Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Развитие детей раннего возраста


Особенности развития детей раннего возраста

Марина Червякова Особенности развития детей раннего возраста

Ранним возрастом принять считать возраст ребенка от 1 года до 3 лет.

В это время у детей довольно четко прослеживаются 3 периода развития.

Первый период - от года до полутора лет.

Ребенок, начавший ходить, становится много самостоятельней, чем раньше; в этом возрасте он - исследователь; он лезет всюду. Набивает себе шишки, и его не удержать. В этом же возрасте ребенок начинает говорить.

Второй период - от полутора до 2 лет.

Малыш совершенствуется в обретенных ранее навыках, определяет свое место в среде; вы уже четко прослеживаете проявления его характера.

Третий период - от 2 до 3 лет.

Это период наиболее активного умственного развития ребенка.

Ранний возраст – важнейший период в развитии дошкольника. Именно в это время происходит переход малыша к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, с окружающим миром. Ранний возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся его движения.

К трем годам происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребёнка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте - предметно-действенное сотрудничество. Трёхлетний ребёнок способен уже не только учитывать свойства предметов, но и усваивать некоторые общепринятые представления о разновидностях этих свойств – сенсорные эталоны формы, величины, цвета и др. Они становятся образцами, мерками, с которыми сопоставляются особенности воспринимаемых предметов.

Преобладающей формой мышления становится наглядно-образное. Ребёнок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина, но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, мебель). В основе таких представлений лежит не выделение общих и существенных признаков предметов, а объединение входящих в общую ситуацию или имеющих общее назначение. Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

На данном возрастном этапе у малышей активно формируются первые элементарные представления о хорошем и плохом, навыки поведения, добрые чувства к окружающим их взрослым и сверстникам. Наиболее успешно это происходит в условиях благоприятного педагогического воздействия детского сада и семьи. Третий год жизни ребенка является переходным в развитии. Это еще маленький ребенок, у которого немало общего с детьми предшествующей ступени и который требует особо бережного и внимательного отношения со стороны взрослых, но вместе с тем у него появляются качественно новые возможности в овладении навыками, в формировании представлений, в накоплении личного опыта поведения и деятельности.

Для детей от двух до трех лет характерна активная направленность на выполнение действий без помощи взрослого, проявление элементарных видов речевых суждений об окружающем, образование новых форм отношений, постепенный переход от одиночных игр и игр рядом к простейшим формам совместной игровой деятельности. В группе раннего возраста воспитатель закрепляет умение приветливо обращаться к взрослым и детям с просьбой, оказывать окружающим небольшие услуги, играть вместе со сверстниками, уступать игрушки, книги, учит соблюдению элементарных правил в дидактических, подвижных играх: спокойно выслушивать водящих, терпеливо ожидать свою очередь (если это ожидание недлительно). Ребят привлекают к приготовлению стола к завтраку, обеду, к выполнению поручений по уходу за растениями и животными.

Для реализации этих задач воспитатель использует подражательность как специфическую особенность детей двух — четырех лет. Взрослый показывает собственным примером положительное отношение к работе, к окружающим людям, к детям.

Детям раннего возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет успешно решать задачу воспитания добрых чувств и отношений к окружающим людям. Очень важно при этом, чтобы воспитатель поддерживал у малышей положительно эмоциональное состояние: отзывчивость на его предложение, просьбу, чувство сопереживания при виде огорчения другого. У ребят воспитывают любовь к близким, желание сделать им что-то хорошее. Это достигается при одобрении, похвале взрослыми проявлений ребенком добрых чувств к окружающим.

Ранний возраст – период интенсивного освоения ребенком разных видов деятельности и развития личности. В детской психологии и педагогике выделяются следующие основные направления в развитии ребенка на этом возрастном этапе:

- развитие предметной деятельности;

- развитие общения с взрослыми;

- развитие речи;

- развитие игры;

- приобщение к разным видам художественно-эстетической деятельности;

- развитие общения со сверстниками, физическое развитие и развитие личности

Это разделение достаточно условно, поскольку развитие представляет собой единый процесс, в котором выделенные направления пересекаются, взаимодействуют и дополняют друг друга.

На третьем году жизни продолжается освоение ребенком окружающего предметного мира. Действия малыша с предметами становятся более разнообразными и ловкими. Он уже многое умеет делать сам, знает названия и назначение бытовых предметов, стремится помогать взрослым: мыть посуду, вытирать стол, чистить пылесосом пол, поливать цветы. Он все более осознанно хочет действовать как взрослый, его начинает привлекать не только процесс выполнения действия, но и его результат. Ребенок старается получить такой же результат, как и взрослый. Таким образом, отношение ребенка к своей деятельности постепенно меняется: ее регулятором становится результат. В самостоятельных занятиях, играх малыш начинает руководствоваться замыслом, стремлением к достижению успеха в деятельности.

Овладение предметной деятельностью стимулирует развитие таких личностных качеств детей, как инициативность, самостоятельность, целеустремленность. Ребенок становится все более настойчивым в достижении поставленной цели.

На третьем году жизни общение со сверстниками начинает занимать все большее место. Это связано с тем, что к трем годам возникает особое, специфическое содержание общения детей между собой.

Совершается заметный перелом в общении: действия по отношению к сверстнику как неодушевленному предмету идут на убыль, появляется стремление заинтересовать его собой, чувствительность к отношению ровесника. Все чаще малыши испытывают удовольствие от совместных игр. Их незатейливые и кратковременные действия основаны на подражании друг другу, но они говорят о зарождающемся общении. Однако как бы ни была привлекательна игра со сверстником, появившиеся в поле зрения взрослый или игрушка отвлекают детей друг от друга.

Могут возникать споры и агрессия, связанные от незнания поведения, что приводит в свою очередь к слезам малышей. Что бы избежать конфликтов, показать детям как можно себя вести, вызвать гуманистические и добрые чувства, воспитателю в работе помогает сказка. Дети готовы воспринимать смысл произведения через сказочных героев и проецировать его в своей жизни.

www.maam.ru

Воспитание и развитие детей в раннем возрасте

Развитие и становление личности во многом зависит от того, как с малышом общается взрослый человек, какие знания и умения он ему передает. Воспитание и развитие детей раннего возраста – непростая задача, она не может сводиться лишь к посещению яслей или обучающих занятий, крайне важно участие семьи как главного воспитательного фактора. Таким образом, родителям необходимо знать и учитывать особенности воспитания детей раннего возраста, это обязательно принесет свои плоды.

Что такое ранний возраст

Ранним детством в психологии считается возраст от 1 года до 3 лет. Он начинается после младенчества, в котором ведущей деятельностью является эмоциональное общение с матерью.

Главная особенность раннего возраста – сотрудничество со взрослым в игре, без этого не происходит становление личности и развитие основных психических процессов.

После окончания раннего возраста начинается младший дошкольный период, характеризующийся отделением от родителя во время сюжетно-ролевой игры, которая выходит на первый план. Пограничным моментом становится кризис трех лет, когда малыш говорит: «Я сам!», тем самым заявляя о том, что он отдельный индивид.

Важно! Ранний возраст заканчивается в три года и в это же время начинается кризис трех лет, который характеризуется существенной перестройкой формирующихся личностных механизмов и становлением новых черт сознания и личности ребёнка, кроме того, происходит перестройка взаимоотношений с окружающим миром.

Особенности детей раннего возраста

Понимание отличий этого периода позволяет наладить эффективное обучение и развитие детей раннего возраста. Именно на этих базовых понятиях строится работа в дошкольном учреждении.

Особенности возраста:

  1. Физическое развитие. Двигательные навыки оттачиваются. К 3 годам малыши быстро передвигаются, скачут, и залезают на небольшую высоту. Головной мозг пока сохраняет низкий предел работоспособности, утомление происходит быстро.
  2. Речь и общение. Главное достижение – первые слова и фразы. Они используются для общения со взрослыми, а передача речевого опыта происходит путем подражания. Словарный запас активно пополняется, складываются осмысленные предложения. Малыши способны воспринимать музыку, детскую литературу и отзываться на них.
  3. Эмоциональное и личностное развитие. Оно полностью зависит от отношения взрослого. Дошкольники доверчивы, легко отзываются за ласку и внимание. Тонко чувствуют, когда родители довольны их поведением, а когда нет. Охотно помогают, усваивают правила поведения в социуме.

Раннее детство – период активного развития познавательных процессов:

Познавательный процесс Его особенности в раннем возрасте
Восприятие
  • Пока еще несовершенно, малыши не могут сами исследовать предметы.
  • Узнают привычные предметы, если они изменили характеристики (например, цвет).
  • Находят по просьбе взрослого нужные вещи.
  • Назвать форму и цвет пока еще затруднительно.
Внимание
  • Непроизвольное.
  • Сосредоточенное занятие до 10 минут.
  • Трудно переключают и распределяют внимание.
  • Слушают небольшие сказки без картинок.
  • Следуют словам взрослого для организации внимания.
Память
  • Образная.
  • Оперативная память становится лучше.
  • Улучшается долговременная память, могут узнавать людей через 1-2 месяца их отсутствия, предметы, которые видели давно.
Воображение
  • Непроизвольное.
  • Могут представлять события из рассказа взрослого и эмоционально на него реагировать.
  • Вместо отсутствующего предмета используют похожий.
  • Игровая деятельность развивается.
  • Повторяют в игре ранее виденные действия спустя время.
Мышление
  • Наглядно-действенное.
  • Развивается наглядно-образное.
  • Группируют предметы со сходными характеристиками.
  • Развивается знаковая функция мышления.

Воспитание детей раннего возраста

Воспитание детей раннего возраста в своей основе содержит создание и поддержание позитивного эмоционального настроя. Для этого требуется правильно организовать режим дня, выполнять связанные с ним процедуры (закаливание, гигиена, укладывание спать).

Основной стимул, который стремится реализовать взрослый – побуждение к организованным действиям.

Неотъемлемое условие воспитания детей раннего возраста – пробуждение интереса, тогда они с готовностью выполняют требования. Необходимо создавать в бытовой среде предпосылки, когда может проявиться интерес. Например, для гигиены полости рта нужно приготовить яркую зубную щетку и давать малышу самому пробовать чистить зубы. То же правило действует и в отношении остальных воспитательных задач.

Важно! Недопустимо принуждение к выполнению любых дел, которые малышам не по нраву. Добиваться послушания нужно, зародив интерес к занятию.

Задачи воспитания детей раннего возраста:

  • Эмоциональное благополучие.
  • Овладение гигиеническими навыками.
  • Обучение правилам поведения в обществе.
  • Развитие самостоятельности и самообслуживания.
  • Установление контакта со сверстниками и взрослыми.

Ребенку нельзя навязывать свое мнение относительно рассматриваемых событий и действий. Можно лишь поощрять его за правильные поступки и порицать за плохие. Постепенно он понимает, что «хорошо» – это не то, что ему нравится, а то, что принимается взрослыми. Порицание и похвала – эффективные средства воспитания детей раннего возраста.

Развитие детей раннего возраста

Основы воспитания детей раннего возраста следуют из особенностей психики и мышления ребенка. Ведущая деятельность — предметно-действенная.

Ввиду того, что на первый план выходят действия с предметами, задача взрослого сводится к сотрудничеству, в ходе которого ребенок учится обращаться с ними. Он усваивает способы их использования, подражая взрослым. Малыш способен понимать основные свойства предметов (цвет, форма, размер) и различать их. К концу раннего возраста он научится пользоваться многими окружающими его вещами и играть игрушками.

Обучение детей раннего возраста сводится к следующим задачам:

  • Развитие речи.
  • Знакомство с окружающим миром и обществом.
  • Развитие сенсорики.
  • Навыки действий с предметами.
  • Совершенствование двигательной активности.
  • Музыкальное восприятие.

Обучение игре детей раннего возраста сейчас выходит на первый план. Важно создать условия, в которых они принимают активное участие в процессе обучения. Недопустимо ограничение свободы передвижения во время занятий. Психические особенности возраста не позволят малышам сосредоточиться на материале.

Программы раннего воспитания и развития

Воспитание и обучение детей раннего возраста тесно связаны между собой, поэтому было бы неправильно выделять их в разные методики. Используемые программы воспитания детей раннего возраста и краткое их описание:

Название программы Рекомендуемый возраст, место применения Основные направления развития
Программа воспитания и обучения в детском саду 1-2 года2-3 года(в ДОУ)
  • Укрепление здоровья.
  • Развитие режимных навыков.
  • Сенсорное воспитание.
  • Развитие речи.
  • Развитие основных психических процессов.
  • Развитие интереса к музыке и эстетического ее восприятия.
  • Воспитание интереса к труду.
Программа «Радуга» 2-3 года(в ДОУ)
  • Формирование привычки здорового образа жизни.
  • Сохранение и укрепление здоровья.
  • Закладывание основ личности.
  • Развитие целенаправленной деятельности.
  • Развитие речи и поддержание интереса к чтению взрослыми.
  • Творческие занятия.
Программа «Кроха» До 3 лет (в семье)
  • Развитие предметной деятельности.
  • Приучение к самостоятельности и выполнению режимных моментов.
  • Развитие двигательной активности и речи.
  • Приобщение к музыке, театрализованным представлениям.
  • Обучение плаванию.

Формы обучения

Формы обучения детей раннего возраста, принятые в дошкольных учреждениях:

  • Индивидуальные занятия. Обычно применяют, когда нужна коррекционная работа с ребенком.
  • Групповые. Задание дается каждому или всей группе.
  • Коллективные. Объединяются несколько малышей.
  • Самостоятельные.

По характеру занятия разделяются на творческо-игровые, исследовательские, информационно-практические и творческие. Обучение проводится в соответствии с программой обучения ДОУ.

Все обучающие мероприятия проводятся только в игровой форме. Для закрепления знаний и навыков используется многократное повторение пройденного материала.

Средства обучения и воспитания

Средства сенсорного воспитания детей раннего возраста:

  1. Дидактические игры и упражнения.
  2. Рисование.
  3. Лепка.
  4. Аппликация
  5. Конструирование.

Задача занятий сводится к накоплению сенсорного опыта, направленного на развитие зрительного восприятия, памяти, мышления, осязания. Впоследствии малыши смогут систематизировать полученные знания и применять их. Важно поощрять стремление дошкольников к самостоятельности в ходе выполнения задания.

Сенсорное воспитание и обучение должно проходить планомерно, в системе. Усвоение сенсорных эталонов, подготовка почвы для этого не могут происходить без участия педагога.

Рекомендации родителям

Воспитание ребенка раннего дошкольного возраста требует от родителей понимания особенностей этого периода. Им можно дать следующие советы:

  • В семье нужно поддерживать доброжелательную атмосферу.
  • Активно включать малыша в повседневные бытовые дела, это увлечет его и поспособствует развитию мелкой моторики.
  • Внимательно слушать, что он говорит, включаться в разговор, задавая простые вопросы.
  • Разговаривать короткими понятными предложениями. Слова проговаривать четко, спокойно. В ходе беседы давать как можно больше понятий простыми формулировками.
  • В процессе игры «подключаться» к ней и комментировать действия малыша.
  • Читать книги, ходить гулять каждый день, чтобы обеспечить ребенка новыми впечатлениями и знаниями.
  • Активно поддерживать интерес к новым занятиям.
  • Хвалить как можно чаще за хорошие поступки.

Следование этим рекомендациям позволит эффективно использовать особенности воспитания детей раннего возраста. Тем, кто не получил должного педагогического внимания в этот период, сложно адаптироваться в обществе, они имеют проблемы в речевом, умственном и физическом развитии. Если малыш не посещает детский сад, родителям следует взять функции педагога на себя, изучать теоретические основы воспитания детей раннего возраста.

Видео

010

onlymama.ru

Ребенок раннего возраста: особенности развития, деятельность и обучение

Ранним возрастом ребенка считается период его развития с 1 года до 3 лет, это время, когда он активно исследует окружающий мир. В этот возрастной период происходит много изменений как в психологическом, так и в физическом развитии малыша. Родителям важно обращать внимание на важные моменты и создавать благоприятные условия для успешного освоения новых навыков во всех областях деятельности детей.

Большинство малышей к годику уже начинают ходить, перед ними открывается огромное количество возможностей для исследования мира. Следует иметь в виду, что все, с чем малыш взаимодействует в это время, является средством его развития.

Особенности этого возраста

Этот период жизни ребенка еще называется ранним детством – это время, когда психическое и физическое развитие тесно взаимосвязаны. Основным видом деятельности является предметная, из которой к трем годам развивается уже игровая. Важную роль играет взаимодействие ребенка с родителями, именно взрослый выступает образцом для подражания во всем: в действии, речи, в социальном взаимодействии с другими людьми.

Психическое развитие

Психическое развитие детей раннего дошкольного возраста отличается скачкообразностью и высоким темпом. Наибольшее влияние на формирование психики ребенка оказывают следующие факторы:

  • Умение ходить. Самостоятельное передвижение делает доступными для него многие предметы, дает возможность научиться свободно ориентироваться в пространстве, научиться определять расстояние до предмета.
  • Умение говорить. Ребенок активно начинает осваивать речь, и именно этот период является наиболее благоприятным для развития этого умения.
  • Предметная деятельность ребенка. Малыш играет не только игрушками, но и другими предметами, которые попадаются ему в поле зрения, он постепенно осваивает их предназначение и учится переносить функции одних предметов на другие, он замещает недостающие для игры вещи.

Особое значение для психики ребенка раннего возраста имеет эмоциональное состояние. Если ребенок чувствует себя комфортно и в безопасности, он более открыт к новым знаниям об окружающей среде, кроме того, он лучше формирует социальные связи, необходимые для общения с детьми и взрослыми.

В раннем возрасте вес малыша составляет примерно пятую часть от веса взрослого, но многое зависит от генетической предрасположенности и физической активности ребенка. А активность его растет с каждым годом. Как только ребенок начинает ходить, для него открываются новые возможности для изучения окружающих предметов, но это период повышенной травмоопасности, поэтому родителям следует быть очень внимательными. Рекомендуется убрать из поля его зрения все тяжелые, острые, опасные предметы и средства бытовой химии. На все розетки нужно установить заглушки.

Фигуры у детей раннего дошкольного возраста очень своеобразны: спина прогнута, живот немного выпячен из-за внутренних органов, которые продолжают расти. У деток исчезают складки на ногах и руках, жировая ткань уменьшается, уступая место мышечной. Скелет еще не до конца окостенел, но кости черепа и позвоночника укрепились в достаточной степени.

Особенности речевого развития

Возрастной период с 1 года до 3 лет - это период, наиболее предрасполагающий к речевому развитию детей раннего возраста. Когда малыш только вступает в эту возрастную группу, он употребляет всего несколько слов вроде «папа», «мама», «деда», «баба» и так далее. Но понимает он гораздо больше, кроме того, соотносит конкретные слова с предметами, которые они обозначают. Чтобы развитие речи детей раннего возраста шло хорошо, с ними нужно постоянно общаться, то есть все время комментировать свои действия, показывать предметы и называть их, рассматривать картинки и называть все объекты, которые там изображены, обращаться к ребенку с элементарными просьбами.

Уже к 2 годам в активном словаре малыша должно быть около 40-50 слов. Следует отметить, что мнения специалистов по этому вопросу существенно расходятся. Поэтому не стоит привязываться к конкретному количеству слов, которые должен уметь произносить двухгодовалый малыш. Все индивидуально, бывают случаи, что речь ребенка раннего возраста развивается несколько позже, а до 2 лет он накапливает только пассивный словарный запас. Но если к 2 годам ребенок вообще не говорит и есть другие неврологические нарушения, стоит обратиться к специалисту и проконсультироваться по этому вопросу.

Двухгодовалый малыш не все звуки произносит правильно. Чаще всего у детей возникают проблемы с шипящими, свистящими и сонорными звуками. Они либо пропускают их в своей речи, либо заменяют. Продолжает развиваться как активный, так и пассивный словарный запас. Значительно улучшается понимание поручений, в 2 года ребенок способен выполнить двусложные задания, например, «пойди на кухню и принеси свою тарелку».

В словарном запасе ребенка раннего возраста в 3 года порядка 1000 слов. Многие дети хорошо говорят предложениями, употребляют падежные формы, времена и числа. Речь в раннем возрасте ребенка является средством познания мира. Родители должны быть готовы к многочисленным вопросам обо всем, что его окружает.

Если словарный запас ребенка небольшой, он не может строить предложения, родителям следует обратиться к логопеду и неврологу, и самостоятельно стимулировать развитие речи ребенка раннего возраста.

Предметная деятельность детей в этом возрасте

Предметная деятельность у детей раннего возраста является основной и ведущей. Именно она оказывает существенное влияние на развитие ребенка и носит первоначально манипулятивный характер, со временем совершенствуясь и развиваясь. Все действия с предметами проходят три стадии:

  • Манипулятивные действия. Если младенец берет ложку, он еще пока не знает, что с ней делать, он ею стучит по предметам, облизывает или выполняет другие манипуляции.
  • Следующая стадия – это использование предмета по назначению. Ребенок уже знает, для чего нужна ложка, но еще пока не может правильно ее держать в руке и набирать пищу.
  • И последняя стадия – это когда ребенок знает, для чего нужен предмет и умеет им пользоваться.

Когда все стадии освоены, малышу становится доступен перенос действий из одной ситуации в другую (похожую). И впоследствии хорошо знакомый предмет используется ребенком в игровом процессе - это стадия развития игры ребенка раннего возраста. Например, ребенок кормит игрушки с помощью той же ложки.

У ребенка этого возраста на психику влияют соотносящиеся и орудийные действия. Соотносящиеся - это приведение нескольких предметов во взаимодействие, например пирамидка, кубики. Орудийные действия - это выполнение определенных манипуляций с помощью предметов, например из кружки пьют, на стуле сидят, молотком забивают гвозди так далее.

Кризисы этого возраста

На протяжении всего периода раннего возраста ребенка родители сталкиваются с двумя возрастными кризисами, которые связаны с переходом ребенка к новому этапу развития – кризис 1 года и 3 лет. Каждый имеет свои определенные особенности.

В зависимости от темпов развития ребенка кризис может начать проявляться с 9 месяцев и продолжаться до полутора лет. Малыш уже хорошо ходит и чувствует себя независимым от родителей.

Характерными признаками являются:

  • требование внимания к себе;
  • упрямство;
  • повышенное стремление к самостоятельности;
  • бурная реакция на замечания родителей;
  • капризы;
  • противоречивость поведения.

Ребенок раннего возраста с каждым днем становится все более самостоятельным, но он все равно нуждается в похвале и поощрении. Кроме того, многие действия еще не до конца сформированы, и некая беспомощность может быть причиной плохого поведения малыша. Например, он хочет достать игрушку, но она находится высоко, он ее не может достать и начинает кричать и капризничать.

Способы, как преодолеть кризис:

  • не наказывать его за проступки и капризы;
  • создать такие условия, чтобы запретов возникало как можно меньше;
  • если запреты касаются безопасности ребенка, каждый из них следует объяснять малышу;
  • спокойно настаивать на своем.

Дети раннего возраста уже умеют использовать манипуляционный крик и плач. Нужно научиться правильно реагировать на такое поведение: дать малышу определенную самостоятельность. Некоторые моменты лучше превратить в игру или просто переключить внимание малыша на другое занятие или предмет.

Примерно в этом возрасте у ребенка возникает осознание себя как отдельной личности, это качественно меняет его психику и отражается на поведении.

Признаки кризиса:

  • негативизм, то есть малыш стремится делать все не так, как ему говорят;
  • упрямство;
  • настойчивость;
  • самостоятельность (причем даже если ничего не получается, он все равно делает сам);
  • обидчивость;
  • хвастовство.

Для того чтобы преодолеть кризис, следует проявить максимальное терпение, спокойствие и позитивное отношение к ситуации. Срывы на провокационное поведение ребенка только ухудшат ситуацию.

Не стоит сравнивать малыша с другими детьми, ругать за мелкие оплошности. Его лучше в этот период развития хвалить за достижения, одобрять его самостоятельные действия, даже если они взрослому кажутся элементарными. Говорить ему о своей любви к нему и о том, что им гордятся - это очень важно слышать каждому ребенку.

По возможности обеспечить его самостоятельностью, к которой он стремится. Например, разрешить ему самостоятельно выбрать наряд на прогулку – даже если футболка не совсем подходит к штанишкам, следует надеть их, потому что самостоятельность и уверенность ребенка важнее, чем одежда не в тон.

Когда необходимо бить тревогу

Опытный детский психолог знаком с признаками возрастных кризисов детей, кроме того, он прекрасно знает, как их лучше всего преодолеть. Родителям стоит получить консультацию, если они самостоятельно не могут справиться с проявлениями кризисного периода и проявляют раздражение и некую агрессию по отношению к своему ребенку. Психолог предложит пути выхода из этой ситуации и поможет преодолеть этот сложный период.

Воспитание детей в раннем возрасте. Стили

Правильное воспитание детей закладывает необходимые предпосылки для характера, родителям нужно обратить внимание на правильную линию поведения с ребенком. Важно, чтобы все члены семьи придерживались одного стиля воспитания.

В каждой семье есть свой определенный стиль воспитания малыша. Психологи выделяют несколько наиболее популярных:

  • Авторитарный предусматривает строгую дисциплину, на ребенка возлагаются большие надежды. Взаимоотношения в таких семьях достаточно прохладные. Диалог с малышом ведется в форме приказов и указаний. Такой стиль воспитания вырабатывает у ребенка дисциплину, но все хорошо в меру. Излишняя авторитарность развивает в ребенке безынициативность, он не может проявить самостоятельность, никогда не идет наперекор родителям, а только следует строго приказам.
  • Либеральный характеризуется отсутствием запретов во время воспитания. Основная цель стиля – дать ребенку максимально выразить себя во всем и везде. Эмоциональные взаимоотношения между родителями и детьми теплые и душевные. Несмотря на положительные черты стиля, есть и отрицательные стороны. Родителям нужно установить определенные рамки допустимого для малыша, иначе он не сможет научиться контролировать себя и свои поступки.
  • Демократический – это золотая середина между двумя предыдущими. Атмосфера в семье теплая и дружественная, но ребенок принимает авторитет родителей и следует установленным порядкам, строго придерживается ранее определенных границ. Родители поощряют достижения и успехи ребенка и предоставляют ему возможность заниматься любимым делом. Все правила и запреты логически объясняются ребенку, именно поэтому он их не нарушает осознанно, а не из чувства страха перед родителями. Этот стиль воспитания считается наиболее приемлемым для ребенка раннего детского возраста.

Договориться с ребенком

Особенностью детей раннего возраста является то, что они все уже понимают и осознают. Именно поэтому с ними можно договориться, но родителям следует понимать, что это не значит заставить выполнять то, что необходимо взрослому, договоренности должны учитывать интересы обеих сторон. Успешно договориться с малышом – значит найти оптимальное решение, которое устроит всех.

Чтобы договориться с ребенком, нужно научиться его слушать. Важно, чтобы ребенок понимал, что его состояние понимают и все его желания учитываются, что его слушают и слышат. Если ребенок пришел с проблемой, активное слушание поможет ему справиться с негативными переживаниями.

Важно предоставить варианты выбора, создавать иллюзию выбора. Авторитарные приказы будут восприниматься в штыки. Предложение сделать выбор укрепит уверенность в себе и понимание, что с его мнением считаются – конфликта не произойдет, и в то же время авторитет родителей не пошатнется.

Дети раннего возраста в ДОУ (детский сад): адаптация

К трем годам многие дети отправляются в детский сад, адаптация к которому может стать настоящим испытанием для родителей. Несмотря на то что ребенок проявляет самостоятельность и всячески демонстрирует это, он очень привязан к своим родителям, поэтому смена домашней обстановки на детсадовскую, где нет мамы и папы, является настоящим стрессом для малыша. Адаптация к детскому учреждению – обязательный и важный процесс.

Ребенка нужно подготавливать заранее: не ограничивать его среду только домом или одной и той же детской площадкой; следует ходить в гости, чаще бывать в различных местах. Кроме того, важен возраст малыша. По мнению психологов, адаптация с 1 года до 2 проходит намного сложнее, а после этого рубежа у ребенка уже сформирована предметная деятельность, а следовательно, его легче заинтересовать новыми игрушками и занятиями.

На эффективность адаптации влияет здоровье ребенка, его уровень развития, индивидуальные особенности, характер. О том, что адаптация детей завершилась успешно, могут говорить такие признаки, как здоровый сон, хороший аппетит, прекрасное настроение.

Раннее развитие: вред и польза

Раннее развитие детей дошкольного возраста подразумевает, что родители буквально с рождения используют всевозможные методики для того, чтобы всесторонне развить своего малыша. В настоящее время разработано много способов обучить ребенка, но как понять, что нужно малышу и какие области нужно развивать?

Сегодня на раннее развитие малышей настроены многие родители, но мнение детских психологов по этому вопросу неоднозначно. У раннего развития есть как положительные, так и отрицательные стороны. Положительными моментами обучения детей раннего возраста является то, что в жизнь малыша вносится разнообразие. Все методики и способы работы с ними вызывают у большинства малышей интерес.

Но есть и отрицательные стороны раннего развития. По мнению неврологов, из-за многочисленных занятий, которые не соответствуют возрасту и уровню развития малыша, происходит перегрузка центральной нервной системы. Иногда из-за такой перегрузки у малыша происходит функциональная неразвитость некоторых отделов мозга, что приводит в будущем к проблемам в учебе и других видах деятельности. Кроме того, родители детей раннего возраста не должны успехи и достижения своего малыша сравнивать с успехами других и заставлять равняться на более преуспевающих детей, так как это может привести к устойчивым и серьезным проблемам с самооценкой.

Следует иметь в виду, что в период до 3-4 лет у ребенка активно формируются отделы мозга. Некоторые методики раннего развития направлены на обучение счету и чтению в возрасте до 4 лет. За эти умения отвечает кора больших полушарий. Происходит буквально следующее: энергия, которая предназначена на развитие всех отделов, перенаправляется только на развитие коры полушарий. В результате в будущем у ребенка будут возникать проблемы неврологического характера, он станет импульсивным, несобранным, не умеющим справляться с собственными эмоциями.

Естественный период развития коры больших полушарий приходится на возраст 4 лет, именно с этого возраста лучше начинать учить ребенка счету и чтению. Хотя в любом случае решать родителям.

Конечно, есть дети, которые сами проявляют интерес к чтению в раннем возрасте. В таком случае нужно поощрять такие устремления. Это значит, что их мозг готов к получению такой информации. Но никогда не стоит проводить занятия для детей раннего возраста в принудительной форме.

Группы для раннего развития детей

Для детей от года до трех лет организуют специальные группы для раннего возраста. Они направлены или на комплексное развитие, или на изучение какой-то одной конкретной сферы, например группы художественного творчества, языковые, математические. Вместе с детьми на занятиях присутствуют их родители, занятия для детей раннего возраста проводятся в игровой форме в соответствии с методикой.

Выбирая программу для ребенка, важно, чтобы занятия не перегружали его и не утомляли. Если он капризничает, отказывается учиться, старается убежать, значит, их нужно прекратить или заменить на другие. Нужно учитывать индивидуальные особенности малыша и подбирать занятия в соответствии с его интересами и сильными сторонами.

Методики раннего развития

Существует множество методик раннего развития детей, каждая строится на определенных принципах обучения. Самые популярные из них:

  • Педагогика Монтессори. Основной принцип – создание полной свободы в реализации процесса образования. Также методика предполагает создание определенной образовательной среды, в которой каждый ребенок находит занятие для себя. Цикл работы с детьми раннего возраста длится по 3 часа, причем в одной и той же группе могут заниматься дети разных возрастов. Дети не сидят на одном месте, они спокойно могут перемещаться по классу. Метод предусматривает, что в ходе занятий специальные образовательные материалы присутствуют только в одном-единственном экземпляре (каждый вид) – это учит ребенка социально взаимодействовать с остальными детьми.
  • Методика Домана направлена на обучение ребенка чтению и предусматривает использование в работе определенных карточек. Методика предусматривает, чтобы ребенок запоминал слово целиком вместо последовательного изучения сначала букв, потом слогов.
  • Система развивающих игр для детей раннего возраста (система Никитиных) - основной принцип совместная игра родителей и детей. В ходе такой деятельности детей происходит развитие, воспитание и оздоровление ребенка. Большая часть таких игр – это ребусы, головоломки, которые можно решить, используя логическое и образное мышление.

В системе развивающих игр есть задания совершенно разного уровня сложности, поэтому маленькому ребенку следует предложить что-то более легкое и повышать уровень сложности постепенно по мере успешного выполнения предыдущих заданий.

  • Методика Зайцева основана на том, что основная деятельность в раннем возрасте – это игра, в которой у каждого ребенка есть потребность. Наиболее известные пособия этой методики – кубики Зайцева, которые используют для обучения чтению. Кубики разные по цвету, размеру и звуку.
  • Программа «7 гномов» - это проект, который рассчитан на деток от нескольких месяцев до 7 лет. Каждый возраст представлен своим цветом. Методика предполагает использование пособий для всестороннего развития малыша, их можно использовать как дома, так и для занятий в группах раннего развития.

Отставание в развитии

Темп развития каждого малыша индивидуален, но существуют определенные рамки и нормы, отклонение от которых может свидетельствовать об отставании в развитии. Задержка психического развития в раннем возрасте в большинстве случаев может быть успешно устранена.

Признаки отставания в развитии ребенка в 3 года:

  • Недоразвитие речевой функции, то есть крайне маленький словарный запас, полное его отсутствие, несформированность речевого подражания (не повторяет звуки и слова за родителями, взрослыми), нарушение произношения, отсутствие фразовой речи.
  • Проблемы с бытовыми навыками: не умеет самостоятельно кушать, одеваться, не умеет себя обслуживать.
  • Отсутствие целенаправленных действий.
  • Неразвитая игровая деятельность: игры однообразны, развиваются гораздо медленнее, чем положено в норме.

Присутствие одного или нескольких таких признаков должно заставить родителей обратится к опытному специалисту для диагностики детей раннего возраста и получения необходимых рекомендаций по устранению нарушений в развитии.

Причины отставания в развитии

Задержка развития ребенка не является самостоятельным заболеванием. Это следствие разнообразных причин - как врожденных, так и приобретенных, которые влияют на ребенка с самого рождения.

Итак, задержка в развитии может быть спровоцирована:

  • Заболеваниями матери во время беременности: инфекции, травмы, отравления и так далее.
  • Кислородная недостаточность у плода.
  • Осложненные, продолжительные или стремительные роды.
  • Травмы, которые повлияли на головной мозг ребенка.
  • Генетические отклонения, которые повлияли на нормальное развитие головного мозга ребенка.

Помимо сложностей и заболеваний, задержка психического развития может быть следствием неправильного воспитания малыша. По статистике такой диагноз чаще ставят детям из неблагополучных семей, но это не исключает появление отстающих в развитии детей и в обычных семьях. Жестокое обращение, крики, скандалы могут стать причиной того, что ребенок будет развиваться замедленными темпами.

Что делать при отставании в развитии

Чем раньше начать коррекцию отставания в развитии, тем лучших результатов можно добиться, особенно если причина отставания - не поражение головного мозга, а социальные факторы. Для этого необходимо выполнять рекомендации специалистов, постоянно заниматься с ребенком. Только регулярные занятия и упражнения приведут к хорошему результату.

Очень важным является развитие мелкой моторики рук, это позволит точнее выполнять всевозможные действия с предметами, а также активизирует центры головного мозга, которые отвечают за речевое развитие.

Пальчиковая гимнастика, массаж, игры помогут малышу в речевом развитии.

Родителям нужно регулярно использовать пособия, которые знакомят малыша с понятиями цвета, формы, размера, а также развивают крупную и мелкую моторику. Можно записать ребенка в специализированные группы или детские сады.

Психологическая атмосфера и развитие ребенка

Ответственность за развитие ребенка лежит на родителях. Именно им необходимо выработать определенный план развития малыша и заниматься с ним регулярно, тогда результат будет быстро достигнут.

Особенности детей раннего возраста заключаются в том, что ребенок зависит от родителей и психологической атмосферы в семье. Негативное влияние на развитие малыша оказывает авторитарный стиль воспитания, который подавляет любые инициативы ребенка. Чрезмерная опека тоже не обеспечивает ребенку свободу действий и также неблагоприятно сказывается на развитии.

Агрессия по отношению к ребенку отрицательно влияет на его развитие и провоцирует появление психологических травм.

Непонимание, напряженное отношение между мужем и женой оказывают неизгладимое влияние на малыша, даже если конфликт неявный. Дети очень чувствительные, любые проблемы в семье вносят дискомфорт в мир малыша. Именно поэтому лучшая атмосфера для развития малыша - гармоничные отношения между родителями, правильная стратегия воспитания. Ребенку важно чувствовать одобрение, это воспитывает у него уверенность в себе и в своих силах. Критика может спровоцировать нежелание что-то делать, замкнутость, неуверенность, безынициативность.

Занятия и игры с детьми

Существует огромное множество развивающих занятий и методик, которые успешно используют преподаватели в группах раннего возраста, но они же и подойдут для занятия в домашних условиях. Основные упражнения по развитию деятельности ребенка раннего возраста:

  • Физическое развитие малыша.

Чем здоровее ребенок в физическом плане, тем успешнее он развивается с психологической точки зрения. Примерно к году дети начинают ходить, и для физического развития им необходимо создать все условия для двигательной активности. Но не нужно заставлять их делать те или иные упражнения, нужно превратить это в увлекательную игру, и только в таком случае малыш с удовольствием выполнит все нужные действия.

В годик ребенка нужно стимулировать к движению и ходьбе. Надо чаще просить его подойти, принести, унести отдельный предмет или игрушку. Все упражнения нужно усложнять постепенно, для детей раннего возраста комплекс не должен быть слишком длинным – ребенок быстро устает, вполне достаточно 5-6 упражнений по 5-6 повторений.

В упражнения следует включить ходьбу, перемещение по наклонной поверхности, боковые шаги, шаги назад. Весь комплекс должен быть подобран индивидуально для ребенка в зависимости от его уровня развития.

  • Развитие разговорной речи.

С года до трех лет следует уделить особое внимание развитию речи малыша. Речевые центры тесно связаны с мелкой моторикой. Именно поэтому всевозможные пальчиковые игры для детей раннего возраста обязательно должны присутствовать в программе развития. Существует огромный выбор игрушек, которые направлены на развитие мелкой моторики ребенка.

Сам процесс развития речи можно разделить на 2 этапа: развитие понимания и формирование активной разговорной речи. На этапе развития понимания формируется пассивный словарный запас. Следует много говорить с ребенком, показывать и называть ему предметы, читать книги с картинками. Следует его знакомить с существительными, прилагательными, осваивать новые слова и все время повторять старые.

Для развития активной разговорной речи нужно стимулировать ребенка говорить. Можно использовать различные стишки, в которых ему нужно предлагать договорить окончания. Также можно для развития речи использовать игрушки самого ребенка и в ходе ролевых игр стимулировать его к речи.

Очень многое в развитии речи ребенка играет то, сколько и каким образом родители общаются с малышом. Логопеды утверждают, что с ребенком нужно много и правильно говорить, так как он строит свою речь на основе подражания разговору родителей.

Различают 2 вида моторики:

  • Мелкая, она включает точные движения рук.
  • Общая, включает движение отдельных групп мышц.

Для развития мелкой моторики хорошо помогают пальчиковые игры, лепка, рисование, зашнуровывание ленточек, застегивание и расстегивание пуговиц, перебирание сыпучих предметов. Можно купить развивающие игры, а можно использовать подручные предметы: тесто, коробочки с крупами, пуговицы на одежде и так далее.

Для развития общей моторики подходят любые активные игры, главное, чтобы они соответствовали возрасту: игры с мячом, перемещение по ступенькам, велосипед.

  • Творческое развитие ребенка.

Творческое развитие ребенка строится вокруг предметов и игр, которые можно использовать с фантазией:

  1. Мешочек с бобами или крупами. Его можно ощупывать, подбрасывать, положить на ногу и так далее. Нужно предложить ребенку самому придумать, что можно с ним сделать.
  2. Рисование – отличный способ творческого развития ребенка, его увлекает сам процесс, при котором карандаш, ручка или пальчики оставляют след, со временем ребенок стремится изобразить что-то конкретное.
  3. Пластилин дает возможность для создания объемных фигурок и преобразовывания их во что-то другое. Нужно показать ребенку, как лепить простые формы, и по мере развития малыша усложнять задания.
  4. Музыка и танец – отличный способ самовыражения ребенка. Нужно чаще включать несложные мелодии и предлагать ребенку потанцевать, причем так, как ему хочется. Впоследствии можно ему показать несложные движения.

Существует огромное множество способов развивать творческие способности ребенка. Но не стоит концентрировать свои усилия только на одном виде деятельности, лучше обеспечить разнообразие в занятиях.

Развитие ребенка в раннем возрасте идет интенсивными темпами. Родители только удивляются, как быстро растет их кроха и как быстро он все усваивает. То, как будет происходить это развитие, зависит от психологической обстановки внутри семьи и от того, как и сколько занимаются с малышом.

fb.ru

Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Елена Китаева Особенности развития ребенка в раннем возрасте

Раннее детство (от 1 до 3 лет) – один из самых важных этапов в жизни ребенка. Основными достижениями этого периода являются: овладение телом, овладение речью, развитие предметной деятельности. В этом возрасте ребенок входит в социальное пространство человеческих отношений, где происходит развитие и становление потребности в положительных эмоциях и потребности быть признанным.

В этом возрасте у ребенка возрастает интерес к окружающим его предметам, что побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Развитие речевой функции зависит от того, как взрослые общаются с ребенком. Если родители ограничиваются только уходом за детьми, а общению уделяется мало внимания, то они могут резко отставать в развитии речи. Но с другой стороны, если взрослые в общении с ребенком исполняют все, что он хочет, по первому жесту, ребенок также может долго не разговаривать. Взрослые должны стремиться вынуждать ребенка говорить внятно, выражать словами свои желания и только тогда выполнять их.

Развитие активной речи ребенка до полутора лет происходит медленно. В этот период он усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет ребенок начинает пытаться произносить слова, но у него пока не хватает речевых возможностей. Малыши в этом возрасте часто задают вопрос «Это что?» К концу второго года ребенок употребляет уже до 300, а к концу третьего года - от 500 до 1500 слов. Поначалу речь ребенка абсолютно не похожа на речь взрослого человека, так как ребенок употребляет такие слова, которыми взрослые обычно не пользуются (такие слова, как «ам-ам», «ням-ням», «тпруа», «бяка», «ав-авка»). Такую речь называют автономной. При правильном речевом воспитании (если взрослые, общаясь с ребенком, будут требовать от него четкого произнесения слов) автономная речь быстро исчезает. В противном случае автономная речь может сохраниться надолго.

В раннем возрасте очень интенсивно развивается память ребенка. Кроме того, она становится ведущей функцией. Память в раннем возрасте полностью непроизвольна, то есть ребенок не совершает никаких специальных действий для того, чтобы запомнить или припомнить что-нибудь. Дети раннего возраста часто удивляют взрослых тем, что запоминают наизусть длинные стихи. Однако такое запоминание ничего не говорит об интеллектуальном развитии ребенка и его индивидуальных особенностях. Это свойственно всем детям раннего возраста и объясняется результатом общей пластичности нервной системы.

В раннем возрасте начинает возникать воображение. Оно также носит непроизвольный характер, то есть возникает внезапно под влиянием эмоций и настроения. В этом возрасте воображение у детей ограничено, так как представляет собой всего лишь воспроизведение действия или ситуации, заимствованных от взрослых. К концу раннего возраста дети могут «сочинять» собственные сказки, однако, это всего лишь умение варьировать предшествующим опытом.

Мышление ребенка в раннем детстве является наглядно-действенным. Все мыслительные операции, направленные на исследование окружающего мира, осуществляются при помощи внешних ориентировочных действий.

Центральным местом в развитии познавательной сферы ребенка является восприятие. В раннем детстве интенсивно развивается зрительное и слуховое восприятие. Восприятие ребенком на всем протяжении раннего возраста тесно связано с выполняемыми действиями. Ребенок в раннем возрасте может достаточно точно определить форму, величину, цвет предметов, их положение в пространстве, когда выполняет какое-то действие.

Дети в раннем возрасте, подражая взрослым, постепенно овладевают свойственными человеку формами поведения в обществе. Под влиянием взрослых начинает формироваться внутренний мир ребенка. Но они не могут вложить в него свое отношение к людям, к вещам, передать ему свои способы поведения. Часто воспитательные воздействия взрослых не приводят к желаемым результатам, так как ребенок принимает их в соответствии со своими потребностями и интересами.

Отличительной особенностью поведения ребенка раннего возраста является непроизвольность, то есть он действует под влиянием возникающих в данный момент чувств и желаний. Поэтому его поведение зависит от внешних обстоятельств. Малыша очень легко привлечь к чему-нибудь, но так же легко и отвлечь. Например, если ребенок заплакал от того, что у него отобрали игрушку, его легко можно утешить, если дать взамен другую, или вообще занять его чем-нибудь.

В период с двух с половиной до трех лет ребенок начинает осознавать себя как отдельного человека. Возникновение и осознание себя как «Я» происходит ближе к трем годам и зависит от общения взрослых с ребенком. В это же время появляется новый тип отношения ребенка к взрослому. Он начинает сравнивать себя с взрослыми и стремится быть более независимым и самостоятельным. У ребенка в отношении взрослого начинают развиваться такие черты, как негативизм, упрямство. Он все хочет делать сам. Такое поведение характерно для кризиса 3-х лет. Это новая ступень в развитии личности ребенка, так как именно переживания кризиса учат ребенка навыкам позитивного общения, умению сравнивать себя с другими, а также развивают сензитивность (чувствительность) ребенка к чувствам других людей. Взрослым необходимо в этот период проявить терпение, уметь договориться с ребенком, найти выход из детского противостояния.

Основным развивающим видом деятельности ребенка двух-трех лет является игра. Если в предыдущем возрастном периоде ребенок играл только с теми предметами, которые находились в поле его зрения, то теперь он может играть по предварительному замыслу, подбирая в соответствии с ним игрушки или какие-то предметы. К концу третьего года жизни игра уже носит сюжетно-ролевой характер. То есть ребенок принимает на себя определенную роль, (например, изображает из себя маму или папу, в точности повторяя позу, жесты, мимику, речь). Поэтому в присутствии ребенка взрослым следует обращать внимание на свое поведение, на свою речь, жесты и т. д. Кроме того, ребенок не просто копирует взрослых, а исполняет определенную роль, перевоплощается то в доктора, то в парикмахера, то в шофера. Переход к ролевой игре является новым этапом в умственном развитии ребенка.

Зная возрастные особенности ребенка, можно понять причины того или иного поведения, а также грамотно подойти к развитию умственных способностей и личностных качеств малыша.

Дорогие родители, старайтесь уважать желания, настроения, интересы своего ребенка, внимательно наблюдайте за своим малышом, будьте мудры и терпеливы.

www.maam.ru

Тема 3. Развитие ребенка в период раннего детства

Тема 3. Развитие ребенка в период раннего детства

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста.

3. Кризис з-х лет.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте.

1. Физическое и психическое развитие в раннем возрасте

Хронологические рамки (возрастные границы). От 1 года до 3 лет.

Социальная ситуация. Стремление  самостоятельному выполнению действий с предметами. Социальная ситуация совместной деятельности ребенка и взрослого содержит в себе противоречие. Способ действия с предметом, образец принадлежит взрослому, а ребенок в то же время должен выполнять индивидуальное действие.

Социальная ситуация развития в раннем возрасте характеризуется наличием системы «ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». В этом возрасте ребенок целиком поглощен предметом. К. Лоренц даже говорил о фетишизации  предмета  в раннем детстве.

Социальное развитие ребенка идет по двум направлениям: через усвоение правил взаимодействия людей друг с другом и через взаимодействие ребенка с предметом в мире постоянных вещей. Осуществляется через посредника (старшего) и соучастника усвоения социальной роли (ровесника).

Физическое развитие.  Главное достижение – овладение прямохождением. Развивается весь двигательный аппарат. Для детей 2 года жизни ходьба становиться потребностью. К 9-10 годам хождение по ровной поверхности автоматизируется. В середине 2 года жизни осваиваются разнообразные движения, носят и перемещают предметы. Мышечное чувство становится основой в восприятии расстояния и пространственного положения предмета.

Ведущая деятельность. Предметно-манипулятивная деятельность. Общение в этом возрасте становится формой организации предметной деятельности. Внутри предметной деятельности зарождаются новые виды – игра и продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование). Важная роль в овладении предметной деятельностью, принадлежит деловому общению. Являясь ведущей деятельностью предметная деятельность в наибольшей степени способствует развитию познавательных процессов.

Психическое развитие. Ощущение, восприятие. Между 14 и 16 месяцами и 2 годами происходит резкое повышение цветоощущения, а после 20-24 мес. цветоощущение нарастает медленнее. Восприятие является доминирующим  в развитии других психических функций. Аффективный характер восприятия приводит к сенсомоторному единству. Развитие происходит в предметной деятельности.  Формируется предметное восприятие как  центральная познавательная функция. Наблюдается выделение пространственных отношений между предметами. При восприятии ребенок фиксируется на одном качестве, и впоследствии ориентируется  на него при узнавании. Восприятие аффективно окрашено и тесно связано с практическим действием. Восприятие – ведущая функция в развитии познавательной сфере ребенка. Восприятие тесно связано с выполняемыми предметными действиями. Восприятие развивается на основе внешнего ориентировочного действия (подбор предметов по форме, величине, цвету).

Внимание. Развитие внимания происходит при освоении ходьбы, предметной деятельности и речи. Внимание непроизвольное, слабо концентрировано, неустойчиво, наблюдаются трудности переключения и распределения, невелик объем. Сознательный контроль за выполнением действия отсутствует. Под влиянием речи складываются предпосылки для развития произвольного внимания. Расширяется круг предметов, их признаков, а также действий с ним, на которых ребенок сосредотачивается.

Память. Память включается в процесс активного восприятия ‑ узнавания. В основном преобладает узнавание, хотя ребенок может непроизвольно припоминать увиденное или услышанное раньше. Память является продолжением и развитием восприятия. Преобладает двигательная и эмоциональная, частично образная. Возрастают объем и прочность сохранения материала. Доминирует непроизвольная память. Начинает интенсивно развиваться словесно-смысловая память. Появляется новый процесс памяти – воспроизведение.

Мышление. Развитие мышления зависит от деятельности самого ребенка (приобретение чувственного опыта) и от влияния взрослого, который  учит способам действий и дает обобщенные названия предметов. Основная форма мышления – наглядно-действенное. Начинают формироваться элементы наглядно-образного мышления. Мышление возникает и функционирует в предметной деятельности. Большое значение в решении интеллектуальных задач имеет речь, которая в ходе развития делает меньшей зависимость мышления от непосредственного восприятия. Мышление активно развивается благодаря овладению ребенком значений предметов. Начинает формироваться знаково-символическая функция сознания, т.е. усвоение того, что один предмет можно использовать в качестве заместителя другого, а также замещение реального предмета знаком. Появляются первые мыслительные операции: сравнение и обобщение. На 3 году жизни формируется знаковая (символическая) функция сознания, которая имеет большое значение при овладении более сложными формами мышления и новыми видами деятельности.

Воображение. Предпосылками воображения выступают представления. Воображение появляется в игре, когда возникает воображаемая ситуация и игровое переименование предметов. Воображение функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними. К концу раннего детства появляются первые собственные сочинения ребенка – сказки, рассказы.

Речь. Бурное развитие речи в преддошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. У ребенка возрастает интерес к окружающему, но имеющихся средств общения (жесты, мимика) не хватает, чтобы удовлетворить свои возросшие потребности в общении. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения активной самостоятельной речи. (от 1,5 лет до 2 лет ). Пассивная речь опережает активную. Запас пассивной речи влияет на обогащение активного словаря. Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название (первое языковое «открытие»). В начале возраста в речи наблюдается феномен однословного предложения Л.С. Выготский: «Фазически ‑ это слово, семически – предложение. На границе 2-3 года жизни ребенок начинает понимать, что слова в предложении связаны между собой (второе языковое «открытие»). Ребенок вначале учится правильно слушать, а затем правильно говорить. На 3 году жизни понимание речи возрастает и по объему, и по качеству. Дети понимают не только речь-инструкцию, но и речь-рассказ.

Происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи. Появляется ситуативная речь. Развиваются не только коммуникативная, но и обобщающая и регулирующая функции речи. Дети начинают распространять правило словоизменения (флексии) на слова, которые им уже знакомы.

2. Развитие личности ребенка. Новообразования раннего возраста

Индивидуально-психологические свойства личности. Происходит формирование черт характера в ходе предметно-манипулятивной деятельности и в процессе общения с близкими родственниками. Отсутствует соподчинение мотивов (все мотивы имеют одинаковую побудительную силу) желания неустойчивы, неконтролируемы и несдерживаемы. Появляются потребности в самостоятельности и в достижении успехов. Поведение начинает мотивироваться не только содержанием ситуации, но и отношениями с другими людьми. Наблюдая за поведением, можно увидеть первые признаки темперамента.

Ребенок начинает овладевать правилами поведения, учиться подчинять свои желания необходимости, контролировать свои и чужие поступки. Происходит переход от «полевого» к волевому поведению (По К. Левину).

Формируются важные предпосылки для формирования личности. К 3 годам малыш начинает относиться к себе как к самостоятельному «Я», т.е. у него начинают возникать начальные формы самосознания. Возникает личное действие и личное желание, сознание «Я сам». Развитие самосознания связано с отделением себя от своих действий, с осознанием своих желаний. Развивается подлинная самостоятельность, о чем говорит проявление целеполагания и целеустремленности.Формируется ситуативно-деловое и внеситуативно-познавательное общение. Изменяется отношение ребенка ко взрослому выражается в стремлении к автономии и противопоставление своих желаний желаниям, требованиям взрослых.

Эмоциональное развитие. Эмоциональное состояние на протяжении первых 3 лет жизни очень неустойчиво. Поведение сопровождается яркими эмоциональными реакциями. Вследствие эгоцентризма – слабое развитие эмпатии. Фаза эмоциональной свободы, свободы развития чувств, а следовательно и воображения (фаза наивного субъективизма или наивного эгоцентризма). Ребенок всецело погружен в мир своих переживаний. Субъективизм, погруженность в свои переживания, натуральный эгоцентризм ‑ все это имеет наивный, непосредственный характер. Возникает эмоциональная завышенная самооценка. В этот период развития у ребенка имеется очень сильная потребность в положительном образе «Я». Очень рано проявляется способность к сопереживанию.

Новообразования. Формирование «внешнего Я - сам», которое характеризуется появлением и развитием самооценки, самоуважения, самосознания. Развитие речи, для которой характерно: значительное увеличение словарного запаса; построение предложений; понимание смысловых связей между словами.

Новообразования, которые возникают к концу первого года жизни, с необходимостью вызывают построение новой социальной ситуации развития. Это ситуация совместной деятельности со взрослым человеком. Содержание этой совместной деятельности ‑ усвоение общественно выработанных способов. Развитие самостоятельной ходьбы, овладение прямой походкой. Овладение предметной деятельностью, что связано с формированием нового отношения к миру предметов. Личное новообразование – возникает гордость за собственные достижения. Символическое, замещающее действие. Предметная игра. Активная речь.

3. Кризис з-х лет

Кризис 3 лет связан с развитием самооценки, стремлении все делать самому. Причина кризиса  в столкновении потребностей «хочу» и «могу». (Л.И. Божович). Пересмотр  старой системы отношений, кризис выделения своего «Я». Психологическое отделение от близкого взрослого. Появляется «гордость за достижение». Л.С. Выготский, вслед за Келлер, выделяет 7 характеристик кризиса:

- негативизм – негативная реакция не на само действие, которое ребенок отказывается выполнить, а на требование или просьбу взрослого (реакция не на содержание действия, а на само предложение, исходящее от взрослого);

- упрямство –реакция ребенка,  который настаивает на чем–то не потому что хочется, а потому, что он требует, чтобы с его мнением считались;

- строптивость –направлена не против конкретного взрослого, а против всей сложившейся в раннем детстве отношений, против принятых в семье норм воспитания, против навязывания образа жизни;

- своеволие –связано с тенденцией к самостоятельности, часто неадекватна возможностям ребенка и вызывает дополнительные конфликты со взрослыми;

- протест-бунт – частые конфликты с родителями;

- деспотизм – ребенок жестко проявляет свою власть над окружающими его взрослыми, диктуя свои требования;

- обесценивание требований взрослых ‑ обесценивается то, что было привычно, интересно, дорого раньше;

Разрешение кризиса происходит путем перехода к игровой деятельности.

4. Формирование деятельности в раннем возрасте

В раннем возрасте большое значение на развитие психики ребенка оказывает формирование деятельности в раннем детстве.

Таблица -  Формирование деятельности в раннем возрасте

Исследования

Этапы формирования деятельности

К числу важных новообразований раннего детства относят овладение ребенком предметной деятельностью.

С.Л. Новоселова

3 этапа:

  1. Предметные манипуляции детей (5 - 6 месяцев), которые превращаются в ориентировочные действия (7 -9 мес.)
  2. К концу 1 года действия переходят в предметно-специфические – это действия, направленные на получение определенного результата.
  3. Возникновение предметно-опосредованных действий, которые осуществляются орудийными операциями.

Формирование предметной деятельности тесно связано с изменением характера ориентировочной деятельности ребенка.

      На первых ступенях развития предметной деятельности предмет и действие тесно связаны между собой: ребенок выполняет усвоенное действие только с тем предметом, который для этого предназначен.

       Постепенно происходит отделение действия от предмета. По мере овладения предметом меняется ориентировка ребенка. Ориентировка типа «Что такое?» сменяется ориентировкой типа «Что с этим можно делать?»

П.Я. Гальперин

Выделяет:

  1. Ручные действия, когда малыш действует предметом, как самой рукой.
  2. Орудийные действия, когда предмет используется как орудие.

Ручные действия с одним и тем же предметом становятся орудийными.

При переходе от ручных операций к орудийным  в процессе освоения общественных способов действия с предметами происходит зарождение интеллектуальной деятельности – наглядно-действенного мышления в простейших формах.

      Предметная деятельность способствует развитию познавательных процессов.

      В действиях с предметами формируются способы восприятия, сенсомоторные эталоны.

      В процессе предметной деятельности активно развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.

Н.Х Швачкин, Д.Б. Эльконин, М.М. Кольцова.

Выделили 3 основные ступени в развитии обобщений в возрасте от 1 до 2,5 лет:

  1. Ранние наглядные обобщения, при которых предметы группируются по наиболее ярким, выделяющимся признакам, чаще всего цветовым; на этой стадии ребенок не владеет еще предметными действиями.
  2. Ребенок объединяет зрительные и осязательные образы в единое представление – начинается выделение отдельных предметов. При этом все признаки предметов значимы – ребенок не отделяет основных, устойчивых признаков от вторичных, изменчивых.
  3. Начинают формироваться общие понятии. Из всех признаков сопоставляемых предметов ребенок вычленяет наиболее существенные и постоянные. Это элементарная  мыслительная операция, вначале  она проявляется  в различении, а затем в сравнении цветов, форм, величины, удаленности предметов.

Таблица - Пути и причины возникновения игры 

Сущность игры

Это варьирование места, объекта, условий или способов действий, изменение функций предмета, одушевление его.

Причины возникновения

В процессе активного овладения предметной деятельностью у ребенка возникает противоречие  между бурным развитием потребности в действии с предметами, с одной стороны, и развитием осуществляющих эти действия операций – с другой.

Пути формирования

Игровые действия возникают путем наблюдения  деятельности взрослых и переноса.

Два типа переносов:

 - освоенное действие переносится в другие условия (научившись причесывать себя, ребенок начинает причесывать куклу);

 - действие переносится на какие-то предметы – заместители реальных предметов (ребенок причесывает куклу не расческой, а деревянной палочкой).

Структура игры

В самом начале игра представляет собой элементарное действие с одним предметом. Действие может повторяться много раз, может производиться с различными игрушками, но действие не усложняется, строение его не меняется.

Следующая ступень – игры, состоящие из ряда различных элементарных действий, еще не связанных между собой, но которые когда-то раньше производились.

К концу раннего возраста можно наблюдать отдельные игры, отражающие цепочку действий.

В результате игровой деятельности формируется: инициативность, самостоятельность, общительность, эмоциональность, творчество,ориентировочно-исследовательское поведение

Варианты обыгрывания предметов

 - Перенос предметов и любование ими (укладывает куклу на ковер, приносит зайчика, проговаривая: так, так.)

- Соединение предметов друг с другом (предмет помещает в коробочку, завязывает ленточку).

- Придание предмету необычного функционального значения (Это сумочка у тебя? …Ах, какая шляпа!)

- Придание предмету ролевых значений (пуговицу везет на машине в гости).

- Одушевление предмета, словесное обращение к нему (куда ты покатился? Иди, иди, топ-топ…).

- С помощью предмета развитие кожно-мышечных ощущений (предметом гладит по плечу, устанавливает на ноге…).

Особенности игры

Многофункциональное использование предмета ‑ подготовка к функции замещения.

Речевые моменты придают игре сюжетные моменты

Внутри предметной игры зарождается сюжетно-отобразительная.

Игровое отношение к предмету

Повторяемость движений.

Включение предмета в другой предмет.

Использование предмета с разной целью.

Задания для самостоятельной работы

      1. Познакомьтесь с современными исследованиями по теме. Перечислите основные вопросы, рассматриваемые автором понравившейся вам статьи.

1. Гуськова Т.В., Елагина М.Г. Личностные новообразования у детей в период кризиса 3 лет // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №5. ‑ С. 78

2. Слободская Е.Р., Плюснин Ю.М. Внутригрупповые механизмы социализации детей раннего возраста // Вопросы психологии. – 1987. ‑ №3. –С. 50

3. Палагина Н.Н. Предметная игровая активность в раннем детстве // Вопросы психологии. – 1992. ‑ №5-6. ‑ С. 31

4.  Галигузова Л.Н. Творческие проявления в игре детей раннего возраста // Вопросы психологии. ‑ 1992. - №2. ‑ С. 17

5. Авдеева Н.И. Становление образа себя у детей первых 3 лет жизни // Вопросы психологии. ‑ 1996. ‑ №4. ‑ С. 5

6. Давыдов В.В. Генезис и развитие личности в детском возрасте. // Вопросы психологии. ‑ 1992. ‑ №1-2. ‑ С. 22.

7. Абраменкова В.В. Социальная психология  детства: ребенок среди взрослых и сверстников в онто- и социогенезе // Мир психологии. ‑ 1996. ‑ №3. ‑ С. 129 – 156.

8. Виленская Г.А,  Сергиенко Г.А. Роль темперамента в развитии регуляции поведения в раннем возрасте // Психологический журнал. ‑ 2001. ‑ № 2-3. ‑ С. 68.

9. Ермакова Е.С. Генезис гибкости мыслительной деятельности в детском возрасте // Психологический журнал. – 1997.‑ № 1,2,3,. ‑ С. 74 - 83.

10. Холл З. Последствия сексуальных и психологических травм детства // Психологический журнал. – 1992. ‑ № 4,5. ‑ С. 120 - 130.

11. Белановская О.В. Восприятие ребенка раннего возраста самого себя во времени // Адукацыя i выхаванне. – 2000. ‑ №1,2,3. ‑ С. 11- 16.

12. Неткевич Н.М. Психическое развитие и воспитание ребенка раннего возраста // Адукацыя i выхаванне. – 1998. ‑ № 2. ‑ С. 85 - 92.

      2. Дайте ответ на вопрос по теме «Раннее детство»: В кризисные периоды очень ярко проявляется двойственность отношений к ребенку. С одной стороны: раздражает упрямство 3-х летнего малыша, а с другой: пугает(«Какой вредный»). Какова должна быть тактика поведения взрослого?

  3. Дайте характеристику развития ребенка в условиях раннего возраста, воспитывающегося в условиях дефицита общения.

      4. Проведите наблюдения и опишите особенности появления кризисов одного года и трех лет.

Список рекомендуемой литературы

1. Обухова Л.Ф.. Детская (возрастная) психология: Глава VII. Концепция Д. Б. Эльконина. Период раннего детства. ‑ М., 1996 .

2. Дарвиш О.Б. Возрастная психология. ‑ М., 2003.

3. Шапаваленко И. В. Возрастная психология. ‑ М., 2004.

4. Мухина В.С. «Возрастная психология». – М., 2000.

5. Кулагина И.Ю., В.Н. Колюцкий «Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития». – М., 2001.

6. Коломинский Я.Л. Детская психология. – Минск, 1988 .

7. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. – М., 2000.

8. КоломинскийЯ.Л. Детская психология. ‑ Минск, 1988. – С. 92-94.

9. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. ‑ М., 2000. – С. 21.

ebooks.grsu.by

Особенности развития детей раннего возраста – Ребенок в детском саду

Рубрика — Детская психология

Ранний возраст — это особый и очень важный период в жизни ребенка. Это период развития фундаментальных жизненных функций. Ребёнок учится ходить, говорить, обращаться и взаимодействовать с разными предметами. В этот непростой период очень важна внимательность и правильное воспитание, так как характер и функции головного мозга ребенка — это не только наследственный процесс, но и следствие взаимодействия с окружающей средой.

В первые три года жизни ребенка наблюдаются специфические особенности развития детей раннего возраста и весьма быстрый темп развития организма ребенка. Это единственный период, в котором можно увидеть, как в течение короткого времени у беспомощного и не имеющего никаких навыков существа образуются рефлексы, привычки, сенсорика и речь, не говоря уже о стремительном наборе веса и увеличении роста.

Особенности развития детей раннего возраста с рождения

В промежутке от рождения до 3-х лет наиболее выраженные особенности развития детей раннего возраста выражаются в следующем: стремительно увеличивается подвижность ребенка, он начинает ползать и перемещаться по пространству, исследуя все, что попадается на его пути. Развивается сенсорика – ребенок взаимодействует с предметами: переворачивает, бросает, опрокидывает их, старается все ощупать и попробовать на вкус. Также появляется интерес к книгам, но пока ещё просто как к объектам, а не как к источнику информации: ребенок внимательно разглядывает картинки и переворачивает страницы. Наблюдается становление памяти. Ребенок понимает и запоминает все больше слов и реагирует на просьбы. В этом раннем возрасте дети не любят оставаться в одиночестве, тянутся к возможности установить контакт с объектом, отвечающим ему взаимодействием.

В этом возрасте очень важно дать ребенку ощущение заботы и теплоты.

Важно научить ребенка понимать и ощущать окружающий мир, так как полноценное развитие ребенка во многом зависит от воспитывающих его взрослых. Нужно как можно больше разговаривать с ним. Желательно делать это просто, но ясно. Показывать картинки и задавать вопросы о том, что на них нарисовано. Также при помощи вопросов «Где?», «Что?» важно научить ребенка различать окружающие его предметы, начать можно с простого бытового окружения: стул, кровать, лампа, книга и прочее.

Особенно важно в этот период объяснить ребенку, что для него может быть опасным, и, конечно же, желательно прятать все предметы, которые могут нанести ему вред, для того чтобы он мог свободно и безопасно перемещаться по пространству. Научите его общаться с другими людьми и конечно же не оставляйте ребенка одного без присмотра.

Особенности развития детей раннего возраста от 1 до 2-х лет

В промежутке от 1 года до 2-х особенности развития детей раннего возраста заключаются в следующем: у ребенка начинают формироваться важные и сложные функции мозга, начинает формироваться его поведение и складываться характер. Он начинает ходить без поддержки, что дает ему возможность все больше и больше исследовать окружающий мир, а так же дает возможность непосредственного общения с другими детьми.

Это возраст, в котором формируются многие социальные черты, такие как сочувствие и любовь к близким.

Нарастающий интерес к познанию усиливается, и, учитывая увеличение периода бодрствования ребенка, дает ему больше возможностей и выносливости посвящать себя изучению заинтересовавшего его предмета.

Несомненно, важен факт того, что ребенок в возрасте до двух лет, начинает совершенствовать речь и понимать больше слов, путем подражания взрослым. Например, появляются первые простейшие словоформы и определения: корова – это «му-му», собачка – «гав-гав» и т.д. Постепенно ребенок начинает подражать фразам и интонациям взрослых и начинает увеличивать словарный запас.

Также в этот период ребенок начинает прислушиваться к своим внутренним ощущениям и учиться различать свое настроение и чувства.

Особенности развития детей раннего возраста в вышеописанном периоде требуют исполнения следующих рекомендаций:

  • Необходимо использовать игры, в процессе которых ребенок может развивать речь и навыки общения — это весьма важный процесс в развитии детей этого возраста. В процессе игры нужно использовать простую и понятную ему речь, просить его повторить за вами слова и объяснять значения сказанных им слов.
  • Предлагайте ребенку выбор «Ты будешь грушу или яблоко?», следует не торопить его с ответом — он должен выбирать сам.
  • Также важно играть в развивающие моторику игры, такие как кубики, пирамидки.
  • Рисуйте вместе с малышом, научите его различать цвета.
  • Разговаривайте с ним, но не усложняйте свою речь непонятными ему терминами. Следует задавать вопросы «Как ты себя чувствуешь?», «Тебе интересно?», «Тебе хорошо?», чтобы научить его различать свои ощущения. Не препятствуйте малышу передвигать предметы и мебель.
  • Также в игровой форме вы можете вместе с ним наводить порядок дома и заниматься домашними хлопотами.
  • Научите его распознавать мимику, это тоже можно легко сделать, используя игры.
  • Объясните малышу значения слова «нельзя» и его причины.

Особенности развития детей раннего возраста от 2-х до 3-х лет

Этот период связан с активным развитием нервной системы, вследствие чего ребёнок становится более подвижным, а его организм начинает более интенсивно развиваться физически. Благодаря этому в ребенке проще сформировать навыки правильного поведения. Он учится контролировать некоторые свои потребности и желания.

Нервно-психическое развитие происходит интенсивней, словарный запас малыша увеличивает гораздо быстрее, чем в предыдущие два года. Речь начинает отражать уровень его мышления, ребенок начинает использовать сложные предложения, это происходит благодаря развивающейся способности устанавливать взаимосвязь между предметами и явлениями, он начинает сравнивать их свойства и сопоставлять их, что и отражается в речевых функциях. Меняется восприятие речи окружающих, малыш понимает смысл сказанного.

Также он начинает понимать течение времени, с ним можно обсуждать уже не только данный момент, но и события прошлого и будущего времени. Он учиться определять цель «Я буду играть», «Я буду строить домик». Ребенок начинает понимать свойства и назначение многих предметов, так же различает цвета и форму предметов: «Когда темно, надо спать», «Птички летают высоко», а так же формируется представление о количестве («мало – много»).

На протяжении третьего года важно позволить ребенку наблюдать и исследовать. Если он чем-то заинтересован, следует его поддержать в этом.

Общение со сверстниками в этом возрасте — необходимая потребность, малыш начинает интересоваться другими людьми. Следует использовать ролевые игры («больница», «дочки-матери»), они способствуют приобретению социальных навыков общения.

Общие рекомендации

  1. Не следует ограничивать пространство, в котором находится ребенок, так как обычно дети, находящиеся в одном и том же пространстве постоянно, заметно отстают в развитии.
  2. Соблюдайте режим, и будьте твердыми в требованиях дисциплины и правилах поведения, но не переусердствуйте, давайте ребенку понять, что он окружен заботой и вашей любовью.
  3. Помните, что игры способствуют развитию ребенка, поэтому следует как можно чаще играть с ним, правильно подыскивая игру под его настроение, которая будет учитывать его индивидуальную специфику и общие особенности развития детей раннего возраста.
  4. Когда малыш начнет приобретать социальные навыки, следует увеличить возможность общения со сверстниками.

Автор — педагог-психолог Анна Макарова

deti-club.ru


Смотрите также