Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Правша или левша ребенок


Как определить, левша или правша ваш ребенок - Журнал детского развивающего центра «Созвездие»

www.center-sozvezdie.ru

Правша или левша – как определить ведущую руку ребенка?

ВЫЗВАТЬ ВРАЧА

Правша или левша? Этот вопрос волнует всех родителей, чей ребенок только-только научился держать в руках погремушку или есть с ложки. Как определить, какая рука является ведущей у малыша?

Экскурс в физиологию

Головной мозг каждого человека состоит из двух больших полушарий. В правом полушарии располагаются нервные центры, отвечающие за работу левой половины тела, тогда как левое полушарие управляет правой половиной. С рождения у младенца является более развитым одно из полушарий головного мозга. Если приоритет отдается правому полушарию, то ребенок становится левшой. И, напротив, при выраженном преобладании левого полушария из малыша вырастает правша. Предугадать, какая часть головного мозга станет ведущей, не представляется возможным.

По статистике до 15% всего населения земного шара являются истинными левшами. Среди них есть те, кого в детстве насильно переучили, так и те, кто остался левшой на всю оставшуюся жизнь. Около 1% всех людей являются амбидекстерами. Эти люди одинаково хорошо владеют как правой, так и левой рукой. Остальное население планеты составляют правши.

Правша – это явление, которым никого не удивишь. Куда как больше вопросов возникает у родителей маленьких левшей. Почему ребенок берет игрушку в левую руку, вместо того, чтобы держать ее правой? Однозначного ответа на этот вопрос не существует. Доказано, что леворукость передается по наследству. Если в вашей семье уже рождались левши, весьма высока вероятность, что и ваш малыш станет делать все левой рукой.

Среди других вероятных причин леворукости стоит отметить травмы головного мозга. При повреждении левого полушария правая часть мозга берет на себя все функции поврежденной зоны, и ребенок становится левшой. Аналогичная ситуация возникает при  длительной травме правой руки. Также замечено, что левшой часто становится один из двойни, тогда как второй остается праворуким.

Полезно:  С какого возраста можно сажать ребенка в детские ходунки?

Как определить ведущую сторону?

Проблема адаптации левшей решалась бы гораздо проще, если бы существовали методы для выявления леворуких детей в самом раннем возрасте. Вот только до 3 лет каждый ребенок – амбидекстер по своей природе. Ему одинаково удобно делать привычные вещи как левой, так и правой рукой. Такое явление связано с особенностями развития головного мозга и никакой специальной коррекции в этом возрасте не требует.

Попытаться узнать, правша или левша ваш ребенок, можно и в более раннем возрасте. Вот только любой тест, проведенный у малыша младше 3 лет, не может быть основанием для окончательного «диагноза». Однозначно определить ведущую руку можно после 4-5 лет. В этом возрасте связи между полушариями головного мозга и телом ребенка формируются окончательно, и выяснить, правша или левша ваш малыш, не составит особого труда.

Тест для определения ведущей руки у младенца достаточно прост. Известно, что в возрасте около 3 месяцев исчезают основные рефлексы неврожденных. Исчезновение рефлексов происходит в разное время с правой и левой стороны. Ребенок, который в будущем станет левшой, быстрее теряет эти рефлексы именно на левой стороне. Наблюдая за своим малышом, вы уже в возрасте 3-4 месяцев точно сможете сказать, какая рука будет у него ведущей спустя несколько лет.

Тесты для определения ведущей руки

Каждый тест рассчитан на детей в возрасте 4-5 лет. Именно в этом возрасте можно достаточно точно определить, левша или правша ваш ребенок. Проверить малыша можно в домашних условиях, не отвлекаясь от игры или общения. Проходя тест, ребенок должен будет выполнить простые задания, а его родители – отследить, какой рукой малыш делает те или иные вещи. По преобладанию той или иной руки можно вычислить, какая из них является ведущей у вашего ребенка.

Полезно:  Простые способы обучения ребенка счету

Тест для дошкольников:

  • разрезать бумагу ножницами;
  • стереть ластиком рисунок;
  • нанизать бусины на нитку;
  • разложить карточки на столе;
  • перелить воду из одной емкости в другую;
  • взять стакан в руки;
  • открыть и закрыть замок;
  • намотать нитку на катушку;
  • достать книгу с полки;
  • толкнуть рукой мяч;
  • позвонить в колокольчик;
  • почистить зубы;
  • достать мелкий предмет ложкой из стакана;
  • открыть бутылку с завинчивающейся крышкой.

Есть тест и для детей постарше.

  • Попросите ребенка переплести пальцы в замок. Левша оставит сверху большой палец левой руки, а правша – правой.
  • Предложите ребенку похлопать в ладоши. Ведущая рука окажется сверху.
  • Попросите ребенка скрестить руки перед собой. Ведущая рука снова будет лежать сверху.

Тест для ребенка может быть выбран любой. Можно использовать сразу несколько заданий, позволяющих определить ведущую руку у вашего малыша. Выбирая то или иное упражнение, стоит отдавать предпочтение незнакомым для ребенка действиям. Все дело в том, что когда родители обучают малыша держать кружку, ложку или карандаш, они вкладывают предмет в правую руку. Таким образом родители, сами того не желая, переучивают своего маленького левшу. Тест же предполагает, что ребенок будет делать задания неосознанно. Выполняя непривычное для него действие, малыш сам того не замечая отдаст приоритет ведущей руке и тем самым даст понять, левша он или правша.

Совет

Проводите тесты с ребенком один на один в спокойной и доброжелательной обстановке.

Важный момент: проходя тест, ребенок должен иметь одинаковый доступ ко всем предметам с левой и правой стороны. Кружки, карандаши, нитки – все это должно находиться на одинаковом расстоянии от обеих рук. В противном случае малыш потянется туда, куда ему ближе, и тест будет пройден неправильно.

Полезно:  Развитие для самых маленьких - массаж для 3-х месячного ребенка

Любой тест проводится с ребенком в виде игры. Не стоит акцентировать внимание малыша на том, что вы его тестируете. Пусть все задания выполняются легко и непринужденно. Если малыш не настроен на игру, стоит отложить проведение теста до следующего раза.

Ваш ребенок – левша

Что делать, если ваш малыш оказался леворуким? В прежние времена считалось, что от подобного состояния нужно обязательно избавляться. Левшей переучивали, создавая маленькому человечку множество проблем. Современные педиатры и психологи не разделяют эту точку зрения. Специалисты считают, что левша – это вариант нормы. Нет никакого смысла переучивать ребенка и ломать его истинную природу в угоду социальным нормам прошлого столетия.

Узнав о том, что ваш малыш – левша, не спешите его переучивать. Даже привыкнув все делать правой рукой, ребенок будет тратить на это гораздо больше сил и времени, чем его сверстники. У переученных левшей по-прежнему доминирует правая половина мозга, и все действия проходят через правое полушарие. В результате большие ресурсы организма тратятся на то, чтобы выполнить простое действие. Не по той ли причине левши, следующие своей природе, зачастую обгоняют в развитии своих переученных сверстников?

Доминирование левой руки, несомненно, может создавать определенные сложности в адаптации ребенка к окружающему миру. Все устройства на этой планете, начиная от простейших бытовых приборов и заканчивая сложной техникой, рассчитаны на правшей. Ели ваш малыш – левша, ему придется привыкать жить в не слишком комфортных для себя условиях. К счастью, сейчас для леворуких людей создано множество вещей, существенно упрощающих жизнь в мире правшей. Стоит ли переучивать ребенка, если можно создать вполне удобные условия для его существования?

agushkin.ru

Если ваш ребенок левша: 6 рекомендаций от детского психолога

Последнее обновление статьи: 26.03.2018 г.

Леворукие люди во все времена вызывали неподдельный интерес со стороны окружающих. Существует мнение, что человек с такой «изюминкой» отличается особой сноровкой и навыками (вспомним про  персонажа Лескова, который подковал блоху).

Другое мнение, напротив, сравнивает подобную особенность с изъяном, отличающим леворуких от «нормальных» людей. Именно так считают некоторые родители, пытающиеся переделать маленьких левшей.

Сразу скажем, левшество — не отклонение, поэтому жёсткие меры неоправданны.

Практически всем живым существам, и человек в данном случае не исключение, свойственна асимметрия. Головной мозг делится на два полушария, одно из которых берёт ключевую функцию, а другое подчиняется.

Оба полушария взаимодействуют, однако каждое обладает собственными особенностями и функционалом:

  • левое полушарие считается более рациональным. Его сфера «деятельности» – логика, аналитика, абстракция. Информация в нём обрабатывается последовательно, поэтапно. Отвечает левая часть головного мозга за правую сторону тела, получая сигналы от правого глаза, уха, верхней и нижней конечности;
  • правое полушарие считают чувственным. Его сфера ответственности – воображение, эмоциональные реакции, творческое и образное мышление. Сигналы, получаемые от левой стороны тела, обрабатываются целиком, мгновенно создаётся полный образ. От развития правого полушария зависит, в том числе, и наши интуитивные способности.

Ведущая рука, органы зрения и слуха начинают определяться примерно к пяти годам. Если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке, значит, у него превалирует правое полушарие головного мозга.

До пятилетнего возраста можно лишь говорить о предпочтении какой-либо руки, но не о доминантности определённого полушария. Обычно дети младше 5 лет меняют ручки в процессе деятельности, когда кушают ложкой, вырезают ножницами, бросают мячик.

Чем отличается леворукость от левшества?

Определение предпочитаемой руки – лишь один небольшой этап в изучении функциональной асимметрии головного мозга. Понятие левшества существенно шире, нежели леворукости.

Леворукость – характеристика, означающая ведущую верхнюю конечность, а вот левшество – понятие комплексное, которое отражает доминирование правого полушария.

То есть, если ребёнок отдаёт предпочтение левой руке при выполнении какой-либо деятельности, можно назвать его леворуким.

Но говорить, что он истинный левша преждевременно.

Эту характеристику определяют в совокупности, выявляя ведущий глаз, ухо, нижнюю конечность.

В начале процесса обучения письму и при поступлении в школу самое важное для родителей – определить именно ведущую руку, то есть установить, является ли ребёнок леворуким. Это поможет избежать проблем с формированием необходимых учебных навыков.

По данным различных источников, леворукость встречается примерно у 10 % населения земного шара. Согласитесь, достаточно значительная часть населения Земли. Однако причины этого явления ещё не до конца изучены и установлены.

Эксперты выделяют 3 основных фактора, которые выдвигают на первую роль именно левую руку: генетическое левшество (наследственность), компенсаторное левшество, вызванное поражением мозга в период внутриутробного развития и раннего детства, вынужденное левшество.

Рассмотрим эти факторы подробнее:

  • генетическая латеральность. Механизмы передачи подобной особенности до сих пор точно не установлены, однако уже понятно, что леворукие дети в 10 раз чаще рождаются в семьях, в которых мать или отец является левшой;
  • компенсаторная латеральность. В период вынашивания и рождения ребёнка возможно травмирование левого полушария. А поскольку именно этот сектор головного мозга отвечает за работу правой руки, то определённый функционал берёт на себя правое полушарие. Именно поэтому «пальму первенства» перенимает левая рука;
  • вынужденная латеральность. Предпочтение ведущей верхней конечности связано либо с повреждением правой руки, либо является следствием подражания значимым взрослым.

Отдельно рассматривают и такой фактор, как псевдолеворукость. В силу недостаточного психического развития не происходит оптимальная латерализация полушарий и формирование межполушарного взаимодействия. В результате не выделяется доминирующая рука.

Таким образом, леворукость чаще всего является следствием особенного устройства мозговых структур. Такая особенность обычно бывает врождённой, как и цвет глаз, рост, поэтому её необходимо принять, а не стараться изменить.

Как определить, ребёнок левша или правша?

Если ребёнок в дошкольном возрасте предпочитает многие действия выполнять левой рукой, родителям лучше всего отправиться к квалифицированному специалисту, чтобы точно установить, правша или левша их любимое чадо.

Нейропсихологи имеют в своём арсенале множество специализированных тестов, которые помогают выявить особенности латерализации головного мозга в детском возрасте со стопроцентной точностью.

Однако и в домашних условиях родители своими силами смогут определить левша ли ребёнок или, по крайней мере, сделать предварительный вывод о наличии у него леворукости. Самый простой метод – контроль над деятельностью.

Взрослым нужно отследить, какая рука у малыша ведущая при выполнении перечисленных действий:

  • раскручивание волчка;
  • кидание кубиков;
  • собирание пуговиц;
  • поливка растений;
  • использование зубной щётки;
  • нажимание выключателя;
  • причёсывание;
  • работа с молотком и отвёрткой;
  • построение башенки из кубиков;
  • подметание;
  • откручивание крышки от баночки;
  • вытирание столешницы;
  • очистка апельсина.

Если подавляющее большинство приведённых выше действий ребёнок выполняет левой рукой, есть основания предполагать, что он леворукий. Более точно сможет определить нейропсихолог.

Кроме того, можно попросить малыша посмотреть в подзорную и калейдоскопическую трубу, послушать, как тикают часики. Это позволит понять, что ребёнок левша, а не просто леворукий.

Психологические особенности леворуких детей

Отличия левшей от праворуких ребятишек, естественно, не ограничиваются тем, что первые предпочитают действовать активнее левой ручкой, а вторые – правой.

Разница значительно глубже, однако главное отличие заключается в совершенно другом способе обработки сигналов, которые поступают из окружающей среды, и особенностях эмоционального реагирования на эти самые сигналы.

Рассмотрим положительные качества левшей и возможные трудности, которые ожидают детей, особенно при переходе к систематическому школьному обучению.

Поскольку леворукие люди были вынуждены всегда жить в мире правшей, основное их качество – гибкость и высокий уровень приспосабливания к изменяющимся условиям среды. Эта черта относится, например, к климатической адаптации.

Кроме того, среди уникальных черт левшей выделяют следующие позитивные особенности:

  • леворукие способны создавать неповторимые и своеобразные продукты творчества, поскольку их способ переработки информации уникален – схватывание целостного образа, а не разрозненных частей;
  • левшу отличает глубокий и богатый эмоциональный мир, что позволяет таким людям достигать успеха в творческих профессиях и видах деятельности;
  • «инновационный» характер мышления, когда человек способен генерировать множество идей и одномоментно «прокручивать» в голове различные решения;
  • ведущая левая рука позволяет левшам выделяться среди спортсменов-правшей, поэтому среди победителей боксёрских, теннисных и фехтовальных турниров немало леворуких.

Помимо этого, нельзя не упомянуть про большое число талантливых и даже гениальных людей среди левшей. Возможно, именно эта информация успокоит мам, которые считают, что с леворуким ребёнком будет слишком много хлопот.

Сразу нужно сказать, что левшество – это вариант нормы, поэтому нижеследующую информацию родителям леворуких детей не следует воспринимать в штыки. Напротив, знание трудностей должно помочь выделить сильные стороны и снизить проявление отрицательных психофизиологических качеств.

Как уже было отмечено, ребёнок-левша отличается более развитым творческим мышлением, нежели праворукие сверстники. Однако в то же время у леворуких детей отмечается замедленное формирование тех умений, которые требуют межполушарного взаимодействия.

Американские учёные установили, что среди эмоционального фона у левшей превалируют такие качества, как несдержанность, робость, пониженное настроение, тревожность. В целом для детей характерны отрицательные, а не положительные эмоции.

Основная же проблема детей-левшей – нарушенное или недостаточно развитое зрительно-пространственное восприятие, зрительная память и зрительно-двигательная координация.

Недостаточность этих функций может привести к таким трудностям, как:

  • замедленное обучение чтению из-за нарушенного восприятия и запоминания буквенных конструкций;
  • создание неправильных зрительных образов цифровых и буквенных обозначений (ребёнок нарушает соотношения элементов, путается в похожих буквах и цифрах, приписывает лишние части либо забывает дописать нужные элементы букв);
  • слабое дифференцирование геометрических фигурок, замена похожих по начертанию фигур (кружок с овалом, квадратик с прямоугольником);
  • сложности с копированием в тетради различных изображений;
  • некрасивый почерк (кривые штришки, вытянутые, увеличенные в размерах буквы, постоянное изменение их наклона);
  • зеркальное начертание букв, цифр и некоторых изображений;
  • низкая скорость письма.

Выраженность подобных недостатков можно снизить при учёте особенностей леворуких детей. В ином случае проблемы только усилятся (особенно при переучивании).

Кроме того, психологи отмечают, что многие леворукие дети с трудом привыкают к школьному обучению. Именно поэтому первоклассники-левши требуют к себе повышенного внимания как со стороны педагогов, так и со стороны родителей.

Негативные итоги переучивания левшей

Допустимо ли переучивание таких детей? Разумеется, нет. Следует помнить, что, говоря о левшах, мы имеем в виду не просто доминирующую руку, а определённую организацию работы головного мозга.

Даже если родители или учителя смогут заставить ребёнка брать пишущие принадлежности правой рукой, они не в состоянии изменить латерализацию мозговых функций.

Результатами столь необдуманных действий нередко становятся серьёзные изменения в эмоциональном состоянии ребёнка. Появляется вспыльчивость, капризность, раздражительность.

Родителями переученных леворуких детей могут отмечаться разнообразные неврологические нарушения, среди которых особо выделяют несколько групп неврозов:

  1. Астенический невроз. Проявлениями этого состояния являются высокая утомляемость, нервная истощаемость, пониженная работоспособность. Маленькие левши полноценно работают только в начале учебного дня, а затем устают. Наблюдаются трудности и с выполнением домашних заданий.
  2. Невроз навязчивых состояний. Если взрослые чрезмерно сильно переживают из-за детского левшества, пытаются заставить работать правой рукой, наказывают за непослушание, у ребёнка вырастает тревожность. В результате у детей отмечаются различные страхи и фобии, например, боязнь письменных работ в школе.
  3. Недержание мочи. Чаще всего у переученных левшей возникает лишь ночной энурез, однако в тяжёлых случаях непроизвольное мочеиспускание может наблюдаться и днём. Такая интимная проблема только ухудшает состояние ребёнка, ещё больше снижая эмоциональный настрой.
  4. Неконтролируемые движения. Ещё один вариант невротического состояния – тики. Ребёнок непроизвольно мигает, облизывает губы, морщит лоб, подёргивает носом и пр. Подобные проявления усиливаются, когда переученный левша устаёт или излишне нервничает.

Именно от мам и пап будет зависеть, как пойдёт развитие левши: или он станет развиваться в соответствии со своими особенностями, или превратится в переученного правшу с невротическими реакциями, комплексами и психологическими нарушениями.

Прежде всего, при общении с маленьким левшой не следует постоянно напоминать, что он «не такой, как все». Постоянный акцент на эту особенность, как и стремление переучить ребёнка, может снизить детскую самооценку и привести к неврозам.

Также следует выполнять другие общие рекомендации:

  1. Откажитесь от идеи переучивания ребёнка и не разрешайте делать это педагогам. Перед учёбой обязательно пообщайтесь с учительницей, чтобы ввести её в курс дела и обговорить общие методы воспитания левши.
  2. Если ребёнок-левша слишком эмоционально реагирует на различные раздражители, не нужно его ругать и наказывать за это. Из-за повышенной впечатлительности леворукие дети могут даже заплакать при просмотре мультика.
  3. При развивающих занятиях с левшой обязательно применяйте различные схемы, изображения и прочие наглядные пособия. Это важно, поскольку такие дети мыслят целостными образами.
  4. Поскольку у леворуких ребятишек хорошо развито воображение, смеяться над его выдумками не следует. Однако поощрять откровенную ложь также не стоит. Постарайтесь найти золотую середину.
  5. Из-за особенностей нервной системы леворукие дети достаточно быстро утомляются. Вот почему все домашние занятия не должны длиться более 20 минут. Затем необходим перерыв, во время которого ребёнок восстановит силы и отдохнёт.
  6. Для леворуких детей подойдут те виды физкультурных занятий, в которых одинаково действуют обе верхние конечности. Сюда можно отнести лыжные гонки, плавание, баскетбол. Для девочек будут полезны занятия по лепке, вязанию на спицах, игра на фортепиано.

Левшам, как и «обычным» детям, нужна родительская похвала. Вот почему психологи советуют поддерживать все детские таланты, помогать реализовывать задатки и способности, хвалить за каждую удачу.

Отечественная педагогика только разрабатывает специализированные методики обучения письму левшей. Вот почему леворукие дети учатся так же, как и их праворукие сверстники.

Однако следует учитывать несколько важных советов, выполнение которых позволит оптимизировать процесс обучения письменным навыкам:

  1. Родителям следует грамотно организовать рабочее место. Нужно отслеживать угол наклона прописи, положение плеч, правильность держания письменных принадлежностей.
  2. Лампу необходимо установить таким образом, чтобы свет падал с правой стороны.
  3. Нельзя требовать от леворукого ребёнка правонаклонное начертание букв. Оптимальный вариант – вертикальное отображение текста.
  4. Также не следует требовать от детей писать безотрывно. Пусть ребёнок выбирать оптимальный способ написания.
  5. По возможности следует приобрести не только пропись, но и письменные принадлежности, которые разработаны специально для леворуких детей.

Ну а лучше всего процесс обучения письму доверить специалисту – педагогу начальных классов. Он владеет нужными умениями и знает, как необходимо правильно организовать рабочую обстановку.

Как узнать ребёнку, что он достигает определённых успехов в процессе обучения? В этом ему должны помочь родители. Необходимо сравнивать своё чадо только с ним самим. А если всё же нужно сопоставлять результаты, то проводите сравнение с его собственными успехами.

Если в вашей семье подрастает ребёнок-левша, не нужно впадать в отчаяние. Описанные выше возможные сложности не стоит преувеличивать.

Задача родителей – всячески подбадривать маленького левшу, приходить ему на помощь. И, конечно, не стоит выслушивать советы «доброжелателей», которые рекомендуют переучивать леворукого ребёнка. Любите его таким, каким он появился на свет!

kroha.info

Ваш ребенок левша или правша: 10 заданий, которые помогут это точно определить

Предложите испытуемому сложить руки в замок. Тест должен выполняться быстро, без подготовки. Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.

Сложите руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье, а у левшей левая кисть лежит сверху, на правом предплечье.

У правшей при аплодировании более активна правая рука, у левшей – левая. Этот тест считается более информативным у взрослых, а дети чаще аплодируют, радостно хлопая обеими ладошками.

Посмотрите вот это видео. Надо ответить на простой вопрос: в какую сторону движется поезд? У тех, кому кажется, что поезд едет влево, больше развито правое полушарие (как у левши). Если вправо, то, соответственно, – левое (как у правши).

Завяжите несколько узелков на шнурке или веревке, а потом попросите ребенка развязать их. Правша будет развязывать узелки правой рукой, а левой только помогать/придерживать, а левша, соответственно, наоборот, – левой развяжет, а правой будет придерживать.

Проверьте, какой ногой ребенок отталкивается при прыжке: если толчковая нога левая, то это признак левши, если правая, то, наоборот, правши.

Возьмите лист бумаги и два карандаша. Дайте ребенку в каждую руку по одному.  И пусть он рисует обеими руками одновременно: круг, квадрат, треугольник. Наблюдаем: движения, выполняемые ведущей рукой, могут быть более медленными, но более точными. Линии фигур, нарисованные ведущей рукой, - более четкие, ровные, меньше выражен тремор (дрожание руки), углы не сглажены, точки соединения не расходятся. Некоторые исследователи рекомендуют выполнять это задание с закрытыми глазами, тогда есть возможность более четко выделить нарушение формы, пропорций геометрической фигуры, которая рисуется неведущей рукой.

Попросите ребенка представить перед собой воображаемую мишень. Пусть поднимет руку, как будто у него в руках есть лук и стрелы, закроет один глаз и прицелится. Какой глаз он закрыл?! Если правый, то это признак левши, а если левый, то правши.

В комнате зазвонил воображаемый телефон. Какой рукой ребенок возьмет трубку? И к какому уху ее приложит? Если рука левая – он левша, правая – правша.

Все просто: нужно сесть на стул/диван/кресло/табуретку и закинуть одну ногу на другую. Нога, которая окажется сверху, – ведущая.

За помощь в создании текста благодарим проект ПРАВОНАЛЕВО.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

chips-journal.ru

Ребенок левша: особенности развития мальчиков и девочек

Дети-левши обладают отличным музыкальным слухом, проявляют уникальные способности к решению нестандартных задач, тянутся к разным видам изобразительного искусства, но развитие речи иногда задерживается. Родители опасаются, не опасно ли быть левшой в современном мире, не скажется ли это на обучении в садике и школе.

Даже в наш прогрессивный век письмо левой рукой все еще вызывает эмоциональный отклик в обществе. Как поступать родителям с необычным ребенком, нужно ли переучивать левшу и чего с ним делать нельзя? На эти вопросы наука давно нашла ответы.

Причины рождения левшей

От 7 до 17% населения – левши. Это значит, что примерно каждый седьмой малыш рождается правополушарным. И в этом нет патологии или отклонения от нормы. С точки зрения биологии левши – генетически здоровые люди.

Это интересно! Феномен встречается и у других видов. Собаки-левши, например, с бОльшим удовольствием осваивают цирковые трюки и поисковую работу, нежели общий курс дрессировки.

За латеральность отвечает головной мозг. Полушария большого мозга управляют телом крест-на-крест: за функции левой половины тела отвечает правое полушарие. Отсюда и синоним – правополушарность.

Это полушарие мозга отвечает за креативность, образность и спонтанность. Тогда как преобладающее у большинства людей левое полушарие наделяет их логикой, последовательностью и аналитическими способностями.

От чего зависит появление леворуких малышей, пока точно не определили. Среди подтвержденных факторов леворукости можно выделить три:

  • До рождения: генетический фактор. Правополушарность заложена в ДНК, и уже в момент зачатия будущий ребенок – левша.
  • При рождении: травматический фактор. Компенсация последствий левополушарных родовых травм приводит к активному развитию правой стороны.
  • После рождения: фактор среды. Здесь могут быть подражание, вынужденность, переученность, травмы правой руки.

Левшество и леворукость

Истинное левшество – результат действия генетического фактора. Правое полушарие мозга у истинных левшей более активно от природы и преобладает во всем: в быту, учении, спорте, общении. Не только рука, но и вся левая половина тела используется интенсивнее.

Левшество как результат травмы – вынужденное. Негативное воздействие на левое полушарие мозга приводит к активации правого, и растущий человечек осваивает мир иначе, чем большинство его сверстников. У настоящих и компенсированных левшей преобладает творческая деятельность, развита фантазия, интуиция.

Леворукость же – это привычка, предпочтение левой руки для письма, игр и удержания столовых приборов. Во всем остальном леворукий человек не отличается от правши, в том числе генетически.

Это интересно! Предпочтение правой или левой руки для письма – не абсолютный признак. Писать правополушарный человек может и правой рукой, а вот для других видов деятельности выбирает именно левую.

Как определить левша или правша ребенок

Выбор латеральности приходится чаще всего на возраст около 3 лет, реже – ближе к 6 годам. А пятая часть людей так и вырастает, не определившись с ведущей рукой, одинаково хорошо владея обеими конечностями. Этот феномен носит имя амбидекстрия.

Как только малыш начинает активно использовать ручки для захвата и удержания, родители могут развивать у него необходимые навыки жизни в праворуком мире.

Первое и самое доступное средство диагностики – наблюдение. Родителям нужно внимательнее присматриваться к своему чаду и отмечать, какой рукой он манипулирует предметами:

  • перемещает подвижную игрушку;
  • складывает пирамидку;
  • указывает на что-то;
  • собирает мелкие предметы (камешки, пуговицы);
  • держит столовый прибор;
  • чистит зубы;
  • откручивает крышечки;
  • подметает или вытирает поверхность;
  • расчесывается;
  • рисует и пишет.

Отметьте также, какая рука становится опорной при падении, с какой стороны большой палец оказывается сверху при сцеплении ручек в замок.

Для справки! Доктор Комаровский советует тестировать левшество по признакам левоногости, функциям зрения и слуха. Скрытого левшу помогают выявить функциональные пробы.

Интеллектуальные и сенсорные способности истинных левшей абсолютно соответствуют нормам, но возможно проявление некоторых особенностей развития:

  • Усидчивость формируется с затруднениями, каждый структурированный урок дается малышу с усилием.
  • Речь формируется несколько медленнее и более прерывисто: из «спящего» состояния вдруг совершает скачок.
  • Звукопроизношение далеко от идеального, но консультация логопеда легко решает это затруднение.
  • Математические способности: геометрия и стереометрия даются таким детям легче. Способы решения задач незаурядны.
  • Хороший слух, близкий к абсолютному. Ребенку больше нравится строй и звучание классики.
  • Могут возникать сложности с ориентированием в пространстве, ребенку трудно овладеть направлениями «право – лево», «верх – низ».
  • Художественный вкус, чувство цвета, равновесия, гармонии развиваются раньше и проявляются ярче.
  • Эмоциональность выше и развивается активнее.

Важно, чтобы наблюдениям и тревогам родителей сопутствовала грамотная диагностика. Независимо от ведущего полушария дети могут страдать от действительных нарушений функции мозга. Например, некоторые симптомы рассматриваются не только как признаки правополушарности, но и как тревожные звоночки:

  • подвижность, не поддающаяся педагогической коррекции;
  • выраженные расстройства эмоционально-волевой сферы;
  • стабильное зеркальное воспроизведение картинки или текста;
  • значительное отставание в развитии речи и психических функций;
  • различные формы дислексии у детей старше 4 лет.

Ребенок-левша нуждается в терпеливой поддержке взрослых. Ему необходимо помогать осваиваться в пространстве. Родителям нужно владеть собой и не срываться фразами: «Ты что, совсем глупый?», «Ты право и лево не отличаешь?» То, что очевидно для правши, трудно для леворуких деток.

Нужно ли переучивать

Окружающие всегда задевают главный родительский нерв: надо во что бы то ни стало учить ребенка писать правой рукой! Будет ли ребенку удобно жить в мире правшей, зависит от того, как родители отнесутся к нормальной особенности своего чада. Нет ничего дурного в том, чтобы держать столовые приборы или письменные принадлежности в другой руке.

Если ребенок вырастет с уверенностью, что он такой же, как все, у него не возникнет трудностей в спорте, быту или вождении автомобиля.

Важно! Современный взгляд на леворукость таков: если начать переучивать истинного левшу, то это нарушит психологическое равновесие ребенка.

Давление праворуких правил требует от ребенка больших психических сил, которые он мог бы потратить более эффективно – на адаптацию к окружающему миру.

Важно последовательно формировать у ребенка уверенность в себе. Он не должен стесняться своей уникальности. Помогите ему осознать возможности и полностью приспособиться к жизни. Вскоре он увидит, что более успешен в том, что другим дается со скрипом.

В большинстве случаев природа мудрее, и переучивать левшу как минимум некорректно:

  1. Организм генетического левши изначально устроен так, чтобы работать зеркально. Переучивание приведет к появлению неврозов и навязчивых состояний у ребенка, который и без того живет по не совсем обычным правилам.
  2. Переучивание компенсаторного левши – вторжение в естественный процесс реабилитации и адаптации психики и физиологии маленького человечка, который родился генетически праворуким. Он вынужден прикладывать усилия, чтобы достичь комфорта после травмы. Зачем же идти против этого?

Восстановление функций левой части мозга в случае травмы требует не перекладывания карандаша в другую руку, а целого комплекса мероприятий.

Если генетически праворукий ребенок стремится действовать левой рукой и успешен в этом, пусть действует. Такая тренировка помогает открывать небывалые возможности мозга. Левополушарные дети, владеющие левой рукой, более успешны в спорте и школьном обучении, их умственные и физические способности универсальны.

Последствиями переучивания левши могут быть:

  • невротического характера энурез;
  • двигательные расстройства;
  • нарушения сна;
  • утомляемость;
  • тики;
  • сбои аппетита и пищеварения;
  • заикание;
  • низкая адаптация;
  • нарушения внимания и памяти;
  • снижение воли;
  • колебания веса;
  • головокружения и боль;
  • нарушения эмоциональности.

Это лишь часть возможных последствий того, что родители и педагоги попытаются подогнать ребенка-левшу под общепринятые стандарты.

Посмотрите сюжет, в котором подробно и интересно рассказывается об особенностях развития ребенка-левши.

Особенности воспитания

Теперь понятно, что переучивать левшу нельзя или не имеет смысла. В воспитании ребенка-левши нужно придерживаться нескольких принципиальных позиций:

  • Предупреждать об особенности всех специалистов, работающих с малышом. Воспитатели детского сада, педагоги дополнительного образования, тренеры и школьные учителя должны с пониманием и вниманием относиться к левше, не выделяя его в коллективе.
  • Следить, чтобы никто из окружения не высказывал сожаления или раздражения по поводу нестандартных «привычек» ребенка.
  • Помнить о медлительности в обучении левшат чтению и письму. Не стоит выбирать группы и классы с интенсивной программой.
  • Поддерживать ребенка на каждом этапе обучения. Уроки в школе лучше проверять вместе и сразу исправлять ошибки, а не оставлять ребенка наедине с его затруднениями.
  • Быть лояльными к проявлениям особенностей формирования памяти, мышления, внимания и речи.

Чтобы не навредить становлению личности левши, родители и педагоги должны избегать любых проявлений негативного отношения к детской особенности:

  • указаний на леворукость в негативном смысле;
  • упреков в ленивости и медлительности;
  • выражения гнева;
  • крика, замечаний, наказаний, нотаций.

Ничто из перечисленного не способствует развитию самостоятельности, уверенности в себе, высокой самооценки и стремления к успеху.

Обучение письму и чтению

В детском саду и начальной школе педагоги должны знать, как научить ребенка-левшу писать, и использовать персональную методику и программу работы с таким воспитанником.

На этапе освоения азбуки отличаться будет все: тип упражнений, посадка за партой, положение тетради, начертания каждой прописной буквы, удержание инструмента, направление света.

Важно! Не следует отдавать ребенка в спецгруппу или водить на индивидуальные занятия. Самый важный навык – умение общаться и учиться с праворукими детьми на равных, а вовсе не красиво писать.

  • Если парты в классе не персональные, то предпочтительна рассадка на левую сторону.
  • При выработке почерка у левшей допускается обратный или прямой наклон, прерывистое начертание знаков, искажение почерка.
  • Важно, чтобы левша-первоклассник правильно держал ручку и научился не смазывать написанный текст ладонью. То же касается и рисования.
  • Чтобы справиться с трудностями начертания (воспроизведения) похожих букв, желательно использовать наглядные материалы и запоминающиеся образы.
  • Лояльно относитесь к ошибкам и путанице между Э и С, Я и R – важный фактор успешного освоения письма.

При чтении ребенок сталкивается с другой сложностью – восприятием текста. Он стремится сразу построить цельный образ, охватить всю страницу, ему тяжело обучиться читать по слогам. В 1 – 2-м классе левшата обычно отстают в скорости чтения, пока не выработают навык чтения целым словом.

Развитие двигательных навыков

Как и в овладении чтением, лучше разбить двигательный навык на последовательность простых действий. Когда каждое из них будет освоено, останется лишь соединить их. Начните с освоения бытовых навыков, например ножниц. В спортивных тренировках можно использовать наглядные изображения, последовательные фото, видеоролики.

Развитие творческих способностей

При всей креативности мышления левшам не хватает умения прорабатывать детали. Они склонны воспринимать цельный образ или выхватывать какую-то значимую часть из контекста. Типичная поделка из пластилина у такого ребенка обладает очень простыми формами, но очень ярким характером.

Неправильно было бы говорить малышу, что его творчество какое-то не такое. Он – художник, он так видит. Но вот подводить научную основу под живопись или архитектуру – необходимо.

Советы родителям

Не стремитесь считать чадо особенным. Не сравнивайте его с другими. Гораздо лучше, если дошкольник будет здраво относиться к своим характеристикам и научится адекватно оценивать прогресс в учении. Как этого добиться:

  • дать ребенку понять, что вы на его стороне и никому не позволите вторгаться в его личное пространство и изменять его;
  • сравнивать не с другими, а с ним самим в прошлом: что стало лучше;
  • разъяснять преимущества и недостатки владения правой или левой рукой;
  • упражнять навыки мелкой и крупной моторики, развивать личные способности и таланты, а не пытаться «догнать» правшей;
  • обучать навыкам в конкретных ситуациях;
  • вовремя поощрять, не предъявляя слишком высоких требований;
  • организовать удобное рабочее место и личное пространство, это в равной степени важно для мальчика и для девочки, лучше всего – отдельная комната, где царит мир детской фантазии;
  • оставаться чутким воспитателем всегда, проявлять доброжелательность и участие.

Каждая рекомендация имеет смысл. Малыша нужно последовательно приучать к порядку и рациональности. Это отнимает у родителей много энергии, но результат того стоит. Характерная особенность взрослого левши – упорядоченность в сочетании с уникальными творческими способностями.

Великие и известные люди

Для повышения самооценки у ребенка приводите в пример известных людей, обладавших той же особенностью. Чтобы улучшить достижения в определенной области, выбирайте соответствующих великих личностей. Например, для малыша-музыканта лучшим примером послужит Бетховен или Бах, а юного шахматиста вдохновит Эйнштейн.

Среди великих правополушарных имен можно найти кого угодно: президентов и правителей (Билл Клинтон, Юлий Цезарь, Александр Македонский), ученых (да Винчи, Иван Петрович Павлов), художников (Микеланджело, Пикассо).

13 удивительных фактов о левшах

Хотите еще немного поддержать своего ребенка? Используйте факты о левшах как бы между прочим. Вот несколько примеров:

  1. Хоть мы и говорим о генетическом факторе, существование гена леворукости пока не подтверждено, как и сцепленность этого гена с полом. Но среди мужчин левшей больше.
  2. Сын отца-левши имеет больше шансов оказаться таким же правополушарным, в отличие от дочери.
  3. Существует культурная зависимость. Например, в Америке и Великобритании леворукость распространена шире, чем в России.
  4. Левши метают копья не хуже правшей, есть даже раздельно зафиксированные мировые рекорды.
  5. В Древнем Риме рабов-левшей считали скидочным товаром.
  6. Все попугаи какаду – леволапые. Гориллы делятся на левшей и правшей поровну.
  7. Праздник – День левшей – отмечают 13 августа.
  8. Улитки наращивают раковину с правым или левым направлением. Левосторонних намного меньше.
  9. Если сложить пальцы в замок, то можно определить свою латеральность. У левшей большой палец левой руки оказывается сверху. Статистика этого теста не одинакова для разных частей света.
  10. Примерно четверть людей путает направления вправо и влево.
  11. Мужчины-левши лучше запоминают лица, чем праворукие.
  12. Почти каждый левша может освоить владение двумя руками одновременно, тогда как правши к этому не способны.
  13. Левши имеют преимущество в спортивных состязаниях по боксу, теннису, бадминтону и фехтованию.

Воспитывать правополушарного малыша сложнее, отчего и интереснее. Он развивается по своей индивидуальной программе и всегда остается загадкой для родителей и педагогов. Специфика воспитания, обучения и ежедневного общения с ребенком-левшой сводится в итоге лишь к пониманию того, что его особенность – не патология, не заболевание и не отклонение.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/intellect/rebenok_levsha.html

Если вам понравилась статья – поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

razvitie-vospitanie.ru

Когда можно определить левша или правша ребенок

Кроха подрастает, развивается, пробуя самостоятельно брать игрушки. Если он это делает чаще левой рукой – это не сигнал к беспокойству. Важно понять, левша ребёнок или правша, чтобы не нужно было заниматься переучиванием. Быть левшой совсем не плохо, возможно, малыш станет вундеркиндом.

Если чадо левша – не стоит исправлять это. Таким образом выражается исключительность функционирования мозга. Левое полушарие головного мозга является регулятором деятельности правой стороны тела, правое полушарие – за левую. Доминантность одной стороны над другой определяет левша ребёнок или правша.

На первых порах достаточно сложно понять это по той причине, что кроха одинаково владеет обеими руками. Это обстоятельство абсолютно нормальное. Это знак того, что оба полушария по-разному развиваются. Со временем это придёт в равновесие.

В каком возрасте можно определить левша или правша ребенок

Более детально установить какая рука преобладает у ребёнка представляется возможным к трём годам. Для определения этого необходимо только пристально наблюдать за ребёнком. Однако в эти года кроха может совершать данные манипуляции не основной рукой. Окончательно понять левша ребёнок или правша представляется возможным только к четырём годам.

Правое полушарие головного мозга ответственно за эмоциональное состояние, левое – за логическое мышление. Из этого следует вывод, что различие таких детей не только в том, какой рукой они пишут. Малыш-левша излишне впечатлителен, что требует грамотного выбора в вопросах воспитания.

Левша обожает сказки, очень восприимчив и эмоционален. Подвержен внезапным изменениям настроения. Отличительная черта – быстрая речь, жестикуляция, фантазёр.

Не стоит пытаться переучить левшу. Любое вмешательство может травмировать психику ребёнка. Правильным подходом будет помощь крохе в привыкании к этой особенности. Следует давать ребёнку больше времени для релаксации.

Некоторые рекомендации для детей левшей

1.Развивать в ребёнке навыки ориентирования в пространстве. Такие малыши имеют возможность переписывать или срисовывать что-либо зеркально.

2.Избегать чрезмерной загруженности во избежание нежелания обучаться.

3.Не посещать дошкольное детское учреждение. Это связано с тем, что левшам сложно пребывать в больших группах и соблюдать строгий режим.

Как определить левша или правша ребенок тесты

Отец и мать, замечающие, что их чадо рисует или пишет левой ручкой, начинают волноваться. Для определения доминирующей руки можно воспользоваться тестами:

1. Какой рученькой малюет малыш?

а) правой

б) левой

в) обеими

2. Рука, которой ребёнок берёт ложку?

а) правая

б) левая

в) любая

3. Может ли вырезать, держа ножницы в левой руке?

а) нет

б) да

в) не имеет значение нахождение ножниц в определённой ручке

4. Какой рукой малыш ловит мяч?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

5. Какой рукой чадо берёт телефон?

а) правой

б) левой

в) постоянно разными

6. Бывает ли такое, что ребёнок пишет либо рисует зеркально?

а) никогда

б) часто

в) редко

7. Играя с конструктором или кубиками он пользуется:

а) правой

б) левой

в) двумя одинаково

8. Аплодируя, какая рука наиболее действенна?

а) правая

б) левая

в) обе

9. Где оказывается пальчик правой кисти при сплетении пальцев в замок?

а) вверху

б) внизу

в) когда как

10. Откручивает крышку:

а) правой

б) левой

в) двумя попеременно

При преобладании положительных ответов «а» — ребёнка считают правшой.

Большинство ответов «б» говорит о том, что малыш левша.

Равное количество положительных ответов в обоих пунктах либо преобладание ответов «в» — ребёнок обладает двурукостью. Это значит, что обеими руками кроха владеет одинаково.

Рекомендуется не заниматься переучиванием малыша.

Способы занятий с ребенком левшой

Преобладание левой руки – не повод для переживаний. Это следствие того, что мозг функционирует иначе. Причинами леворукости могут являться генетические аспекты в период развития плода. Пытаться переучить такого малыша не стоит. Вмешательство негативно скажется на психологическом и эмоциональном состоянии ребёнка, чревато отразятся на здоровье. Следствие этого – агрессивность, импульсивность, апатия, расстройство сна, мигрени, заикание. Нарушается почерк, и возникают трудности в процессе обучения письму.

При развитии мелкой моторики делать акцент на левую руку. Это же касается и пальчиковых упражнений.

Ребёнок-левша быстро и без трудностей проходит период адаптации.

Следует помнить, что переучивание поспособствует торможению развития. Малыш может растеряться. Грамотно способствовать развитию того, чем наделила чадо природа, будет лучшим выходом.

Не упустите эту возможность!

отзывы женский форум мам вуманик ру (беременность, дети, лечение и другое)

womaninc.ru


Смотрите также