы какой-либо темы, например, «Герои сказок, которые в начале были злые, а потом подобрели» при рассмотрении вопроса о добре и зле.

На психологических занятиях практические приёмы используются в групповых формах работы

Арт-терапия

Потенциально эффективным практическим приёмом, объединяющим творчество и игру, является арт-терапия (лат. art — искусство, греч. therapeia — лечение). Этот приём ещё называют лечение творчеством: арт-терапия знакомит с миром вокруг, помогает решить целый ряд проблем психологического характера (борется с агрессией, страхами, упрямством, помогает преодолеть кризисные ситуации). Цель приёма — гармонизировать способы самовыражения и самопознания личности при помощи создания оригинальных художественных образов и благодаря этому осознания своей неповторимости.

Таблица: техники арт-терапии
Фотогалерея: примеры рисунков в разных техниках арт-терапии
Дети с большим удовольствием отдаются творческому процессу, что благотворно влияет на их настроение Нанесение хаотичных мазков помогает детям проявить фантазию в придумывании сюжетов для таких рисунков Каждая из техник арт-терапии вносит в деятельность сюрпризный момент: малыш не знает точно, какое изображение у него получится

Игровые приёмы

Игры являются мощным педагогическим приёмом решения поставленных задач в работе с детьми. Психолог использует этот способ взаимодействия с воспитанниками детского сада в нескольких видах:

  • для снятия эмоционального напряжения (например, игра «Обзывалки», в которой малыши передают друг другу мяч и придумывают необидные прозвища – «А ты огурец!», «А ты арбуз!», заканчивается игра кругом словами «А ты моя радость!»);
  • шутки-минутки или физкультпаузы (педагог разъясняет суть задания, дети выполняют движения под текст рифмовки);
  • для проживания эмоциональных состояний (в игре «Дожди» дети средней группы, собравшись в круг, по заданию психолога имитируют разные вида дождя — летний моросящий, ливень, с грозой, с ветром и т. д.);
  • для формирования навыка общаться без конфликтов (в игре «Дракон кусает свой хвост» малыши становятся друг за другом, первый — это голова, последний — хвост, первый старается схватить последнего, а задача остальных не расцепиться при этом);
  • для обучения действенным способам общения (в игре «Как нужно попросить игрушку» малыши работают в парах — один держит игрушку и отдаёт ей только тогда, когда действительно хочет это сделать, а второй подбирает такие слова, чтобы обладатель игрушки как можно скорее согласился с ней расстаться);
  • игры для социального признания (в игре «Король» каждый малыш на 3–4 минуты становится королём, чьи приказы, кроме обидных или унизительных, все остальные участники должны выполнить, после завершения круга педагог беседует с участниками о том, понравилось ли им быть королями и почему);
  • для снятия конфликтности (дети предлагают свои варианты способов примирения сказочных персонажей);
  • для развития чувственной сферы (в игре «Рассказы по фотографиям» дети описывают, какие чувства испытывают изображённые на фото люди, высказывают предположения относительно причин именно таких проявлений);
  • для нейтрализации агрессивности (в игре «Шарик» дети становятся в круг и имитируют надувание шарика, следят за тем, как он «увеличивается», затем малыши, поворачиваясь влево, вправо, показывают свои «шарики» друг другу);
  • игры с гиперактивными малышами (игра «Говори» предполагает, что малыш будет отвечать на разные вопросы, но только после команды педагога «Говори!», взрослый же специально делает паузы разной продолжительности между заданием и командой к ответу).

В публикации педагога Метелевой О.В. можно найти обширную подборку по каждому виду игр.

В песочнице дети практикуются в ведении диалога

Методика организации занятия по психологии

Как и урок любого образовательного направления, занятие по психологии организуется на основании документации, в которой описаны принципы и требования к способам реализации целей и задач работы психолога в ДОУ. И, прежде всего, это рабочая программа, опирающаяся на образовательную программу детского сада и на рекомендации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также целый ряд нормативных документов.

Как составить рабочую программу по психологии

Психолог работает со всеми детьми ДОУ, поэтому программа разрабатывается для проведения занятий сразу с ребятами младшей, средней, старшей и подготовительной групп.

В целевом разделе программы рассматривается:

  • миссия реализации программы;
  • принципы составления программы;
  • психолого-педагогические особенности детей разного дошкольного возраста;
  • панируемые результаты деятельности психолога.

Для каждой возрастной группы в рабочей программе указывается:

  • результаты психологической диагностики по образовательным областям («Познание», «Физическое развитие», «Развитие речи», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие») с указанием диагностируемых параметров, названием методики и перечня методических источников для её проведения;
  • какая развивающая работа и психологическая коррекция по разным образовательным областям планируются;
  • календарно-тематический план работы (занятия по психологии проводятся 1 раз в неделю, начиная с первой младшей группы).

Пример составления рабочей программы по психологии, а также образцы составления календарно-тематических планов представлены в публикации педагога-психолога Долговой С.Г.

Календарно-тематический план помогает структурировать работу по отдельным темам, а также подбирать под сиюминутное значение

Временной план занятия по психологии

Поскольку формально занятие по психологии не отличается от уроков по другим образовательным областям, то и хронометраж будет единым.

Таблица: хронометраж занятия с психологом в детском саду

Таблица: Аноприкова Г., конспект занятия по психологии в первой младшей группе (фрагменты)

Это интересно. Конспекты занятий по психологии с детьми разного возраста можно найти в публикации педагога-психолога из Уфы Гороховой С.А.

Видео: фрагмент психологического занятия в младшей группе

Как составить конспект открытого занятия по психологии

Методика создания сценария конспекта открытого урока по структуре не отличается от составления обычного. Различия касаются лишь некоторых элементов содержания:

  • в уроке не должно быть много игр, со структурой которых малыши незнакомы (приблизительно 1/3 новых и 2/3 уже опробованных);
  • занятие должно быть сюжетно завершено, поэтому лучше, если связанные между собой задания будут подаваться педагогом опосредованно, через сказочного персонажа.
Таблица: Бурдакова О., конспект открытого занятия по психологии на тему «Поможем Буратино» для подготовительной группы (фрагменты)
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мир эмоций» в старшей группе
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Мы будущие первоклассники» в подготовительной группе
Видео: открытое психологическое занятие на тему «Путешествие в сказочную страну» в подготовительной группе

Психологический анализ занятия в детском саду

Занятия любой образовательной направленности обязательно подвергаются двум формам анализа: самоанализу, который выполняется педагогом после каждого урока, и анализу присутствующих, который осуществляется после открытых занятия, обычно организуется 1–2 раза в год. Среди нескольких видов анализа важную роль играет исследование эмоционального фона в группе в процессе образовательной деятельности, то есть психологический анализ.

Алгоритм его проведения един и для самоанализа, и для анализа присутствующими.

Выводы по анализу формулируются в свободной форме по плану, определённому схемой, и могут быть оформлены либо в виде таблицы, либо в виде связного текста. Элементы такого анализа можно найти здесь.

Диагностика является непременным требованием для проведения занятий по психологии

Как проводится психологическая диагностика детей

Психологическая диагностика детей на этом этапе оказывается определяющей для последующего выбора приёмов работы с малышами на занятиях по психологии. Анализ осуществляется по критериям сформированности познавательной и эмоционально-волевой сфер личности.

Таблица: критерии для проведения психологической диагностики
Диагностические карты

Пакет диагностических карт с методиками и итогами тестов, в частности, для исследования познавательной сферы можно найти здесь.

А перейдя по ссылке, можно познакомиться с примером составления по ним психолого-педагогической характеристики на ребёнка.

Проектная деятельность по психологии

Если занятие по психологии — это непосредственная образовательная деятельность в рамках последовательного освоения рабочей программы, которая регулярно реализуется в установленный для возрастной группы временной промежуток, то разработка проекта по психологии предполагает продуктивную деятельность ребёнка (возможно, совместно с родителями и/или педагогом), направленную на разработку отдельного аспекта темы. Как и по любому другому образовательному направлению, проекты по психологии могут быть краткосрочными или долгосрочными.

Краткосрочные проекты

К первым относятся:

  • стенгазеты (например, на тему «Психология в нашей жизни»);
  • плакаты, адресованные, прежде всего, родителям, относительно возрастных особенностей развития малышей;
  • лэпбуки (со старшими дошкольниками педагог может организовать создание лэпбука по типам темперамента персонажей любимых мультфильмов);
  • досуги (например, во второй младшей группе «Я дарю тебе радость»);
  • тренинги (к примеру, для родителей, но с привлечением детей для драматизации сценок для обсуждения).
Фотогалерея: примеры краткосрочных проектов — стенгазет
Детям очень важно донести значимость жизненных ценностей, так что стенгазету по теме стоит повесить на самое видное место Задача подобрать персонажей мультфильмов под типы темперамента решается с помощью многообразных характеров из историй про Смешариков Малышам очень нравятся стенгазеты с их фото, особенно с подходящей лаконичной информацией Важно предупредить родителей о том, что суть газеты должна быть понятна самым маленьким студентам

Проекты, разрабатываемые длительное время

Для их организации требуется больше времени с чётким обозначением трёх этапов разработки темы:

  • подготовительного;
  • реализующего замысел;
  • отчётного.

Иллюстрацией к каждому из этих этапов может быть проект Герасимович Т.А. «Неделя психологии».

Роль психолога в работе с детьми переоценить сложно. Работа этого специалиста направлена на определение и коррекцию развития психологических функций малышей, а также оказание помощи воспитателю относительно выработки общей стратегии образовательной деятельности с ребятами разных возрастных групп. В итоге от сотрудничества педколлектива и родителей с педагогом-психологом во многом зависит развитие личности ребёнка в дальнейшем.

melkie.net

Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста

Татьяна Колпакова Конспект индивидуального развивающего занятия педагога-психолога для работы с ребенком дошкольного возраста

Конспект индивидуального занятия (для работы с ребенком 5-6 лет)

Приготовила: педагог-психолог д/с № 6 Колпакова Т. В.

Тема «Сказка на песке»

Цели:

- Снятие психоэмоционального напряжения у ребенка.

- Развитие мелкой моторики рук.

- Развитие тактильной чувствительности, восприятия, мышления, воображения.

Задачи:

1. Улучшение психологического самочувствия ребенка.

2. Формировать у ребенка представления об окружающем мире.

3. Разыграть сказку, используя песок и мелкие игрушки.

4. Способствовать развитию интеллектуальных возможностей ребёнка, памяти, внимания, воображения.

5. Формирование навыка экспериментирования с песком.

Оборудование:

Солнышко и тучка из цветного картона, песочница, палочки для рисования на песке, маленькие игрушки насекомых, две мышки.

1. Упражнение для снятия психоэмоционального напряжения, напряжения с мышц пальцев рук.

Психолог:

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой.

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй.

Давай мы с тобой погрузим пальчики в песок, и будем сжимать разжимать кулачки. Создадим с тобой «волны»

2. Игра «Необыкновенные следы»

Цель: развитие тактильной чувствительности, воображения.

Оборудование: Песочница.

Ход игры:

Психолог говорит и одновременно показывает движения ребенку, ребенок повторяет слова и движения за психологом.

«Идёт медведь» — кулачками и ладонями с силой надавливать на песок. Мишка косолапый.

По лесу идет, Топ-топ-топ…

«Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

Маленькие зайчики. Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики! Прыг-скок, прыг-скок.

«Ползёт змея» — ребенок расслабленными/напряженными пальцами рук делает поверхность песка волнистой (в разных направлениях).

Змея очковая в песке

Очки вдруг потеряла.

Ползет она в большой тоске,

Ползет куда попало.

«Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение

У сороконожки заболели ножки.

Видишь на дорожке снятые сапожки?

3. Пальчиковая гимнастика «Наши пальчики»

Ручки сильные,

Ручки крепкие,

Десять пальчиков

И все цепкие.

Пальчик большущий,

Пальчик здоровущий.

Ты расти – вырастай

Силу, ум развивай

Пальчик указательный

Разумный и внимательный.

Ты расти – вырастай

Ума – разума нам дай.

Вот и средний пальчик наш,

Мы его потрем сейчас!

А теперь потрем мы пальчик

Безымянный великанчик,

Ты давай расти скорей,

Скажешь имя поскорей.

Вот мизинчик маленький –

Подрастай мой славненький

4. Сказка «Мышонок, который всего боялся»

Психолог: Рассказывает сказку, ребенок должен используя имеющиеся игрушки, выполнять действия по сценарию сказки.

Жил был в норке (предварительно с ребенком необходимо построить норку) маленький мышонок, он боялся всего на свете, боялся дождика, капли которого часто проникали в его норку (ребенок делает дождь из песка, он боялся ветра, солнца, насекомых, которые часто пытались залезть в норку к мышонку. Он так и сидел, пока однажды не услышал, как кто-то недалеко от норки кричит. Это был другой мышонок, который попал в беду, он упал в ямку, и теперь не мог выбраться, пищал и звал на помощь. Трусливому мышонку очень хотелось помочь бедняжке, но он все еще боялся выйти из своей норки. Мышонок так кричал, так звал на помощь, что мышонок больше не мог сидеть и ждать. Он потихоньку начал выходить из своей норки, шаг за шагом, оглядывался по сторонам, боялся каждого шороха и звука, но помочь хотелось сильнее, и он храбро двигался вперед. Наконец, мышонок был у цели, он сказал другому мышонку, что больше беспокоиться не нужно, и помог ему выбраться. С тех пор мышонок ничего не боялся, а с другим мышонком, они стали хорошими друзьями.

5. Обсуждение с ребенком занятия.

- Что тебе сегодня понравилось на занятии?

- Следы, каких животных, ты сегодня изображал?

- Чего боялся мышонок?

- Что помогло справиться мышонку со своим страхом?

- Как бы ты поступил, если кому, то была бы необходима твоя помощь.

Использованная литература:

1. Практикум по песочной терапии Т. Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т. М. Грабенко «Чудеса на песке»

www.maam.ru

Советы психолога: 25 чудесных занятий с детьми

Рене Джейн, сертифицированный тренер личностного роста и магистр в области прикладной позитивной психологии, специализируется на развитии навыков адаптации и стрессоустойчивости детей и взрослых. Она превращает научно обоснованные концепции в легко применимые игровые техники.

Рене является автором уникальной терапии детской тревожности, которые были реализованы в формате короткометражных мультфильмов. Она объединила самые действенные на её взгляд адаптивные технологии в одной статье. Некоторые из них нам давно известны, но забыты, какие-то абсолютно новые, из разряда тех, которые так и хочется испытать. Надеемся, вы найдёте в этом списке то, что подойдёт именно вашему ребёнку.

В помощь родителям: Чем заняться с детьми

1. Инверсия. Успокаивающая сила расположения головы ниже уровня сердца, также известного как инверсия. Будь то расслабление в позе ребёнка или наклоны к пальчикам ног или стойка на голове – подобное изменение позиции тела оказывает общеукрепляющее действие на вегетативную нервную систему, которая контролирует реакцию организма на стресс. Другая успокаивающая поза-упражнение — «собака мордой вниз». Эта поза хороша тем, что способствует сжиганию лишней глюкозы, высвободившейся из-за повышения уровня адреналина.

Подписывайтесь на наш аккаунт в INSTAGRAM!

2. Прыгай выше! Можно устроить соревнование по прыжкам в высоту, длину, на скорость. Это отличный способ выпустить пар. Можно попрыгать со скакалкой под музыку, поддерживая ритм, или поиграть в классики.

3. На пробежку! Доказано, что бег снижает стресс, и порой может быть более эффективным, чем поход к психологу. 10-минутная пробежка не только повлияет на настроение вашего ребёнка, но и продлит стрессоустойчивость на несколько часов.

4. Велик. Велосипед уходит в прошлое, и очень зря. С введением велосипедных дорожек и мощеных трасс в городах езда на велосипеде стала безопаснее, чем когда-либо, и может быть мощной успокаивающей техникой. Это занятие не оказывает чрезмерного давления на суставы, развивает баланс, заменяет физкультуру и может проводиться всей семьёй.

5. Толкай стену. Этот приём помогает избавиться от гормонов стресса без необходимости выходить на улицу или даже из комнаты. Попросите ребенка попытаться толкать стену в течение 10 секунд в 3 приема. Этот процесс позволяет мышцам сокращаться, а затем расслабиться, в результате чего вырабатываются гормоны счастья, как после спортивной нагрузки.

6. Музыка. Музыка способна влиять на настроение, сон, уровень стресса и тревоги. Экспериментируйте со стилями, следите за эффектом. Очень скоро вы узнаете, что именно влияет на вашего ребёнка наилучшим образом. Используйте музыку для создания настроения дома, в машине, в детской.

7. Танцуем! Добавьте компонент физической активности к вашим сеансам прослушивания музыки. Устройте танцевальную вечеринку в гостиной и наблюдайте, как чадо меняет свое настроение.

8. Пение. Танцевать под любимую мелодию – чистое удовольствие. Но пение вслух, даже тогда, когда оно невпопад, способствует выработке эндорфинов, что приносит чувство удовольствия и спокойствия.

9. Мыльные пузыри. Это занятие связано с предыдущим, потому что основано на регуляции дыхания. Ребёнок быстро обретёт контроль над своим дыханием, а значит, и состоянием, если будет дуть на вертушку или надувать мыльные пузыри.

10. Задуваем свечу. Зажгите свечу и дайте ребёнку задуть её. Зажигайте снова и снова, помещая свечку все дальше и дальше от него, чтобы ему пришлось вдыхать всё глубже, чтоб задуть её. Это отличный способ превратить практику глубокого дыхания в игру.

11. Дыши животом. Большинство дышит неправильно, особенно в стрессовой ситуации. Пусть ребёнок представит, что живот – это шарик. Попросите сделать глубокий вдох, чтобы его надуть, и выдох – чтобы сдуть. Почувствуйте эффект уже на 5-й раз.

12. Первобытный клич. Иногда эмоций становится слишком много, чтобы держать их в себе. Пусть ребёнок встанет с широко расставленными ногами и поднятыми руками и почувствует, как эмоции кипят в пальцах ног, поднимаются выше по ногам и всему телу и вырываются через рот. Не нужно кричать слова или придерживаться какой-то программы, пусть делает это так, как ему удобно.

13. Рисование. Рисование не только отвлекает от источника раздражения, но и развивает устойчивость к стрессу в целом. Сейчас тюбики с краской – не единственное помогающее средство, существуют специальные интерактивные доски, игровые приложения и другие помощники: например, пена для бритья и занавеска в ванной.

14. Визуализация. Используя картинки из журналов, ребёнок может собрать на большом постере коллаж своих интересов, фантазий и целей. В процессе творчества он сможет прийти к новым открытиям о себе, и сосредоточение на позитивном моментально меняет настроение к лучшему.

15. Глоток воды. Обезвоживание связывают со снижением умственной деятельности. Налейте ребёнку стакан прохладной воды, пусть медленно выпьет. Попробуйте хоть раз – и увидите успокаивающий эффект, который оказывает эта процедура на нервную систему.

16. Водные процедуры. Успокаивающие ванны действуют на детей так же, как и на взрослых. Используйте пару игрушек для ванной, чтобы научить малыша расслабляться и отпускать заботы дня. Холодный душ производит на организм тонизирующий эффект. Прохладная вода снижает напряжение мышц, улучшает работу сердца и приводит к улучшению настроения. Исследование состояния зимних пловцов показало, что с регулярным погружением в холодную воду снизилось напряжение, усталость и депрессия.

17. Наблюдение за рыбками. Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему в некоторых зонах отдыха есть аквариум? В Университете Эксетера в Великобритании обнаружили, что наблюдение за рыбками снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Чем больше аквариум, тем лучше эффект. Чтобы проверить эту гипотезу, возьмите ребёнка на озеро или в океанариум.

18. Обратный отсчёт со 100. Счёт помогает отвлечься от раздражителя, обратный счёт требует дополнительной концентрации, но не перегружает мозг.

19. Пиши от души. Для детей постарше ведение дневника с описанием своих чувств – действенный способ корректировки состояния, особенно если нет страха, что записи прочтут. Пусть у ребёнка будет тетрадь, которая лежит в надёжном месте, в которой они смогут написать обо всех своих чувствах. Важно убедить ребёнка, что вы никогда не возьмёте её без его разрешения.

20. Благодарность, благодарность, благодарность. Дневник Благодарности похож на обычный личный дневник, упомянутый выше. Исследования показали, что ведение такого дневника оказывает положительное влияние на успеваемость в школе и способствует снижению стресса во внеклассной работе. Лучше завести отдельную тетрадь, в которой ребёнок сможет записывать вещи и события, за которые он благодарен (которые приносят ему радость), и сделать пару записей вместе, чтобы ребёнок понял концепцию.

21. Назови свою эмоцию. Когда переполняют эмоции, достаточно их распознать, чтобы начать успокаиваться. Если ребёнок быстро заводится, придаётся гневу, панике или становятся одержимы идеальным исполнением задачи, попросите его назвать эту эмоцию или состояние. Придумайте специальные фразы, чтобы помочь ребёнку поговорить об этом.

22. Теннисный мяч на спине. Старый приём физиотерапии – катание небольшого твёрдого мяча по спине ребёнка – лёгкий массаж успокаивающего действия. Уделите особое внимание плечам, шее, пояснице – это типичные места скопления напряжения.

23. Мяч для гольфа под ступнями. Катание мяча для гольфа ступнями не только улучшит кровообращение, но и воздействует на точки, отвечающие за расслабление ног. Для достижения лучшего результата катайте мяч по всей поверхности ступни ребёнка, меняя степень давления.

24. Замесите хлеб. Бабушки по всему миру могут подтвердить, что процесс выпечки хлеба снимает стресс. Интернет изобилует простыми рецептами, по которым ваш ребёнок с радостью и перепачканными руками будет мять и переворачивать тесто. Лучшая часть заключается в том, что в конце концов у вас появится домашний хлеб, который наглядно демонстрирует, что напряжение можно сублимировать правильно и результативно.

25. Браслет своими руками. Создание изделий своими руками легко вводит ребёнка состояние «потока», т.е. полного погружения в занятие. Эта концепция распространяется на шитьё, вязание, плетение бисером и даже складывание белья после глажки – любой деятельности, в котором ребёнок забывает о внешнем окружении.опубликовано econet.ru. Если у вас возникли вопросы по этой теме, задайте их специалистам и читателям нашего проекта здесь

©Рене Джейн

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с детьми»

Старикова Ольга Коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога с детьми среднего дошкольного возраста «Знакомство с детьми»

Цель: Установление контакта с детьми. Развитие долговременной зрительной ассоциативной памяти, совершенствование координации тонких движений.

Материалы: игрушка ёжик, листы белой бумаги, карандаши, карточки с изображением ёжика (штриховка на каждого участника, сосновые шишки.

Ход занятия:

Психолог: Здравствуйте дети, сегодня наше первое занятие. Меня зовут Ольга Анатольевна! Каждый понедельник в это время мы будем с вами играть и выполнять интересные задания.

Психолог: Ребята! У нас сегодня в гостях лесной житель. А кто это вы узнаете из загадки:

Лесом катится клубок, у него колючий бок,

Он охотится ночами за жуками и мышами.

Он колючий, словно ёлка,

Весь в заботах, точно пчёлка.

Яблочки, грибки на спинке

Носит быстро по тропинке.

Вся одёжка без застёжек.

Кто, скажите это?.

Я хороший, я пригожий,

Я на кактус чуть похожий.

Я фырчу, меня не трож,

Уколю тебя. Я - … .

-Ежик!

Давайте скажем ему: Здравствуй, Ежик!

+ Здравствуй, Ежик!

-Здравствуйте дети!

Ежик ребята это удивительное существо с маленькими глазками и шустрыми ножками знакомо всем, благодаря своим острым иголкам, которые и спасают ежа от людей и животных. Охотясь на мышей-полевок и змей, собирая яблоки, питаясь ягодами и грибами, ежи приносят пользу людям.

А сейчас Ежик хочет с вами познакомиться и подружится.

Подойдите к нему, погладьте и скажите четко: меня зовут …

Молодцы!

Ёжик приглашает нас прогуляться в воображаемый лес. Давайте встанем в круг повторяйте мои движения: идём тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагиваем через валежник, боком движутся по узкой дорожке, вокруг которой растет крапива, осторожно ступают по шаткому мостику, перекинутому через ручеек, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.

Молодцы!

А сейчас сядем на полянку и послушаем стихотворение.

Психолог: Запомните стихотворение, который я прочту

Что ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

Ребята, а как ежик защищается от других животных.

Давайте поиграем.

Дети, изображая ежиков, ползают на четвереньках по группе. Когда психолог показывает игрушку (лису, волка или медведя, дети должны сгруппироваться и сидеть неподвижно.

Игра повторяется 2-3 раза.

Некоторым детям сложно соблюдать условие игры: не двигаться при появлении лисы (волка, медведя) — они стремятся убежать, спрятаться. Вхождение в роль поможет преодолеть импульсивность. Детям напоминают, что ежи не умеют бегать, как зайцы, не умеют лазить по деревьям, как белки, — но у них есть надежное укрытие — иголки.

Упражнение на развитие координации тонких движений.

Психолог: Перед вами лежат карточки с изображением ёжика.

Возьмите карандаш и нарисуйте ёжику иголки.

Психолог: У вас все очень хорошо получилось!

Пальчиковая гимнастика «Ёжик» с использованием сосновых шишек.

Психолог: а сейчас я предлагаю вам немного отдохнуть, помогут нам в этом вот такие ежики — сосновые шишки.

Ежик, ежик, хитрый еж (катаем по ладошке)

На клубочек ты похож, (по большому пальцу)

На спине иголки (по указательному пальцу)

Очень-очень колки (по среднему пальцу)

Хоть и ростом ежик мал (по безымянному пальцу)

Нам колючки показал (по мизинчику)

А колючки тоже на ежа похожи. (Круговыми движениями прокатываем шарик на ладони).

Упражнение для профилактики нарушения зрения.

Психолог: Сядьте по удобнее, ноги стоят ровно, спина прямая.

Работают только глаза, вспомните колючки на спине у ежика, они похожи на вот такой зигзаг. Проводим зигзаг сначала слева направо, затем справа налево.

Психолог: а сейчас давайте вспомним стих, который мы выучили в начале нашего занятия. (Участники вспоминают стих)

Что ты, еж, такой колючий?

-Это я на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки да медведи!

Психолог предлагает спеть ежику песенку.

Выбирается ребенок, который будет изображать ежа. Он садится и обхватывает руками колени (или ложится и сворачивается калачиком). Психолог и остальные дети встают вокруг него и поют песенку.

Шли по лесу не спеша.

Вдруг увидели ежа.

- Ежик, ежик, — мы друзья,

Дай погладить нам тебя,

Все наклоняются и ласково прикасаются к «ежику».

Игра повторяется 2-3 раза.

Чтобы каждый ребенок побывал в роли ежа, можно предложить сесть в центр круга сразу нескольким детям.

Психолог:

- Ну, что же, ребята, ежику пора возвращаться в свой лес.

Психолог: Молодцы! Ежику понравилась ваша работа на занятии. До встречи!

www.maam.ru

Зачем нужны и сколько стоят занятия с психологом?

Столкнувшись с определенной проблемой в жизни, мы обращаемся за помощью к соответствующему специалисту. Сломался компьютер — вызываем мастера по работе с программным обеспечением, заболел зуб — записываемся на прием к стоматологу. Но в ситуации, когда болит душа, в нашей культуре принято в лучшем случае выговариваться лучшему другу, в худшем — заливать проблемы алкоголем. Такие способы решения психоэмоциональных проблем сложно назвать по-настоящему действенными.

Работаем и развиваем личность в себе: зачем нужны занятия с психологом?

Другое дело — обращение за помощью к специалисту в области душевного здоровья — психологу. Хотя внешне психотерапия выглядит как разговор двух людей, консультация у психолога не имеет ничего общего с дружеской беседой. Психолог не поучает, не говорит, что чувствовать и делать клиенту в связи со сложившейся в его жизни сложной ситуацией.

Единственный способ выхода из жизненного кризиса — личностный рост. Задача психолога — грамотно направлять этот процесс, подстраховывать клиента на пути изменений. Терапевт с помощью специальных психологических приемов помогает исследовать клиенту неосознаваемые переживания настоящего и прошлого. Результат занятий с психологом — повышение осознанности, принятие своей индивидуальности, рост самооценки. Человек начинает осознавать скрытые причины перемен в своем поведении, настроении. И теперь видя свой жизненный путь более ясно, принимает новые, более эффективные решения, которые помогают ему улучшить отношения с окружающими, достигать больших успехов в профессиональной сфере.

В решении психоэмоциональных трудностей помогают не только индивидуальные консультации, но и групповые занятия с психологом. Отношения, складывающиеся между участниками группы, создают благоприятные условия для психологических изменений. Группа является обществом в миниатюре. Реакции, возникающие и прорабатываемые в контексте взаимодействий между членами группы, помогают в разрешении межличностных конфликтов в реальной жизни. К тому же поддержка от людей со сходными проблемами оказывает существенную помощь.

Занятия психолога с детьми

Самый ответственный период в психическом развитии и становлении личности — детский и юношеский возраст. На это время приходится наибольшее количество нормативных кризисов — критических моментов в функционировании психики, вызванных естественными возрастными изменениями личности (кризис первого года жизни, кризис трех лет, семи лет, подросткового возраста). Каждый кризис развития характеризуется своими сложностями и испытаниями — как для ребенка, так и для родителей.

Плановые занятия с детским психологом в детских садах и школах проводятся с целью диагностики психического развития ребенка: памяти, мышления, воображения, внимания, моторных навыков, особенностей эмоциональной и поведенческой сферы. При этом детский психолог не занимается постановкой медицинских диагнозов, назначением психотропных препаратов. Это удел психиатров. Зато психолог может вовремя заподозрить отклонения в развитии малыша и провести психологическую коррекцию.

Занятия с психологом проводятся не только планово. Порекомендовать обратиться к психологу могут воспитатели или учителя, если видят, что ребенку трудно адаптироваться к учебному режиму, общаться в среде сверстников, если он постоянно встревожен, агрессивен или слишком застенчив.

Да и самим родителям полезно знать, когда ребенку требуется психологическая помощь.

  • подготовка к детскому саду или первому классу школы (проблемы с усвоением социальных норм, гиперактивность, низкая стрессоустойчивость);
  • проблемы в отношениях между родителями (конфликты, развод и предразводное состояние);
  • смерть или тяжелая болезнь близкого члена семьи;
  • тики, энурез, заикание;
  • нарушения сна, ночные кошмары;
  • страхи и фобии;
  • эмоциональная неустойчивость;
  • проблемы с выбором профессии у старших подростков.

Чего не стоит ожидать, отправляя ребенка к психологу, так это того, что специалист сделает малыша удобным для взрослых. Работая с трудным ребенком, психолог в первую очередь действует в его интересах. Не надейтесь, что терапевт «поколдует» и сделает вашего своенравного ребенка тихим, послушным, или, например, превратит спокойного интроверта в активного лидера среди сверстников. Более того — будьте готовы к тому, что меняться придется вам. Поскольку основная социальная среда, влиянию которой подвержен ребенок — это семья, то зачастую работа проводится не только с ним. Родителей также могут попросить посещать индивидуальные занятия с психологом и работать над изменением привычного стиля взаимодействия с ребенком, проекциями на малыша собственных ожиданий и страхов.

Занятия с психологом длятся, как правило, не более часа и проводятся для детей дошкольного и раннего школьного возраста в игровом режиме. Игра позволяет установить с малышом доверительный контакт, мягко провести диагностику его состояния, освоить новые навыки поведения в психологически комфортной ситуации. Широко используется рисунок, сочинение сказок, драматическое разыгрывание — в общем, все то, что использует детскую фантазию.

Еще один эффективный способ лечения детских неврозов — гипнотерапия. К примеру, гипноз помогает быстро и безболезненно избавить ребенка от заикания. Посмотрите видео на эту тему психолога-гипнолога Батурина Никиты Валерьевича:

Групповые психологические занятия с детьми

Основные цели проведения групповых занятий с психологом для детей — социализация и коррекция поведения через взаимодействие с участниками группы. Группы занятий с психологом особенно полезны в преддверье школы для выработки привычки к учебному режиму, постороннему шуму. Для ребят, которые привыкли заниматься одни, и особенно для тех, кто не посещал детский сад, стрессом может оказаться каждый школьный урок, где постоянно шумят, что-то выкрикивают.

Для коррекции внутрисемейных проблем формируется группа, напоминающая по своей структуре семью — состоящая из нескольких детей и двух терапевтов. В такой группе проще всего воспроизвести семейную атмосферу и внутрисемейные сцены.

Стоимость одного занятия с психологом в Москве длительностью 50 минут — 3000 рублей и выше. При этом групповая терапия несколько дешевле, чем индивидуальные занятия психолога с детьми — от 1000 рублей. Попробовать проводить психологические занятия с детьми можно и самому.

Советы психолога: простые психологические занятия с детьми

Избавиться от накопленного стресса, агрессии помогут:

  • битье подушки;
  • энергичные танцы;
  • первобытный клич: попросите малыша встать с широко расставленными ногами, поднятыми вверх руками и прокричать какой-нибудь боевой клич;
  • приготовление теста: малыш с огромным чувством гордости возьмется помогать вам на кухне, с огромным удовольствием будет пачкать руки в муке, месить тесто, и незаметно для себя снимет стресс.

Способствуют регуляции дыхания и успокоению нервной системы:

  • выдувание мыльных пузырей;
  • пение;
  • задувание свечей: относите свечи от малыша все дальше и дальше с каждым успешным их задуванием;
  • брюшное дыхание: попросите ребенка представить, что его животик — надувной шарик, который нужно надуть при вдохе и сдуть при выдохе.

Другие способы успокоить ребенка:

  • наблюдение за рыбками (снижает кровяное давление и частоту сердечных сокращений): сводите малыша в океанариум, а лучше приобретите аквариум для дома;
  • обратный отсчет — требует дополнительной концентрации и отвлекает от неприятных переживаний: попробуйте вместе считать звезды, листья на деревьях, прохожих за окном;
  • рукоделье — вязание, плетение браслетика, шитье одежды для кукол легко вводит ребенка в спокойное состояние.

Научите малыша понимать и озвучивать свои негативные эмоции. Придумайте специальные названия, которые помогут ребенку быстро их распознать и дадут рассмотреть как бы со стороны. Например, вместо «ты злишься?», можно спросить «в тебе опять проснулся Халк (склонный к гневу персонаж комиксов)? Почему он злится?».

С детьми впечатлительными, тревожными рекомендуется рисовать, добавлять забавные детали объекту страха на рисунке. Проявляющийся при рисовании интерес постепенно гасит негативные эмоции.

propanika.ru

Занятия с психологом

Необходимость занятий с психологом возможно определить после проведения комплексной психолого-педагогической диагностики. На этапе диагностики психолог обращает внимание и оценивает.

  • особенности поведения и адаптации ребенка;
  • мотивацию к игре и общению;
  • выбор деятельности и ее разнообразие;
  • особенности коммуникации.

В результате обследования педагог-психолог может дать родителям устные либо письменные рекомендации, предложить различные формы и варианты занятий.

Основным направлением деятельности психолога является социально-эмоциональное развитие ребенка.

При планировании работы по коррекции нарушений в эмо­циональной и социальной сферах учитывается:

  • первичный запрос родителей;
  • результаты диагностического обследования;
  • особенности внутрисемейных отношений и воспитания;

Специалисты выделяют основные типы семейного воспитания, оказыва­ющие отрицательное воздействие на ребенка:

  • Гиперопека матери;
  • Жесткость требований матери;
  • Завышение требований матери.

- В тех случаях, когда проблемы ребенка в большей степени связаны с нарушением типа семейного воспитания (см. выше), вначале про­водится индивидуальная работа с родителями в формате беседы или консультаций. Такая работа включает в себя:

  • выявление причин нарушения взаимодей­ствия в семье;
  • разрешение ряда психологических трудностей в конкретной семье.

Далее проводится работа с парой «ро­дитель - ребенок» в форме беседы и/или игровых занятий.

Для детей, имеющих нарушения в эмоциональной и соци­альной сферах, не связанных с «отрицательным» типом семейного воспитания, проводятся индивидуальные или групповые занятия. Индивидуальные занятия нацелены на развитие взаимодействия со взрослым, педагогом, зачастую являются предварительным этапом перед включением ребенка в коллектив сверстников. Групповые занятия нацелены на развитие способности ребенка играть рядом, а затем и вместе с другими детьми, выполнять общую задачу, формируется спо­собность подождать, пока играет другой ребенок.

Структура индивидуального занятия с психологом в Центре развития речи «Говорить легко»:

  • Приветствие (ритуал «входа в занятие»);
  • Специально организованная игра с психологом (нескольких игр различного вида/игровых заданий, направленных на решение задач социального, эмоционального, когнитивного и моторного развития);
  • Свободная игра ребенка (в это время проводится беседа с родителями, отмечаются все положительные изменения, а также намечаются дальнейшие перспективы развития ребенка, на что следует обратить особое внимание, роди­тели задают интересующие их вопросы);
  • Прощание (ритуал «выхода из занятия»)

Продолжительность одного занятия – 45 минут. Занятия проводятся не менее 2 раз в неделю, в зависимости от сложности выявленных наруше­ний.

Занятия с психологом при ОВЗ

Психологическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) состоит из следующих составляющих:

  • психодиагностика;
  • психологическое консультирование;
  • психокоррекция;
  • психологическая поддержка.

Психологическая помощь детям с ОВЗ значительно отличается от помощи типично развивающимся детям, как по целям, так и по содержанию и динамике процесса.

В процессе психологической помощи детям с ОВЗ учитываются:

  • структура и специфика развития;
  • социальная ситуация развития;
  • степень выраженности изменений личности в связи с ОВЗ;
  • особенности межличностных отношений в семье.

Занятия психолога с детьми с ОВЗ направлены на:

  • повышение социальной активности;
  • развитие самостоятельности;
  • укрепление социальной позиции;
  • формирование ценностных установок;
  • развитие интеллектуальных процессов.

Психологическая помощь детям с задержкой психического развития (ЗПР) представляет собой систему психолого-педагогических воздействий, которые решают следующие задачи:

  • развитие гностических процессов детей с ЗПР, которые соответствуют его физическим и психическим возможностям;
  • укрепление социальной позиции личности ребенка с ЗПР в семье и коллективе сверстников;
  • формирование адекватной самооценки;
  • развитие самостоятельности и активности;
  • устранение вторичных нарушений в социально-эмоциональной и личностной сферах;
  • диагностика и коррекция стиля семейного воспитания.

У дошкольников с ЗПР наблюдаются следующие отклонения:

  • недоразвитие игровой деятельности;
  • недостаточная познавательная активность;
  • быстрая утомляемость и истощаемость;
  • нарушения сенсорно-перцептивных процессов;
  • недоразвитие эмоционально-волевой сферы.

В связи с этим занятия психолога с детьми с ЗПР направлены на:

  • формирование и развитие игровой деятельности;
  • развитие эмоциональной сферы и общения;
  • формирование перцептивных операций;
  • формирование сенсорных эталонов;
  • развитие творческих способностей;
  • активизация познавательных процессов;

Сам процесс коррекции происходит во время обучения дошкольников с ЗПР продуктивным видам деятельности таким как: конструирование, рисование, лепка и аппликация, а также в игровых ситуациях.

Наиболее типичной моделью психического недоразвития является умственная отсталость. Психическое недоразвитие при умственной отсталости носит тотальный характер и охватывает все сферы психики. Исходя из этого, психологическая помощь детям с умственной отсталостью является комплексным процессом, включает в себя два основных блока:

  • адаптация ребенка к имеющемуся у него дефекту;
  • обучение родителей адекватному способу взаимодействия с ребенком.

У детей с умственной отсталостью на передний план выступает интеллектуальное недоразвитие, при котором отмечается:

  • недоразвитие абстрактного мышления;
  • низкий уровень образования понятий;
  • низкая степень сформированности обобщений;
  • нарушения константности и предметности восприятия;
  • замедленный темп узнавания предметов;
  • трудности обобщения сенсорных сигналов.

Занятия психолога с детьми с умственной отсталостью направлены на:

  • формирование перцептивных операций;
  • формирование понятий о сенсорных эталонах;
  • развитие константности и предметности восприятия;
  • формирование наглядно-действенного и наглядно-образного мышления.

Важным подходом при психологической коррекции детей с умственной отсталостью является предметно-практическая деятельность. Занятия проводятся в рамках того вида деятельности, которая доступна дошкольнику с психическим недоразвитием в данный момент.

Дети, страдающие детским церебральным параличом (ДЦП), получают психологическую помощь вследствие особенностей умственного и эмоционально-волевого развития. Психологическая помощь подразумевает под собой систему мероприятий, направленных на:

  • формирование/развитие психических функций;
  • укрепление социальной позиции личности;
  • повышение социальной активности;
  • развитие психологических механизмов социальной интеграции;
  • развитие интеллектуальных процессов;
  • устранение вторичных личностных реакций на физический дефект.

Занятия психолога с детьми с ДЦП направлены на:

  • развитие эмоционального взаимодействия с окружающими;
  • формирование/развитие предметной и игровой деятельности;
  • активизация сенсорных функций;
  • формирование пространственных и временных представлений, коррекция их нару­шений;
  • развитие высших психических функций (память, внимание, мышление);

Психологическая помощь детям с расстройствами аутистического спектра (РАС) базируется на основных клинических проявлениях, наблюдаемых при данном нарушении развития: нарушения коммуникации, трудности в поведении, задержка психического развития.

Основными направлениями работы психолога с детьми с аутизмом будут являться следующие направления:

  • ориентация аутичного ребенка вовне;
  • обучение ребенка простым навыкам контакта;
  • обучение более сложным формам поведения;
  • развитие самосознания и личности.

Основные задачи психокоррекционной помощи детям с аутизмом:

  • налаживание контакта с аутичным ребенком;
  • преодоление негативизма при общении;
  • смягчение эмоционального и сенсорного дискомфорта;
  • повышение психической активности;
  • развитие целенаправленной деятельности;
  • преодоление нежелательных форм поведения.

Занятия с психологом по возрастам

Занятия с психологом имеют свою специфику в каждом определенном возрасте и строятся на основании диагностики, а также запроса родителей. Написание индивидуальной программы опирается на данные диагностики, нацелено на удовлетворение ведущей потребности возраста, и основывается на развитии ведущего психического процесса или сферы психики.

Занятия психолога с детьми 3-4 лет нацелены на:

  • освоение различных способов взаимодействия со взрослыми

и сверстниками в игре и коммуникации;

  • формирование нравственных эмоций «хорошо – плохо»;
  • поддержание всех видов активности ребенка;
  • развитие умения действовать и играть по правилам;
  • формирование умения сочувствовать, сопереживать;
  • развитие эмоциональной отзывчивости;
  • формирование позитивной самооценки ребенка.

Занятия психолога с детьми 4-5 лет нацелены на:

  • создание условий для развития творческого воображения;
  • развитие умений действовать по правилам, усложнение правил;
  • активизация познавательной активности дошкольников;
  • активизация способностей к эмоциональной отзывчивости;
  • способствование перехода детей от соучастия к сотрудничеству

со взрослыми в различных видах деятельности.

Занятия психолога с детьми 5-6 лет нацелены на:

  • формирование элементов произвольности психических процессов

у детей во всех видах деятельности;

  • развитие чувства эмпатии;
  • стимуляция к проявлению инициативы и самостоятельности мышления

в различных видах деятельности;

  • активизацию творческих способностей детей;
  • развитие способности к совместной работе и сотрудничеству;
  • формирование умения планировать собственную деятельность;

Занятия психолога с детьми 6-7 лет нацелены на:

  • формирование учебно-познавательной мотивации;
  • развитие мышления;
  • формирование произвольности всех психических процессов;
  • развитие способности удерживать внутреннюю позицию ученика;
  • формирование коммуникативных навыков сотрудничества

в общении со сверстниками;

  • развитие способностей к адекватной самооценке;
  • активизация построения внутреннего плана действий;
  • формирование этических представлений.

easy-speech.ru


Смотрите также