Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Осмотр ребенка педиатр


Сбор анамнеза и осмотр в педиатрии

АНАМНЕЗ

При проведении обследования ребенка необходимо соблюдать определенные условия, способствующие более полному получению информации и наименее травмирующие ребенка.

1) Помещение, в котором проводится непосредственное исследование, должно быть теплым (температура + 24-25), без сквозняков, желательно с естественным освещением. При искусственном освещении желательно лампы дневного света. Отсутствие посторонних шумов.

2) Осмотр проводится в присутствии родителей без посторонних лиц, девочек старшего возраста осматривают в присутствии матери.

3) Успешное проведение обследования невозможно, если не найден контакт с ребенком, его родителями или родственниками. Фельдшер должен иметь опрятный вид. Желательно на работе не носить яркие украшения, не применять яркой, необычной косметики со стойкими запахами.

4) Руки фельдшера должны быть чистыми (мыть перед каждым осмотром ребенка), теплыми, с коротко подстриженными ногтями.

Расспрос

Обследование всегда начинается с расспроса. Очень важно быть предельно доброжелательными, спокойными, уверенными в себе. Детей младшего возраста желательно заинтересовать игрушкой или предметами, представляющими для него интерес, можно немного поиграть с малышом.

При хорошем контакте с ребенком и его родными фельдшеру удается получить ценные анамнестические данные о заболевании, поставить правильный диагноз и вовремя начать лечение. Как правило, медработник получает данные о болезни от родителей ребенка. В разговоре с родителями следует выслушать их и одновременно наводящими вопросами и уточнениями получить необходимую информацию. Крайне нежелательно во время опроса делать заключения, особенно негативного плана, как по заболеванию ребенка, так и по мероприятиям, которые применялись при предшествующем лечении и обследовании ребенка.

При расспросе рекомендуется соблюдать определенную последовательность. Различают паспортную часть, анамнез заболевания и анамнез жизни.

ПАСПОРТНАЯ ЧАСТЬ:

- Дата и время поступления больного;

- Фамилия, имя, отчество ребенка;

- Возраст, дата рождения;

- Домашний адрес;

- Детское учреждение, которое посещает ребенок (детский комбинат, группа; школа, класс; дата последнего посещения);

- Фамилия, имя, отчество матери, отца, возраст, домашний, рабочий или мобильный телефоны, место работы, должность;

- Диагноз направившего учреждения.

АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ (ANAMNESIS MORBI)

- Жалобы, по поводу которых ребенок и родители в данный момент обратились за медицинской помощью, при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного и родителей).

- Жалобы при поступлении в стационар и в период наблюдения (рассказ больного или его родителей).

- Когда заболел ребенок.

- При каких обстоятельствах развивалось заболевание и как протекало с первого дня и момента обследования?

- Общие проявления заболевания (температура, вялость, беспокойство, сон, аппетит, жажда, озноб).

Проявления заболевания со стороны всех органов и систем:

а) дыхательная система: кашель (характер, время появления), мокрота, боли в груди или спине (характер, локализация, связь с дыханием, кашлем), одышка (затруднен вдох или выдох), приступы удушья, насморк;

б) сердечно-сосудистая система: цианоз, одышка, боли в сердце, сердцебиения, «перебои», отеки (время появления, локализация);

в) система пищеварения: тошнота, рвота, срыгивания у грудных детей (время их появления), отрыжка или изжога, боли в животе (характер, локализация, иррадиация, связь с приемом пищи), характер стула;

г) мочевыделительная система: боли в поясничной области, частота мочеиспусканий, цвет мочи, недержание мочи, отеки;

д) опорно-двигательная система: боли в конечностях, мышцах, суставах (характер, локализация, связь с метеоусловиями), изменение формы суставов, характер движений, травмы;

е) эндокринная система: нарушение волосяного покрова, изменения кожи (чрезмерная потливость или сухость), нарушение роста и массы тела;

ж) нервная система и органы чувств: головные боли и головокружения, судороги, тики, нарушения со стороны органов чувств, травмы черепа и позвоночника.

Когда ребенок был осмотрен врачом (фельдшером), характер проводимого лечения и его результаты.

Причина направления ребенка в стационар.

Заключение по анамнезу заболевания: предположение о поражении определенных систем и органов.

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ (ANAMNESIS VITAE)

Учитывая то, что в разные возрастные периоды те или иные особенности жизни имеют большее значение, сбор анамнеза жизни в раннем возрасте имеет некоторые особенности. При выяснении анамнеза жизни у детей до 3 лет уделяется внимание особенностям антенатального, интранатального и раннего постнатального периодов.

Анамнез жизни детей раннего возраста

1. От какой беременности и какой по счету ребенок: если беременность не первая, как протекали предыдущие беременности и чем закончились (выкидыши, мертворожденные и недоношенные дети, аборты, предполагаемые причины этого).

2. Как протекала беременность у матери (токсикоз первой, второй половины – тошнота, рвота, отеки, гипертония, нефропатия, эклампсия, перенесенные заболевания, особенно вирусные, профессиональные вредности в этот период). Лечилась ли в стационаре во время беременности, какие лекарства применяла.

3. Режим и особенности питания беременной. Использован ли декретный отпуск.

4. Как протекали роды (продолжительность, пособия, осложнения). Сразу ли закричал ребенок (крик громкий, слабый). Масса и длина тела ребенка при рождении. Когда ребенка приложили к груди, как взял грудь, активно ли сосал, как часто прикладывали ребенка к груди. Когда отпал остаток пуповины, зажила пупочная ранка. На которые сутки и с какой массой выписали ребенка из роддома.

5. Заболевания в период новорожденности (интенсивность и длительность желтухи, гемолитическая болезнь новорожденного, родовая травма, заболевания кожи и пупка, септические заболевания, болезни органов дыхания, пищеварения и др.).

6. Физическое развитие ребенка на первом, втором и третьем году жизни (прибавки массы и длины тела).

7. Развитие моторики и статики: когда стал держать голову, повора­чиваться на бок, со спины на живот, сидеть, ползать, стоять, ходить, бегать.

8. Психическое развитие: когда стал улыбаться, гулить, произносить слоги, произносить слова, фразы. Запас слов к 1 году, 2 и 3 годам.

9. Поведение ребенка дома и в коллективе. Отношение к другим детям и взрослым.

10. Сон, его особенности и продолжительность.

11. Вид вскармливания на первом году жизни: естественное, искусственное, смешанное. При естественном вскармливании — время кормления грудью, активность сосания. При смешанном вскармливании — вид докорма, с какого возраста введен докорм, количество. При искусственном вскармливании — возраст перевода на искусственное вскармливание, вид пищи. Режим кормления ребенка. Сроки введения прикормов, последовательность, переносимость. Время отнятия от груди. Питание ребенка к началу настоящего заболевания.

12. Получал ли ребенок витамин Д, с какого возраста.

13. Когда появились первые зубы, порядок и характер их прорезывания. Количество зубов к концу первого года жизни.

14. Перенесенные заболевания: рахит, диатез, анемия, заболевания органов дыхания, инфекционные заболевания (особенности течения, осложнения), глистные инвазии, хирургические вмешательства (когда, какие).

15. Профилактические прививки: против гепатита, туберкулеза (БЦЖ, БЦЖ – М), полиомиелита, коклюша, дифтерии, столбняка, кори, паротита, краснухи. Реакции на прививки. Туберкулиновые пробы, когда проводились, их результат.

16. Аллергические реакции (в чем выражалась, вид аллергена: бытовые, пищевые, лекарственные)

17. Контакт с инфекционными больными (в семье, в квартире, в детском учреждении).

Анамнез жизни детей старшего возраста.

1. Какой по счету ребенок в семье.

2. Как развивался в период раннего детства.

3. Поведение дома и в коллективе: для школьников — успеваемость в школе, какие предметы предпочитает. Вредные привычки.

4. Перенесенные заболевания и хирургические вмешательства.

5. Профилактические прививки и туберкулиновые пробы.

6. Аллергические реакции.

7. Контакт с инфекционными больными.

Семейный анамнез.

К анамнезу жизни относится и сбор семейного анамнеза, наряду с паспортными данными родителей выясняют:

1. Возраст родителей.

2. Состояние здоровья родителей и ближайших родственников по линии матери и отца. Наличие в семье инфекционных (туберкулез, венерические заболевания, токсоплазмоз и др.), психических, онкологических, нервных, эндокринных, аллергических и др. заболеваний. Наличие таких неблагоприятных факторов, как алкоголизм, курение, возможные профессиональные вредности.

3. Составление генеалогического дерева (карты) в пределах трех поколений, начиная с больного ребенка до дедушек и бабушек вверх – по вертикали, и до братьев и сестер – по горизонтали. При необходимости объём генеалогического исследования может быть расширен. Желательно, чтобы полученные данные отражались в генетической карте.

Общее заключение по анамнезу:поражение какой системы можно предположить, острое или хроническое заболевание, какие отрицательные факторы из анамнеза жизни могли способствовать развитию настоящего заболевания или отягощать его.

ОБЪЕКТИВНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ (STATUS PRAESENS) (осмотр, пальпация, перкуссия, аускультация).

Объективное исследование начинают с общего осмотра ребенка, который должен быть раздет: до 3 лет полностью, дошкольников до трусов, детей школьного возраста (особенно девочек в период полового созревания) следует раздевать постепенно, по мере исследования. При осмотре ребенка располагают лицом к источнику света.

Общий осмотр: состояние, самочувствие, положение, нарушение походки (рис.1), наличие малых аномалий развития.

Состояние удовлетворительное – сознание ясное, активный, нет признаков интоксикации или они незначительные, отсутствуют функциональные нарушения систем организма.

- Состояние средней тяжести – сознание ясное, снижение активности, отчетливые признаки интоксикации, наличие функциональных нарушений систем организма.

- Состояние тяжелое – различные стадии нарушения сознания, выраженная интоксикация, декомпенсация систем организма.

Состояние крайне тяжелое – усугубление этих явлений и появление признаков, угрожающих жизни ребенка.

Самочувствие – нарушено, не нарушено; страдает, не страдает.

- Положение активное – легко меняет положение тела, совершает активные движения, занимает непринужденную позу.

Положение пассивное – не может изменить свое положение без посторонней помощи.

- Положение вынужденное – особенное положение, которое принимает ребенок для облегчения своего состояния (например, поза легавой собаки при менингите, положение ортопноэ при бронхиальной астме).

Ограничение режима по медицинским показаниям не является свидетельством пассивного положения больного.

Рис. 1. Нарушение походки («утиная» походка).

Нервная система.

Сознание ясное – ребенок легко ориентируется во времени и пространстве.

Сознание ступорозное (сомнолентное) – состояние оглушенности, реакция на окружающее замедлена, на вопросы отвечает мало, на сильное раздражение реагирует плачем.

Сознание сопорозное – реакции на окружающее нет, но сохранена реакция на болевые раздражения.

Кома - потеря сознания, значительное угнетение мозговой коры.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Page 2

+

+

-

-

  • Нервно-психическое развитие (для детей раннего возраста).
  • Настроение (ровное, спокойное, приподнятое, возбужденное, неустойчивое), контакт с окружающими детьми, интерес к игрушкам, окружению, поведение.
  • Реакция на осмотр – адекватная, неадекватная.
  • Ширина глазных щелей, косоглазие, нистагм, величина зрачков, реакция их на свет;
  • Безусловные рефлексы новорожденных (оценка рефлексов должна проводиться в теплой комнате на ровной полужесткой поверхности, ребенок должен быть в состоянии бодрствования, сытым и сухим, наносимые раздражения не должны причинять боли):

o хоботковый рефлекс(при ударе пальцем по губам ребенка происходит сокращение круговой мышцы рта, вызывающее вытягивание губ «хоботком», в норме определяется до 2-3 месяцев);

o поисковый рефлекс (при поглаживании кожи в области угла рта происходит опускание губы, отклонение губы и поворот головы в сторону раздражителя; исчезает к концу первого года жизни, наблюдается у детей до 3-4 месяцев);

o сосательный рефлекс (если вложить в рот ребенка соску, то он начинает совершать активные сосательные движения; исчезает к концу первого года жизни);

o ладонно-ротовой рефлекс Бабкина(при надавливании большими пальцами на ладони ребенка близ теноров происходит открывание рта и сгибание головы; исчезает к 3 месяцам);

o хватательный рефлекс(схватывание и прочное удерживание пальцев, вложенных в ладонь ребенка; иногда при этом удается приподнять ребенка над опорой- рефлекс Робинсона; исчезает на 2-4 месяце);

o рефлекс Моро (вызывается различными приемами: ребенка, находящегося на руках у медработника, резко опускают на 20см, а затем поднимают до исходного уровня; можно быстрым движением разогнуть нижние конечности или резко убрать пальцы, обхваченные пальцами новорожденного, из его ладоней, либо ударить по поверхности, на которой лежит ребенок, на расстоянии 15-20см с двух сторон от головы. В ответ на эти действия отводит руки ребенок сначала отводит руки в стороны и разгибает пальцы, а затем возвращает руки в исходное положение. Хорошо выражен до 4-5 месяцев);

o рефлекс Бабинского (штриховое раздражение подошвы стопы по наружному краю в направлении от пятки к пальцам вызывает тыльное разгибание большого пальца и подошвенное сгибание остальных пальцев или их веерообразное расхождение; в норме сохраняется до 2 лет)

2. рефлекс опоры (если взять ребенка под мышки со стороны спины, поддерживая указательными пальцами голову, и приподнять его, он сгибает ноги втазобедренных и коленных суставах. Опущенный на опору, он упирается на нее полной стопой, «стоит» на полусогнутых ногах, выпрямив туловище; рефлекс исчезает к 2 месяцам)

3. рефлекс автоматической походки(если в положении рефлекса опоры ребенка слегка наклонить вперед,то он делаетшаговые движения, не сопровождая их движениями рук, иногда при этом ноги перекрещиваются на уровне нижней трети голеней, рефлекс исчезает к 2 месяцам);

4. рефлекс ползания Бауэра(ребенка выкладывают на живот (голова и туловище по средней линии), в таком положении ребенок он совершает ползающие движения (спонтанное ползание).Если к подошвам приставить ладонь, то ребенок рефлекторно отталкивается от нее ногами и ползание усиливается. Исчезает к 4 месяцам);

5. рефлекс Галанта (при раздражении кожи спины у ребенка, лежащего на боку, большим и указательным пальцами по паравертебральным линиям в направлении от шеи к ягодицам происходит выгибание туловища дугой, открытой кзади, в сторону раздражителя. Иногда при этом разгибается нога на соответствующей стороне. Исчезает к 4 месяцам);

o ^ Симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости(Хвостека, Труссо, Люста – рис. 2).

§ Симптом Хвостека— поколачивание перкуссионным молоточком впереди ушной раковины приводит к сокращению мышц века, а иногда и верхней губы.

§ Симптом Труссо— при накладывании жгута или ручном сжатии середины плеча кисть руки ребенка принимает форму «руки акушера».

§ ^ Симтом Люста— при постукивании молоточком позади головки малоберцовой кости или при сжатии икроножной мышцы в области Ахиллова сухожилия нога принимает форму «ноги балерины».

а) б)

в)

Рис. 2. Симптомы повышенной нервно-рефлекторной возбудимости:

а) Хвостека, б) Труссо, в) Люста.

^ 2.3. Кожа и видимые слизистые оболочки:

o цвет, сыпи, рубцы; придатки кожи, температура, влажность, эластичность;

o эндотелиальные пробы (симптомы жгута, щипка, молоточка);

o дермографизм (вид, скорость появления и исчезновения).

Объективными методами исследования кожи являются: осмотр, пальпация, исследование ломкости сосудов и определение дермографизма.

Осмотр.Тщательный осмотр кожи ребенка может быть произведен только при хорошем, желательно дневном, освещении. Ребенка необходимо полностью раздеть. Так как старшие дети при этом стесняются, то целесообразно обнажать ребенка постепенно по ходу осмотра. Особенно внимательно следует смотреть подмышечные впадины, кожные складки.

Прежде всего, следует обратить внимание на окраску кожи и видимых слизистых оболочек, а затем на наличие сыпи, кровоизлияний, рубцов.

^ Нормальная окраска кожи ребенка — нежно-розовая. Однако при заболеваниях возможны бледность или покраснение кожи, желтушность, цианотичность, землистый или землисто-серый оттенок. Необходимо также обратить внимание и на другие кожные изменения: расширение кожной венозной сети в верхней межлопаточной области в верхней части груди, на голове и части живота. Различают следующие элементы сыпи:

o Розеола— пятнышко бледно-розового, красного или пурпурного цвета, размеры от точки до 5мм. Форма округлая или неправильная; края четкие или размытые, над уровнем кожи не выступает. При растяжении кожи исчезает, при отпускании — появляется вновь.

o Пятно—имеет такую же окраску, как и розеола, размер от 5 до 20мм, не выступает над уровнем кожи. Форма пятна чаще всего неправильная. Пятно исчезает при давлении на кожу; после прекращения давления возникает в том же виде снова.

o Эритема— обширные участки гиперемированной кожи красного, пурпурно-красного или пурпурного цвета размером более 20мм.

o Геморрагия—кровоизлияние в кожу. Геморрагия имеет вид точек или пятен различной величины и формы, не исчезающих при растягивании кожи.

o Папула -элемент, слегка возвышающийся над уровнем кожи. Имеет плоскую или куполообразную поверхность. Размер от 1 до 20мм.

o Бугорок— элемент, который клинически сходен с папулой, однако отличается от последней тем, что при ощупывании бугорка всегда отчетливо определяется инфильтрат в коже.

o Узелпредставляет собой ограниченное, глубоко уходящее вглубь кожи уплотнение, часто выстоит над уровнем кожи, имеет размер до 6-8-10мм и больше.

o Волдырьвозникает обычно быстро и быстро исчезает, не оставляя после себя никакого следа. Возвышается над уровнем кожи, имеет округлую или овальную форму, размер от нескольких миллиметров до 15-20мм и больше.

o Пузырек— полостной элемент размером от 1 до 5мм. Пузырек заполнен прозрачным серозным или кровянистым содержимым, может ссыхаться и давать прозрачную или бурого цвета корочку.

o В случае скопления в пузырьке большого количества лейкоцитов он превращается в гнойничок — пустулу.

Необходимо обратить внимание на наличие пигментированных и депигментированных участков кожи, шелушение, элементы экссудативного диатеза — молочные корки на щеках, гнейс на волосистой части головы и бровях, также на расчесы, потницу, рубцы и др.

При осмотре волосистой части головы обратить внимание на облысение, особенно на затылке, выраженность (достаточность или поредение) волосяного покрова, обилие пушковой и более грубой растительности на лбу, обильную растительность на конечностях и спине. Следует осмотреть состояние ногтей на руках и ногах, обратить внимание на их форму (часовое стекло), ломкость.

Необходимо осмотреть дополнительно видимые слизистые оболочки нижнего века (для этого необходимо слегка оттянуть нижнее веко пальцами вниз) и полости рта, отметить степень их кровенаполнения и изменения цвета слизистых (бледность, цианотичность, гиперемия). Дальнейший осмотр полости рта и зева как процедуру, неприятную для ребенка раннего возраста, следует отнести на самый конец объективного исследования. Полученные визуальные данные необходимо дополнить пальпацией.

Пальпациядолжна быть поверхностной, проводить ее нужно нежно и не причинять ребенку боли, особенно на месте воспалительных инфильтратов, при которых неизбежно бывают неприятные и часто болевые ощущения. Руки врача должны быть чистыми, теплыми, сухими. Внимательно следить за мимикой ребенка, разговором отвлекать внимание ребенка от обследования.

С помощью пальпации определяются эластичность, влажность, температура кожи.

Для того, чтобы определить эластичность кожи, необходимо захватить кожу (без подкожно-жирового слоя) в небольшую складку большим и указательным пальцами правой руки, затем пальцы отнять. Если складка расправляется сразу же, как только отняли пальцы, то кожа считается нормальной эластичности; если же складка расправляется не сразу, а постепенно, то эластичность кожи считается сниженной. Захватить кожу в складки легче там, где мало подкожно-жирового слоя — на тыльной поверхности кисти, на локтевом сгибе. Эластичность кожи у грудных детей можно определить на животе. Особенно большое значение имеет определение эластичности кожи у детей раннего возраста.

Влажность определяется путем поглаживания кожи пальцами на симметричных участках тела, на груди, туловище, в подмышечных впадинах и паховых областях, на конечностях, в том числе на ладонях и подошвах, на затылке — у грудных детей. В норме пальпаторно определяется умеренная влажность кожи, а при заболеваниях могут быть выявлены сухость кожи, повышенная влажность и усиленная потливость.

Ощупыванием определяется и температура тела. У больных детей температура кожи может быть повышенной или пониженной, в зависимости от общей температуры тела, но может быть местное повышение или понижение температуры. Так, например, местное повышение температуры легко определить в области воспаленных суставов, а похолодание конечностей — при спазме сосудов, при поражении центральной и периферической нервных систем.

^ 2.4. Подкожно-жировой слой:

o степень развития, характер распространения, толщина подкожной жировой складки на животе, на груди, спине, конечностях, лице;

o наличие отеков и уплотнений;

o тургор тканей.

Некоторое представление о количестве и распределении подкожно-жирового слоя можно получить при общем осмотре ребенка, однако окончательное суждение о состоянии подкожно-жирового слоя делают только после пальпации.

Для оценки подкожно-жирового слоя требуется несколько более глубокая пальпация, чем при исследовании кожи — большим и указательным пальцами правой руки захватывают в складку не только кожу, но и подкожную клетчатку. Определить толщину подкожно-жирового слоя следует не на одном каком-нибудь участке, а в различных местах, так как в патологических случаях отложение жира в различных местах оказывается неодинаковым. В зависимости от толщины подкожно-жирового слоя говорят о нормальном, избыточном и недостаточном отложении жира.Обращается внимание на равномерное (по всему телу) или неравномерное распределение подкожно-жирового слоя.

Определять толщину подкожно-жирового слоя лучше в следующей последовательности: сначала на животе — на уровне пупка и снаружи от него, затем на груди — у края грудины, на спине — под лопатками, на конечностях — внутренней поверхности бедра и плеча, и, наконец, на лице — в области щек.

Следует обратить внимание на наличие отеков и их распространенность (на лице, веках, конечностях, общий отек — анасарка или локализованный). Отеки легко заметить при осмотре, если они хорошо выражены или локализуются на лице. Чтобы определить наличие отеков на нижних конечностях, необходимо надавить указательным пальцем правой руки в области голени над большеберцовой костью. Если при надавливании образуется ямка, исчезающая постепенно, то это отек подкожной клетчатки; в том случае, если ямка исчезает сразу, то говорят о слизистом отеке. У здорового ребенка ямка не образуется.

^ Определение тургора мягких тканей проводится путем сдавливания большим и указательным пальцами правой руки кожи и всех мягких тканей на внутренней поверхности бедра и плеча, при этом воспринимается ощущение сопротивления или упругости, называемое тургором. Если у маленьких детей тургор снижен, то при сдавливании их определяется ощущение вялости или дряблости.

^ 2.5. Лимфатические узлы (рис. 3):

Для исследования периферических лимфатических узлов применяются осмотра и пальпации, причем основным методом обследования следует считать пальпацию, требующую определенного навыка. Необходимо их пальпировать с двух сторон. Указательными и средними пальцами обеих рук симметрично, прижимая пальпируемые узлы к более плотной ткани (мышечная, костная), прощупывают лимфатические узлы, расположенные в подкожной клетчатке.

Пальпация производится в следующем порядке. Начинать целесообразно сзатылочныхлимфатических узлов, идя далее вперед и вниз:

o заушные лимфатические узлы — на сосцевидном отростке,

o подчелюстные — под углом нижней челюсти,

o подбородочные,

o передние шейные — по ходу переднего края грудино-ключично-сосцевидной мышцы,

o задние шейные — сзади грудино-ключично-сосцевидной мышцы,

o надключичные — в надключичных ямках,

o подключичные — в подключичных ямках,

o подмышечные— в подмышечных впадинах,

o локтевые— в желобке двуглавой мышцы у локтя и выше,

o торакальные— у нижнего края большой грудной мышцы,

o паховые — в паховых областях.

Рис.3. Периферические лимфатические узлы (схема): 1) затылочные,

2) заушные, 3) подбородочные, 4) подчелюстные, 5) переднешейные,

6) заднешейные, 7) надключичные, 8) подключичные, 9) подмышечные,

10) торакальные, 11) локтевые, 12) паховые, 13) бедренные.

У здоровых детей обычно пальпируется не более 3 групп лимфоузлов (подчелюстные, подмышечные и паховые). Пальпация лимфоузлов зависит и от состояния подкожной жировой клетчатки. У детей на первом году жизни из–за хорошо развитого подкожного жира, недостаточного развития капсулы лимфоузлов они с трудом пальпируются.

^ 2.6. Мышечная система:степень развития мускулатуры, тонус и сила мышц, объем и характер движений. Тонус мышц определяется при помощи пассивного сгибания и разгибания верхних и нижних конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при пассивных движениях, а также по консистенции мышечной ткани, определяемой на ощупь, судят о тонусе мышц. В норме тонус мышц на симметричных местах одинаковый. Возможно повышение тонуса — гипертония или понижение — гипотония.

Сила мышц у старших детей исследуется при помощи динамометра. У детей раннего возраста сила мышц определяется лишь приблизительно субъективными ощущениями необходимого сопротивления тому или иному произвольному движению ребенка.

^ 2.7. Костная и суставная системы:

o голова (величина, форма, большой родничок, швы черепа);

o грудная клетка (форма, рахитические четки, гаррисонова борозда);

o позвоночник (кифоз, лордоз, сколиоз);

o конечности (искривление, плоскостопие);

o суставы (формы, величина, подвижность).

Объективное исследование производится путем осмотра, пальпации и измерения.

Осмотр необходимо проводить в положении лежа, сидя и стоя на выпрямленных ногах при свободно опущенных руках. Затем просят ребенка пройтись, присесть, согнуть и разогнуть руки и ноги и т.д.

При рождении 2 года 6 лет 12 лет

Рис. 4. Относительные пропорции тела с рождения до полового созревания

Осмотр спереди помогает выявить форму, положение и пропорции головы, шеи, грудной клетки, конечностей (рис. 4). При осмотре сзади обращают внимание на уровень лопаток, форму позвоночника, симметричность треугольников талии. Важен также осмотр сбоку, при котором можно оценить наклон таза, взаимоотношение таза и нижних конечностей, изгибы позвоночника, углы сгибания и разгибания конечностей в суставах (рис. 5).

Рис. 5. Нормальная осанка.

Исследование проводится последовательно в следующем порядке: сначала голова (череп), затем туловище (грудная клетка, позвоночник), верхние и нижние конечности.

Осмотром головы определяют величину и ее форму, однако более точное представление о величине головы можно получить только при измерении ее сантиметровой лентой. Обращают внимание на увеличение или уменьшениеразмеров головы.

При осмотре необходимо также отметить форму черепа. В норме форма черепа округлая, а при патологии может быть квадратной, четырехугольной, башенной, ягодицеобразной и т.д.

Ощупыванием обследуются роднички(рис. 6), швы, а также плотность самих костей. Ощупывание производится сразу обеими руками, положив большие пальцы на лоб, ладони на височные области, средним и указательным пальцами обследуют теменные кости, затылочную область, швы и роднички, т.е. всю поверхность черепа. Обращают внимание, имеется ли размягчение костей, особенно в области затылка (симптом краниотабеса),теменных и височных костей или уплотнение костей черепа.

Пальпируя большой родничок, необходимо, прежде всего, определить величину родничка, причем измеряется расстояние между противоположными сторонами родничка (рис. 7), а не по его диагонали, ибо в этом случае трудно решить, где кончается шов и где начинается родничок (размер БР у новорожденного менее 0,5см и более 4см должен насторожить медработника). Необходимо также тщательно ощупать края родничка, обратив внимание — имеется ли их мягкость, податливость, выпячивание или западение. Роднички описывают следующим образом: открыт или закрыт, выбухает, западает или ровный, размеры, края. Следует ощупать и оценить состояние швов, имеется ли их податливость или расхождение. Если швы «открыты», то указывается ширина шва в мм или см (у новорожденных доношенных детей сагиттальный шов обычно открыт, ширина его не более 3мм). Другие швы пальпируются на стыке костей («закрыты»).

Рис. 6. Роднички черепа (большой и малый). Рис. 7. Измерение размеров БР.

а) б)

Рис.8. Д еформации грудной клетки: а). килевидная грудь, б). грудь сапожника.

Затем переходят к осмотру грудной клетки, оценивают ее форму. Обращают внимание на деформацию грудной клетки, наличие «куриной» груди (грудина выпячивается вперед в виде киля - рис. 8 а)), гаррисоновой борозды(западение на месте прикрепления диафрагмы, в этом случае реберные дуги выглядят как бы вывернутыми вперед), сердечного горба (выпячивание грудной клетки в области сердца), груди «сапожника» или воронкообразной груди (западение грудины – рис.8 б)) и т.д.

Рис. 10. Искривление позвоночника (сколиоз).

При осмотре позвоночника следует обратить внимание, имеется ли искривление позвоночника. Искривление позвоночника вперед носит названия лордоза,назад — кифоза, в сторону — сколиоза (последнее всегда патология). В случае сколиоза (рис. 10) при осмотре ребенка спереди и сзади можно заметить, что одно плечо стоит выше другого и одна рука прилегает к туловищу (при свободно висящих руках) плотнее, чем другая. Можно заметить также и асимметрию расположения треугольников талии (треугольники талии образуются на каждой стороне внутренней линией руки и линией талии).

При осмотре верхних конечностей обращают внимание на наличие деформации плечевых костей; пальпацией можно определить утолщение в области эпифизов лучевой кости («рахитические браслеты»). Так как у детей всех возрастов имеется некоторое утолщение эпифизов лучевой кости, то пальпацию лучше всего проводить при слегка согнутой руке ребенка в лучезапястном суставе по тыльной поверхности в области сустава, при наличии браслетов ощущается валикообразное вздутие. Пальпацией же можно обнаружить и утолщение в области диафизов фаланг пальцев («нити жемчуга»).

При осмотре нижних конечностей необходимо обратить внимание на симметричность ягодичных складок, количество складок на внутренней поверхности бедер (особенно у детей первых месяцев жизни), укорочение конечностей, Х-образное или О-образное искривление (рис. 11), плоскостопие (рис. 12).

Обследование суставов производится обычно одновременно с исследованием костной и мышечной систем при помощи осмотра, пальпации и измерения. При осмотре выявляется форма суставов, наличие припухлости, деформаций. Следует также обратить внимание на окраску кожи в области суставов, изменения ее. Величина суставов измеряется сантиметровой лентой: на одинаковом уровне измеряется окружность обоих суставов.

После этого переходят к пальпации суставов. Целесообразно начинать пальпацию нежно (особенно при наличии болезненности), определяя при этом температуру кожи над суставами, чувствительность, подвижность кожи над суставами, наличие уплотнения, отечности

:Рис. 11. Нарушение осей нижних конечностей: а) О – образные ноги, б) Х – образные ноги, в) косолапость.

Рис. 12. Плантография и оценка плантограммы: а) нормальная стопа, б) уплощенная стопа, в) плоская стопа.

2.8. Антропометрия:

Определение массы и длины тела, окружности груди, головы, плеча, бедра, голени, «филиппинского теста», массо-ростовых индексов. Заключение по физическому развитию: уровень, гармоничность соответствие биологического возраста паспортному (раздел 3).

^ 2.9. Органы дыхания:

o голос, крик, кашель, мокрота;

o тип дыхания, число дыханий в минуту, глубина и ритм дыхания, отношение пульса к дыханию, вид одышки (экспираторная, инспираторная, смешанная);

o симметричность грудной клетки, участие в дыхании вспомогательной мускулатуры, резистентность грудной клетки;

o голосовое дрожание;

o сравнительная перкуссия легких;

o аускультация легких (характер дыхания, хрипы, шум трения плевры, бронхофония);

o симптомы бронхоаденита (Кораньи, Д'Эспина, «чаши Философова», Аркавина).

Для объективного исследования органов дыхания используют следующие методы: осмотр, пальпацию, перкуссию и аускультацию.

Осмотр.Осмотр начинается с лица, затем осматривают грудную клетку. При осмотре лица обращают внимание на то, как дышит ребенок — ртом или носом, есть ли выделения из носа, какого они характера, наблюдается ли раздувание крыльев носа. Важно отметить цвет лица, нет ли цианоза, если есть, то степень его выраженности, постоянный он или временный, появляющийся при сосании, крике ребенка, физическом напряжении. Часто, особенно у маленьких детей, цианотическая окраска появляется только в области носогубного треугольника — периоральный цианоз.

При осмотре грудной клетки отмечается симметричность движения лопаток с обеих сторон грудной клетки, выбухание или втяжение межреберий, отставание в акте дыхания одной половины грудной клетки. Обращается внимание на участие вспомогательных мышц в акте дыхания. Важно охарактеризовать голос ребенка, его крик и кашель. У старших детей рекомендуется попросить ребенка сделать форсированный вдох и выдох и при этом обратить внимание на участие грудной клетки в акте дыхания.

В зависимости от преимущественного участия грудной клетки или живота определяют тип дыхания (грудной, брюшной, грудобрюшной). Ориентировочно по величине экскурсии грудной клетки определяют глубину дыхания.

Ритм дыхания оценивают по регулярности дыхательного акта. Наконец, необходимо подсчитать число дыханий, отношение пульса к дыханию.

Подсчет числа дыханий производят либо на глаз, либо рукой, положенной на грудь или живот, у новорожденных и грудных детей подсчет числа дыханий может быть проведен путем поднесения стетоскопа к носу ребенка (лучше во время сна). Подсчет числа дыханий проводят обязательно в течение одной минуты. Желательно, чтобы ребенок подсчета не заметил.

^ 2.10. Сердечно-сосудистая система:

o пульсация сонных артерий, набухание и пульсация шейных вен, пульсация области сердца и эпигастрия;

o пульс на лучевой артерии (частота в минуту, ритм, наполнение, напряжение, синхронность), пульс на бедренной артерии и артерии тыла стопы;

o верхушечный толчок (локализация, сила, распространенность), симптом «кошачьего мурлыканья»;

o границы относительной и абсолютной тупости, ширина сосудистого пучка;

o аускультация сердца (характеристика тонов, ритм, акценты, наличие шумов). При наличии систолического или диастолического шумов определить тембр, интенсивность, место наилучшего выслушивания, продолжительность, проводимость, зависимость от перемены положения тела. артериальное давление на руках и на ногах; функциональные пробы (Штанге, Генча, Мартинэ, Шалкова).

Объективное обследование сердечно-сосудистой системы состоит из осмотра, пальпации, перкуссии и аускультации. К дополнительным методам обследования относятся также определение артериального давления и функциональные пробы сердечно-сосудистой системы.

Осмотр.Осмотр обычно начинают с лица и шеи, при этом обращают внимание на окраску кожных покровов, цианоз, бледность, иктеричность. При осмотре шеи обращается внимание на наличие или отсутствие пульсации сонных артерий (усиленная пульсация сонных артерий носит название «пляски каротид»),пульсацию и набухание яремных вен. У старших детей небольшое набухание вен шеи может быть в горизонтальном положении и без патологии сердечно – сосудистой системы, но в этом случае набухание исчезает в вертикальном положении ребенка.

После этого переходят к осмотру грудной клетки. При осмотре грудной клетки необходимо обратить внимание на наличие ассиметричного выпячивания грудной клетки в области сердца (сердечный горб).

Осматривается верхушечный толчок у ребенка — периодическое, ритмичное выпячивание грудной клетки в области верхушки сердца в момент систолы сердца. Часто, особенно у тучных детей, верхушечный толчок может быть не виден, он хорошо выявляется у детей-астеников с плохо развитым подкожно – жировым слоем. У здоровых детей, в зависимости от возраста верхушечный толчок может быть в 4 (у грудных детей) или 5 межреберьях. При патологии может наблюдаться и отрицательный верхушечный толчок, который характеризуется втяжением грудной клетки во время систолы в области верхушечного толчка. Реже наблюдаются сердечный толчок, сотрясение грудной клетки в области сердца, распространяющееся на грудину и в надчревную область. Он обусловлен сокращениями всего сердца, главным образом прилегающего к грудной клетке правого желудочка. У здоровых детей сердечный толчок не наблюдается.

Необходимо обратить внимание на наличие или отсутствие надчревной (эпигастральной) пульсации, она может наблюдаться и в норме у детей с короткой грудной клеткой, при низком состоянии диафрагмы.

Большое значение имеет и осмотр конечностей, здесь обращается внимание на наличие отеков (особенно нижних конечностей), акроцианоза.

Пальпация.Прежде всего, исследуется состояние пульса ребенка. Состояние пульса проверяется в нескольких местах. Пульс на лучевой артерии следует ощупывать одновременно на обеих руках, при отсутствии разницы в свойствах пульса дальнейшее исследование проводится на одной руке. Рука ребенка помещается на уровне его сердца в расслабленном состоянии, кисть свободно захватывается правой рукой исследующего в области лучезапястного сустава с тыльной стороны — большой палец исследующего находится на локтевой стороне руки ребенка, средним и указательным проводится пальпация артерии.

Различают следующие характеристики пульса: частоту, ритм, напряжение, наполнение, форму.

Для определения частотыпульса подсчет ведется не менее одной минуты, параллельно проводится подсчет частоты сердечных сокращений (по верхушечному толчку или аускультативно); явление при котором наблюдается разница между числом сердечных сокращений и числом пульсовых ударов, носит название дефицита пульса.

Ритмичностьпульса оценивается по равномерности интервалов между пульсовыми ударами (различают ритмичный и аритмичный пульс). Некоторая аритмичность пульса, связанная с дыханием, — явление физиологичное для детей школьного возраста: при вдохе пульс учащается, при выдохе — замедляется. Задержка дыхания этот вид аритмии устраняет.

Напряжениепульса определяется силой, которую необходимо применить, чтобы сдавить пульс. По напряжению различают: пульс нормального напряжения, напряженный, твердый и мягкий.

Исследование наполненияпроводят двумя пальцами: проксимально расположенный палец сдавливает артерию до исчезновения пульса, затем давление пальцем прекращают, и дистально расположенный палец получает ощущение наполнения артерии кровью. По наполнению различают: пульс удовлетворительного наполнения, полный пульс (наполнение больше обычного), пустой (меньше обычного).

При помощи пальпации уточняются свойства верхушечного точка, для этого исследующий кладет основание правой руки к левому краю грудины, чтобы пальцы прикрывали область верхушечного толчка, найденный верхушечный толчок ощупывается указательным, средним и четвертым слегка согнутыми пальцами. Определяются свойства верхушечного толчка: локализация, площадь, высота, сила. У здорового ребенка площадь верхушечного толчка составляет 1-2 см2. Высота характеризуется амплитудой колебания в области толчка: различают высокий и низкий верхушечный толчок. Сила верхушечного толчка измеряется тем давлением, которое оказывает верхушка на пальпирующие пальцы, — различают толчок умеренной силы, сильный и слабый.

г) ^ Артериальное давление и функциональные пробы

Для точности измерения артериального давления размер манжеток должен соответствовать возрасту ребенка (ширина манжетки должна составлять половину окружности плеча исследуемого ребенка). Ребенок не должен разговаривать. Артериальное давление рекомендуется измерять два-три раза с двух-, трехминутным интервалом, за искомое принимают минимальные цифры давления.

При первичном осмотре ребенка артериальное давление измеряют на обеих руках и обеих ногах.

^ 2.11. Органы пищеварения:

o состояние слизистой полости рта, языка, зубов; зубная формула;

o форма и величина живота, состояние брюшной стенки и пупка; определение асцита;

o поверхностная пальпация живота (напряжение мышц брюшной стенки, болезненность, уплотнения);

o глубокая пальпация живота (тонкий и толстый кишечник, мезентериальные лимфатические узлы, поджелудочная железа);

o перкуссия и пальпация печени;

o пальпация селезенки;

o болевая пальпация живота (болевые точки: т. желчного пузыря, Дежардена, Мейо-Робсона, Боаса, Оппенховского; болевые симптомы Георгиевского-Мюсси, Кера, Ортнера, Мерфи);

o аускультация живота;

o состояние ануса, выпадение прямой кишки;

o характер стула (цвет, запах, консистенция, примеси).

Осмотр начинают с живота и заканчивают (у маленьких детей) осмотром полости рта.

^ Осмотр живота проводится в горизонтальном и вертикальном положении. Обращают внимание на форму живота, его размеры, симметричность, наличие видимой на глаз перистальтики желудка и кишечника, участие в дыхании. Имеют значение и вид кожи живота, ее напряжение; блеск, сосудистая сеть, состояние пупка (втянут, сглажен, выпячен).

^ Осмотр ануса обязателен на наличие трещин слизистой, выпадение прямой кишки, зияние ануса.

При осмотре полости рта следует обратить внимание на состояние слизистой полости рта, десен, неба, языка, состояние зубов и миндалин. Обязательным условием осмотра является хорошее освещение полости рта. Для тщательного осмотра полости рта ребенка младшего возраста иногда необходимо фиксировать. Медработник должен находиться справа от ребенка и головой не закрывать свет, падающий в полость рта. Осматривать полость рта необходимо с помощью шпателя или ложки.

Прежде всего, нужно осмотреть слизистую оболочку полости рта, начиная со слизистой губ, затем мягкого и твердого неба, языка и зева. Обратить внимание на: окраску слизистой, наличие гиперемии, ее влажность, наличие пузырьков, язв, афт, молочницы, пятен Филатова-Коплика;разрыхления и кровоточивости десен; состояние языка (глоссит, макроглоссия, язвы, налеты, сосочки, географический язык и т.п.) и зубов (количество постоянных или молочных, наличие кариеса, налета на зубах).

Заканчивают обследование полости рта осмотром ротоглотки, для этого необходимо умеренно надавить шпателем книзу и попросить ребенка широко открыть рот. Язык при этом должен находиться в полости рта.

Необходимо обратить внимание на миндалины — увеличены ли они (обычно они не выходят за нёбные дужки), есть ли на их поверхности налет, гнойные пробки, цвет слизистой оболочки.

Пальпация.Для правильного проведения пальпации сесть справа от больного лицом к нему. Ребенок должен лежать на спине со слегка согнутыми в тазобедренных и коленных суставах ногами, руки должны быть вытянуты вдоль туловища, голова на одном уровне с туловищем, желательно отвлечь ребенка.

Поверхностная или ориентировочная пальпация осуществляется путем легкого поглаживания и незначительного надавливания брюшной стенки, для этого обе или одна рука кладется ладонной поверхностью на брюшную стенку, надавливание осуществляется 2-3-4-5 пальцами пальпирующей руки. Этим методом пальпации выявляют локализацию болей и зоны кожной гиперестезии.

^ 2.12. Мочевыделительная система:осмотр поясничной области, перкуссия и пальпация почек, перкуссия и пальпация мочевого пузыря, болевые точки, симптом поколачивания, частота мочеиспусканий, количество выделяемой за сутки мочи, цвет мочи, состояние наружных половых органов.

При осмотре обращают внимание на окраску кожных покровов — бледность кожи, отеки (особенно в области век), одутловатость лица, размеры живота, состояние поясничной области. Необходимо осмотреть также мошонку и наружные половые органы мальчиков (головку полового члена), промежность у девочек с целью выявления уретрита, вульвовагинита.

^ 2.13. Эндокринная система:нарушение роста (гигантизм и нанизм) и массы тела (ожирение, истощение), распределение подкожного жирового слоя. Пальпация щитовидной железы. Половые органы: вторичные половые признаки (степень выраженности, формула).

О состоянии эндокринной систем можно судить на основании уже проведенных исследований кожи, подкожной клетчатки и соматометрических измерений. При гормональных расстройствах могут встречаться изменение эластичности и толщины кожи, необычное распределение подкожно-жирового слоя, избыточное или недостаточное отложение его. Могут наблюдаться нарушения роста и массы как в сторону увеличения, так и уменьшения, а также изменение сроков и темпов полового развития. Большинство эндокринных органов недоступно для непосредственного исследования за исключением щитовидной железы и яичек у мальчиков.

При пальпации яичек прежде всего необходимо отметить опущение яичек в мошонку, наличие уплотнений, затем отмечают форму, консистенцию, болезненность.

^ РАЗДЕЛ 3. ОЦЕНКА АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ И ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА

Методы, при помощи которых изучается физическое развитие, включают в себя:

o антропометрию;

o осмотр и описание признаков телосложения и внешнего облика (соматоскопия);

o исследование функции: динамометрия с помощью специальных приборов-динамометров;

o исследование физической работоспособности с помощью стептеста или велоэргометрии;

o физические показатели (жизненная емкость легких, данные ЭКГ, ЧСС, АД и т.д.)

Контроль физического развития осуществляется на первом году жизни ежемесячно, на втором году жизни — ежеквартально, на 3-ем году жизни — 1 раз в 6 мес., у детей старше 3-х лет — один раз в год.

Клиническая антропометрия включает в себя умение произвести измерения тела (методика антропометрических измерений описана в приложении № 5) и осмыслить их результаты. Все антропометрические показатели условно разделяют на 2 группы: основные и дополнительные. Антропометрическое исследование обязательно включает в себя измерение основных показателей (длина тела, масса тела, окружности грудной клетки и головы). При углубленных медицинских осмотрах в школах обычно проводится измерение длины и массы тела. Иногда для более точной оценки питания и биологическую зрелости используют измерение и дополнительных показателей (окружность плеча, бедра, голени, длину ноги, высоту головы).

Для оценки физического развития ребенка в сравнении с нормативными показателями принято использовать центильные таблицы. При отсутствии таблиц можно ориентировочно оценить антропометрические данные эмпирическим методом и методом индексов физического развития.

^ Оценка основных антропометрических данных методом эмпирических формул

Метод оценки основан на сравнении антропометрических показателей ребенка с должными средневозрастными величинами, вычисленными с помощью эмпирических формул (Воронцов И. М., 1986). Достоинства метода – простота и удобство, недостатки – большая погрешность.

^ Формулы ориентировочного расчета основных антропометрических д

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

studopedia.ru

Детский педиатр

Детский педиатр — врач, занимающийся наблюдением за развитием ребенка, лечением, диагностированием, профилактикой ряда заболеваний. Знакомство с детским педиатром происходит на второй день после того, как малыша с мамой выписали из родильного отделения.

Специалист посещает новорожденного, проводит осмотр, дает родителям необходимые советы. Задачей детского педиатра является ведение маленьких пациентов до достижения 14-летнего возраста.

Когда требуется посещение специалиста?

Посещение детского педиатра проходит часто, согласно следующему графику плановых профилактических осмотров:

  1. В 1-й месяц жизни малыша осмотр проводится на 2 день после выписки из роддома, а затем спустя 2 недели.
  2.  С первого месяца и до достижения годовалого возраста родителям с малышом следует посещать специалиста не реже одного раза в течение месяца. Специалист наблюдает за развитием ребенка, проводит профосмотры, сбор антропометрических данных (рост, вес, объемы). Данные мероприятия необходимы для своевременного выявления различных отклонений и задержек развития.
  3. Проведение плановых прививок, согласно установленному графику, которым предшествует педиатрический осмотр.
  4. Период поступления ребенка в детский садик и школу.

После достижения малышом годовалого возраста к педиатру обращаются при проявлении болезненной симптоматики, отклонений в нормальном развитии.

Поводом для внепланового обращения к детскому педиатру являются следующие клинические признаки:

  • частые головные боли;
  • лихорадка, повышение температуры тела;
  • чихание, кашель и насморк;
  • болевой синдром в животе, гортани;
  • аллергические высыпания;
  • общее недомогание, слабость, отсутствие аппетита.

Помощь и консультация детского педиатра необходима, если малыш плохо ест, набирает вес. Доктор может помочь при кишечных коликах, метеоризме, прорезывании молочных зубов.

Какими заболеваниями занимается врач?

Специализацией детского педиатра является определение и терапия следующих заболеваний у маленьких пациентов:

  • гриппа, ОРВИ;
  • простудных, респираторных заболеваний;
  • бронхитов, пневмонии, трахеитов, ларингитов;
  • ринита, аденоидита, патологий носовой полости;
  • нарушений в функционировании желудочно-кишечного тракта (кишечных колик, дисбактериоза, отравлений);
  • аллергических реакций;
  • тонзиллита, протекающего в острой форме или же хроническом течении;
  • специфических детских заболеваний инфекционного характера (ветрянки, кори, свинки, дизентерии, краснухи).

При проявлении любых тревожных симптомов, ухудшении общего состояния малыша, особенно в возрастной категории до года, родителям следует как можно скорее обратиться к детскому врачу, поскольку самостоятельное лечение считается крайне опасным для ребенка.

Только специалист, имеющий знания и навыки в области детской физиологии, специфических заболеваний, характерных для данной возрастной группы, сможет поставить правильный диагноз и назначить малышу, адекватное, эффективное и безопасное лечение.

Давать ребенку какие-либо медикаментозные препараты без предварительной консультации с детским педиатром категорически противопоказано. Специалист определяет подходящие лекарства, рассчитывает их оптимальную дозировку и схему приема, исходя из индивидуальных особенностей, возраста, весовой категории маленького больного.

Как проходит прием?

На приеме у детского педиатра специалист проводит осмотр маленького пациента, выслушивает жалобы родителей, анализирует общую клиническую картину и результаты собранного анамнеза. Комплексный педиатрический осмотр осуществляется согласно определенной схеме, включающей в себя такие мероприятия:

  • визуальный осмотр, при котором оценивается состояние кожного покрова и слизистой малыша;
  • исследование органов брюшного пространства и лимфатических узлов при помощи метода пальпации.
  • определение роста и веса (антропометрические данные) с последующей оценкой на соответствие возрастной категории ребенка;
  • измерение температуры тела;
  • осмотр ротовой полости, гортани, языка;
  • аускультация — прослушивание сердца, легких, бронхов маленького пациента с помощью фонендоскопа.

Педиатр опрашивает родителей или самого ребенка, при условии, что он может самостоятельно рассказать о присутствующих болезненных симптомах и начале их проявления. При подозрении на определенные заболевания, с целью постановки точного диагноза, могут быть рекомендованы следующие дополнительные виды исследований:

  • тест на выявление гликемического профиля;
  • лабораторное исследование урины и крови;
  • ультразвуковое исследование органов абдоминальной полости;
  • рентгенография;
  • проведение почечно-печеночного исследования.

Также в компетенцию детского специалиста входит направление ребенка к специалистам узкого профиля — окулисту, отоларингологу, кардиологу, гастроэнтерологу и др., если в этом есть необходимость.

После проведения осмотра и дополнительных исследований детский педиатр, разрабатывает для маленького пациента курс лечения, подбирает щадящие медикаментозные препараты, позволяющие устранить провоцирующие факторы, болезненную симптоматику, укрепить детскую иммунную систему.

В обязанности педиатра входит также разработка профилактических мероприятий. Доктор проводит с молодыми родителями беседы относительно того, как правильно ухаживать за малышом, каким образом можно предупредить развитие тех или иных патологий.

Вызов специалиста на дом

В обязанности детского педиатра входит посещение маленьких пациентов на дому для проведения осмотра, предварительной диагностики, разработки лечебного курса, назначения медикаментозных препаратов.

Доктор посещает малышей на протяжении первых двух недель жизни. В дальнейшем вызывать специалиста рекомендуется при повышении температуры тела ребенка до 38 градусов и более, общем тяжелом состоянии.

При проявлениях критических, острых признаков, рекомендуется вызвать «скорую помощь», которая доставит малыша с мамой в больницу для оказания экстренной медицинской помощи.

nebolet.com

Осмотр новорожденного ребенка педиатром

На следующий день после рождения либо в последующие дни педиатр родильного дома проводит полный осмотр новорожденного и проверяет его рефлексы. Если вы будете присутствовать при осмотре, то сможете ознакомиться с физическими особенностями вашего малыша и узнать о некоторых его способностях.

С головы до ног

Желательно, чтобы первый осмотр происходил в благоприятных условиях, то есть в спокойном теплом помещении, освещенном мягким светом, в тот момент, когда ребенок достаточно бодр, чтобы реагировать на стимулирующие действия врача. Если это получается не совсем так, не беспокойтесь. Главное, чтобы педиатр осмотрел раздетого ребенка, не спеша, без резких движений, поглаживая его, наблюдая за его взглядом и негромко разговаривая с ним. Ребенок должен быть спокоен и расслаблен, поэтому хорошо подходит, например, время после кормления.

Внимательный осмотр. Прежде всего врач внимательно осмотрит все тело вашего ребенка, в особенности кожные покровы, на которых, например, может быть доброкачественная сыпь, такая, как токсическая эритема: мелкие белые уплотнения или красные пятна, которые проходят за несколько дней. Он внимательно осматривает уши, нос, глаза, рот, анус, шею и позвоночник. Конечно, он прослушивает сердце и легкие, ощупывает живот, осматривает остаточную часть пуповины, половые органы. У мальчиков он проверяет, опущены ли яички в мошонку.

Конечности. Педиатр также осматривает конечности и суставы на предмет обнаружения, например, возможного перелома ключицы. Это иногда бывает у крупных детей, для которых роды были трудными, но такой перелом лечится легко и срастается быстро. Иногда нижние конечности новорожденного бывают искривленными, что связано с положением его ног в утробе матери. Врач-кинезитерапевт, как правило, за несколько лечебных сеансов устраняет небольшие патологии, такие, как metatarsus varus или искривление больше-берцовой кости.

Врожденный вывих бедра. Чаще всего он встречается у девочек. Если эта патология была у матери или бабушки, обязательно сообщите об этом врачу, так как ее проще лечить 6 у ребенка сразу после рождения, чем несколько лет спустя. Для исправления этого дефекта ребенка пеленают с разведенными в сторону ногами, чтобы вправить головку бедра во впадину тазобедренного сустава. Это называется широким пеленанием».

Небольшая деформация черепа

Форма головы у новорожденных бывает разной, иногда асимметричной, потому что кости черепа еще неплотные. После классических родов у ребенка может быть немного вытянутый или яйцевидный череп; возможен родовой отек в той области головы, которая показалась на свет первой. Это происходит из-за непростого прохождения через родовые пути. Через несколько дней все приходит в норму.

И нервная система?

Проверив физическое здоровье малыша, врач приступает к неврологическому осмотру, который даст представление о зрелости нервной системы ребенка. При ее оценке учитывается дата окончания беременности и количество часов, прошедших с момента рождения ребенка. Помимо прочего, педиатр оценивает состояние мышечного тонуса новорожденного.

Пассивный тонус. Чтобы врач оценил пассивный тонус, ребенок должен находиться в состоянии покоя. Когда ребенок лежит в «эмбриональной» позе, согнув ноги и руки, говорят о так называемом пассивном мышечном тонусе.

Активный тонус. Активный тонус измеряют при помощи разных стимулов. Ребенка поднимают вертикально, держа его под руки, чтобы он упирался ногами в поверхность стола, и если он с силой выпрямляется, это указывает на хороший активный тонус. То же самое можно сказать, если он в течение нескольких секунд самостоятельно удерживает голову, когда его поднимают из лежачего положения в сидячее.

Первичные рефлексы

Некоторые автоматические реакции также говорят о хорошем неврологическом состоянии новорожденного. Это так называемые архаические, или первичные рефлексы, которые исчезают к концу первого месяца после рождения.

Хватательный рефлекс (grasping reflex). Если вложить пальцы в ладони малыша, он хватает их с такой силой, что его можно приподнять на несколько секунд.

Сосательный, глотательный и поисковый рефлексы. Это те рефлексы, благодаря которым младенец питается. Ребенок умеет не только сосать, но и вытягивать губы в поисках материнской груди, а также поворачивать голову вправо и влево, вверх и вниз: если погладить уголок его рта, его губы вытянутся в сторону раздражителя.

Рефлекс моро. Если, держа ребенка в положении лежа на спине, отпустить руку, поддерживающую ему голову, он разведет руки в стороны, раскроет кулачки и закричит, затем обнимет себя.

Рефлекс автоматической походки. Если поднять ребенка вертикально, так, чтобы его стопы касались поверхности стола, он выпрямится и будет делать шаговые движения!

Осмотр новорожденного

  • Осмотр бедер. Когда головка бедренной кости смещена относительно впадины тазовой кости, говорят о вывихе бедра. Чем раньше выявить этот дефект, тем проще его лечить. При малейшем подозрении в ходе клинического осмотра педиатр дает направление на эхографическое исследование либо, в зависимости от случая, на рентген (для ребенка от 4 месяцев и старше.
  • Проверка рефлекса автоматической ходьбы. Если младенца поддержать под мышками, немного наклонив вперед, чтобы при этом его ноги касались поверхности кровати, он инстинктивно сделает несколько шагов вперед. Это один из первичных рефлексов, имеющихся у ребенка, рожденного в срок. Этот удивительный рефлекс исчезает, как правило, через 5-7 недель.
  • Вес, рост и охват головы. Через несколько часов после рождения ребенка взвешивают и обмеривают. Если вес новорожденного колеблется, в зависимости от пола ребенка, от 2,5 до 4 кг и более, то рост варьируется меньше: от 48 до 53 см. Особенно важно, чтобы вес и рост вашего ребенка находились в указанных пределах. Во время первого осмотра, помимо прочего, измеряют окружность головы, или периметр черепа.

Медицинское сопровождение в первые дни

Врачи, акушерки и медсестры родильного дома помогут вам оправиться после родов. Их обязанность — следить за тем, чтобы с ребенком все было хорошо, ведь он должен адаптироваться к новой среде, к воздуху, к питанию через рот.

Ежедневное наблюдение

Персонал родильного дома особенно следит за двумя существенными факторами: хорошо ли ребенок ест и правильно ли функционирует его пищеварительная система. Они каждый день наблюдают за изменениями его веса, за консистенцией и внешним видом кала, а также за цветом его кожи на предмет обнаружения желтухи. Все это помогает определить, здоров ли ребенок.

Изменение веса. В среднем рост новорожденного 50 см, окружность головы около 35 см и вес 3,3 кг. В течение первых пяти дней он обычно теряет до 10% своей массы при рождении. Этот естественный процесс происходит по трем основным причинам: организм ребенка избавляется от излишка воды (отека), имеющегося при рождении; его почки еще недостаточно развиты и моча слабо концентрированная; его энергетические потребности существенно растут — настолько, что ему недостаточно калорий, получаемых с едой, для прибавки в весе. Затем, примерно с 6-го дня, он начинает набирать в среднем по 30 г в день. Через 11 дней его первоначальный вес, как правило, восстанавливается.

www.sweli.ru

Педиатр : что лечит, как проходит осмотр, как вызвать на дом

Педиатр – врач, занимающийся лечением детей от рождения до 14 лет. Обязанности этого специалиста чрезвычайно разнообразны – от диагностики различных заболеваний маленьких пациентов до проведения профилактических бесед с их родителями.

В область деятельности участкового педиатра также входит регулярный осмотр детей с момента их рождения на дому. В его ведении практически все заболевания, которые могут возникнуть в первые годы жизни ребенка либо являются врожденными.

Что лечит педиатр

Первое посещение ребенка педиатром происходит по достижении тем возраста 1 месяца. В задачу специалиста в данном случае входит осмотр новорожденного. Кроме этого, врач может помочь молодой маме советом о том, как ухаживать за младенцем, когда начинать вводить в его рацион прикорм, как пеленать и т.п.

Помимо регулярных плановых посещений в сферу деятельности педиатра входит прием пациентов в медицинском учреждении. В список заболеваний, диагностированием и лечением которых занимается специалист, входят:

  • воспалительные заболевания: тонзиллит, ринит, фарингит, синусит, конъюнктивит и т.п.;
  • инфекции: корь, паротит, грипп, ОРВИ, ОРЗ, ветрянка, краснуха, дизентерия, коклюш;
  • пищевые отравления;
  • паразитарные инфекции.

Кроме того, педиатр должен уметь определять наличие у ребенка патологий внутренних органов, нервной системы, головного мозга, крови и т.д. Если у этого специалиста возникают подозрения на какое-либо заболевание, не относящееся к сфере его деятельности, он направляет пациента к соответствующему врачу.

При регулярных осмотрах ребенка педиатр вовремя может диагностировать задержку умственного и физического развития. Также в его задачу входит плановая вакцинация детей в дошкольных и школьных учреждениях.

Когда идти на прием к педиатру

Обращаться к педиатру рекомендуется при первых изменениях в поведении ребенка, независимо от его возраста. Особое внимание стоит уделять ежедневному состоянию здоровья новорожденных и детей до 3 лет, поскольку они еще не могут сообщать об ухудшении своего самочувствия.

К педиатру стоит обратиться при наличии у ребенка следующих симптомов:

  • чрезмерная активность, сопровождающаяся нарушением сна и чрезмерной плаксивостью. Постоянный плач ребенка указывает на его плохое самочувствие и головную боль. Противоположный признак – вялость и апатичность младенца может быть первым проявлением простудных заболеваний, патологий внутренних органов, попавшей в его организм инфекции;
  • повышение температуры тела. Даже субфебрильная температура не является нормой для ребенка. Данный симптом характерен для инфекционных заболеваний, может возникать при прорезывании зубов;
  • отсутствие аппетита, расстройство стула (диарея или запор), тошнота, рвота. Эти проявления характерны для пищевых отравлений, нарушений деятельности пищеварительной системы;
  • кашель, насморк, указывающие на ОРВИ и иные инфекции верхних дыхательных путей;
  • покраснение, нагноение глаз, характерное для конъюнктивита;
  • увеличение лимфатических узлов. Обычно такой симптом характерен для инфекционных заболеваний. Шейные лимфоузлы увеличиваются при тонзиллите, бронхите, ОРВИ;
  • появление на коже нехарактерных высыпаний. Это может быть признаком ветрянки, кори, скарлатины, лишая, чесотки, аллергической реакции на продукты питания, средства бытовой химии, используемые в доме и т.п.;
  • покраснение, зуд кожи. Эти симптомы сопутствуют аллергии, чесотке, различным дерматитам.

Сочетание сразу нескольких симптомов позволяет специалисту довольно точно диагностировать то или иное заболевания без дополнительных методов исследования. При получении ребенком травмы, ожога, сильного ушиба также следует незамедлительно обращаться к педиатру.

Как проходит осмотр у педиатра

Ребенок посещает педиатра вместе с родителем. Взрослые дети могут заходить в кабинет врача одни. Изначально специалист проводит опрос. Пациент или сопровождающий его взрослый сначала рассказывают о том, что их беспокоит. Далее проводится осмотр педиатра. Эта процедура может отличаться в зависимости от причины его посещения.

При заболеваниях верхних дыхательных путей врач обязательно прослушает грудную клетку пациента, осмотрит его горло, проведет пальпацию лимфатических узлов. Если причиной посещения специалиста стала кожная сыпь, педиатр визуально осмотрит тело ребенка.

Далее назначается лечение либо дополнительная диагностика. В том случае, если врач сомневается в установке диагноза, он может назначить пациенту сдачу анализов (крови, кала, мочи). Дополнительные исследования помогут выявить основного возбудителя заболевания и провести наиболее эффективное лечение.

В процессе планового осмотра педиатр опрашивает взрослого на наличие жалоб, осматривает тело младенца, фиксирует в медицинской карте его рост и вес на момент посещения.

Когда надо вызывать педиатра на дом

Бывают ситуации, когда необходимо вызвать педиатра на дом. Не стоит медлить с вызовом врача, если ребенку нужна быстрая квалифицированная помощь. Такая помощь необходима при наличии у него таких симптомов:

  • длительная диарея и/или рвота. Подобные состояния чреваты обезвоживанием организма;
  • высокая температура тела;
  • обширная кожная сыпь на фоне субфебрильной температуры тела;
  • сухой кашель, затруднение дыхания;
  • сильная боль в животе;
  • углубление родничка на голове;
  • кровь в кале или моче;
  • снижение тонуса мышц;
  • потеря сознания.

Вызывать врача также нужно в случае присутствия инородного предмета в носу или в горле у ребенка, длительного непрекращающегося плача, так же если он получил обширный ожог тела. Скорая помощь педиатра или иного врача необходима детям любого возраста с диагнозом эпилепсия, бронхиальная астма, заболеваниями сердечнососудистой системы. Детей с различными хроническими заболеваниями участковый педиатр должен посещать на дому регулярно независимо от их самочувствия.

nepropal.ru

Осмотр педиатром ребенка

Автор статьи

Фоминых Мария Владимировна Детский аллерголог-иммунолог

Диагностика и лечение бронхиальной астмы, обструктивного бронхита, атопического дерматита, аллергического ринита, крапивницы, ангионевротического отека, хронических инфекций (герпетической, хламидийной, микоплазменной, паразитарной), иммунодефицитных состояний.

Плановый осмотр педиатром ребенка

Ваш малыш на первом году еще совсем кроха, и к состоянию его здоровья нужно относиться весьма трепетно. Это время, когда в иммунной системе малыша закладывается базисная модель крепкого здоровья. Самое примечательное, что любые признаки заболевания в столь юном возрасте вылечить гораздо проще, чем столкнуться с проблемой в более зрелый период жизни. Следовательно, профилактический осмотр педиатром ребенка является важным элементом поддержания здорового духа каждого малыша!

Какое время выбрать для планового медицинского осмотра ребенка

Педиатр является главным врачом, с которым малыш знакомится в первую очередь. В первые полгода походы к специалисту должны быть регулярными (ежемесячными), даже если состояние здоровья новорожденного не вызывает визуальных опасений.

Как правило, подобные осмотры организуются в специализированных клиниках, где назначается грудничковый день. В этот удачный период времени на прием к врачу приходят здоровые дети, исключая возможность случайного контакта с инфицированными детками.

Когда малышу исполнится 1 месяц, то родители должны посетить с малышом участкового педиатра в прикрепленной клинике. Это будет самая первая встреча вне дома, поскольку ранее профилактические осмотры, как правило, проводили квалифицированные медсестры, посещая малыша на дому.

Какие аксессуары необходимо иметь, и как производится профилактический осмотр

Не забудьте взять с собой пару подгузников, крем под подгузник, свежую пеленку, влажные салфетки, любимую детскую игрушку, и детское питание (если малыш находится на искусственном прикорме).

Процесс осмотра малыша начинается с разговора с родителями, у которых доктор поинтересуется о наличии жалоб, о том какими «достижениями» может похвастаться кроха, и, конечно, расспросит о том, как вам удалось наладить режим дня для ребенка. Доктор в обязательном порядке производит штатные процедуры измерения роста и веса ребенка, отмечая индивидуальные особенности юного организма и его контрольный вес.

Вы можете ознакомиться с нашими врачами-педиатрами и ценами - здесь!

dynastymed.ru

Плановый осмотр грудничков в первый год жизни – педиатр и другие врачи

Сразу после рождения малыша осматривают специалисты. А после перевода роженицы в послеродовое отделение новорожденного ежедневно наблюдает педиатр, ведь первые дни жизни малыша весьма важны. Так, нужно понять, как ребёнок адаптировался к окружающему его миру.

А кто будет наблюдать за здоровьем ребёнка уже после выписки? Только лишь педиатр или и узкоспециализированные специалисты?

Отметим, что наблюдать и контролировать состояние здоровья ребёнка обязаны не только врачи, а в первую очередь – родители. Именно они должны задавать волнующие их вопросы специалистам и отслеживать любые изменения в состоянии здоровья своего ребёнка.

В течение первого года жизни вашего ребёнка несколько раз будут осматривать специалисты – педиатр, невропатолог, окулист, хирург (ортопед). Плановые осмотры всеми специалистами необходимо пройти в 1, 3, 6 и 12 месяцев. В 12 месяцев ребёнка также нужно показать лору (отоларинголог) и стоматологу.

Педиатр ​

Врач посетит новорожденного уже на следующий день после выписки из роддома домой (согласно телефонному звонку педиатра из отделения роддома, откуда выписалась мама с ребёнком). Далее врач зайдёт ещё несколько раз в течение месяца с целью осмотра новорожденного. Вы можете задавать врачу любые вопросы по уходу за новорожденным, по грудному вскармливанию. Также педиатр оставит контакты детской поликликлиники, в том числе для внепланового вызова врача на дом в случае необходимости. Кстати, уточните у врача, когда в вашей детской поликлинике грудничковый день (день грудничка), чтобы оградить контакты новорожденного со взрослыми детьми. В такой день в поликлинику ходят только со здоровыми детками до года. Когда вашему ребёнку исполнится месяц, вам необходимо самим отправиться в детскую поликлинику на плановый осмотр к участковому педиатру, который также зафиксирует показатели роста и веса рабёнка. Врач также может дать направление на анализы (в случае необходимости).

Посещение педиатра должно быть регулярным, таким образом, в течение первого года вы будете посещать педиатра ещё как минимум  11 раз, то есть с периодичностью в 1 месяц.

Также помните, что перед тем, как сделать прививку, вам также нужно получить разрешение педиатра после осмотра ребёнка.

Невропатолог  

Проверяет врожденные рефлексы, контролирует их постепеннное исчезновение, а также смотрит за формированием двигательных функций, умственного и психического развития ребёнка. Если у крохи повышенный или пониженный тонус, врач может дать назначение на массаж.

Хирург/ортопед  

Может выявить дисплазию тазобедренного сустава, в случае наличии таковой важно начать лечение до того, как малыш подрастёт и начнёт ходить. После того, как малыш  начнёт ходить, его также нужно показать этому врачу. Если у малыша кривошея, также следует немедленно обратиться к хирургу/ортопеду.

Первый осмотр окулистом новорожденного младенца происходит еще в роддоме, затем нужно показать малыша офтальмологу для проверки зрения ребенка, осмотра глазного дна.

Если у вашего малыша закисают глазки, обязательно обратитесь к окулисту или проконсультируйтесь с педиатром.

На приём к стоматологу нужно отправиться после появления первых зубок. Врач проверит расположение первых зубов в челюсти, нормально ли идет формирование прикуса у ребенка, а также расскажет об уходе за первыми (молочными) зубами.

Ещё на первых осмотрах отоларинголог (ЛОР) проверит слух малыша, а в 12 месяцев проверит также и носовое дыхание.

teddyclub.info


Смотрите также