Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Как мотивировать ребенка к спорту


Как мотивировать ребенка на занятия спортом

Что такое спортивная мотивация и что делать родителям, чтобы интерес ребенка к спорту не угас? Рассказываем в этой статье.

Спорт — неотъемлемая часть гармоничного развития ребенка. Именно поэтому все больше родителей отдают своих детей в секции, но ребенок — существо непоседливое, и энтузиазм, вызванный новыми впечатлениями, очень быстро угасает. Еще вчера ваше чадо радостно бежало на тренировку, а сегодня капризничает и хочет смотреть мультики вместо похода в спортзал.

Чаще всего кризис наступает в первые полгода, и рано или поздно перед родителями встает вопрос, что делать в этой ситуации: заставлять, ругать, наказывать или, наоборот, не давить на ребенка и сдаться?

Психология мотивации

Осознанная деятельность невозможна без мотивации, и спорт — не исключение. Чтобы мотивировать и себя, и другого человека (особенно ребенка) правильно, нужно понимать, что это явление из себя представляет и как работает.

Совершать любые действия нас побуждают мотивы. Они могут быть самые разные: желание получить материальную вещь или самоутвердиться, моральный долг, интерес к самому процессу и так далее. Мотивацией психологи называют совокупность этих мотивов плюс какие-либо внешние факторы (например, влияние другого человека или жизненные условия).

Самыми распространенными мотивами, побуждающими человека заниматься спортом, являются:

  • стремление к физическому и моральному совершенству — спорт развивает тело, укрепляет организм, воспитывает характер;
  • стремление к самоутверждению — спорт дает возможность стать лидером, снискать уважение окружающих, получать похвалу и признание, а также иметь успех у другого пола;
  • социальные факторы — мода на здоровый образ жизни, престиж спорта в городе/стране/мире, много друзей-спортсменов, семейные традиции;
  • стремление к удовлетворению духовных потребностей — спорт дарит новые впечатления, позволяет почувствовать себя частью чего-то большего, дает больше возможностей для общения со сверстниками и авторитетными фигурами.

В целом все эти мотивы объединяет чувство удовлетворения, которое испытывает спортсмен.

В спорте мотивация бывает:

  • общая — формируется постепенно и постоянно, в сознание закладываются долгосрочные цели и мотивы для занятий спортом;
  • конкретная — актуальная для отдельной тренировки, соревнования или этапа подготовки.

Это обязательно нужно учитывать и подогревать интерес ребенка как к занятиям в принципе, так и к каждому отдельному событию.

Подходящий спорт

Ни один совет по правильной мотивации не поможет, если заставлять ребенка заниматься тем, что ему не нравится и не подходит. Именно поэтому в первую очередь нужно хорошо подумать, какая дисциплина подойдет вашему малышу.

Хорошо, если он уже без ума от футбола или мечтает стать пловцом, но, если у самого ребенка нет конкретных пожеланий, стоит выбирать спорт по следующим критериям:

  • Темперамент ребенка. Безусловно, использовать тип личности ребенка как жесткое руководство к действию и рассматривать только подходящие его темпераменту виды спорта не стоит. И все-таки особенности характера малыша нужно учитывать и рассматривать те дисциплины, в которых ему будет комфортно и в которых он с большой вероятностью добьется успеха.
  • Физические данные. Истории профессиональных спортсменов регулярно доказывают, что изначальные параметры не приговор и не гарантия успеха, но учитывать физическую форму вашего ребенка все же стоит. Так, например, высоким и подвижным дорога в баскетбол и волейбол, быстрым и ловким — в футбол, а легким и координированным — в гимнастику или легкую атлетику.
  • Цели и задачи. Между занятиями спортом для души и с заделом на профессиональный уровень есть принципиальная разница. В первом случае лучше выбрать секцию со щадящими нагрузками и удобным расположением, во втором — искать максимально профессионального тренера и тот вид спорта, которым ребенок будет по-настоящему «гореть».

Советы родителям

После того как вы определитесь с видом спорта, заинтересуете ребенка и отведете его на первое занятие, начнется непростой путь воспитания спортсмена. Как правило, дети приходят в секцию уже с какими-то первоначальными мотивами. Главная задача — сохранить и развить их. На тренировках этим будет заниматься тренер, в остальное же время важно участие и правильное поведение родителей.

Как же привить малышу любовь к спорту и мотивировать его продолжать тренировки?

Демонстрируйте поддержку

Это первый и самый главный способ мотивировать ребенка. Поддерживайте его во всех начинаниях, старайтесь ходить на все соревнованиях, забирайте и встречайте из секции хотя бы первое время и, конечно, подбадривайте в случае проигрыша. Дайте ребенку понять, что вы им гордитесь, а его старания для вас приятны и важны. Особенно родительское участие важно для совсем маленьких спортсменов, ведь в этом возрасте мама и папа все еще остаются центром вселенной.

Важно: мотивируя таким образом, не переусердствуйте. Если ребенок будет думать, что только таким образом заслужит ваше признание, уважение и похвалу, он может продолжать заниматься тем, что ему совсем не нравится или не подходит. Родительская поддержка должна быть спокойной, без оттенка жертвенности.

Рассказывайте о плюсах

Регулярно, но ненавязчиво рассказывайте ребенку, почему спортом заниматься полезно и нужно. Главное — делайте это соответственно возрасту. Вряд ли пятилетнему мальчику покажется убедительным аргумент «спортсмены нравятся девочкам», а подростков сложно привлечь разговорами о профилактике заболеваний. Подумайте, что важно для вашего ребенка (популярность, уважение, самоутверждение, карьера, красота), и делайте упор именно на это.

Используйте книги и фильмы

Этот пункт логично вытекает из предыдущего. Подкрепите аргументы интересными книгами и фильмами о том виде спорта, которым занимается ваш ребенок. Особенно хороши киноленты о великих спортсменах — они очень вдохновляют и заряжают на успех. На Youtube можно смотреть зрелищные видео с соревнований и показательных выступлений. А еще лучше, если среди спортивных звезд ребенок найдет кумира и, глядя на него, будет стремиться достичь таких же высоких результатов

Замечайте мелочи

Конечно, вы не ожидаете, что после недели тренировок ваш ребенок станет вторым Харламовым или Акинфеевым. Очень важно показать это малышу — подмечайте даже самые, казалось бы, незначительные изменения и хвалите ребенка не только за крупные победы, но и за маленькие успехи. Освоил новый прием, пришел первым на кроссе, занял призовое место в районном соревновании — все это можно и нужно отмечать. Самое главное — не перехвалить юного спортсмена, чтобы ни он, ни вы сами не заразились звездной болезнью.

Будьте примером

Личный пример важен в любом аспекте воспитания, и спорт — не исключение. Очевидно, что увещевания о пользе спорта от родителей, которые все свободное время проводят на диване перед телевизором, не подействуют даже на маленького ребенка. Точно так же в семье, где физическая активность — органичная часть повседневной жизни, проблем с мотивацией у малышей практически не бывает.

Если вы «не дружите» со спортом, хотя бы измените образ жизни: регулярно делайте зарядку, много гуляйте пешком, отправляйтесь вместе с ребенком в аквапарки и на природу. Покажите на своем примере, что движение — это жизнь, что спорт приносит море положительных эмоций. Также можно устраивать совместные занятия: это не только полезно, но и повод проводить с ребенком больше времени.

Не сравнивайте с другими детьми

А вот чего делать точно не нужно, пытаясь мотивировать ребенка заниматься спортом, так это сравнивать со сверстниками в контексте «А вот Саша из параллельного класса…». В лучшем случае вас ждет еще большее сопротивление, помноженное на упрямство, в худшем — поломанная самооценка, неуверенность ребенка в себе и все вытекающие из этого проблемы.

Введите систему поощрений

Этот пункт неслучайно стоит в конце списка. Самый просто способ мотивировать ребенка — обещать ему награды за посещение тренировок и победы на соревнованиях. Никто не захочет упустить новую игрушку, гаджет или любимый десерт, но такая мотивация не будет подлинной, да и ребенок привыкнет к товарно-рыночным отношениям. Впрочем, это не значит, что нельзя поощрять детей за старания на тренировках, — просто убедитесь, что малыш ходит на них не только ради подарков.

Не давите

Если ребенок категорически не хочет ходить на тренировки, капризничает, плачет или отказывается стараться, не игнорируйте эти тревожные сигналы. Возможно, причина в тренере, коллективе или слишком больших нагрузках — выявив проблему, вы сможете ее решить. Но может оказаться и так, что вашему ребенку просто не нравится спорт или он хочет заниматься чем-то другим.

Поговорите с ним по душам. Если вместо отработки приемов или забрасывания мяча в кольцо он мечтает учить иностранный язык, рисовать или углубленно изучать математику, дайте ему эту возможность. Физическую же активность можно перенести из зала в парк или домой, заменив тренировки подвижными играми и выездами на природу.

Подводим итог

Маленькие дети не всегда понимают, чего хотят, поэтому, отдав ребенка в секцию, родители должны деликатно и мудро его направлять. Независимо от того, планируете ли вы вырастить чемпиона или ваша цель — занятия для общего развития, спорт подразумевает трудности и упорную работу, которая чаще всего и вызывает желание бросить занятия.

Помните, что для ребенка спорт должен быть источником здоровья и положительных эмоций, поэтому мотивировать нужно также через позитив. Проводите больше времени вместе, смотрите фильмы и передачи о спортсменах, хвалите ребенка за достижения и обязательно объясните, что неудачи — такая же часть этого пути, и в них нет ничего страшного.

Если вы чувствуете, что нежелание ребенка заниматься спортом становится категорическим и вы не справляетесь сами, поговорите с тренером и не стесняйтесь обратиться к психологу. Компетентные люди помогут разобраться в проблеме и не травмировать малыша.

Узнать подробнее об онлайн-страховании спортсменов.

rebenokvsporte.ru

Как мотивировать ребенка заниматься спортом — 7 принципов успеха

От автора:Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор — идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале — отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают».

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный — это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там — их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например — это так красиво, а вот растяжка — это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя — быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге. А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит — ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй — плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит — уже не так важно Когда мы только начали — дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились — а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены», там они начинают пахать и просто перегорают — тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий — у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе — совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она — грустная бледная принцесса. Вторая дочка — маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку — вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время, чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей — этот мальчик самый отстающий. Но это не главное — ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это — главное!

Принцип четвертый — выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время — очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый — помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно — у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться — это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

«Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно — ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем — месяц. Первые дни домашних тренировок были адом — я стояла за дверью и слушала как воют дети , которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой — кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так — оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей — мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой — поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь — тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя — судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная» У нас правило — радоваться любой, самой крошечной победе. Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их — но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой — не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу — чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой — там, где хороший тренер. У нас на дорогу уходит где-то два с половиной — три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее — мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет — мы даже переедем в другой город. Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему.

nashideti.temaretik.com

Как мотивировать ребёнка к спорту?

Общие увлечения или взгляды объединяют людей, особенно если это спорт, родители и дети. Каждый мечтает о спортивной семье и о здоровых детях. Но многие родители выбирают не правильный путь, чтобы приучить ребёнка к спорту. Отдавая в 5 лет ребёнка на кружок танца, родители делают акцент на физические занятия или выступления на сцене и участие в конкурсах. Или привести ребёнка в секцию бокса, не по его желанию, а для того, чтобы «мог постоять за себя».

Думайте не о себе, а о своих детях. Бывает, что дети отказываются на отрез посещать какие – либо кружки или секции. И, конечно же, со словами «Вырастешь, спасибо скажешь» или «Главное, чтоб по улице не шатался», насильно записываете на кружки. Но поймите, вы формируете в нём негативное отношение ко многим вещам. И вы найдёте массу плюсов в этом: он найдет там друзей, будет занят после школы, будет заниматься физкультурой. Да, это так, но только потому, что «мама заставила».

Делайте вместе с ним, а не вместо него. Но если выбор не сделан, а физически развивать своего ребенка все еще хочется, то берите всё в свои руки. Превратите обычную прогулку в что – то более увлекательное и полезное, чем катание на качелях. Все дети с большим интересом относятся к полосе препятствий. И согласитесь, для этого не нужно его вести в садик или школу. Устроив всё это на детской площадке, к вашему чаду подключаться другие дети, создавая соревновательный момент.

Помогите с выбором. Все дети нуждаются в поддержке родителей, особенно в своих увлечениях и даже, если они об этом не говорят. Устройте ребенку неделю спортивного фестиваля! Один день – один вид спорта. Например, в понедельник у вас футбольный день, а в среду – теннис.

Не поощряйте и не ругайте. А именно, не произносите фразу: «Пойдешь со мной играть в мяч – куплю мороженое» и наоборот. Это относится и к учебе и к домашним делам.

Будьте примером. Всё просто – не развиваясь сам, не научишь ребёнка. Дети смотрят и повторят. Если вы каждое утро делаете зарядку, то вскоре но может присоединиться к вам.

zen.yandex.ru

Как мотивировать ребенка к спорту?

Спорт с самого нежного возраста Таблица физического развития ребенка

Родители желают видеть собственного ребенка здоровым и активным на протяжении года. Занятия спортом способствуют поставленной цели, давая организму ряд дополнительных нагрузок. При этом новый вид активности естественно вписывается в жизнь детей — им нравятся нестандартные занятия, заставляющие тратить собственные силы, появляется желание научиться чему-то новому.

После тренировок, у ребенка остается хорошее настроение и желание заниматься остальными делами. Должно отсутствовать понятие доведение малыша «до грани», когда тренера стремятся работать на максимальный результат, часто убивая у подопечных малейшее желание заниматься спортом.

Как итог, посещение секций ради физического развития — когда ребенок имеет возможность самостоятельно задавать себе нужную планку при незначительных консультациях со стороны, постепенно повышая или понижая требования к занятиям.

Видео: мнение тренера как мотивировать к спорту

Подходящие виды спорта для ребенка по возрасту

Как показывает практика, чем больше лет ребенку, тем проще освоиться в посещении выбранной секции. Достаточно выделить минимальную планку возраста, которая позволяет заниматься тем или иным видом спорта:

  • 2-3 года — неугомонным непоседам постоянно хочется двигаться. Разумеется, о записи в любую секцию речи пока заводить не стоит, но родители должны озаботиться покупкой минимального инвентаря, чтобы сделать «первое знакомство» ребенка со спортом.
Детский футбол
  • 3-4 года — промежуток, когда дети могут похвастаться повышенной гибкостью и пластичностью. Идеальный момент, чтобы показать ребенку прелести гимнастики или фигурного катания, если имеется соответствующая возможность.
  • 5-6 лет — дети проявляется хорошее коллективное взаимодействие со сверстниками. Самое время подумать о футболе, танцах или настольном теннисе.
  • 7-8 лет — в данный промежуток времени проходит начальная запись на группы баскетбола, волейбола и более контактные направления — бокс, карате и т.д.
  • К десяти годам можно начать думать о более специфических (зачастую дорогостоящих) секциях — конный спорт, фехтование, биатлон и прочее.

Нередко, ребенок может похвастаться индивидуальным ускоренным развитием, поэтому возрастные планки могут быть смещены.

Помощь родителей в выборе вида спорта

Родительская помощь

Если ребенок сомневается относительно выбора секции или занятия спортом в целом, то родителям стоит дать посильный совет, который не должен перерасти в давление.

Не нужно навязывать собственные идеалы, убеждая малыша заняться конкретным видом спорта под предлогом родительской наследственности. Также неверно запрещать ребенку посещать выбранную им секцию (если только не позволяют финансы).

Лучше всего наблюдать за малышом в раннем возрасте. Отмечать его склонности или успехи в определенном направлении, незаметно задавая ему нужный путь. Если ребенок отказывается от спортивных занятий совсем — значит не пришло время. Родителям стоит ненавязчиво заинтересовывать ребенка, желательно на собственном примере, путем совместных занятий.

Роль инвентаря

Приобретенное в правильный момент спортивное снаряжение может натолкнуть малыша на мысль полноценно заниматься спортом. Здесь не идет речь о гирях, которые в 95% случаев лежат мертвым грузом. Если время от времени удается увидеть малыша на турнике во дворе, имеет смысл поставить дома шведскую стенку. Чаще можно ограничиться футбольным или баскетбольным мячом, если чадо любит играть в компании с друзьями. Приобретаемый инвентарь должен развивать уже имеющиеся интересы, а не навязываться в качестве неизбежности.

Родительская поддержка детских спортивных инициатив

В раннем возрасте для детей многое значит родительское мнение. Малышу очень важно даже малейшее поощрение совершаемой активности. Индифферентное отношение к деятельности ребенка, порой, может загасить сильнейший интерес к спорту. Это случается, когда непоседе кажется, что его деятельность никому не нужна.

Поддерживаем первые детские достижения в спорте

Любое призовое место, соревновательный успех, да и предпоследнее место в турнире должны поощряться родителями. Неважно — словами, сладкими призами или игрушками. Главное отметить удачные действия малыша и мягко подсказать, где можно было бы сделать лучше. Очень редко бывает, когда дети, особенно в раннем возрасте, стараются исключительно для себя. Поэтому все их успехи должны находить признание у взрослых.

Беседы родителей и детей о пользе разных видов спорта

Такие разговоры должны носить характер ненавязчивой дружеской беседы. Без жесткого давления с указаниями на бесперспективность выбранной секции. Достаточно поинтересоваться у самого малыша, что он выносит из своих занятий. Если ребенок сомневается в выборе нужного вида спорта, можно использовать успехи известных личностей. Раскрывайте непоседе прелести той или иной секции.

Уберегаем детей от сравнения со «спортивными» сверстниками

Такое сравнение должно отсутствовать, как с положительной, так и с отрицательной стороны. Если дети на порядок превосходят собственных одногодок, то их захваливание может застопорить последующее развитие. Если чадо, наоборот, отстает в своих успехах от остальных, то сравнение с более «успешными» товарищами может морально задавить малыша. Это старт к развитию комплексов и общей ненависти к спорту.

Поиск альтернативных решений и отсутствие давления со стороны взрослых

Если малыша преследуют неудачи в спортивных моментах или начинания идут не по запланированному маршруту, родителям стоит аккуратно подтолкнуть свое чадо к решению проблемы. Возможно, необходимо предложить еще одну секцию без отказа от старой. Чтобы можно было сравнить их, и дать ребенку право определения. Лучше всего дать детям шанс выбора из вариантов, предложенных родителями, чтобы довольными остались все.

Система маленьких поощрений

В раннем возрасте малыши любят приятные (чаще вкусные) призы, причем необязательно, как результат спортивных достижений. Иногда имеет смысл заранее договориться, что в случае успеха будут поощрения. Вначале, малыш может заниматься исключительно из-за ожидания предстоящих наград. Он не замечает, как ему подсознательно начинают нравиться занятия в секции.

Просмотр художественных фильмов о выбранном виде спорта

Дети очень любят телевизор. Если первое знакомство со спортом состоялось, и видны проблески интереса, имеет смысл подобрать качественный художественный фильм. Он должен быть о жизни известной личности, добившейся успеха в выбранном направлении. Желательно, чтобы лента содержала много моментов из детства человека. Это заинтересует малыша, когда тот начнет подсознательно сравнивать себя со своим кумиром. Он начнет видеть следующие шаги в развитии. смотреть фильмы

Польза совместных занятий спортом детей и родителей

Дети всегда смотрят на своих родителей и во многом пытаются повторять их поступки. Совместные занятия могут подстегнуть желание у малышей — это может быть совместный выход с мамой на лед на занятиях по шорт-треку, дружеская игра в футбол на тренировке с отцом в одной команде и прочее. Ребенок видит, что родители не только на словах поддерживают выбранный спорт, но и сами не стыдятся поучаствовать на глазах у «малышни», подымая авторитет секции в глазах у восторженного непоседы.

Изучение теории и практики с помощью книг и видеопособий

Детский тенис

Деткам нравится все, что связано с телевизором и компьютером. Изучение теоретических и практических занятий по видео урокам или книгам, первое время, может быть не понятно от слова совсем, но очень интересно в силу своей новизны. Малыш видит, что

выбранный им спорт — это не только прыжки и беготня, но и перспектива почитать что-то интересное. Возможность посмотреть на занятия со стороны по телевизору.

Как итог, заставить ребенка заниматься спортом не так и трудно. Главное, дать возможность самостоятельного выбора при наличии вариантов. Не забывайте регулярно поощрять успехи и, время от времени, принимать участие в тренировочном процессе наравне с детьми.

Спортивные дети

academr.ru

Спорт в жизни ребёнка: как заинтересовать личным примером

Нам с супругой Варварой по 32 года, сыну Ярославу 5 лет, а дочери Вале 3 года. Я спортсмен-любитель, регулярно тренируюсь и соревнуюсь. Квалификация в лыжных гонках — первый взрослый разряд, в беге – третий. В статье поделюсь опытом, как мотивировать ребёнка заниматься спортом.

Нужно ли ребёнку заниматься спортом

Пытаясь быть сознательными родителями, воспитание детей в спорте мы стараемся осуществлять естественно и нежно. Вариант совсем обходиться без физкультуры не рассматриваем.

Вот для чего нужен спорт детям по нашему мнению:

  1. Гармоничное развитие и здоровье.
  2. Дополнительная эмоциональная насыщенность жизни.
  3. Опора для выстраивания социальных связей в коллективах.
  4. Занятость в сложные возрастные периоды, предохранитель от потенциально опасных увлечений.

На всякий случай уточню, что мы не делаем спорт в жизни ребёнка приоритетом, и наши дети не обделены книгами, музыкой и Третьяковской галереей.

Почему мы не водим детей в спортивные секции

Родителю необязательно активно заниматься самому, чтобы подружить ребёнка с физической нагрузкой. Достаточно привести его в секцию. Мы начинали так же: с младенчества ходили с обоими детьми в бассейн. Но с выходом Вари из декретов и наличием одного неспортивного кружка у сына, стало неудобно.

Важно отметить: олимпийских чемпионов так не вырастить. Для этого дети должны заниматься спортом в профессиональных учреждениях с максимально раннего возраста. Плюс нужна полная вовлечённость в процесс родителей. Но и это не гарантия будущего успеха. Модель отечественного детского спорта заточена на максимальный результат, тренеры заинтересованы в том, чтобы подопечные побеждали здесь и сейчас. Частый итог — эмоциональная выхолощенность к юниорскому возрасту и уход из спорта высших достижений.

Хотелось бы, чтобы дети научились получать такое же удовольствие от спорта, как я. Но это должен быть их собственный выбор

В секции лыжных гонок районного масштаба я наблюдаю по четыре тренировки в неделю с соревнованиями чуть ли не на каждых выходных. И это младший школьный возраст. Так один из самых полезных видов спорта для детей становится безрадостной рутиной.

Альтернативный подход культивируется в Норвегии — стране с фантастическим процентом людей, ведущих здоровый образ жизни. В тех же лыжных секциях до 10 лет отсутствуют рейтинги и награды за занятые места. Процесс ради процесса. Детей берегут и заинтересовывают.

В общем, мы решили пока справляться своими силами.

Домашние тренировки

Ещё не будучи родителем, не зная о теории следования, я замечал устойчивое желание малышей увязаться за мной на беговую дорожку стадиона. Тогда стало ясно, как мотивировать ребёнка заниматься спортом. Правда, в случае с собственными детьми следование включается с куда большей задержкой.

До совместных занятий мы проходим фазу демонстрации и завлечения. Например, всей семьёй ходим на стадион. Папа бегает, мама с детьми перекусывают на травке, благо стадион вплотную к лесу. О беге ни слова — заканчивали пикник и шли домой. Но на третий раз старший побежал за мной. Следом — младшая, а было ей на тот момент всего 1,5 года.

На стадионе — папа побегал, семья отдохнула

Спортивный детский уголок

На 2 года подарили Ярославу домашний спорткомплекс. Долгое время его интересовал только мат. Затем стали подтягиваться понемногу перед сном. Так это стало вечерним ритуалом. Физическая нагрузка почти отсутствовала – за ноги к перекладине сына поднимал я. Понемногу уменьшал своё воздействие, передавал инициативу детским рукам. Сейчас минимальная помощь нужна лишь на начальном этапе сгибания локтя. По крайне загадочным причинам, полностью самостоятельно подтянуться получается только при большом количестве новых зрителей.

С рождением Вали, комплекс дооборудовали самодельной доской на крюках. Но дочь её быстро переросла

Валя, естественно, не хотела оставаться в стороне от вечерней анимации. Был момент, когда казалось, что она будет первой подтянувшейся без помощи. Но потом как отшибло. В доверительной беседе призналась: «Мама сказала, что девочке не надо быть сильной и смелой». Вопрос спорный, но авторитет мамы сомнению не подвергаем.

В остальном на уголке дети предоставлены сами себе, иногда добровольно присоединяются к моим тренировкам.

Выполняем с детьми статические упражнения

Текущий хит — игра в родео. Пока один ребёнок пытается удержаться на гарцующем папе-быке, второй занят судейством — включает и выключает секундомер на телефоне. Но результаты не анализируем.

Советы по выбору домашнего спорткомплекса:

  1. Рассмотрите тот, что выдержит тяжелейшего из родителей. В наличии есть модели, рассчитанные на вес до 150 кг. Пожертвовали пространство — заберите максимум пользы.
  2. Не скупитесь на дополнительное оборудование. Сразу всё можно не вешать, комбинируйте и заменяйте снаряды по мере надоедания. Много места кольца с трапецией в шкафу не занимают, а найти подходящее оборудование не у производителя сложно.
  3. Выбирая комплекс, обратите внимание на модель  из дискретных секций — её проще подгонять под изменяющееся пространство и хранить. Если детей несколько или часто приходят гости, дополнительная секция избавит от конкуренции за место. Со временем можно разобрать канатный лаз и заменить какой-нибудь мебелью.
  4. Отдельно хочу сказать о мате. Он не только страхует при падениях. Кувырки и борьба на нём намного приятнее, чем на полу. Да и кровать родителей выдохнула.

Занятия спортом летом

Летний спорт — это все тренировки, на которые дети захотели пойти с папой. До самостоятельных пожеланий нового вида дело пока не дошло. Когда ребёнок скажет: «Хочу попробовать что-то новое», мы обязательно прислушаемся.

Летом я беру детей на стадион, там они постоянно в поле зрения. Заранее договариваемся, что они сами себя занимают и дают мне выполнить собственный план.

Начинаем с разминки 3—5 минут, для формирования культуры тренировки. А дальше сын с дочерью делают что хотят. Ярослав, когда в настроении, пробегает до 3 кругов по 400 метров, Валя — максимум один. Для меня важно, что на стадионе дети видят других занимающихся. Так у детей формируется установка, что спорт — это хорошо.

В межсезонье — имитация

Имитация — это бег с палками, который практикуют лыжники в межсезонье. От скандинавской ходьбы отличается скоростью и рельефом. Для нас это совсем свежий опыт — я всегда тренировался один, а недавно сын попросился со мной. Поколебался и рискнул. Сразу договорились: трасса длинная, сплошные спуски-подъёмы, разворачиваться не будем.

Ярослав шёл пешком с палками все 4 километра, периодически пел песни. Я убегал от него метров на 200 и возвращался, и так всю дорогу. Моя собственная тренировка потеряла всего 20% эффективности. Зато сколько впечатлений у напарника: «Мама, там такой дремучий лес! И я видел дятла!». Длилась наша прогулка почти 2 часа.

Лыжные тренировки

Кататься на лыжах мы начинали перед домом, на занесённой снегом баскетбольной площадке. С двух лет оба ребёнка осваивают классический ход. Одной простенькой пары лыж длиной 90 см для этого вполне хватает, меняем только палки под увеличивающийся рост.

Как действующий спортсмен, советую ставить сразу на пластиковые лыжи, минимизировав возможную отдачу. Либо брать лыжи с насечкой, либо зашкурить. Привыкнув к дереву, на пластик переходить очень болезненно.

Без лыжни учиться невозможно. В крайнем случае её можно протоптать ногами.

Также лучше первое время ходить без палок. Сразу скоординировать руки и ноги точно не получится, а нетерпеливый родитель может усугубить ситуацию.

Знакомство с лыжами лучше проходит в игровой форме, так как это неестественная для ребёнка активность, в отличие от бега, и может быстро надоесть. Ставьте детям на лыжне домики из тех же отобранных палок, притягивайте к себе за верёвку или тащите за собой. Нам сильно помог налобный фонарь: вечерние покатушки обрели новый смысл.

Дополнительные навыки и инвентарь

Кроме налобного фонаря, у нас есть головной шлем — он нужен при освоении самоката или велосипеда. А ещё, с его помощью мы решили вопрос долгой дороги до сада — ребёнок начал чаще использовать свой транспорт.

Интересную вещь купил во французском сетевом спортивном магазине: набор универсальных фишек для разметки. Планировал вокруг них водить футбольный мяч, но это не заинтересовало сына. Тогда мы их захватили на самокатную прогулку — дети так увлеклись, что прокатались больше часа.

Слалом с воротами и змейками

Мы с детьми осваиваем дополнительные физкультурные навыки.

Велосипед. Если у ребёнка был двухколёсный самокат, он всё уже умеет. Сын в свой пятый день рождения сразу поехал на подаренном велосипеде.

Бросание и ловля. Бросание в цель у нас совмещается с уборкой игрушек. Коробки и корзины держит взрослый, активно помогая попасть. В них швыряется всё небьющееся. Ловлю тренируем игрой в съедобное—несъедобное различными мячами.

Футбол. Не все дети расположены к игровым видам спорта. Но к школе представление о футболе, волейболе, баскетболе лучше иметь. У нас такой случай — я сам прошу поиграть со мной сына. Договариваюсь, когда ему от меня что-то нужно. Десять пасов и остановок мяча туда-сюда за сессию в коридоре его не сильно утруждают.

Закаливание. С года для своих детей мы применяли такой метод закаливания:

  1. Я несколько секунд обливаюсь холодной водой с радостным настроением.
  2. Когда сын или дочь хотят повторить, мы поливаем им ноги и руки с весёлым обратным отсчётом, и подкрепляем эмоционально.
  3. Со временем добавляем спину и живот; при этом контакт с водой – кратковременный.

У дочери пример брата сократил привыкание к холодной воде в разы. Сейчас для ускорения процесса перешли от дискретных поливов к одному полному. Дошли до 2 секунд, но мы не форсируем — регулярность важнее.

Автономное детское закаливание ледяной водой

Детские соревнования

За последние лет пять существенно увеличилось число общедоступных детских стартов, и большинство из них платные. Наши дети захотели в них участвовать после того, как побывали на взрослых гонках.

Московский марафон — мощнейший способ заинтересовать ребёнка бегом. Папа «угрозу» не видел, но пробежал за 3 часа 25 минут

Поиск стартов — дело несложное. Муниципальные мероприятия анонсируются на местном уровне, в основном в соцсетях. А коммерческие сконцентрированы на нескольких сайтах: NewRunners Russia Running ПроБег в России и мире Календарь соревнований S-events.ru

Муниципальные старты характерны душевностью и раритетными номерами

У каждого соревнования существует файл положения, где описаны возрастные группы, дистанции, схемы трасс, расписание и прочие подробности. И ни в коем случае не нужно бояться, что приедут сильные ребята из спортклубов и всех победят. Обязательно приедут — это их работа. А у нас — праздник.

Наши правила участия в детских соревнованиях: — не частить, 1—2 раза за сезон вполне достаточно; — радоваться успехам и сочувствовать неудачам; — по возможности искать старты, в которых можно принять участие всей семьёй; — выбирать старты, где всем на финише дают приз или медаль: на первом месте праздник, результат — вторичен; — спортивные задачи всё же лучше ставить — доехать самому без помощи, добежать без остановок и т. д.; — для решения этих задач нужны тренировки: захотел на соревнование — давай тренироваться, иначе нет смысла тратить время.

Номера-наклейки нашей семьи с Авиационного марафона

Автор текста и фото — Юрий Ярошенко На верхнем фото мы с сыном на старте в родном поселке Монино

mchildren.ru

Как мотивировать ребенка заниматься спортом — 7 принципов успеха

Экология сознания: Дети. Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки. Как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов? Происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении времени.

Меня часто спрашивают как я «убеждаю» или «договариваюсь» со своими детьми чтобы они ходили на тренировки.  Дело в том, что я никого не убеждаю, у детей всегда есть выбор — идти или не идти (и за два с половиной года наших занятий таких «да, я совершенно точно знаю, что сегодня не пойду» было, может, раза четыре, у всех троих).

Но было много случаев наоборот, когда с температурой, больные, эти дети, как какие-то сектанты рвались в зал, как будто нет  на свете дел важнее. А самое страшное наказание в самом зале — отстранение от тренировки или выполнения определенного упражнения.

Еще они любят прийти пораньше и негласным правилом хорошего тона, а также поводом для гордости, у них считается уйти попозже, вообще позже всех. Тренер для них -самый большой авторитет на свете, они ловят каждое слово и тренерские подарки для них самые драгоценные. Сейчас им 12, и почти по 8 лет и они намного взрослее, самостоятельнее, целеустремленнее и, мне кажется, счастливее, чем была я в их возрасте.

Я подумала о том, как мы пришли к такому состоянию дел, когда дети сами добровольно рвутся в зал, где тяжело тренируются по 4, а иногда и по 5 часов, где на них могут накричать и сделать больно, когда готовы не опуская рук трудится над каким-то элементом, который может не получаться месяцами… ну и вообще в состоянии трудиться самостоятельно, даже когда рядом никого нет и не сачковать. Разумеется, таких детей готовыми «не выдают».

И происходящее результат некоторой «политики партии», проводившейся на протяжении этого времени.

Принцип первый, самый главный — это дело должно быть таким, которое нравится и ребенку и родителям.

Если дело не нравится, ну не лежит к нему душа - ничего не получится. Например, старшие дети занимались карате несколько лет, и ходили на занятия с деловитой печалью маленького существа, у которого выбора все равно нет (да, тогда в нашей семье было так). Мне казалось, что карате это важно. Детям казалось, что бить друг друга это не правильно. И за почти три года, что мы отзанималсиь там — их мнение не изменилось. Они получили синие пояса с желтыми нашивками. Спорт не увлек их. То есть если это что-то такое, что только нравится родителям, а мнением ребенка никто особо не интересуется (распространенный сценарий с музыкальными школами), то вариант «стерпится-слюбится» может и не прокатит.

Но важно еще и вот что: если родитель сам не увлечется тем, что полюбил ребенок, то детская незрелая психика может легко «сдуться» при первых неудачах. Любое занятие имеет свои радостные и темные стороны. Гимнастика, например — это так красиво, а вот растяжка — это так больно. Маленькая девочка может очень хотеть стать гимнасткой и очень не хотеть терпеть боль. Задача родителя — быть рядом если не на самих тренировках, то реально быть в теме в общем, показывать, что «я с тобой», это важно и интересно для него. Вдвоем идти интереснее, особенно по незнакомой дороге.  А если это дело такое, что у взрослого ну совсем душа не лежит — ребенок может скиснуть (… ну раз родителям это не важно, то мне и подавно …)

Принцип второй — плавный старт. Никакой человек не выдержит моментального погружения в тренировочный режим профессионального спортсмена. Дети первого года учатся просто ходить на эти занятия, а что на них там происходит — уже не так важно  Когда мы только начали — дети занимались три раза в неделю по полтора часа и этого было как раз достаточно. Иногда мне казалось, что так мало времени прошло, мы только расслабились — а тут снова тренировка… и это было всего лишь 4,5 часа в неделю. А сейчас их бывает и 27. Мы начали с цирковой студии, детям понравилось. Бывает так, что амбициозные родители приводят детей в серьезную группу, мол «мы очень серьезно настроены»,  там они начинают пахать и просто перегорают — тяжело, ничего не получается, нам за остальными детьми не угнаться никогда и т.д. Прежде чем развить скорость, нужно разогнаться, и в нашем деле разгон должен быть плавным. Мы наращивали обороты на протяжении многих месяцев. Когда начались ежедневные тренировки в спортивной группе, мы б не выдержали, если бы полгода не занимались  до того в цирковой студии. Детей сперва отпускали через два часа и я не представляла, как выдерживают дети, которые тренируются по 4-5.

Принцип третий — у каждого свой путь и своя скорость. Мои трое детей, которые тренируются у одного тренера, в одной группе — совершенно разные. Старшая дочка одарена данными, силой, но часто ей не хватает драйва и настойчивости. Она — грустная бледная принцесса. Вторая дочка — маленький трактор. Я бы написала «тупой» трактор, но так о детях нельзя, а особенно о своих. Она не одарена данными, ей с трудом даются новые элементы, выучить танцевальную связку — вообще кошмар. Но она фантастически работоспособна и очень любит то, чем занимается.

Чтобы ее «запустить» в работу нужны совсем другие рычаги, чем у старшей. Еще у нас есть младший мальчик. Будучи братом-близнецом маленького трактора, он стал ее антиподом, скажем так. Мальчик четко знает свои границы комфорта, занимается ровно столько, сколько ему комфортно и тренеры быстро приняли позицию «ненасилия» по отношению к нему. Пока он где-то на полтора года отстает от сестер по умениям. Но мы все почему-то верим в его большое будущее.

Просто именно этому мальчику нужно время, чтобы проявить себя, раскрыться. Если бы не его сестры, я не знаю, хватило бы у меня терпения водить его каждый день на тренировки, на которых он делает процентов десять от того, что мог бы. Ведь на фоне остальных детей — этот мальчик самый отстающий. Но это не главное — ведь ему нравится то, чем он занимается. Он не готов работать, как остальные, но вообще тренировки ему по душе. И это — главное!

Принцип четвертый — выбор есть всегда. Меня часто спрашивают «а вот если они решат бросить?… тебе не жаль будет потраченного времени?». Во-первых, это время — очень качественное, это прекрасное время. И мы ходим на тренировки не только для того, чтобы в будущем чего-то достичь, а потому что это классно. Как поход в кино, например. Но, с другой стороны, если мы тренируемся там, где есть всякие соревнования, то, конечно, хочется, чтобы исход этих тренировок привел детей к призовым местам. Об этом все помнят. А если захотят бросить я сделаю вот что: попрошу их подумать как следует о своих партнерах, которых они бросают на полпути. О тренерах, которые может имеют какие-то планы на них, верят в них и по-своему любят. И все взвесить еще раз: проблема, ведущая к уходу лежит в сфере спорта, в сфере отношений, в сфере личных умений-неумений и тд.

Дальше мы поговорим о том, что могло вызвать такое решение. Моя младшая дочь сказала что «на акробатике ей больше нечего делать» когда их разлучили с сестрой, с которой они весьма неплохо выступили в паре и она осталась без состава. Мы пришли к выводу, что это не «акробатика плохая», а так сложились обстоятельства, и бросить сейчас будет очень тупо, когда все только началось.Мы обсудили то, что ее личное мастерство не зависит от партнера рядом и есть много чего, что она может освоить самостоятельно. Дочку успокоил этот разговор. Вообще дети доверяют мне, они знают, что я на их стороне и никогда не скажу «нет, потому что я так решила». Мы много говорим про их тренировки, мы с мужем знаем по именам всех детей в группе, и это занятие стало частью нашей семьи в некотором роде. Не просто место, куда дети ходят тренироваться.

Принцип пятый — помогаем с первой победой. Я считаю, единственный период, когда на новобранца можно жестко наезжать (родителям, в смысле, можно — у тренера это работа каждого дня:), прессовать и не оставлять выхода кроме как стараться — это начальный этап, перед первыми соревнованиями.

 «Неообстрелянные» дети не умеют навыка работать и стараться в принципе. Представьте лицо типичного сколиозного школьника, отводящего взгляд от планшета «что-о-о-о-о-? рабо-о-о-о-отать?».

Важно понимать, что это бой не с человеком, а бой с ленью.

Мои были точно такими же. Я бесконечно благодарна нашим первым тренерам из цирковой студии, которые сказали что мои дети, которые ходили туда три месяца чтобы потусоваться, не готовы работать и в этом кружке им делать нечего. Вот тут-то мы за них и взялись. «Вы хотите продолжать?» Они хотели. «Вы расстроитесь если вас выгонят?» Они расстроились. И тогда мы договорились с ними, что мы их подтянем до уровня той группы, но будем действовать как надо, а не как может быть им привычно и приятно. Ведь игра стоит свеч? Можно подписать контракт с ребенком, кстати. Чтобы было ясно — ЭТО имеет четкие временные границы. Скажем — месяц. Первые дни домашних тренировок были адом — я стояла за дверью и слушала как воют дети , которых Дима учил кувыркаться. Они выли от офигения, от протеста, от того, что вся их суть не хотела прилагать усилия. Но спустя пару недель они научились кувыркаться вперед, назад, делать «колесо» и стали уже сами вприпрыжку бежать на занятие.

Нам было важно пробить этот барьер, сломить силу притяжения и вывести их на новую орбиту.

Да, можно было махнуть рукой — кувыркаться назад сложно. На шпагат садиться больно. Это не наше. Но в любом деле так — оно сперва кажется сложным, а потом появляется столько радости, когда дело получается!

Я видела много детей, которые отказывались идти на тренировку потому что им казалось, что они просто никогда не смогут так. Зачем браться. Потому тренеры так орут иногда на детей — мол, не смей сомневаться, ленивый мешок с костями, ты сможешь! И они могут.

Принцип шестой — поддержка самых маленьких достижений. Парадоксальным образом, чем больше ребенка хвалишь — тем больше он работает. Должна быть точка опоры, когда весь мир против тебя — судьи, соперники, все только и ждут, кода ты оступишься.

Потому теплый, честный родительский тыл так важен.

Я никогда не ругаю детей за то, что у них что-то не получается, хотя было множество таких ситуаций, как в анекдоте, про «не плач девочка, у тебя голова не квадратная»  У нас правило — радоваться любой, самой крошечной победе.  Многие родители боятся перехвалить детей, испортить их — но дело в том, что дети не останавливаются, когда достигают одной какой-то победы, им нужно двигаться дальше, наращивая количество побед. Потому похвалой их не испортишь.

Принцип седьмой — не все сразу и всему свое время. Мой старший сын пока еще не нашел дело, которым он готов заниматься сутки напролет. То есть нашел, но нам нужно еще прийти к разумному консенсусу — чтобы его хобби обрело структурированную форму с профессиональной огранкой. Ему 15 и я считаю, что все еще впереди. Старшая дочка поменяла более десяти кружков от танцев до зоологии, прежде чем неожиданно для всех укоренилась на акробатике. Ей было 11 лет, когда она, совершенно не подготовленная, не растянутая, пришла в спорт, где принято начинать лет в 6. Но в 6 лет она была совсем другим человеком, ей было просто рано.

Принцип восьмой — там, где хороший тренер.  У нас на дорогу уходит где-то два с половиной — три часа в день. Мы ездим через весь город и это, порой, выматывает. Конечно, есть секции и поближе. Но даже если вдруг наша группа переедет еще дальше и неудобнее — мы продолжим ездить, потому что все начинается с тренера. Мне кажется, если нужно будет — мы даже переедем в другой город.  Очень важно, чтобы дети любили своего тренера, доверяли ему. опубликовано econet.ru

P.S. И помните, всего лишь изменяя свое потребление - мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru


Смотрите также