Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Мнемотехника для детей школьного возраста


Мнемотехника

Содержание статьи.

Для быстрого переход на нажмите на название раздела

В современном мире наши дети получают огромный объем информации, у них полная перегрузка данными. Не смотря, на их юный возраст, они отлично пользуются смартфонами, планшетами и компьютерами. Но при всем при этом, и  им сложно удержать в памяти такое большое количество информации, нарушается внимательность. Не всегда, получается, сосредоточиться на одном деле.

  При этом надо понимать, что когда ребенок пойдет в школу, ему потребуется хорошая память. Хорошая память облегчит обучение ребенка, он с легкостью будет получать хорошие оценки, добиваться успеха и учиться с удовольствием.

Что такое мнемотехника.

На развитие памяти влияет много факторов, например: сон, еда, атмосфера в семье, совместное чтение, выучивание стихов, ежедневное запоминание информации и прочие.

Так вот именно на запоминании хочу остановиться подробно, и рассказать о методе, который помогает запоминать информацию и тренирует память.

Этот метод называется мнемотехника или его еще называют мнемоника.

Мнемотехника — совокупность приемов и методов, направленных на тренировку памяти, речи, которые помогают быстрее запомнить информацию путем образования ассоциаций, на основе визуального и аудиального, а так же чувственного представления.

Эта техника отлично применяется в детских садах для обучения детей. На занятиях дети учатся красиво и правильно излагать свои мысли.

Структуру мнемотехники можно представить следующим образом.

Мнемоквадрат – это отдельная карточка — изображение с закодированной информацией. Рисунок в квадрате обозначает, либо одно слово, либо словосочетание, либо простое предложение. Это может быть как предмет, так и действие.

Например: ребенок ходит в детский сад у него есть шкаф и кроватка. Для того чтобы запомнить где его шкаф и кровать, на  них наклеивают картинку, например, «Черепашку». И теперь ребенок знает, что вещи, на которых есть «Черепашка»- его вещи.

Мнемодорожка – это последовательность четырех или более мнемоквадратов, расположенных линейно. Рисунок в каждом квадрате, соответствует одному слову или словосочетанию. Опираясь на изображения, ребенок составляет историю из нескольких простых предложений.

Мнемотаблица – это таблица, поделенная на квадраты, в каждый из квадратов заложена определенная информация. Каждому изображению в квадрате соответствует слово или словосочетание, на основе этих изображение составляется рассказ или учится стих.

 Глядя на рисунки, ребенок воспроизводит текстовую информацию,  так как в этом процессе одновременно задействовано и слуховое и визуальное восприятие.

При помощи мнемотаблиц легко можно запомнить большой объем информации.

Более подробно как составлять и как работать с мнемотаблицами читайте на нашем сайте в статье «Мнемотаблицы для детей»

Какая польза от мнемотехники  для детей.

Преимуществ от данной техники множество, например:

  • Улучшается память, внимательность, воображение, фантазия.
  • Развивается речь, увеличивается словарный запас.
  • Представления об окружающем мире расширяются.
  • Формируется наглядно образное и абстрактное мышление, интеллект.
  • Ребенок учиться выстраивать логические цепочки, легко запоминает информацию.
  • Пересказ сказок, рассказов и заучивание стихов, для дошкольника превращается в увлекательную игру.
  • При помощи мнемотехники можно преодолеть стеснительность, и развивать общительность.
  • Мнемоника включает в работу оба полушария головного мозга.
  • Раскрываются творческие способности детей.

С какого возраста можно заниматься мнемотехникой.

Мнемотехникой  может заниматься человек от 3 до 99 лет.

С мнемоквадратом можно познакомить ребенка уже в три года, и вызывать у него интерес, так как в этом возрасте, дети любят рассматривать картинки.

В возрасте 4-7 лет уже происходит знакомство с мнемодорожками и мнемотаблицами. С их помощью легко запоминается сложная для восприятия информация. Легко запоминаются стихи, рассказы, скороговорки, загадки, алгоритм одевания, обучение гигиене, изучение цифр и многое другое.

Что нужно для того чтобы заниматься мнемотехникой.

Для того чтобы занятия проходили с пользой, стоит придерживаться нескольких простых правил:

  1. Начинайте с простого. Сначала познакомьтесь с единичными изображениями, а потом постепенно добавляйте сложность. Чтобы у ребенка была уверенность в своих силах.
  2. Не нагружайте детей. Не стоит показывать больше двух мнемотаблиц в день, и количество квадратов в таблице не должно быть больше 9 штук. Если информации очень много ребенок устанет и не будет положительного эффекта от занятия.
  3. Изображения должны быть красочными и обязательно цветными, чтобы привлекали внимание ребенка, так как они быстро запоминают цветные образы: солнце — желтое, трава — зеленая, небо –голубое, снег – белый и т.п. Когда ребенок станет постарше, то можно использовать черно – белый вариант.
  4. Меняйте тему занятий, чтобы не пропал интерес. На одном занятие выучили стих, на другом сказку, на третьем – познакомились с животными Африки.
  5. Занимайтесь всегда только в хорошем настроение, и в добром расположение духа, тогда когда есть интерес. Заставлять и уговаривать не надо.
  6. И самое главное. Никаких занятий, только ИГРА. Все только в игровой форме. Заметили, что пропало внимание и интерес ребенка, закончите тренировку. Продолжить можно в другое удобное для Вас время.

Как заниматься.

Есть разные варианты занятий, их много.

Давайте на примере рассмотрим, как работать с пересказом, и как составить рассказ – описание.

Пересказ рассказа «Здравствуй, зимушка – зима!»

Наступила зима. Всюду белый,пушистый снег.Холодно на улице.Дети оделись тепло, и пошли гулять. Они покатались на санках, лыжах, поиграли в снежки, слепили веселого снеговика. Хорошо зимой!

1.Выразительно читаем текст с опорой на изображение.

2. Читаем рассказ еще раз, указывая на изображение в таблице, чтобы у ребенка возникла взаимосвязь «слово – картинка».

3. Обсуждаем изображение, задавая вопросы: «Как ты считаешь, а про какое время года идет речь?»; «Ты запомнил, снег где?»; «А какой он (снег)?»; «А погода, какая?»; «Как оделись дети?»; «Чем они занимались на улице?»; «По их мнению, зимой хорошо или плохо?»

4. Потом читаем рассказ еще один раз .

5. Просим пересказать ребенка рассказ с опорой на картинки.

Составляем рассказ описание.

Это наиболее сложный вид монологической речи, который трудно дается детям. В силу возраста, дети не располагают достаточными знаниями, чтобы легко изъясняться. Здесь поможет мнемотехника.

Чтобы описать фрукт или овощ с опорой на мнемотаблицу, надо:

  1. Озвучить для ребенка вопрос, показывая на квадрат, в котором данный вопрос написан.
  2. Уточнить, понятно ли почему в этом квадрате нарисовано такое изображение. Если ребенку не понятно, объяснить ему в простой форме.
  3. Привести пример описания.
  4. Попросить  ребенка, чтобы теперь он Вам описал какой — то овощ или фрукт, опираясь на таблицу.

Как выучить стих с помощью мнемотаблицы. Алгоритм изучения стиха читайте тут.

Выбрать мнемотаблицы

Мнемотаблицы для рассказов описаний

Мнемотаблицы учим стихи

Интересно почитать

Как запомнить всё! Секреты чемпиона мира по мнемотехнике

promany.ru

Мнемотехника – тренировка памяти, речи, техника запоминания информации, на основе визуального мышления для детей детского сада, школьников: методы, таблицы, упражнения и приемы для воспитателей ДОУ, учителей. Мнемотехника в детском саду по сказкам, для запоминания цифр: описание

В данной статье мы расскажем об использовании мнемотехники для развития детей.

Содержание

  • Что такое мнемоника, мнемотехника в развитии связной речи и памяти, запоминания информации у маленьких детей, дошкольников и школьного возраста: определение, объяснение метода
  • Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
  • Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
  • Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения
  • Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов
  • Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ
  • Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения
  • Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми
  • Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам
  • Видео: Занятие на развитие речи с использованием мнемотехники

Обладая отличной памятью, ребенку сложно запоминать определенные образы? Это можно легко исправить, если использовать в его воспитании мнемотехнику.

Что такое мнемоника, мнемотехника в развитии связной речи и памяти, запоминания информации у маленьких детей, дошкольников и школьного возраста: определение, объяснение метода

Мнемотехника – искусство, позволяющее лучше и быстрее запоминать образы. В состав мнемотехники входят методологии и правила, направленные на улучшение функциональности памяти. Благодаря им педагоги и родители могут без проблем организовывать информацию, поступающую в мозг ребенка, создавая при этом ассоциативные изображения.

Ребенок начинает запоминать цифры и сложные слова при помощи красочных образов. Вследствие этого полученная им информация быстрее и прочнее закрепляется. Мнемотехника – это методика, во время которой используются мнемоники, разнообразные приемы, помогающие ребенку запомнить много информации.

Пользоваться мнемотехникой может любой человек. Возраст здесь не имеет значения. Для этого не требуется обладать особенными способностями и навыками. Тут все зависит от того, какой промежуток времени будет потрачен на учебу.

Существует несколько типов мнемотехники:

  • Народная. Этот способ мнемотехники считается самым распространенным. Как правило, методикой пользуются воспитатели в детских садах и учителя в школах. Но она не такая результативная, поскольку она не обладает определенной системой.
  • Классическая. Данный метод использовали наши предки. Благодаря ему дети и взрослые запоминали длинные предложения. Комбинация методов этого направления не сильно большая. В данную категорию вошли многие приемы, к примеру, способ «Цицерона».
  • Педагогическая. В основе данной методики не применяется визуальное мышление. Следовательно, детям легче и понятнее получать информацию благодаря знаниям. В педагогической мнемотехнике, как правило, делается упор на то, чтобы дети запоминали материал, читая книжки, стихи, тексты.
  • Цирковая или «эстрадная». По принципам действия очень напоминает классическую мнемотехнику. Есть правда один отличительный момент – здесь информация крепче зашифрована: в голосе, жестах, мимике. Самое основное в методе – передача информации от преподавателя к ученику различными методами.
  • Спортивная. Здесь речь непосредственно касается соревнований, которые устраиваются между мнемонистов. В соревнованиях могут принимать участие детки с учетом таких показателей: скорость запоминания информации, ее объем.
  • Современная. Данная методика основана на использовании теоретической базы. Есть несколько приемов на основе данной мнемотехники. Они дорабатываются, затем объединяются, используются, чтобы решить ту или иную задачу.
Мнемотехника ребенку

Преимущества мнемотехники очевидны. Ребенок благодаря данной технике:

  • Начинает быстрее запоминать последовательности действий.
  • Привыкает к распорядку дня.
  • Учится быстрее читать.
  • Повышает собственную внимательность.
  • У ребенка отлично развивается образное мышление.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для маленьких детей с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Главная цель мнемотехники – развить память ребенка, его мышление, воображение, внимание. Поскольку именно данные процессы непосредственно касаются полноценного развития малыша.

Как правило, в детских садах и школах применяются специальные мнемотаблицы. Суть данных таблиц заключается вот в чем: к слову или словосочетанию придумывается определенная картинка, вследствие чего текст показывается ребенку в виде схемы. Гладя на подобные схемы, ребенок начинает быстрее воспроизводить материал.

Мнемотехникой можете заняться со своим ребенком, когда ему исполнится 4 года. Именно в этом возрасте у него начнет накапливаться словарный запас. Используйте для изучения мнемотаблицы с изображением отдельных образов. Например, лисичка – рыжая, елка – зеленая и так далее.

Развивать речь ребенка

Также можете воспользоваться следующими приемами:

  • Тактильная игра. Суть данного приема такая – заменяйте картинки предметами. К примеру, для изучения круглых элементов, положите в коробку круглый камешек, крышку, теннисный шарик и прочие похожие предметы. Попросите ребенка, чтобы он достал из коробки определенный элемент на ощупь.
  • Фланелеграф. Поверх магнитной доски положите ткань, купите картинки на магнитах. Расскажите ребенку историю, делая паузы в некоторых моментах. Задача малыша – выбрать изображение с нужным предметом, на котором вы сделали паузу, и прикрепить магнит к фланелеграфу.
  • Звуковое лото. Включите карапузу звуки. Под них ему придется выбирать картинки. К примеру, «Кто издает звук «мяу»?»

Как развить память, связную речь, запоминание информации для дошкольников с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

В методах мнемотехники старайтесь применять те или иные виды запоминания. Конечно же, самым эффективным способом здесь считается игра. Также для ребенка 5-6 лет используйте схемы, нарисовав их одним цветом. Таким образом вы сможете привлечь внимание ребенка на яркость данных картинок.

  • «Собери набор». Дайте малышу отдельные изображения. Ребенок должен их сгруппировать и объяснить вам, почему он их решил положить вместе.
  • «Нарисуй свои впечатления». Данный прием позволяет увеличить словарный запас. Кстати, он также способен сформировать традиции, которые есть в семье. Предложите ребенку вместе нарисовать впечатления, которые у него остались от прошедшего дня. Далее малыш должен рассказать вам, что сегодня у него было плохое, а что хорошее. Добавляйте регулярно новые слова и понятия.
  • «Выучи стих». Чтобы вашему малышу было легче учить стихи, примените специальные таблицы. На них каждую строку изобразите в виде знака либо картинки. Обязательно дополняйте таблицы словами или буквами.
Развитие дошкольников
  • «Сетка памяти». Дайте ребенку картинку. Расскажите, что на ней изображено, а потом картинку переверните. Малыш должен назвать элемент, который есть на том или ином изображении, затем открыть ее и проверить собственные знания.
  • «Рассказы по картинкам». Найдите рассказ, в котором часть слов заменяют картинки. Таким образом ваше чадо будет учить новые слова и развивать воображение.
  • «Фотопамять». Дайте ребенку картинку, уберите потом ее, покажите ему совершенно другую, чтобы она отличалась от предыдущей определенным элементом.
  • «День-ночь». На столе разложите различные картинки. Сказав, «Пришла ночь», малыш должен закрыть глаза, а вы в это время спрятать одно изображение. Открыв глаза, ребенку предстоит угадать, какой именно картинки не хватает.

Как развить память, связную речь, запоминание информации для детей начальной школы с помощью мнемотехники: методы, приемы и упражнения

Благодаря мнемотехнике в работу включается весь головной мозг. Левое полушарие мозга будет отвечать за логику, а правое полушарие – за воображение.  Предложите своему ребенку одну из следующих методик мнемотехники или сразу все. Их вы сможете вместе с ним практиковать каждый день.

  • «Цепочка». Данный способ позволит вашему ребенку научиться запоминать одновременно несколько элементов. К примеру, необходимо запомнить некоторые продукты. Ребенок должен представить образ данных продуктов, склеить их мысленно с остальными предметами такого же цвета и размера. Потом он должен образы связать между собой, получая тем самым пары. Когда у него получится связь, пусть он мысленно уберет одну картинку, переключит внимание на второй предмет. После этого у него появится связь между следующей парой картинок. Когда ребенок будет вспоминать всю цепочку, у него в сознании будет всплывать одновременно несколько предметов.
  • «Матрешка». Здесь картинки объединяются парами. Первое изображение ассоциации больше, оно включает в себя вторую картинку. Метод напоминает матрешку: мелкие элементы ребенку нужно представить крупными, соединив их с частью больших предметов. Когда ребенок будет их соединять, его сознание будет направлено к меньшему элементу, а крупный предмет при этом исчезнет из мыслей. После этого ребенку нужно увеличить предмет и присоединить к следующему образу и т.к.
Мнемотехника в помощь школьнику
  • «Символизация». Данный метод применяется для того, чтобы запомнить абстрактные понятия. Представив мысленно образ, ребенок должен задать себе вопрос, как его лучше представить? К примеру, холод вызывает ассоциации со льдом, снегом. А жара с летом, морем.
  • Метод «Цицерона». Этот способ считается достаточно интересным. Ребенок запоминает интерьер комнаты, привязывает к определенным элементам ассоциации, тем самым запоминает их. Здесь важно, чтобы ребенок придерживался специальной последовательности. Например, передвигаясь в сторону часовой стрелки, он должен представить путь от дома к школе. И, когда он будет следовать повторно этому пути, подбирать запомненные предметы, называть к ним ассоциации.

Мнемотехника для детей: таблицы цифр, букв, символов

Самый простой метод, позволяющий ребенку запомнить цифры, буквы и символы – это таблица. Вы можете сами нарисовать такие таблицы, воспользовавшись нашими подсказками.

Для того, чтобы запомнить цифры, сделайте схемы, поместив в них цифры и ассоциации к ним. Пример:

1 Кол, копье, ручка, палка
2 Лебедь, утка, фонарь
4 Стул, кресло
7 Топорик

Для запоминания букв сделайте похожую схему, только суть здесь немного другая. В первый столбец поместите буквы, во втором нарисуйте образы, названия которых начинаются именно на эту букву.

А Арбуз, Ананас, Аист
В Волк, Виноград
Г Груша, Гриб
М Малина
С Солнце, Собака

Мнемотехника в детском саду по сказкам: методика для воспитателей ДОУ

Тренировать память детей, учить их пересказывать какие-то тексты на разнообразную тематику можно даже в детских садах. Для данного вида мнемотехники педагоги, как правило, используют опорные схемы. Начинается обучение с года или с 2 лет, когда малыш уже знаком с некоторыми сказками и старается их рассказать, путая при этом персонажей и события. Специальные мнемотаблицы для деток дошкольного возраста составляют воспитатели по известным им сказкам.

Изображения в ячейках таблиц – это персонажи сказок. Достаточно удобная в подобной практике сказка под названием «Колобок». В этой таблице события время от времени повторяются, а персонажи меняются. Для малышей 2 лет подойдут таблицы, состоящие из 4 – 9 ячеек, не больше.

Следующие таблицы рисует воспитатель с детками. Ребята с огромным удовольствием примут участие в составлении таких мнемотаблиц. В будущем они самостоятельно будет придумывать таблицы к любой сказке, усложняя немного их, увеличивая число самих ячеек.

Улучшение памяти в данном случае происходит благодаря регулярной кодировки словесной информации в картинки и наоборот. Вследствие этого дети прокручивают полученный материал в голове несколько раз, запоминая его автоматически.

Для деток старше 5 лет задача немного усложняется:

  • 1 вариант. В таблицу вносятся персонажи с совершенно иных сказок. Затем дети определяют, какие именно персонажи в таблице являются лишними.
  • 2 вариант. В таблице перемешиваются персонажи сказок. Дети должны распределить этих героев по нужным таблицам.
  • 3 вариант. Разрезаются таблицы, потом дети их самостоятельно восстанавливают. Карточки рассыпаются, воспитатель читает сказку, а дети находят необходимое изображение.

Применение мнемотехники в помощь детям при запоминании таблицы умножения

Приемы изучения таблицы умножения очень похожи на те, которые применяются для изучения иностранного языка. Здесь также можно использовать карточки, записывая на них числа в любом где угодно месте.

В настоящее время достаточно распространенными считаются еще и следующие методы мнемотехники:

  • Прием с 2, 3, 5. Данный вид мнемотехники используется, как правило, на начальном этапе изучения таблицы умножения. Этот счет считается базовым приемом, который позволяет познакомиться с таблицей умножения. Этот метод технологически соответствует способу, во время которого происходит заучивание однозначных чисел и их состава. Если ваш ребенок сможет освоить материал, он в будущем без проблем справиться и с оставшимися из таблицы цифрами, а также с более сложными вариантами.
Учим таблицу умножения
  • Последовательное сложение. Этот метод непосредственно касается сложения идентичных слагаемых. Он считается удобным, даже во время умножения 7 или 8, если, конечно же, второй множитель небольшой. К примеру, 5х3=5+5+5.
  • Прибавление слагаемого числа к прошлому результату. Этот прием применяется, если ребенок уже выучил что-то из таблицы умножения. Например, 4. Продолжим пример, приведенный выше. Он легко запоминается. Но, если нужно 5х6, тогда можно к полученному ответу 15 прибавить не достающиеся 5. 15+5+5+5. Помимо этого, нужно, чтобы ребенок умел еще правильно складывать и вычитать в уме до 100.

Применение мнемотехники на логопедических занятиях с детьми

Дошкольный возраст считается самым благоприятным, поскольку в этот период жизни у ребенка закладываются основы грамоты, четкость произношения слов, красивая речь. Это очень важные условия, влияющие на умственное воспитание ребенка. У ребенка с нарушенной речью присутствуют такие проблемы:

  • Минимальный набор слов.
  • Неумение составлять из слов предложения.
  • Нарушенное произношение определенных звуков.
  • Нарушенное внимание.
  • Нарушенная логика.

Столкнувшись с такой проблемой, вы можете воспользоваться мнемотехникой. Благодаря ей вы добьетесь таких результатов:

  • У ребенка улучшится связанная речь и ассоциативное мышление.
  • Ребенок сможет лучше усваивать материал, используя зрительную и слуховую память.
  • У ребенка будет лучше работать воображение, ускорится процесс запоминания звуков.

Мнемоквадраты – идеальный метод, символ любого успешного занятия. Благодаря таким схемам вы быстро научите ребенка учить стихи, загадки, скороговорки.

Мнемотехника на занятиях

Этапы изучения такие:

  • Выразительно прочитайте ребенку стих.
  • Попросите ребенка, чтобы он выучил вместе с вами стих.
  • Повторно прочитайте стихотворение, делая упор на мнемотаблицу.
  • Задайте ребенку вопросы, касающиеся стиха. Помогите ему если нужно, уясните с ним основную мысль произведения.
  • Узнайте у чада, какие именно слова ему показались непонятными. Объясните, что они означают.
  • Прочитайте по отдельности все строчки стиха. Попросите ребенка, чтобы он повторил стих.
  • В самом конце ребенку предстоит рассказать стихотворение.

В мнемотаблицу, которую будете использовать, внесите всех персонажей стиха. Благодаря этому ваш малыш научится концентрировать внимание, правильно строить предложения и выражать собственную речь.

Мнемотехника при изучении словарных слов: приемы, ассоциации к словам

Для изучения словарных слов используются следующие виды мнемотехники:

  • Зрительные ассоциации.
  • Звуковые ассоциации.
  • Мнемотехника «связей» и многие другие.

Зрительные ассоциации больше всех нравятся деткам. Во время запоминания определенного слова, предложите малышу посмотреть на картинку, которая будет обозначать слово, плюс сможет обыграть трудно запоминающуюся букву. Например, изобразите на картинке слово «Магнит» и букву «А». Выбрав другие слова, делайте упор на те буквы, которые ваш малыш не может казать или написать.

Также в других словах буквы, вызывающие у ребенка трудности во время написания, изобразите картинками, учитывая смысл самого слова. В слове «Копейка» вторая по счету буква очень похожа на копеечку. Следовательно, вместо нее нарисуйте ее.

Следующая методика – звуковые ассоциации. К примеру, слово «Завтрак» созвучно со словом «Рак». Соединив данные слова в одну единую фразу, можно получить предложение: «На завтрак будет вареный рак». Данное слово ваш ребенок выучит с помощью звуковой ассоциации. А сама фраза звучит мелодичнее, следовательно, запоминается без проблем.

Видео: Занятие на развитие речи с использованием мнемотехники

heaclub.ru

Использование мнемотехники в образовательном процессе младших школьников.

«Учите ребенка, каким-нибудь

неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету»

К.Д.Ушинский

Современный мир насыщен информацией, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором и данная тенденция с каждым годом растет, поэтому развитие речи становиться все более актуальной проблемой.

В 2016 году ко мне пришли первоклассники, и я столкнулась с проблемой, что большинство детей не могут запомнить необходимую информацию, испытывают трудности при заучивании стихотворений, пересказе литературных произведений, написании изложений, запоминании словарных слов. Поэтому приняла решение искать формы, методы, приёмы и пути совершенствования орфографического навыка и развития связной речи учащихся. Для достижения эффекта я решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи, а именно, метод мнемотехники.По моему мнению, они оказались наиболее эффективными.

Тема опыта работы: «Использование мнемотехники в образовательном процессе младших школьников».

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Мнемоника - искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

Мнемотехника — это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники в настоящее время становиться актуальным. Актуальность мнемотехники для младших школьников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту. Приемы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций.Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Хорошо известно, что язык мозга — это образы. И, прежде всего, зрительные образы. Если обращаться к мозгу на его языке, он выполнит любые наши команды, например, команду «запомнить».

Изучив данный приём, я поставила перед собой цель: использовать технологию мнемотехника в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для развития речи детей.

Считаю, что данная работа будет:

  • Способствовать развитию основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

  • Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

  • Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

  • Способствовать развитию мелкой моторики рук;

  • Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности;

  • Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

  • Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач;

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие памяти, внимания, образного мышления;развитие связной устной речи.

Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихотворений и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Суть мнемотаблиц заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Ещё я применяю мнемотехнику при написании изложения. На слайдах вы видите рисунки, которые помогают детям без искажений написать текст, сохраняя сюжетную линию.Этот метод называется нетрадиционным, так как при работе над изложением ребята используют рисуночный метод. У детей разный уровень восприятия текста. Учащиеся могут не до конца при слушании воспринять текст. Те учащиеся, у которых лучше развита зрительная память, могут с помощью рисунка изложить содержание исходного текста, более легко воспринимают исходный текст. Поэтому такой метод работы более эффективен.

Зерно успеха заключено в том, что мнемонический прием не оставляет школьников безучастными, равнодушными. Ведь хорошо известно, знания, усвоенные без интереса, не становятся активным достоянием человека, а ложатся мертвым, застывшим грузом, не пригодным к применению. При использовании приёма мнемотехники на уроке дети активно помогают в составлении таблиц, придумывании различных образов, иногда получаются такие смешные, нелепые рисунки, которые запоминаются намного лучше.

При работе в начальной школе со словарными словами, написание которых требует запоминания, ученики сталкиваются с проблемой. Какую букву гласного или согласного звука писать в слабой позиции? Как ее запомнить? Я решила предложить учащимся мнемонический приём - ассоциации, который облегчает запоминание правильного написания слов из словаря. Ребенок пишет это слово, а трудную букву в нем изображает в забавном виде. Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком. Ассоциативная связь может быть по цвету, форме, действию, материалу, количеству. 6 Успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

- установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;

- заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;

- яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;

- образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания. 

(Привести примеры на слайдах)

Чтобы запомнить написание слов с одинаковой непроверяемой гласной, можно объединить их в группы и сочинить стихотворение. Что общего в словах быстро весело скоро? На конце пишется буква “о”. Найдите эти слова в стихотворении:

Быстро весело скоро легко, Все ребята надели пальто.

Выучив его, вы облегчите себе запоминание этих слов. Какие еще словарные слова встретились? (ребята, пальто) В каком из этих слов есть буква “о” в конце? Верно, в слове “пальто”.

Чтобы запомнить непроверяемую гласную в слове заяц, можно вспомнить сказку «Заяц-хваста», как он хвастался и повторял Я, Я, Я, поэтому и пишется в слове буква Я.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц и приёма ассоциации мне уже удалось достичь следующих результатов:

  • у детей появилось желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории, писать изложения;

  • увеличился круг знаний об окружающем мире;

  • появился интерес к заучиванию стихов и потешек;

  • словарный запас вышел на более высокий уровень;

  • эффективнее запоминаются словарные слова;

  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Работая с приемами мнемотехники, я сделала вывод, что лишь прикоснулась к большому источнику идей и открытий, позволяющих сделать обучение простым и доступным для каждого ученика. Мы творим с детьми на уроке, забывая о серьезности происходящего.

Быстро, весело, легко

Усвоена техника МНЕМО-

И теперь всем легко рассказать,

И стихи, и сказки на 5.

multiurok.ru

Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»

Бородавкина Ольга Анатольевна Консультация «Использование мнемотехники для детей дошкольного возраста»

Консультация на тему:

«Использование мнемотехники в работе

с детьми дошкольного возраста»

Что такое мнемотехника?

Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» по имени древнегреческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз и обозначают «искусство запоминания». Считается, что это слово придумал Пифагор Самосский (6 век до н. э.).

Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники.

МНЕМОНИКА – искусство запоминания, совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.

Почему нужно использовать мнемотехнику в детском саду?

«Учите ребёнка, каким – нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». К. Д. Ушинский

В настоящее время воспитатели всё чаще сталкиваются с такими проблемами в развитии детей, как:

• маленький словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• плохое развитие связной речи

• несформированность психических процессов

• несовершенство различных видов мышления.

Поэтому перед воспитателями встаёт задача, как помочь детям, но так, чтобы им было легко и интересно.

Мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме, без умственных и эмоциональных перегрузок.

Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно-образная память, и запоминание носит в основном непроизвольный характер: дети лучше запоминают события, предметы, факты, явления, близкие их жизненному опыту.

Приёмы мнемотехники облегчают процесс запоминания у детей и увеличивают объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.

Мнемотехника помогает развивать:

• зрительную и слуховую память

• зрительное и слуховое внимание

• воображение

• восприятие

• развивает кругозор

• развивает все стороны речи

Начиная работу по технологии мнемотехника, воспитатель ставит перед собой следующие задачи:

1. Способствовать развитию основных психических процессов: памяти, внимания, восприятия, мышления.

2. Способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы и наоборот образы в абстрактные символы (перекодирование и кодирование информации).

3. Способствовать развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

4. Способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей.

5. Способствовать формированию целостного восприятия окружающего мира; Содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе.

6. Способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их.

7. Способствовать развитию мелкой моторики рук.

8. Способствовать формированию навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

9. Способствовать развитию умения решать интеллектуальные и личностные задачи адекватно возрасту, применять знания и способы деятельности в решении задач.

10. Создать условия способствующие взаимодействию и сотрудничеству с родителями детей.

Как любая работа, мнемотехника строится по принципу от простого к сложному. Её можно разделить на три этапа.

I этап: Начинать работу с детьми любого возраста необходимо со знакомства с символами. На начальном этапе воспитатель предлагает и объясняет детям значение символов.

Малышам лучше предлагать картинки понятные для их восприятия, постепенно заменяя их схематичными, контурными изображениями предметов.

Этот этап работы ещё называют – работа с мнемоквадратами.

Мнемоквадрат – это отдельный схематический рисунок с определенной информацией. Мнемоквадраты в обучении могут использоваться отдельно, например, в различных играх, придумывании загадок, либо заключаются в мнемотаблицу.

На этом этапе работы можно проводить с детьми игры типа:

• «Подскажи словечко»,

• «Найди пару»

• «Скажи по-другому» (синонимы) – старший дошкольный возраст

• «Скажи наоборот» (антонимы) – старший дошкольный возраст

II этап: На этом этапе нужно научить детей «читать» простые схемы из 2 – 4 символов.

Например: при описании предметов детям предлагаются символы для обозначения цвета, формы, величины, действия с предметом. Этот приём хорошо использовать для работы с загадкой.

На этом же этапе учим детей «читать» простые предложения из 2-3 слов без предлогов и союзов.

Этот этап работы называют – работа с мнемодорожками.

Мнемодорожка представляет собой простую схему, состоящую из двух и более картинок (квадратов, содержащие определенную информацию. Мнемодорожки можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при воспитании культурно-гигиенических навыков и т. д.

III этап: На этом этапе начинается работа с мнемотаблицами.

Что такое мнемотаблица?

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц помогает детям эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию, значительно сокращает время обучения и значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов. Мнемотаблицы: являются дидактическим материалом. Они могут иметь самый широкий круг использования, практически в любой образовательной области, в любом виде деятельности.

Мнемотаблицы-схемы можно использовать:

• для ознакомления детей с окружающим миром

• при заучивании стихов

• при пересказах художественной литературы

• при обучении составлению рассказов

• при отгадывании и загадывании загадок

• для обогащения словарного запаса

• при обучении составу числа

• при воспитании культурно-гигиенических навыков

• при воспитании навыков самообслуживания

• при ознакомлении с основами безопасности жизнедеятельности

Чтобы мнемотаблица, как наглядно-практическое средство познания, выполняла свою функцию, она должна соответствовать ряду требований:

• чётко отражать основные свойства и отношения, которые должны быть освоены с её помощью.

• быть простой для восприятия и доступной для воспроизведения и действий с ней.

• соответствовать уровню развития детей.

На начальных этапах работы с мнемотаблицами, если дети затрудняются её воспроизвести, а так же для детей младшего дошкольного возраста можно использовать вариант разрезной мнемотаблицы.

Мнемотаблицы бывают двух видов:

1. обучающие - содержат познавательный материал.

2. развивающие - содержат информацию, позволяющую развивать определённые навыки и умения.

Как работать с мнемотаблицей.

Работа с мнемотаблицей происходит в несколько этапов.

Этап 1: Воспитатель показывает детям мнемотаблицу и разбирает, что на ней изображено: буквы, цифры, геометрические фигуры, абстрактные символы, т. е. информация группируется.

Этап 2: Перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3: Составление сюжета, т. е. отработка одного из методов запоминания.

Этап 4: Определение логических связок. Мнемотаблицу надо составить таким образом, чтобы можно было установить как можно больше логических связок.

Этап 5: Детям даётся время для запоминания. Затем мнемотаблица убирается, и дети воспроизводят её графически по памяти.

Использование мнемотехники открывает для воспитателей огромные возможности для творчества и в образовательной деятельности и в совместной деятельности взрослого и ребёнка. Даёт возможность детям усваивать сложный материал легко и быстро.

Таким образом, с помощью мнемотаблиц удается достичь следующих результатов:

- у детей появляется желание пересказывать тексты-как на занятии, так и в повседневной жизни; придумывать интересные истории;

- расширился круг знаний об окружающем мире;

- активизировался словарный запас;

- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;

- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Поэтому, чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности его к школьному обучению.

Литература:

1. Т. В. Большева «Учимся по сказке» Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. 2005г.

2. Л. Н. Ефименкова «Формирование речи у дошкольников».

Изд. Просвещение 1985г.

3. Т. Б. Полянская «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста». СПб. 2010г.

www.maam.ru

Опыт работы "Мнемотехника - эффективная технология обучения младших школьников"

и увидел волшебную картину: двор, деревья, крыши домов были засыпаны снегом. Под снежным ковром скрылись поля, берега реки. Снега было так много, что кое – где он свисал с деревьев. Это зимний месяц январь так украсил природу. Выглянуло солнышко, и снег от его лучей заискрился разноцветными огоньками. Дети гурьбой выбегали на улицу покататься с горки, а потом прибегали домой и грелись на тёплых

которыми отапливали дома и избы в старину. Дети смотрели в окна и видели, как из труб

Словарная работа.

Печка – сооружение из камня для отопления помещения.

Крыльцо – навес перед входом в дом со ступеньками.

Дым столбом – дым идёт прямо вверх.

Выразительное чтение учителем.

- О каком времени года стихотворение?- Что вам представилось, когда слушали стихотворение?

Физминутка.

Мы – снежинки, мы – пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы – снежинки - балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Повторное чтение: «птичий базар», анализ стихотворения.

-Какой месяц описан в стихотворении?

-Какой признак зимы описан поэтом?

Выборочное чтение.

- Прочитайте строчки, которые помогают нам понять, что снега выпало очень много.

- День был ясный или пасмурный, прочитайте.

-Прочитайте строки, описывающие старинный быт людей.

Работа с иллюстрациями.

Из иллюстраций, выставленных на доске, учащиеся выбирают ту, которая больше подходит к стихотворению.

Заучивание наизусть.

Мнемодорожка.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег - на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки.

В небо дым идёт столбом.

Знакомство с народными приметами:

  1. рассказ учителя о приметах:

- Издавна люди заметили, что поведение животных, природные явления предсказывают погоду на предстоящие дни. Так появились народные приметы:

- гусь лапу поджимает – к стуже;

- зима снежная – лето дождливое;

- синичка звонко пищит – к морозу;

  1. чтение с доски (жужжащее, хором )

Соотнесение со строчками стихотворения, вывод о погоде.

Применение мнемотехники на уроках Окружающего мира.

Наиболее благоприятные условия для работы по развитию памяти и речи учащихся (в том числе и связной) создаются на уроках Окружающего мира.

Непосредственными задачами таких уроков являются:

  • расширение круга представлений об изучаемых предметах и явлениях окружающей действительности;

  • организация связных высказываний школьников по определённой теме.

Последовательность и логика развития темы, её смысловая законченность обеспечиваются работой над планом и последующим использованием его в качестве наглядной опоры. Виды плана, которые я предлагаю учащимся на уроках развития речи, различны. Мнемодорожка - один из его видов. Как показал опыт моей работы, такой план приемлем уже в 1 классе. Ученики оказываются в состоянии, опираясь на мнемодорожку, составлять микротекст из трёх-пяти предложений после предварительной коллективной обработки каждой фразы.

Например, на уроке по теме: «Домашние и дикие животные» (1 класс) даётся такой рассказ:

Рассказывая, прикрепляю на доску мнемодорожку, обеспечивающую предметную основу для каждого предложения.

На уроке по теме: «Осень» дети рассказывают не только об урожае, собранном в огороде, но и отвечают на вопрос: «А что нам осенью лес подарит?» А затем сочиняют и пересказывают сказку «За грибами»:

  • Жила-была девочка Оля (Света, Маша,…). Взяла Оля корзиночку и пошла в лес. В лесу грибов много-много. Насобирала Оля в лесу полную корзинку грибов и пошла домой.

Рисунок:

девочка.

Рисунок:

корзина.

Рисунок:

лес.

Рисунок:

грибы.

Рисунок:

корзина с грибами.

Рисунок:

дом.

На уроках, посвящённых знакомству с овощами, фруктами, ягодами, бахчевыми культурами, предлагаю детям описывать плод по следующему мнемоплану

Рисунок: дерево, куст, грядка.

Рисунок: большой и маленький треуголь- ники.

Рисунок: разноцвет-ные круги.

Рисунок: круг,

овал, квадрат, треуголь-ник

Рису

нок: нос.

Рисунок: рот

(губы)

Рисунок: ладонь.

Рису-

нок:

тарел-

ка,

нож,

вилка.

Этот план несёт в себе следующее содержание:

  • Где растёт?

  • Какой по размеру?

  • Какой по цвету?

  • Какой по форме?

  • Какой по запаху?

  • Какой на вкус?

  • Какой на ощупь?

  • Что можно приготовить?

О приготовлении салата из овощей дети рассказывают уже по другой мнемодорожке:

Рисунок: овощи, нож, очистки.

Рисунок: нож, кусочки овощей.

Рисунок: салатница.

Рисунок: пачка соли.

Рисунок: бутылка раститель-ного масла.

Рисунок: салатница, ложка.

  • Дети говорят: «Чтобы приготовить салат, нужно хорошо вымыть овощи, почистить и мелко покрошить. Порезанные овощи сложить в салатницу, посолить, полить маслом, перемешать и подать к столу».

При ознакомлении с характерными признаками времён года, предлагаю детям составлять рассказы по следующей мнемодорожке.

ТЕМА «Поздняя осень».

Учащиеся рассказывают:

  • На календаре ноябрь. Наступила поздняя осень

  • Деревья полностью сбросили листву.

  • Часто идут холодные, продолжительные дожди. Иногда снег.

  • Дует сильный, холодный ветер.

  • Птицы улетели в тёплые края, некоторые животные залегли в спячку.

  • Люди стали одеваться теплее. Работы в садах и огородах закончены

Аналогичные схемы я использую на уроках по теме: «Зима», «Весна», «Лето».

Когда дети сравнивают домашних и диких животных, они называют в основном 1 признак отличия: дикие живут в лесу, а домашние рядом с человеком. Поработав же с мнемопланом, рассказ учащихся становится более содержательным.

Соседство с человеком, боязнь друг друга.

Место обитания.

Способ поиска пищи.

Строительство, ремонт, утепление жилища.

При изучении животных, их описать помогает такой мнемоплан

  • название;

  • местообитания;

  • какое жилище;

  • чем питается;

  • части тела;

  • чем покрыто тело;

  • «члены семьи» (например: лис, лиса, лисёнок, лисята)

  • что нравится в этом животном.

Признаки предметов живой природы. Эта таблица поможет детям научиться различать предметы живой и неживой природы

  • растёт;

  • дышит;

  • питается;

  • умирает.

Применение мнемотехники на уроках русского языка.

Учащиеся начальных классов должны запомнить большое количество слов с непроверяемыми орфограммами, и именно словарные слова – одна из проблем начальной школы.

Проанализировав весь предлагаемый современный методический комплекс орфографической работы над словарными словами, я пришла к выводу, что трудности у детей возникают по следующим причинам:

  1. любой алгоритм работы над словарным словом достаточно трудоёмок, а внимание и волевая сфера у младших школьников развита ещё слабо;

  2. длительная работа по запоминанию этих слов не всегда результативна;

  3. наглядно – иллюстративный материал из школьного «Картинного словаря» лишь привлекает внимание учащихся к работе, а запоминанию непроверяемой буквы он не способствует;

  4. буква для ребёнка, только что научившегося писать, - лишь набор элементов, она «неживая», «неинтересная», к тому же и пишет он её кривовато. А её ещё надо запомнить с помощью многократного прописывания слова.

Чтобы детям запомнить непроверяемую букву интересно, с учётом психологической особенности мышления: ребёнок мыслит образами, надо «оживить» букву, создать её «образ» в конкретном слове. И тогда буква О в слове горох превращается в круглые горошины

В слове овощи – в огурец, помидор, свёклу или картофель. Всё зависит от фантазии детей. А в тетради появляются слова из привычных букв в сочетании с рисунком – буквой.

Писать и одновременно рисовать – запоминать трудную букву интересно, весело, легко. Мнемотехнические приёмы заучивания словарных слов я применяла в процессе обучения сначала эпизодически, только в тех случаях, когда у детей возникали трудности при запоминании букв традиционным способом. Затем я создала комплект таблиц на большинство словарных слов с целью апробирования мнемотехнического приёма для запоминания словарных слов и проверки его эффективности.

Пример: Словарная работа (фрагмент урока)

  1. На доске появляется карточка с пропущенной «сомнительной» буквой.

М Р К О В Ь

  1. Начинается поиск ответа на вопрос: «Какую букву надо вставить и почему?» (Использую обращение к словарю)

  2. Устанавливается разница в произношении и написании слова.

  3. Ставится задача: как запомнить непроверяемую букву правильно, легко, быстро, интересно.

  4. Осуществляется решение учебной задачи сначала по заданиям: «На что похожа буква О ? Свяжите образ буквы со значением слова». (Поиск лучшего варианта обыгрывания буквы.)

  5. Самый удачный рисунок – образ дети зарисовывали в тетрадях цветными карандашами. (В данном случае морковь я резала на кольца, одно прикладывала на карточку в место пропуска и обводила оранжевым карандашом: получалась буква О, которую дети запоминали.)

Рисунок запоминаемой буквы выполнялся один раз в день знакомства со словом.

Применение мнемотехники на уроках математики.

На уроках математики, при изучении таблицы умножения, для детей трудными являются случаи умножения числа на 1 и 0; дети путаются, решая такие примеры.

Для запоминания таких случаев таблицы умножения, использую мнемотехнический приём, который позволяет осознанно выполнять вычисления «не зазубривая», а «играя в сказку».

Пример: Тема «Умножение на 0»(фрагмент урока)

- Как вы думаете, на что похож ноль?

- На мяч, на обруч, на бублик, на колесо…

- Да, дети, молодцы, а ещё он похож на огромную шляпу. Где в ней спрятался ноль? (Если сами не могут найти, помогаю.)

- Вы можете представить такую огромную шляпу, чтобы ей можно было накрыть настоящую машину или дом? (Дети закрывают глаза и представляют.)

-

1

А теперь внимательно посмотрите, что произойдёт, если такой огромной шляпой накрыть число

Его не видно. Хорошо видно только шляпу.

- Вывод: если накрыть огромной шляпой любое число, то останется только шляпа. Другими словами, при умножении любого числа на ноль будет ноль. (Дети записывают примеры в тетрадь: 1х 0 = 0, 2 х 0 = 0,

3 х 0 = 0 и т.д.)

Пример: Тема: «Умножение на 1» (фрагмент урока)

- На что похожа единица?

- На спицу, на карандаш, на столб, на палку…

- А ещё цифра 1 похожа на настольное зеркало с подставкой. Где в зеркале спряталась единичка?

- Когда ты смотришь в зеркало, то кого ты там видишь?

- Я вижу себя.

- А если тройка посмотрит в зеркало, кого она там увидит?

- Себя.

- Вывод: при умножении любого числа на единицу, будет само число. (Дети записывают примеры в тетрадь: 1х 1 = 1, 2 х 1 = 2, 3 х 1 = 3 и т.д.)

Результаты педагогической деятельности.

Карта речевого развития речи учащихся показывает стабильно положительную динамику. Результаты зафиксированы на начало и конец учебного года.

1 класс – 2014-2015

2 класс – 2015 – 2016

3 класс – 2016 – 2017

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

«5» - при составлении рассказа или пересказе ребёнок говорит самостоятельно, без аграмматизмов. Рассказ соответствует ситуации, оформлен грамматически правильно. При этом ребёнок проявляет фантазию.

«4» - при составлении рассказа или пересказе иногда нуждается в стимулирующей помощи педагога. Рассказ выстроен последовательно, но смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями. Грамматических ошибок нет.

«3» - при составлении рассказа или пересказе допускает искажения ситуации, неправильно воспроизводит причинно – следственные связи, допускает отклонения от текста. Требуется небольшое количество подсказок педагога. Встречаются грамматические ошибки. Наблюдаются недлительные паузы.

«2» - не умеет самостоятельно составлять рассказ или пересказывать, нуждается в значительной помощи педагога или постоянных наводящих вопросах. Наблюдается существенное искажение смысла, выпадение смысловых звеньев. В речи много грамматических ошибок.

Результаты словарной работы на уроках русского языка помогли сделать вывод о качестве словарной работы на уроках в пользу мнемотехники.

2 класс 3 класс

Как видно из диаграммы, процент ошибок, допущенных детьми в словах, изучаемых по мнемотехнологии, на порядок ниже, чем, в тех, которые изучались без использования мнемических приёмов.

Для изучения развития памяти учащихся с применением различных методик ( авторы А.Р.Лурия, Пьерон - Рузер ), проводится обследование учащихся 3 раза в год.

Методика «Образная память» (автор Пьерон – Рузер).

Цель: изучение кратковременной образной памяти.

В качестве единицы объёма памяти принимается образ (изображение предмета, фигура, символ). Предлагается за 20 секунд запомнить максимальное количество образов из предъявляемой таблицы.

После показа ребёнок в течение 1 минуты воспроизводит запомнившееся . Подсчитывается количество правильно воспроизведённых образов, определяется уровень развития образной памяти.

Методика «10 слов» (автор А.Р.Лурия)

Цель: оценка состояния вербальной памяти.

Предъявляется 10 односложных и двусложных слов, не имеющих между собой никакой связи. Слова повторяются педагогом 5 раз, а учащийся, после каждого называния, воспроизводит слова, которые запомнил (в том числе и те, которые им назывались ранее). Результат воспроизведения фиксируется в таблице.

Подсчитывается количество правильно воспроизведённых слов, определяется уровень развития вербальной памяти.

Таким образом, можно смело утверждать, что МНЕМОТЕХНИКА является эффективной технологией при обучении младших школьников.

Литература.

1.Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в коррекционной школе.-М.:Владос,2000.

2.Варгина Т.П. Пусть ученик полюбит слово.- М.: Начальная школа, 2000.

3.Васильева Е.Е. Весёлая таблица умножения.- М.:Астрель, 2006.

4. Волина В.В. Праздник числа. – М.: Знание, 1993.

5.Волчкова В.Н. Развитие и воспитание детей младшего дошкольного возраста. – Воронеж: ТЦ «Учитель»,2001.

  1. Забрамная С.Д. Ваш ребёнок учится во вспомогательной школе. – М.: Педагогика – пресс, 1993.

  1. Иншакова О.Б. Словарные слова в образах и картинках. - М.:Владос,2004

8. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителей начальных классов. – Ростов- на – Дону: Феникс, 2002.

9. Якубовская Э.В. Заучивание наизусть с умственно отсталыми школьниками. – М.: Коррекционная педагогика, 2005.

infourok.ru

"Приемы мнемотехники на уроках в начальных классах"

Прием символизации - один из наиболее распространенных приемов мнемотехники, который используют практически все. Прием символизации относится к первому этапу запоминания - к этапу кодирования информации в зрительные образы. Всего выделяется четыре этапа запоминания:

- кодирование в образы (подготовка к запоминанию);

- соединение образов в воображении (запоминание); - запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Здесь следует сделать примечание, что под соединением образов в мнемотехнике понимается не только соединение зрительных образов, но и одновременный вывод в воображение (сознание) представлений разных модальностей (зрительный образ, проговаривание слова, прорисовка знака и пр.)

Символизация - это подготовка информации к запоминанию, это преобразование разнообразных сведений на язык мозга, в образную форму. Мы все по собственному опыту знаем, что в образной форме информация воспринимается гораздо легче и быстрее, чем написанная буквами или другими специальными значками, вроде математических символов.

“Мнемоника – искусство улучшать, укреплять память, звучать и помнить много”. В. И. Даль

“Мнемоника – совокупность правил и приемов, имеющих целью облегчить запоминание возможно большего числа сведений, фактов”. Д. Н. Ушаков

Слова “мнемотехника” и “мнемоника” обозначают одно и то же – техника запоминания. Они происходят от греческого “mnemonikon” – искусство запоминания. Совокупность приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций.

О специальных приемах запоминания.

Еще в начальной школе стоит учить ребенка специальным приемам запоминания, так называемой мнемотехнике. Мнемотехника использует как образную память (использование ассоциаций, случайных, но стойких связей), так и логическую память (составление, а затем воспроизведение планов и схем). Начните с обучения ребенка основным приемам, а затем приучите его осознанно пользоваться ими в конкретной работе - заучивании дат, стихов, пересказе научного текста и т.д.

Один из таких приемов - пиктограммы, то есть изображение содержания текста с помощью рисунков. Например, каждое слово стихотворения изображается особым значком. Важно, чтобы этот значок придумал и нарисовал сам ребенок, тогда и эффект будет больше. Потом ему достаточно взглянуть на свою пиктограмму, чтобы восстановить в памяти текст.

Использование мнемотехники для развития речи детей в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих эффективное запоминание, увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций. С использованием мнемотехники у младших школьников развивается память, мышление, внимание, воображение, а значит и речь.

Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определённая информация. Использование мнемотаблиц на позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить её в соответствии с поставленными задачами. Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;

- развитие связной устной речи.

Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Многие младшие школьники испытывают затруднение при пересказе текстов и заучивании стихов и вот здесь нам помогут приемы мнемотехники. Глядя на эти схемы – рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Приемы мнемотехники для запоминания некоторых правил:

1. Алфавит

АБВГДЕЁ – постираем всё бельё.

ЖЗИЙКЛМ – апельсинку быстро съем.

НОПРСТУ – погуляем по мосту.

ФХЦЧШЩ – ох, какая чаща!

ЪЫЬ – не запомнятся никак.

ЭЮЯ – вот и всё, друзья!

2. Падежи русского языка (именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный)

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

3. Слова с ы после ц

Цыган на цыпочках цыкнул цыплёнку: «Цыц».

4. Употребление слов «одеть» и «надеть»

Надеваю одежду, одеваю — Надежду.

Лучше скушать вИнЕгрет, чем автобусный бИлЕт.

infourok.ru


Смотрите также