Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Состав числа 10 задания


Состав числа до 10 домики

Понимание состава числа – залог правильного и четкого письменного и устного счета. Официально при зачислении в школу ребенок не обязан разбираться в математике, однако большинство малышей идут в 1 класс, владея элементарными арифметическими навыками. Помогая дошкольнику выучить счет до 10 и состав этого числа, вы серьезно облегчаете начало его учебы. Существует несколько эффективных методик, позволяющих проводить обучение в виде игры или в других бытовых ситуациях. Выясним, как заинтересовать ребенка и объяснить ему состав числа.

В возрасте 5-6 лет дети уже хорошо знают цифры, знакомятся с простыми арифметическими действиями. Именно в этом периоде стоит уделить немного времени на упражнения и объяснить ребенку состав чисел до 10. Однако важно, чтобы малыш уже освоил:

  • прямой устный счет до 10;
  • обратный счет от числа 10 до 1;
  • пересчет и отсчет предметов;
  • состав числа по единицам (например, 2 состоит из 1 и 1, 3 – из 1 и 1 и 1).

Все эти навыки свидетельствуют о том, что ребенку уже можно объяснить состав любого числа в пределах 10.

Что пригодится для домашних занятий?

Занятия станут эффективней, если заранее подготовиться и собрать необходимый учебный материал:

  • палочки для счета;
  • игровые кубики;
  • карточки с изображениями цифр;
  • разноцветные камешки или пуговицы;
  • счеты;
  • домики для чисел.

Вы можете приобрести готовые развивающие наборы в магазинах канцелярии или игрушек, либо смастерить все необходимые предметы вместе с ребенком. Второй вариант предпочтительнее.

Эффективные методики

Объяснять состав числа 10 нужно постепенно, разделив обучение на несколько логичных блоков. На первых занятиях следует уделить внимание цифрам 2 и 3, их взаимоотношениям и возможным комбинациям. Далее можно переходить к занятиям с наглядными карточками и уже после подключать числовые домики.

Занятие 1: осваиваем цифры 3, 2, 1

Возьмите любимые игрушки и вещи малыша (кубики, куклы, машинки). Начните упражнение с разбора числа 2 и покажите ребенку, какими способами его можно получить:

  • Положите на стол перед малышом один предмет и попросите ребенка сделать так, чтобы их стало два. Обычно ему не сложно догадаться, как справиться с заданием. Если потребуется, дайте подсказку.
  • Объясните малышу, что 2 является числом, состоящим всегда из пары единиц.
  • Попросите ребенка выложить на стол по 2 понравившихся предмета.
  • Когда двойка будет закреплена, переходите к изучению тройки. Расскажите ребенку, что если к 2 добавить 1 – получится 3. Положите перед ним две монетки и рядом еще одну. Малыш должен усвоить, что нет никакой разницы между 3 монетами вместе, 2 с 1 или 1 с 2.

Постепенно усложняйте задание. Четверку получить в игровой форме так же просто, как и тройку. Здесь могут помочь шахматы или шашки. Предложите ребенку выбрать 2 фигуры одного цвета (белый), а затем повторить задание. Спросите: сколько шахмат останется, если 1 светлую заменить на 1 темную? А что будет, если объединить 2 черные и 2 белые фигуры? В конце он должен понять, что получить число 4 можно при каждом возможном варианте перестановки.

Переходить к следующему блоку заданий стоит тогда, когда малыш поймет, что все эти действия приведут к результату известному заранее:

  • 2 — это 1 + 1, 2 + 0;
  • 3 — это 2 + 1, 1 + 2, 3 + 0;
  • 4 — это 1 + 3, 2 + 2, 3 + 1, 4 + 0.

По такому же принципу объясните оставшиеся числа до 10.

Задание 2: числовые карточки

На этом этапе ребенок уже должен уяснить, что складывая разные цифры, можно получить любой результат. Но когда следует узнать состав определенного числа, нужно идти от обратного – от заранее выясненного ответа. Вам необходимо вместе с ним разобрать все пары слагаемых, приводящих к единому результату. Для этого отлично подойдут числовые карточки. Вариантов обучения несколько:

  • Нарисуйте на карточках, например, 5 бабочек и предложите ребенку собрать нужное количество из предложенных заготовок.
  • Предложите ему несколько раз самостоятельно собрать комбинации, при которых их сумма в итоге будет равняться 5.
  • Попросите ребенка объяснить вам, как получить какое-либо число. Допускайте ошибки, малышам придется задействовать все свои способности чтобы их вычислить.

Приступать к последнему блоку заданий следует тогда, когда чадо сможет подбирать все варианты состава указанного числа.

Задание 3: числовые домики

Арифметические домики отлично помогают окончательно понять и закрепить в знаниях ребенка понятие о составе любого числа, а также развить навык устного счета.

Дом для чисел представляет собой здание, имеющее крышу и несколько этажей с квартирами в два ряда. Высота сооружения зависит от числа, к которому нужно подобрать все возможные комбинации цифр. Чтобы объяснить ребенку состав числа 2, достаточно нарисовать дом с двумя этажами (0+2, 1+1) и так далее.

Заготовки домиков можно найти в учебниках по математике или же изготовить самостоятельно из картона.

Как построить ход занятия:

  • Положите на стол пустой дом, разместив в его крыше карточку с числом от 2 до 10 (пусть будет 6).
  • Объясните ребенку, что на каждом уровне в квартирах находится столько людей, сколько написано на крыше.
  • Поставьте условие: на первом этаже в 1 квартире живет всего один человек. Малышу нужно подумать и определить, сколько жильцов живет в квартире номер 2 (правильный ответ – 5).
  • Теперь, когда алгоритм решения задачи ясен, попросите ребенка заселить все оставшиеся квартиры, меняя начальное количество жильцов на каждом новом этаже. В итоге на 2-м этаже будет 2 и 4 жильца, на 3-м – 3 и 3, на 4-м – 0 и 6. Таким образом, малыш сможет освоить все существующие комбинации цифр.

Небольшой лайфхак: расскажите, что любое число всегда состоит из 1 и предыдущей цифры по порядку. Так, если требуется выяснить состав числа 7, сразу готов первый ответ: 7 – это 1 и 6.

Когда все пары цифр и состав 10 будут освоены, можно усложнять задания.

Изучение второго десятка

Если вам удалось объяснить ребенку, что такое математический состав числа, то следует перейти к одному из самых сложных моментов – работе с десятками. Малыш обязательно спросит, почему 6+5=11, из-за чего оно так называется и записывается. В первую очередь расскажите, что для удобства большие числа считают десятками. Например, 6 и 4 – это один десяток. Поскольку в задаче требовалось прибавить 5, а 4 мы уже добавили, то не хватает всего единички. Поэтому выходит:

  • 6+5 – это 6+4 и еще 1;
  • 6+4=10;
  • последнюю единицу записываем вместо 0, получается 11.

Сначала ребенку ничего не будет понятно, но спустя время он усвоит основный принцип работы с десятками. Облегчить задачку можно с помощью наглядного упражнения:

  • попросите отсчитать 10 конфет и сложить в одну миску;
  • теперь нужно отложить еще 7 лакомств в другую емкость;
  • под каждой миской следует разместить карточку с изображением числа, соответствующему количеству конфет;
  • попросите малыша сложить все вместе и сказать, сколько конфет получилось;
  • для большего понимания объясните, что 10 в двузначном счете обозначают 1;
  • правильный вариант: ребенок пишет единицу и 7 рядом, что означает 17.

Подобные примеры можно проводить и с большим количеством предметов. Например, дошкольник должен знать, что 32 – это 3 десятка плюс еще 2 единицы.

Как помочь ребенку?

Числа от 2 до 10 в повседневной жизни встречаются очень часто, а обучение счету – во многом креативный процесс. Помочь с освоением цифр просто даже без покупки специальных приспособлений:

  • Малышу нравится спорт? Подсчитывайте с ним количество забитых мячей в ворота.
  • Ребенок любит природу? Разглядывайте деревья на лужайке, сравнивайте, с какой стороны их больше, а с какой меньше.
  • Чадо постоянно что-то рисует? Предложите ему изобразить определенное количество предметов на листе. Увлекается лепкой? Попросите смастерить фигурку с 3 лапами, 2 хвостами и 1 ухом.
  • Хитрите. В течение дня спрашивайте у малыша «если я возьму у тебя одно печенье, то сколько у тебя останется?» и подобное.

В комфортной игровой атмосфере ребенок быстро разберется с составом всех чисел и будет считать 1 2 3 4 5 и до десятка правильно.

Если вашему малышу плохо дается устный счет, то можно предположить проблемы с мышлением, вниманием или недостатком концентрации. Направить энергию в нужное русло позволят игры от BrainApps. Сервис предлагает свыше 100 тренажеров, позволяющих развивать и совершенствовать интеллектуальные способности. Зарегистрировавшись на сайте, выберите необходимую категорию игр:

  • Для улучшения памяти. Тренажеры типа «Числовой охват», «Запоминай и прокликай» и «Найди пару» разовьют объем памяти, улучшат ее точность и усовершенствуют объем внимания.
  • Для развития мышления. Игры «Фруктовая математика», «Сравнение цифр по памяти» и «Перемещения» улучшат зрительную и пространственную память, разовьют логику и научат ребенка быстро находить ответы на поставленные вопросы.
  • Для совершенствования внимания. Тренажеры «Найди фигуру», «Космос» и «Концентрация» помогут малышу лучше концентрироваться и направлять внимание в нужное русло.

Совместные игры с дошкольником онлайн – не только увлекательное, но и полезное хобби. Чадо сможет развиваться, достигать поставленных целей и соревноваться с вами или сверстниками. Все, что нужно – подключение к сети и свободное время.

Рекомендации родителям

Понимая важность объяснения состава чисел, старайтесь придерживаться предложенных рекомендаций, которые помогут дошколенку спокойно освоить и запомнить новую информацию:

  • У всех бывают кризисы, но нужно помнить, что это временное явление.
  • Давайте больше свободы. Часто требования родителей не соответствуют возможностям малыша. Подумайте, все ли ваши запреты обоснованы.
  • Учитывайте детское мнение. Нужно четко понимать, что у дошкольника есть собственное мнение и суждения. Постарайтесь их принять.
  • Заставлять малоэффективно. Назидание и приказной тон во время занятий не дадут положительного эффекта. Если малышу не хочется учить числа и примеры с цифрами 1 2 3 кажутся ему страшными, узнайте, в чем причина. Объясните, зачем и почему нужно учиться.
  • Терпение и оптимизм – ваши лучшие спутники. Хорошее настроение, атмосфера любви, поддержки и взаимопонимания направляют стремления в нужное русло.

Также рекомендуется придерживаться стратегии позитивного оценивания малыша:

  • Демонстрируйте свое доброжелательное отношение.
  • Совместно находите и анализируйте ошибки.
  • Обсуждайте варианты и способы устранения ошибок вместе.
  • Поддерживайте и выражайте уверенность в том, что у него обязательно все получится.

Не забывайте закреплять результаты и включать в программу обучения развивающие мультфильмы и другие видео.

iqclub.ru

Урок по математике на тему "Число 10. Состав числа 10" (1 класс)

Урок математики в 1-м классе по теме: «Число 10. Состав числа 10»

Тема: Число 10. Состав числа 10.

Тип урока: Ознакомление с новым материалом.

Задачи:

  1. Познакомить с числом 10 и его составом.

  2. Учить операциям сложения и вычитания в пределах 10 с опорой на его состав.

  3. Закрепить знания составов чисел до 9, действий в пределах 9.

  4. Учить самостоятельности и умению слушать других.

  5. Развивать речь, память, внимание и логическое мышление.

Оборудование: учебник «Математика» 1 класс Моро М. И., С. И. Волкова,

С. В. Степанова; рабочая тетрадь, сюжетные картинки, образец цифры 10, счетные палочки.

Ход урока

1. Орг. момент.

-Прозвенел уже звонок

Начинается урок.

Куда мы с вами попадём

Узнаете вы скоро.

В стране далёкой мы найдём

Помощников весёлых.

2.Сообщение темы урока.

Сегодня мы узнаем, какое число при счёте стоит за числом 9, как оно получается, как будем обозначать его на письме и научимся писать. А так же изучим состав этого числа и поупражняемся в счёте.

3. Актуализация знаний.

- Ребята, посмотрите на доску. В домиках № 7 и № 9 некоторые жильцы получили странное послание.

- Тогда в тетрадях запишите этих жильцов – пропущенные числа в парах состава чисел 7 и 9, а на доске работают двое.

- Сейчас расположите числа в порядке убывания, и в соответствии с буквенным кодом прочитайте им послание. Что у вас получилось?

- Что такое клад?

- Хотите найти математический клад?

- Какими качествами должны обладать кладоискатели?

- А кто ещё всегда ищет клады?

Работа с примерами на доске

Посмотрите, пираты нас хотят опередить, они уже на острове. Давайте узнаем, найдут ли они клад, для этого вычислим примеры. Что у вас получилось?

- Что заметили? Верно, ответ предыдущего примера становится началом следующего. Такие примеры называются “круговыми”. Ответ последнего должен быть началом всей цепочки:

- Где можно было ещё замкнуть круг?

- Это нам позволит обогнать пиратов. Пусть они ходят по кругу, а мы пойдём вперёд к цели. Вот и нужное место. Надо копать.

III. Физкультминутка.

Копаем землю и её выбрасываем их ямы (имитация движений под счёт до 9).

IV. Новый материал.

- Ну, вот и заветный сундук, но на нём замок. На замке числа. Какие, узнаем, выполнив математический диктант. Все пишут в тетради, а на доске двое. Внимание:

- запишите число, следующее за 7 (8)

- запишите число, предыдущее 5 (4)

- запишите число, стоящее между 6 и 8 (7)

- запишите соседей числа 2 (1 и 3)

- запишите число, стоящее справа от 8 (9)

- запишите число, стоящее слева от 6 (5)

- я задумала число, оно предшествует 3 (2)

- Елена Илларьевна задумала число, оно следует за 5 (6)

- Проверяем (взаимопроверка) работу на доске.

- У нас получился числовой ключ, чтобы им открыть замок, надо числа расположить в порядке возрастания. Пишите и диктуйте: (учитель на доске)

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

- Какое число следует в ряду чисел за 9?

- Вот он и наш клад – число 10!

- Какая же тема нашего урока?

- Чему будем учиться?

- Что знаете про число 10?

- Число 10 – самое маленькое двузначное число, в записи берутся 2 цифры. Что обозначает цифра 1? Что у человека есть в количестве 1 десятка? ( руки, пальцы на ногах, 1 десяток яиц)

– Чем запись числа 10 отличается от остальных известных нам чисел? (используем две цифры)– 1 – очень важное число. Каждый человек в мире уникальный, единственный. Одна мама у ребенка, одно солнце на небе. Но это число часто грустит. Грустно человеку жить одному. Да и нолю одному несладко.

Цифра вроде буквы О – Это ноль иль ничего.Круглый ноль такой хорошенький,Но не значит ничегошеньки!Если слева, рядом с ним,Единицу примостим,Он побольше станет весить,

Потому что это – десять!

– Давайте запишем новое число в тетради.(образец на доске)

- В тетради запишем строчку числа 10. сколько получилось десятков? Кто знает, какое это число?

- Нам надо разложить 10 алмазов из нашего клада в 2 мешочка. Как можно это сделать? (В тетради – дети, учитель – на доске)

- Что у нас получилось? (состав числа) Какие случаи лишнее? Почему? (По переместительному свойству сложения)

- Что будем запоминать? (Хором, по одиночке, с закрытыми глазами)

- Кто сможет закончить состав 10 в разбивку? (Учитель – 10 это 8 - ученик – 2),

6 -

4

9 -

1

7 -

3

5 -

5)

- У дружных кладоискателей всё делится как? Какой случай из состава подойдёт? (5 и5)

V. Физкультминутка

“5 на 5” (5 – прыжков, 5 - хлопков)

VI. Закрепление изученного.

Открываем тетради, отступаем вниз 4 клетки, а в 5 ставим точку.

Возвращаемся к началу строки, отсчитываем 9 клеток и записываем число и с двух сторон ставим две черточки. Число записываем в каждой клетке.

6.1. Работа по учебнику.

Выполнение задания 1 с 40 в учебнике

4+6=10

  1. Выполнение задания 2. с 40 в учебнике

8 и 10 копеек

  1. Выполнение задания 3 с .40 в учебнике

3+7=10

Справа сколько копеек на одной монете, на другой. Запишите равенство.

5+5=10

6.2. Работа в тетради с печатной основой

  1. Выполнение задания 3. с 20

  1. Выполнение задания 4. с 20

Составьте пример к 1 отрезку.

+7 означает это сколько нужно прибавить к 3.

Какое получится первое выражение?

3+7=10

И запишите его.

Сколько нужно прибавить к 4.

4+6=10

И запишите его

Сколько мы получим, если к 7 прибавим 2

2+7 =10

Кто составит последнее выражение?

1+ 8 =10

Игра « День и ночь». 

Все дети «спят»  и «просыпаются» тогда, когда при сложении двух чисел у вас получается число 10.

 А теперь давайте решим задачи:

В парке маленький Антошка

Нашел 9 желудей.

Один бросила в ладошки

Бабушка ему скорей.

Сколько желудей в ладошке

Сейчас у нашего Антошки. 

Было в детском магазине

Девять кукол на витрине.

Куколку одну купили

Папа с мамою для Лили.

Сколько кукол на витрине

Осталось в детском магазине? 

Два цыпленка стоят,

Два в скорлупке сидят,

Шесть яиц под крылом

У наседки лежат.

Сосчитай поточней,

Отвечай поскорей,

Сколько будет цыплят,

У наседки моей?

VII. Рефлексия.

- Что сегодня изучали?

- Хлопните в ладоши, кому было легко выполнить это задание.

- Подпрыгните 10 раз, кому было интересно сегодня на уроке.

infourok.ru

Состав числа до 10 домики - развивающие карточки для детей

Согласно школьной программе, первоклашки должны уметь автоматически решать примеры на сложение и вычитание в пределах чисел первого и второго десятков.

Для того, чтобы успешно справиться с поставленными задачами, детки должны знать из чего эти числа состоят. Вся проблема заключается в том, что информация эта — абстрактная и запомнить непоседливому малышу не так просто.

Поэтому преподносить ее нужно в форме увлекательной, наглядной и понятной. Лучше всего для нее подходят так называемые числовые домики — картинки и карточки, созданные специально для освоения дошколятами азов счета.

Мы тоже решили создать на нашем сайте тему «Состав числа до 10 домики» и предложить вам распечатать картинки и карточки в готовом виде.

Пример карточки:

В конце нашей статьи приведены такие карточки — разного формата и разных авторов.

Также подобные карточки для детей вы можете нарисовать сами. Это совсем не сложно и не требует каких-то особых знаний и талантов. Просто рисуем от руки прямоугольники — многоэтажки на листах бумаги.

Рисуем карточки и объясняем ребенку правила

Как нарисовать числовой домик самому? Да очень просто:

  1. Сначала от руки на чистом листе бумаги изображаем каркас «пятиэтажки», затем делим его на этажи и дорисовываем крышу.
  2. На каждом этаже нужно изобразить по две квартиры (или два окошка). На крыше вместе с ребенком пишем цифру и объясняем малышу, что эта цифра — хозяин домика, который разрешает в нем жить только такому количеству жильцов, которое равно ему самому.
  3. Для «заселения» на первых порах можно использовать счетные палочки — чтобы ребенок не сбился со счета и не запутался.

Помогаем ребенку освоить состав числа до 10 в игре

Помните о том, что маленькие детки очень охотно и быстро учатся на примерах. Поэтому первую карточку вы должны будете заполнить сами. Не забывайте рассуждать вслух о том какая у вас цифра-хозяин и сколько жильцов вам нужно заселить в каждую квартиру, чтобы не нарушать его «правила».

Следующий домик ребенок должен «заселить» сам при вашей помощи. Помогите ему рассуждать и высчитывать сколько жильцов должно быть заселено в каждую квартиру и на каждый этаж.

Закрепляем пройденное

Как помочь ребенку быстрее и легче запомнить состав числа до 10 и научиться считать? Ниже мы приводим еще несколько полезных советов и правил работы с карточками.

  1. Количество жильцов следует менять от этажа к этажу. При этом ребенок активно осваивает новые комбинации чисел. Например, в домике с цифрой-хозяином «6» они будут 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3.
  2. Когда ваш малыш будет хорошо ориентироваться в комбинациях, можно переходить от счетных палочек к написанию цифр. Эта задача более трудная, поэтому прибегайте к постоянному повторению и помогайте своему чаду освоиться с новой деятельностью.
  3. Старайтесь постоянно освежать в памяти ребенка игру с карточками. Также старайтесь постепенно усложнять задание, переворачивая одну из карточек чистой стороной вверх и прося ребенка нарисовать этот домик и вспомнить состав числа, которое на нем изображено.
  4. Не забывайте о том, что без регулярного повторения и соответствующей заинтересованности в процессе вашему ребенку будет сложно запомнить пройденный материал.

Ну а для того, чтобы красивые и интересные карточки у вашего малыша всегда были перед глазами, используйте иллюстрации в нашей статье. Все эти красивые и разноцветные картинки можно  распечатать и развесить в комнате ребенка, чтобы он постоянно их видел.

Состав числа до 10 домики — распечатать картинки и карточки

ladiesvenue.ru

Урок математики по теме: "Состав числа 10. Решение задач"

  1. Тема: «Состав числа 10. Решение задач.» (урок закрепления знаний) Тип урока: урок-путешествие, урок-закрепление. Формы организации: (фронтальная, индивидуальнаяМатериалы и оборудование: учебник «Математика» Моро М. И., 1 класс

    сказка «Колобок»,

      иллюстрации героев сказки «Колобок», оформление доски в соответствии с сюжетом сказки «Колобок», проектор, презентация к урокуЦель – создание условий для закрепления знаний учащихся по теме «Состав числа 10. Решение задач.».Задачи:Обучающие:

    Уметь выполнять сложение и вычитание в пределах 10 при решении числовых выражений, задач.

     Закрепить знание состава числа 10,навык счета в пределах 10, умение решать текстовые составные задачи изученных видов. Повторение порядкового счета в пределах 10, состав чисел первого десятка. Развивающие:

    Развивать логическое мышление, внимание учащихся, математическую речь.

     Воспитывающие:

    Воспитывать интерес к сказкам своего народа.

     Воспитывать нравственно-этическую ориентацию, т. е. воспитание умения помогать тем, кто нуждается. Формирование УУДПознавательныеУУД:

    общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; составление задачи на основе простейших математических моделей, выявлять и корректировать причины собственного затруднения.

     логические:анализ, синтез, выбор оснований для сравнения. Коммуникативные УУД: работать в паре, осуществлять конструктивное взаимодействие друг с другом; уметь слушать и вступать в диалог, умение выражать свои мысли. Личностные УУД: формировать положительное отношение к учёбе и своим знаниям. Регулятивные УУД: контролировать свою работу и своего товарища, планировать работу в парах, учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности класса на уроке, воспитывать умение преодолевать трудности. Планируемые результатыЛичностные 1. Формируем эмоциональное отношение к школе и учебной деятельности.

  2. Формируем общее представление о моральных нормах поведения.

  3. Формируем чувство сострадания и сопереживания.

  4.  Формируем интерес к устному народному творчеству.

Метапредметные.

1 Умение анализировать, синтезировать и обобщать полученные ранее знания;2. Умение концентрировать внимание на различных объектах урока;

3. Умение правильно составлять высказывания.

Предметные

  1. Умение считать в пределах 10;2. Умение решать задачи изученных видов;3. Знание порядкового и количественного счета;4. Знание геометрического материала

Ход урока:

1. Орг.моментЦель: Организация учащихся к работе на уроке. СЛАЙД 1Прозвенел и смолк звонок,Вас ждёт интересный, полезный урок.Чудесным пусть будет у вас настроение,

Легко и свободно даётся учение.

2. Введение в урок Цель: Закреплять знания состава чисел, решать примеры на сложение и вычитание чисел, развивать логику и смекалку. Сегодня мы  не просто будем считать и решать, мы отправимся в путешествие. Путешествовать одним скучно и неинтересно, поэтому нужно брать с собой друзей. А вот кого мы возьмём в путешествие, вы узнаете, отгадав загадку.Из муки его слепили,После в печку посадили,На окошке он студился,По дорожке он катился.Был он весел, был он смел,

И в пути он песню пел.(Колобок) ( Вывешиваю портрет Колобка на доску.)

– Ребята, я как-то читала сказку про колобка и вдруг поняла, что эта сказка не совсем правильная. В сказках всегда действуют две силы. Какие? (добро и зло).

– И что обычно побеждает в сказках?   ( Добро.)– А в сказке «Колобок»?   ( Зло.)– Как вы думаете, почему?– Правильно, Колобок был доверчивым, не учился в школе, мало знал, не успел завести себе друзей.– Давайте предложим Колобку дружбу и  пригласим  к нам на урок, изменим сказку и поможем спастись Колобку от зубов хитрой лисы.

3. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Вспомним, с каких слов начинается эта сказка? ( «Жили-были дед и баба…»)

Так, так, а в чём они жили?( В доме)

А дома то у нас нет. Сейчас построим математический дом для деда и бабы.

(Повторяем состав числа 10.На доску вывесить крышу домика с числом 10 ) На доске цифры, дети выходят к доске и составляют состав числа 10. Все остальные ученики проверяют правильность с помощью светофоров.

Какой математический приём использовали ? (Перестановку слагаемых).

  1. Первичное закрепление - в знакомой ситуации (типовые) - в изменённой ситуации (конструктивные)

Бабка колобок взяла,На окошко понесла.Колобок лежит, мечтает,Звезды на небе считает.

- Посчитаем вместе с ним

а) Решение примеров у доски (2 ученика):

10 - = 5 2 + = 10

4 + = 10 10 - = 4

3 + = 10 1 + = 10

Решение примеров «цепочкой» по рядам

«Зарядка для ума» (3 карточки на 3 ряда)

10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1 =_____-2 = _____

ИЛИ

10 – 8 = ___ +6 = ____-5 = ____+4 = ____ -1

Дети решили, поднимают веер с получившимся ответом.

А теперь проверим! Если вы решили правильно, то в сумме получите число 10. Кто получил, поднимите руки в замок.

У: Какой математический приём использовали при решении примеров?

Д: Перестановку слагаемых.

– Как вы думаете, помогли мы Колобку научиться считать?

  1. Определение темы урока. Постановка целей – Проанализируйте выполненные задания и попробуйте определить тему урока. О чем мы будем говорить сегодня? (О составе числа 10)

    – Какие цели мы поставим на сегодняшний урок? Дерево целей СЛАЙД 3

Что будем повторять? Повторим состав числа 10;

Какие знания и умения будем закреплять? закрепим навык счёта в пределах 10- умение сравнивать числа и выражения, решать задачи.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)Колобок лежал, лежал на окошке , да и заскучал.

И решил колобок узнать, что там за окном. Но на окне замок. СЛАЙД 4. Поможем Колобку его открыть. Откройте тетради на печатной основе на странице 11,задание №2. Опираясь на знание состава числа, найдите значения выражений.

Самостоятельная работа учащихся.

Взаимопроверка. Поменяйтесь тетрадями и проверьте , правильно ли выполнено задание. Если не уверены, посмотрите на слайд. СЛАЙД 5.Если правильно, нарисуйте зелёный кружок, есть ошибки – жёлтый. У кого без ошибок? МОЛОДЦЫ!

Замок открылся, окно распахнулось, и колобок увидел дорожку. СЛАЙД 6 . Вот какая она. Ломаная, прямая, волнистая. По какой дорожке он покатится? (по прямой) Давайте её начертим у себя в тетрадях.

Какое расстояние необходимо пройти колобку до калитки?

Отрезок 5 см. А чем отличается отрезок от прямой линии? (имеет начало и конец)

Открыли рабочие тетради. Записываем число. Сколько клеточек вниз и вправо?. Взяли линейки и карандаши, чертим отрезок длиной 5 см. Подпишите длину отрезка. Ниже начертите отрезок на 2 см меньше.

Что значит на 2 см меньше? Какой длины начертим отрезок? (3см) Как узнали его длину? (5-2=3см)

По тропинке он бежит,

Заяц на тропе сидит. РИСУНОК ЗАЙЦА НА ДОСКУ К ЗАДАНИЮ. В РУКАХ ЗАДАНИЕ < > =

Говорит ему Косой:«Колобок, а ну постой.Я тебя бы сразу съел, Да ведь ты же поумнел.                                                                                                                                           

-Если ты решишь заданье,

Я тебя без наказанья

В путь дорожку опущу

И морковкой угощу!»

Надо ребята Колобочку помочь, чтоб от Зайчишки сбежать он смог.

Сравнение чисел и выражений.

Выполняем на доске и в тетради задание из учебника на с.18(под чертой)

К доске по одному ученику. Решают с комментированием.

8>5 , 6 8, разность чисел 8 и 1 < 8, 9+1>9, 9-1 =

Говорит ему Косой:

«Колобок, а ну постой.

Я тебя бы сразу съел,

Да ведь ты же поумнел.

-Если ты решишь заданье,

Я тебя без наказанья

В путь дорожку опущу

И морковкой угощу!»

Надо ребята Колобочку помочь, чтоб от Зайчишки сбежать он смог.

Сравнение чисел и выражений. Выполняем на доске и в тетради задание из учебника на с.18(под чертой)

К доске по одному ученику. Решают с комментированием.

8>5 , 6 8, разность чисел 8 и 1 < 8, 9+1>9, 9-1

infourok.ru

Конспект НОД по математике «Состав числа 10»

Анастасия Пермякова Конспект НОД по математике «Состав числа 10»

Непосредственно – образовательная деятельность

«Математика» по теме: «Состав числа 10»

Тип занятия: комплексно интегративное

Вид занятия: математика

Цель: закрепить знания детей о составе числа 10

Задачи:

- Познание: систематизировать знания детей о составе числа 10

- Физическая культура: развивать мелкую моторику пальцев рук через пальчиковую гимнастику

- Социализация: формировать взаимоотношение взрослого и со сверстниками во время занятия и в игре.

- Коммуникация: развивать наблюдательность, внимание, мышление (умение анализировать, обобщать, делать выводы, развивать связную речь у детей, расширять и активизировать словарный запас детей. Формировать умение отвечать на вопросы полным ответом.

- Безопасность:

- Художественное творчество: формировать умение последовательно выполнять работу, развивать творческие способности.

- Здоровье: воспитывать привычку здорового образа жизни, умение соблюдать правильную осанку, развивать двигательную активность

- Музыка: совершенствовать навыки движения под музыку

Методические приемы:

Наглядные – рассматривание иллюстраций, показ

Словесные – образец педагога, вопросы, речевые упражнения

Практические – дидактические игры, упражнения

Демонстрационный материал: слайды

Раздаточный материал: карточки с цифрами, силуэты домиков, простые карандаши

Предварительная работа: беседы

Индивидуальная работа: Андрей И., Артем Г., Ира Л.

Ход

Ребята, к нам на занятие пришли гости, поздоровайтесь с нашими гостями.

(1слайд.)

На занятии мы сидим

Не шумим и не кричим

Руку тихо поднимаем

Если спросят, отвечаем.

Стук в дверь:

- нам только что доставили волшебный цветочек, что бы мы с вами (2 сл.) совершили путешествие в страну математике.

- давайте закроем глазки и повторяем

123 в страну математике лети (еще раз) (3слайд)

Ребятки посмотрите этот цветок не простой, посмотрите на нем написаны какие то задания.

- давайте оторвем первый лепесток и посмотрим какое там задание

1 лепесток

1- счет до 20 и обратно

2- увеличить число 3 на 2 (5)

3 - уменьшить число 5 на 1 (4)

4- увеличить число 6 на 2 (8)

5- назовите соседей числа 4 (3 и 5)

Молодцы, давайте посмотрим какое задание на 2 лепестке?

2 лепесток

6- нам предлагают заполнить домик (4слайд)

Но прежде чем мы его с вами заполним, нужно что бы наши глазки немного отдохнули:

Гимнастика для глаз

Круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз – вправо – вверх – влево — вниз

Посмотреть влево – вправо.

Посмотреть вверх – вниз.

Зажмурить глаза, потом поморгать 10 раз.

- Какое число живет в домике (9) (5слайд)

- Вспомним из чего же состоит число 9 (заполняют домик)

Молодцы!

3 лепесток

- а теперь давайте изучим состав числа 10 (6слайд)

Давайте прочитаем числа первого десятка

- какого числа не хватает? (10) (7слайд)

- ваш правильный ответ помог вернуть беглянку на место.

Сегодня мы с вами узнаем, как составить число 10 из меньших чисел или по другому – узнаем состав числа 10

Цифра 10 к нам пришла

Цифра 10 хороша

Ну а мы сидеть не можем

Цифре 10 все поможем

- давайте проведем пальчиковую гимнастику:

Пальчиковая гимнастика

Можешь пальцы сосчитать 12345, 12345

10 пальцев, пара рук

Вот твое богатство друг

Давайте посмотрим какое задание у нас на 4 лепестке (8слайд)

Давайте сейчас заполним домик на состав числа 10

Из каких чисел состоит число 10

(когда заполнили домик, повторить, соблюдение осанки)

А сейчас немного отдохнем

Физминутка

Раз, два — выше голова.

Три, четыре — руки шире.

Пять, шесть — всем присесть.

Семь, восемь — встать попросим.

Девять, десять — сядем вместе.

5 лепесток приготовил нам задачки: (9слайд)

Вот мы с вами и немного отдохнули, а сейчас решаем задачки.

1. 4 книжки у Павлушки, 6 у Андрюшки. Сколько книжек у детей, ну ка сосчитай скорей? (как вы получили число 10, к 4 прибавили 6)

2. 7 синиц на ветку сели к ним 3 прилетели, сосчитайте быстро детки, сколько птиц сидит на ветки?

- Теперь я вам предлагаю самим придумать задачку а другие ребятки решат ее.

3. Вот 8 зайчат по дорожке идут, за ними вдогонку 2 бегут, дак сколько ж всего по дорожке лесной торопится в школу зайчишек весной?

- вот мы с вами и по решали задачки, молодцы!

6 лепесток: нужно

- примеры:

9 + 1 = 10 (а теперь посмотрите на экран и проверьте правильно ли вы составили пример) (10слайд)

8 + 2 = 10

7 + 3 = 10

6 + 4 = 10

5 + 5 = 10

- молодцы все решили правильно.

А теперь остался последний 7 лепесток, который вернет нас в д. с.

Закрываем глазки и повторяем 123 в д. с. нас верни (11слайд)

- вот мы и в нашем д. с.

- вам понравилось путешествие в страну математике?

- чем мы сегодня с вами занимались?

- мне очень понравилось как вы занимались, молодцы.

- я сейчас проходим в группу. (12слайд)

www.maam.ru


Смотрите также