Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Гиперактивность у детей что это


Консультация для родителей: «О гиперактивности и гиперопеке детей»

Гиперактивность у детей - это сочетание симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Четкие границы этого синдрома трудно провести, но, как правило, он диагностируется у детей, которые отличаются импульсивностью и невнимательностью. Такие дети часто отвлекаются. Их легко обрадовать или огорчить. Часто для них характерна агрессивность. Вследствие этих личных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на конкретных задачах.

Причиной гиперактивности может быть и патология беременности мамы, сложные роды и тому подобное. Этот диагноз ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезмерно подвижный, непоседливый и плохо себя ведет или учится, ни на минуту не может концентрировать свое внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы одновременно подтверждал диагноз гиперактивности. Подавляющее число родителей отмечают, что начало такого поведения закладывается еще в раннем возрасте. Подобное состояние сопровождается нарушением сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность углубляется.

Чаще всего, по словам психологов, гиперактивность проявляется у детей в переходном возрасте. В последние годы гиперактивных детей стало больше.

Часто педагоги жалуются родителям на гиперактивность ребенка, ссылаясь на то, что видят непослушного ученика лишь несколько часов в день, следовательно, его воспитанием должны заниматься дома, Родители, в свою очередь, считают, что воспитывать такого ребенка должны учителя.

Что же делать родителям гиперактивного ребенка?

Психологи советуют как можно больше нагружать его утром. Стоит составить распорядок и в соответствии с ним давать ребенку четкие и конкретные задачи. Лучшим выходом лишней энергии для такого ребенка может быть физическая нагрузка, в частности, плавание и бег. На занятиях гиперактивному ребенку стоит давать конкретные задачи, целесообразно - индивидуальные. Также надо требовать, чтобы ребенок выполнял задание до конца.

Гиперопека

Беспомощность детей - вина родителей. Желание родителей окружить ребенка повышенным вниманием, защитить его даже при отсутствии реальной угрозы, удерживать его при себе зачастую приводит к лишению ребенка возможности самостоятельно преодолевать трудности.

В результате гиперопеки ребенок теряет способность к мобилизации своей энергии, а в тяжелых ситуациях ждет помощи взрослых, прежде всего родителей. Явление гиперопеки чаще всего встречается в семьях, где растет один ребенок. Повышенная опека домашних, особенно старшего поколения, порождает детские страхи. Наиболее ярко они проявляются в первом классе, особенно, если ребенок не посещал детский сад, а воспитывался дома, в отличие от детей, посещавших детский сад. Дети, которые воспитывались в детском саду, лучше адаптируются к школьной жизни и самостоятельной жизни в целом.

Проблема гиперопеки приобретает все большую актуальность в настоящем, так как большинство молодых семей в силу тяжелого финансового положения могут позволить себе только одного ребенка. При этом родители, как правило, заняты зарабатыванием денег и не могут уделять ребенку достаточно внимания. А вот бабушки с дедушками в это время пытаются наверстать упущенное со своими детьми. С появлением второго ребенка в семье внимание взрослых равномерно распределяется на обоих детей, поэтому проявления гиперопеки менее вероятны.

Часто, пытаясь уберечь ребенка от перегрузки, родители старших дошкольников и младших школьников пытаются делать за них задачи, полученные в саду или в школе. Результат - ребенок не способен справиться самостоятельно с задачей в саду или в школе.

infourok.ru

«Синдром дефицита внимания в России любят ставить любому непоседливому ребёнку»

Когда рождается ребёнок, у новоиспечённых родителей появляется много вопросов к врачам: когда он должен заговорить, почему ходит на цыпочках, из-за чего плохо спит, а что делать с гиперактивностью. «Мел» задал детскому неврологу Анне Островерховой самые популярные вопросы родителей.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

1. Какие самые частые жалобы, с которыми родители обращаются к детскому неврологу?

Обычно детский невролог работает с двумя категориями детей. Первые — здоровые дети, которых родители привели на профилактический осмотр (в нашей стране они проводятся в месяц, год, три года, семь и десять лет жизни ребёнка). На таких осмотрах, если не найдено неврологической патологии, основное время уделяют вопросам профилактики и нормам развития.

Вторая категория родителей — это мамы с жалобами. Родителей может беспокоить задержка в развитии, изменение тонуса мышц и их слабость, головные боли, эпилептические приступы, нарушение поведения и многое другое.

Главными диагностическими инструментами невролога всегда остаются руки, молоток и умение правильно общаться с родителями и детьми. Невролог тщательно выясняет анамнез заболевания, жалобы, проводит общий осмотр, описывает неврологический статус. Часто этих мер достаточно, чтобы поставить правильный диагноз, и дополнительные методы обследования не нужны.

Иногда для уточнения диагноза врач может назначить дополнительные методы исследования. На помощь неврологу приходят такие методы, как МРТ, КТ, видео-ЭЭГ-мониторинг, ЭНМГ, анализ крови и ликвора, НСГ. Некоторые методы безвозвратно устарели и не могут конкурировать с современной диагностикой, например ЭХО- ЭГ, РЭГ.

2. Ребёнок поздно начинает говорить — какие могут быть неврологические причины?

На самом деле, здесь важно разобраться в такой ситуации: это задержка только речевого развития или задержка психологического развития в целом.

Причин, по которым ребёнок не говорит, много. У него может быть нарушен слух, из- за чего ему трудно воспринимать человеческую речь, а значит, и начать говорить. Могут быть повреждены отделы головного мозга, которые отвечают за раскодировку и понимание речи, или отделы, которые отвечают за формирование внутренней речи. Могут быть повреждены нейроны, которые непосредственно иннервируют речевой аппарат (язык, щёки, голосовые связки), в таком случае к задержке речи добавляется её нечеткость (дизартрия).

Для того чтобы речь развивалась, с ребёнком надо общаться и у него самого должна быть потребность в общении

Если ребёнок попадает в «бедную» языковую среду (например, асоциальные семьи) и не слышит достаточное количество обращённой к нему человеческой речи, это также может вызвать задержку речевого развития, хотя изначально ребёнок был неврологически здоров.

Бывает так, что у самого ребёнка нет потребности в общении (например, при расстройстве аутистического спектра); в таком случае речь также появится значительно позже.

3. А что такое гиперактивность и возбудимость с точки зрения детской неврологии? Правда ли, что детей с подобными проблемами становится больше?

Есть такой диагноз — «синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)», это расстройство, которое проявляется через гиперактивность (чрезмерная суетливость, разговорчивость, неспособность усидеть на месте, соблюдать правила, ждать своей очереди), импульсивность (истерики, эмоциональные взрывы), невнимательность (сложность в самоорганизации, лёгкая отвлекаемость, забывчивость). У ребёнка может преобладать какой-то один или несколько из этих симптомов.

Симптомы СДВГ усложняют обучение в школе и мешают общению с другими детьми. Но важно понимать, что СДВГ — это диагноз, который должен ставить врач: не учитель, не воспитатель, не родители и даже не психолог. Его часто получают здоровые непоседливые и любопытные дети, дети с хроническими нарушениями сна или дети с нарушенными границами из-за стиля воспитания родителей.

Для постановки этого диагноза существуют чёткие критерии (например, шкала диагностики СДВГ).

Действительно, есть заболевания, при которых дети ходят на носочках. Не зря мамы этого так боятся. Другое дело, что не всегда ходьба на носочках — патология. И здесь тоже нужно разобраться в причинах.

  • У ребёнка может быть органическое поражение головного мозга (ДЦП) и, как следствие, слабость в мышцах нижних конечностей и повышение их тонуса.
  • При некоторых нервно-мышечных заболеваниях теряется эластичность мышечной ткани, что приводит к ограничению движения в голеностопном суставе.
  • Проблемы могут быть связаны с укорочением ахиллового сухожилия, тогда это ортопедическая проблема, а не неврологическая.
  • Ходьба на носках может встречаться у детей с особенностями поведения (например, расстройством аутистического спектра).
  • При одностороннем подъёме на носки нужно обратить внимание на возможные травмы, о которых ребенок не в состоянии рассказать, потому что маленький (натёр пятку, попала заноза и т. д.).
  • Абсолютно здоровые дети могут вставать на носочки при сильном возбуждении. В таком случае родители отмечают чёткую связь ходьбы на носочках с сильными эмоциями.
  • Если все вышеперечисленные причины исключены, то мы можем заподозрить такое состояние, как идиопатическая ходьба на цыпочках (ИХН). Это доброкачественное состояние, не требует лечения. Оно не мешает детям и часто наследуется от родителей.
5. Почему невролог обязательно сопровождает недоношенных детей?

Недоношенные дети находятся в группе риска по возникновению заболеваний нервной системы. В силу того что нервная система незрелая, отклонения можно увидеть не сразу, поэтому для того, чтобы вовремя заметить патологию и назначить грамотную реабилитацию, ребёнок должен наблюдаться у педиатра и узких специалистов (невролог, офтальмолог).

6. А какие основные причины нарушения сна у детей?

Причин нарушений сна немало, хорошо, что 95% инсомний носят поведенческий характер, а значит, довольно просто корректируются.

Первое, на что мы обращаем внимание, — это условия сна. При отсутствии комфортных условий детям бывает очень тяжело заснуть (например, уйти в дневной сон при свете и работающем телевизоре). Поэтому важно на все сны ребёнка, и дневной, и ночной, соблюдать простые условия: сон должен быть в тишине (возможно использование белого шума), темноте (днём обязательно пользоваться плотными шторами), прохладе.

Второе — режим дня. Маленьким детям достаточно буквально на 15–20 минут задержаться с отходом ко сну, чтобы перевозбудиться и не заснуть на дневной сон вовсе. Поэтому мы обязательно рассказываем родителям о правильном построении режима дня. Одно только это позволяет избежать огромного количества проблем со сном.

Третье — ритуалы отхода ко сну. Ребёнку проще ориентироваться во времени и настраиваться на сон, если он понимает, в какой последовательности обычно происходят события. Ритуалом на сон может быть колыбельная, сказка, лёгкий массаж. Соответственно, при отсутствии ритуалов (или неподходящих, стимулирующих) отход детей ко сну может быть затруднён.

Четвёртое — навык самостоятельного засыпания. Не всегда, но часто отсутствие навыка самостоятельного засыпания может приводить к появлению хронической инсомнии (бессонницы) — заболеванию, которое характеризуется трудностями в засыпании, частыми ночными пробуждениями, ранними пробуждениями. В таком случае обязательно есть проблемы в течение дня, связанные с нарушением дневного сна: нарушение внимания, настроения, раздражительность, агрессия, импульсивность, гиперактивность, сонливость.

7. Вегетососудистая дистония — правда или миф? Что это за диагноз?

Если у вас болит или кружится голова, мелькают мушки перед глазами, снизилась работоспособность, отмечаются перепады настроения, то велика вероятность, что с приёма невролога вы уйдёте с диагнозом ВСД и назначением сосудистых и ноотропных препаратов. С диагнозом вам придётся смириться на всю жизнь и раз в полгода проходить «лечение», эффект от которого, даже если он действительно будет, закончится очень быстро.

На самом же деле под маской ВСД прячутся вполне реальные заболевания, которые достаточно легко лечатся и от которых реально избавиться на всю жизнь. После качественного осмотра невролога вместо диагноза ВСД могут быть поставлены следующие диагнозы: головные боли напряжения, мигрени, панические атаки, доброкачественное пароксизмальное позиционное головокружение, эндокринопатии, аритмии, железодефицит, тревожное и соматоформное расстройства.

8. Эффективно ли назначение стандартной тройки «магний-фенибут-глицин»?

Ох, это очень сложный разговор. Скажем так: препараты магния действительно эффективны, если достоверно подтверждён его дефицит, что у детей бывает крайне редко. Глицин — это обычная аминокислота, которой много в мясе. Он не проникает в головной мозг из крови, а синтезируется в нём с нуля. А это значит, что его количество в головном мозге не связано с его содержанием в пище.

Глицин не используется как лекарство в развитых странах. Нет порядочных исследований, доказывающих его эффективность и безопасность

С препаратами аминофенилмасляной кислоты (фенибут, ноофен, анвифен) чуть сложнее. Кажется, он действительно работает, но нет качественных исследований, которые доказывали бы его безопасность и эффективность при конкретных заболеваниях. Именно поэтому фенибутом не пользуются в развитых странах, а в Австралии он вообще считается ядом и запрещён к ввозу в страну. Причина запрета — риск осложнений и побочных эффектов превышает пользу препарата.

Может показаться, что, если не пользоваться ноотропами, неврологу нечего будет назначать. Но дело в том, что в развитых странах (Америка, Япония, Австралия, европейские страны) врачи не пользуются ноотропными препаратами и справляются с лечением неврологических заболеваний лучше, чем в странах постсоветского пространства. Здорово, что сейчас есть возможность подглядывать в протоколы иностранных коллег, доступны ресурсы с клиническими исследованиями. При желании любой врач может назначать действительно эффективное и безопасное лечение.

9. Повышенное внутричерепное давление — распространённый диагноз у маленьких детей и не только. Что это такое и нуждается ли оно в лечении?

Важно понимать, что повышенное внутричерепное давление — это не заболевание. Это синдром. Внутричерепное давление повышается в случае, если структурам головного мозга становится тесно внутри черепной коробки.

Почему им может быть тесно? Вариантов всего два. Первый — черепная коробка меньше, чем должна быть, для того чтобы вместить в неё нормального размера мозг и количество ликвора. Это случается при краниостенозе.

Второй. Черепная коробка нормального размера, но по какой-то причине в ней находится больший объём ткани или жидкости, чем должен. Например, опухоль головного мозга, воспалительная жидкость, гной, кровь, большее количество ликвора.

Поэтому, если врач говорит, что у ребенка высокое внутричерепное давление, он обязательно должен уточнить причину. Что там? Опухоль? Энцефалит? Кровоизлияние? Нарушение ликворного оттока? Соответственно, лечение сводится не к назначению мочегонных препаратов, а к устранению причины повышенного ВЧД.

10. Какие причины инсультов у детей? Насколько они распространены?

Никто достоверно не знает, почему они случаются у детей. Факторы риска могут быть связаны с заболеванием кровеносных сосудов (воспалительные и невоспалительные), гематологическими заболеваниями (антифосфолипидный синдром, серповидно-клеточная анемия), пороками сердца, нарушением обмена веществ (болезнь Фабри, CADASIL), приёмом некоторых лекарств и психоактивных веществ (оральные контрацептивы, кокаин, метамфетамин, марихуана). В половине случаев так и не удаётся найти ни причину, ни фактор риска, поэтому это достаточно загадочная штука. Распространённость церебральных инсультов у детей старше 30 дней, по разным данным, от 7, 5–13 на 100 000 детского населения.

13–15 сентября на бесплатной линии помощи Фонда по борьбе с инсультом «ОРБИ» будет проходить акция «Дни детского невролога»: специалисты по детской неврологии будут отвечать на вопросы, связанные с частой головной болью, трудностями концентрации, снижением памяти и внимания, нарушением сна. Позвонить можно по номеру 8-800-707-52-29 с 12:00 до 18:00 по московскому времени.

mel.fm

Синдром дефицита внимания, проявления

И сново здравствуйте!

Этим синдромом «обозвали» в общем-то, некритичные отклонения в поведении детей. Его признаки – проблемы с концентрацией внимания, повышенная импульсивность. Ну, еще подвижная активность в этом случае плохо поддается самоконтролю.

«Да это же нормально для любого ребенка, — возразите вы, — а с возрастом все приведется к общему знаменателю». Но дело в том, что явление это рассматривается в неврологии как выделенное отклонение от нормального развития.

С другой стороны, за детей с такими особенностями поведения, вступились горой многие гуманисты. «Нельзя принимать повышенную активность детей за болезнь и глушить ее сильнодействующими средствами!» — восклицают они.

Итак, синдром дефицита внимания, проявления его в жизни – вот тема для нашего обсуждения.

Немного истории

Считается, что хроника принципиального «оформления» этой детской проблемы началась в 1845 году. Тогда талантливый немецкий психиатр-самоучка Генрих Гофман опубликовал книжку стихотворений-«страшилок» для малышей. «Штрувельпетер» (так назывался этот сборник) приобрел неслыханную популярность и переиздается по сей день.

В нем поэтически обыгрываются 11 случаев несуразности детского поведения. Последствия во всех из них придуманы нарочито устрашающими, в назидание шалунам и бедокурам.

С нашим синдромом напрямую связан лишь один из стишков, названный «Про неугомонного Филиппа». Маленький непоседа привык вертеться и ерзать за обедом на стуле, болтая ногами и размахивая ручками. В результате он не удержался и, ухватившись за скатерть, стянул все блюда на себя.

На этом примере показано как определить, что ребенок – не просто баловень и егоза. Ведь в его непоседливости скрыта опасная нервозность.

Повышенная импульсивность у детей сопутствует неспособности удерживать свое внимание. К такому выводу пришел уже в начале века английский психиатр Джорж Стилл. Опубликовав статью в солидном журнале «Ланцет», он предостерег педагогов от заблуждений в выборе методов воспитания. К таким детям нужно относиться как к личностям с врожденными особенностями психики – доказывал он.

В 1980-х годах в Международной классификации закрепилась аббревиатура СДВГ. Она акцентирует неотъемлемое включение гиперактивности в общее наименование расстройства.

О сложности симптоматики

Современная психиатрия весьма серьезно подходит к вопросу уточняющих примет для этого одиозного синдрома. Для него выстроена целая система классифицирующих симптомов. Она сложна и понятна только для медиков. Поэтому мы разберем лишь три основных:

  •  Отсутствие сосредоточенности. Имеется в виду то, что ребенок не обладает возможностью непрерывно удерживать внимание. Он постоянно переключается между интересующими объектами. Но при этом в его поведении трудно усмотреть сугубую неадекватность, свойственную больным с расстройствами мировосприятия.

Более того, внимание таких детей может быть легко поглощено интересным для них зрелищем, событием. Они, скажем, способны надолго «прилипать» к экрану, на котором показывают динамичные мультики.

  •  Гипертрофированная активность. Это постоянная динамическая оживленность, чрезвычайная подвижность. Она не похожа на повышенную энергичность «обычных» детей, потому что моторика движений здесь весьма спонтанна. Такая сверхактивность опасна для малыша и чревата травмами из-за неожиданных и неловких столкновений с предметами.
  • В отдельный симптом выделяют импульсивность в действиях. Под ней понимают бесконтрольность собственных выпадов-импульсов. При ее наличии ребенок не просто нетерпелив. Ему свойственно проявлять себя беззастенчивыми выкриками, движениями, позывами.

Складывается впечатление, что такие дети бестактны и своенравны. Но не глупы или вздорны. Нет. В какой-то миг они словно забывают о правилах приличия и т.п. Для них перестает существовать все, кроме побуждения к какому-то решительному действию.

Почему возникает разнузданное внимание?

Психолог с мировым именем Лев Выгодский выявил, что в три — четыре года ребенок переживает некий кризис поведения. Для многих детей он выражается в проявлениях повышенного упрямства, строптивости. Однако гиперактивность проявляется не у всех ребят.

Этот дополнительный фактор и является одним из индикаторов не укладывающегося в общепринятые рамки детского поведения. Но повышенная, пусть и спонтанная, активность еще не может достоверно указывать на отклонения в форме развития. Поэтому более критичным для специалистов является период начала учебы в школе. То есть возраст постановки диагноза – 7-10 лет.

К тому же, синдром СДВГ уверенно рассматривается как мультифакториальное расстройство. А это означает, что в причинах такого поведения замешаны как генетические, так и приобретенные влияния. То есть, диапазон причин этого отклонения все время остается слишком широким. И конкретные признаки для диагностирования из него извлечь весьма не просто.

Среди психологов все больше проскальзывают мнения, что фактором, способным вызвать дефицит внимания выступают семейные ссоры. В зоне риска, как ни странно, оказывается ребенок, который любим обоими родителями.

Но дело усугубляет не сдерживаемая при нем нетерпимость их в отношении друг друга. Родительские конфликты, скандалы, взаимные оскорбления создают особый негатив противоречий в детском мировосприятии. Малыш не может, да и не желает понять логики таких отношений.

В его понимании причины, которые разрушают естественную радость пребывания в кругу любящих его людей, иррациональны. Поэтому мозг, дабы преодолеть этот кризис неокрепшего разума, компенсирует его гипертрофированными реакциями в ситуациях общения.

Настораживает версия психологов о причинах СДВГ, по которой в перинатальный период мать испытывает тревожные расстройства. Особенно, когда тревога ее затягивается и осложняется другими нервозными состояниями.

Считается также, что курение в период вынашивания плода является еще одним усугубляющим фактором. А матери, пребывающие в тревожном расстройстве как раз наиболее к этому склонны.

Как борются с опасным синдромом

Для лечения СДВГ в западных странах распространены методы с использованием психостимуляторов. Они необходимы, чтобы помочь мозгу вырабатывать дофамин и другие вещества-нейромедиаторы. Из-за недостаточно исследованных побочных эффектов психостимулирующая терапия в России не распространена.

У нас в этих целях используют ноотропные препараты. Это лекарства, оказывающие положительное влияние на психические функции мозга. Они стимулируют качественную когнитивную деятельность, повышают устойчивость к нагрузкам восприятия. Применяется также методика гальванотерапии – воздействия слабых электрических токов на кору мозга. При этом ожидается стимулирование мозговых систем, отвечающих за контроль активности и нормализация нейродинамических взаимодействий.

Главным принципом лечения СДВГ остается комбинированное использование как медикаментозных методов, так и психокоррекции. В рамках такой терапии проводят тренинги родителей для повышения из медицинской и педагогической компетентности.

Для самих детей устраивают поведенческие и психологические корректирующие игры. Их цель – оказать помощь малышу в контроле над эмоциями. Методом «преобладающего поощрения» ребенок «наводится» на оптимальную манеру поведения в каждом случае. То есть продуктивное внимание акцентируется посредством некоего стимула, более привлекательного, чем отвлекающий фактор.

СДВГ у взрослых

При том, что СДВГ встречается у 4-6% детей, у девочек он фиксируется в 4 раза реже. Чуть меньший процент переносится в среду взрослых, поскольку самостоятельно он здесь уже не проявляется. Открытие признаков синдрома у взрослого говорит лишь о том, что он не был выявлен в детстве.

Взрослые, подверженные этому феномену отличаются невысокой стрессоустойчивостью. Они очень зависят от обстоятельств, не уверены в своих решениях. Такие люди склонны менять работу при случае и редко добиваются успехов в карьере. Их память обладает свойством «прозревания». Это выражается в умении вспомнить, порой, многое. При том, что обычное запоминание развито слабо.

Взрослым СДВГ-шникам трудно заводить друзей. В компаниях они не имеют веса, хотя не избегают возможности пообщаться. Это люди, которые живут словно в придуманном мире и поэтому иногда выглядят странными. В свою очередь, им кажутся несуразными некоторые общепринятые взгляды и нормы поведения.

Интересно, что для взрослых границы диагностики синдрома размыты больше, чем это присутствует у детского контингента. Все потому, что поведение взрослого субъекта уже не столь непринужденно и более подвержено осмыслению.

В дефиците внимания порой легко заподозрить вполне обычного человека, потерявшего, скажем, интерес к работе. С другой стороны, бывает, что СДВГ определяется там, где могут иметь место более серьезные изменения сознания.

На этом фоне не прекращаются дискуссии по поводу заинтересованности фармацевтических компаний в раздувании мифа о СДВГ. По мнению некоторых экспертов, диагностика этого синдрома намного завышена. Ведь финансовая выгода от продажи востребованных психостимуляторов весьма заманчива.

Можно еще долго обсуждать перипетии, связанные с неопределенностями синдрома дефицита внимания. Но, пожалуй, лучше оставить полемику открытой. Жду ваших отзывов. И не ленитесь репостить тему чтобы узнать мнение друзей.

С Уважением автор блога Наталия Миновская

natali-dev.ru

Прием парацетамола во время беременности связали с риском развития СДВГ

Michelle Tribe / Wikimedia Commons

Исследование с участием 12000 матерей показало, что прием парацетамола во время беременности статистически связан с повышенным риском развития гиперактивности и дефицита внимания у детей. Самый сильный эффект был у детей в возрасте от трех до семи лет, но к подростковому периоду исчезал. Результаты исследования описаны в журнале Paediatric and Perinatal Epidemiology.

Парацетамол — широко распространенное обезболивающее, которое не противопоказано при беременности (после I триместра). Но в научной литературе есть сведения о связи приема парацетамола во время беременности и повышенным риском развития астмы и синдрома дефицита внимания и гиперактивности. При этом вредные эффекты от парацетамола, если они есть, непросто обнаружить из-за того, что они могут быть плохо заметными и проявляются только со временем.

Джин Голдинг (Jean Golding) и ее коллеги из Бристольского университета использовали данные лонгитюдного исследования ALSPAC (Avon Longitudinal Study of Parents and Children), которое начали проводить в 1991 году для того, чтобы собрать информацию о здоровье матерей и их детей. Беременные на тот момент женщины заполняли опросники, в которых был и вопрос о лекарствах, которые они принимали, вынашивая ребенка. Всего заполнило анкеты и ответило на вопрос о приеме парацетамола 12025 женщин, из которых 44 процента принимали это лекарство.

Авторы статьи проанализировали данные эти женщин и их детей в поисках связей между приемом парацетамола и состоянием здоровья детей, данные о которых продолжали собирать еще на протяжении 17 лет их жизни. Среди собранной информации были данные физиологических и психиатрические тестов, а также показатели когнитивных навыков. Всего ученые проанализировали 135 показателей.

Оказалось, что из 135 параметров с приемом парацетамола статистически связаны 12, которые были признаками гиперактивности или дефицита внимания. Особенно сильно синдром гиперактивности и дефицит внимания проявлялся после того, как дети пошли в школу, как показали опросы учителей. При этом у девочек корреляция была слабее, чем у мальчиков — если у первых эффекты проявлялись до семи лет, то у вторых до девяти. К 15 годам никакой статистической связи между приемом парацетамола и гиперактивностью или недостатком внимания уже не было.

Причины связи между парацетамолом и гиперактивностью авторы не исследовали. Неизвестно осталось и то влияет ли прием парацетамола матерью на успеваемость детей более старшего возраста и на здоровье взрослых. Тем не менее, авторы исследования призывают к большей осторожности при приеме лекарств по время беременности.

Мы писали о том, что другое обыденное лекарство, аспирин, наоборот, имеет полезный эффект для матери и ребенка. Американские ученые показали, что прием небольших доз аспирина уменьшает риск невынашивания.

Максим Абдулаев

nplus1.ru

Ваш гиперактивный ребенок. Как жить рядом с ним? Как помочь в школе?

Таких детей заметить очень легко: шумные, непослушные, не могут усидеть на месте, не слышат взрослых. Им бывает сложно общаться и учиться, а их родителям — сложно смириться с тем, что ребенок «не такой». СДВГ (синдром дефицита внимания и гиперактивность) — это не результат плохого воспитания и не болезнь, это расстройство, с которым можно научиться справляться.

Ирина Лукьянова, учитель школы «Интеллекту­ал» и создатель форума для родителей детей с СДВГ (sdvg-deti.com), уверена: «Невнимательность и гиперак­тивность у таких детей — это только верхушка айсберга. На самом деле больше всего поражены воля, организо­ванность, самоконтроль, способность «себя вести». Можно сказать, что ребенок с СДВГ себя «не ведет», у него просто нет этой важной для жизни в обществе функции. Это дети «без царя в голове» — того самого царя, который управляет «внутренним государством», у них нет. Важно знать, что и психологический возраст такого ребенка на 30% меньше биологического: ему исполнилось семь лет, и он идет в школу, но на самом деле он ведет себя и реагирует на события как обычный ребенок четырех с половиной лет».

ОШИБКА №1: ВЫ НЕАДЕКВАТНО ВОСПРИНИМАЕТЕ СВОЕГО РЕБЕНКА

Тут можно выделить две крайности: первая — считать, что он так себя ведет потому, что просто невоспитан­ный, «издевается», глупый и ленивый, так что надо быть с ним пожестче и посуровее. В некоторых случа­ях родители относятся к такому ребенку как к больно­му малышу, которому все нужно спускать с рук. Вторая крайность — видеть в подобных проявлениях признаки одаренности и таланта, необычности, думать, что учи­теля просто «не умеют» учить такого исключительно­го ребенка. И то, и другое — неверно: СДВГ — это особенность раз­вития вашего ребенка, а не болезнь или уж тем более не умственная отсталость. Кстати, у мальчиков СДВГ бы­вает примерно в три раза чаще, чем у девочек, а у 40% гиперактивных детей хотя бы один из родителей — с ана­логичными симптомами. Признаки СДВГ могут про­являться довольно рано, особенно заметны становятся в дошкольном возрасте, в 4−5 лет. Ругать, усиленно вос­питывать, не обращать внимания или попустительство­вать — ничего из этого не поможет, потому что на самом деле гиперактивный ребенок вовсе не издевается и не игнорирует правила. Он просто не может их запомнить. Чем раньше вы познакомитесь с этой особенностью, изучите ее и поймете, что можете сделать — тем лучше. Строго говоря, надо понимать лишь две вещи — что именно нарушено и чем помочь.

ОШИБКА №2: ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УСПЕШНОСТЬ РЕБЕНКА ВЫ ПЕРЕКЛАДЫВАЕТЕ НА ШКОЛУ

Отправляя ребенка в первый класс, вы можете предупре­дить учителя о его особенностях, но делайте это лишь в том случае, если вы уверены в профессионализме пе­дагога. До сих пор не редки случаи, когда на ребенка с СДВГ, который наблюдается у невролога или психиа­тра, навешивается ярлык «не такого», «нервного», «пси­ха», «необучаемого» — разумеется, это недопустимо ни с этической, ни с человеческой точки зрения. Идеальный первый учитель для ребенка с СДВГ — очень спокойный, размеренный, без эмоциональных всплесков, терпеливый, систематичный и педантич­ный, при этом доброжелательный (очень важно!) и открытый, способный принять ребенка. Он не дол­жен жестоко карать за отсутствие аккуратности и прилежания, которых у вашего первоклассника, ско­рее всего, не будет. Хороший педагог начальных клас­сов это все умеет, даже если не очень четко знает, что такое СДВГ. При этом, как ни странно, заслуженные учителя с тридцатилетним стажем работы редко находят взаимо­понимание с гиперактивными детьми. Именно от таких учителей мамы чаще всего слышат: «Я много лет рабо­таю, но такого ребенка никогда не видела».

Пусть вашей основной целью ста­нет выстраивание сотрудничества между вами, ребенком и школой. Важно оставаться при этом на сторо­не ребенка (это не значит, что его нельзя ругать, но вашу поддержку он должен чувствовать безоговорочно). А еще не менее важно научиться не посвящать школьным «разборкам» все свободное время.

К сожалению, конфликты почти неизбежны: гипе­рактивные дети — не самые «удоб­ные» ученики.

Но помните, что у школы свои за­дачи — и многие из них не учитыва­ют индивидуальность ребенка, а связаны с обобщенными показате­лями, графиками и результатами. У ребенка тоже задачи свои: полу­чить максимум возможного из школьной программы, научиться общаться со сверстниками, не по­терять уверенность в своих силах. А у вас задача уже третья: вырастить счастливого, самостоятельного и ответственного человека. Так что от­правляясь общаться с учителями, заранее настройтесь на диалог и по­иск компромисса, а не на агрессив­ную защиту, сохраняйте спокой­ствие, но помните о том, зачем вы это делаете.

ОШИБКА №3: ВЫ НЕ ЗНАЕТЕ СИЛЬНЫХ СТОРОН РЕБЕНКА

Возраст с 5 до 9 лет — самое подходя­щее время, когда многое можно ис­править, поработать над развитием недостающих навыков. Обязательно обратитесь к ней­ропсихологу: он проведет специаль­ную диагностику, чтобы понять, какие именно высшие психические функции у ребенка нарушены. Не­смотря на то, что проявления СДВГ в основном одинаковые, картина на­рушений у разных детей может зна­чительно различаться, есть пробле­мы с обработкой определенных видов информации, хуже работают разные виды памяти.

Нейропсихолог не только проте­стирует ребенка, но и даст рекомен­дации, на что опираться. Возможно, у вашего школьника потрясающая зрительная память, а слуховая рабо­тает хуже, или наоборот. Зная силь­ные и слабые стороны ребенка, вы будете понимать, над чем работать, а в чем у него уже есть неплохое пре­имущество.

Поскольку у таких детей обычно страдает организация и планиро­вание, ему помогут различные «ор­ганизующие жизнь» методы. Это списки, самые разные «напоминал­ки», таймеры — особенно такие, где часы, минуты и секунды отображе­ны визуально. Ребенку необходимы четкие и понятные алгоритмы, вы­работанные совместно правила для ежедневной бытовой жизни, школьных и домашних дел. Вы бу­дете создавать для ребенка понят­ную, предсказуемую среду, посте­пенно обучать его навыкам, которых ему не хватает — и по мере их освоения он будет все более са­мостоятельным.

ОШИБКА №5: ВЫ СЛИШКОМ СЕРЬЕЗНО ОТНОСИТЕСЬ К ШКОЛЬНЫМ ОЦЕНКАМ РЕБЕНКА

Вы искренне расстраиваетесь из-за плохих оценок, жестко требуете их исправления. Но гораздо важнее на­ходиться в контакте со школой, по­нимать, что происходит. Попросите учителя учитывать особенности ре­бенка, подойти к нему более инди­видуально, объясните, что ваша об­щая задача — это научить ребенка управлять собой, а не добиться, ска­жем, идеального почерка. Да, у уче­ника, скорее всего, будет множество ошибок из-за беспечности, непра­вильного понимания задания, из-за того, что он «не услышал» — но это неизбежно. Будет здорово, если ему разре­шат иногда вставать с места, чтобы выйти попить и размяться, позво­лят в каких-то случаях сдать мате­риал устно, а не письменно. Такие дети обычно сложно воспринимают «безличные» об­ращения учителя, адресованные всему классу сразу: «Открыли тетради, пишем». Гиперактивный ребенок просто не понимает, что и к нему эти слова относятся. Возможно, учитель найдет возможность как-то обра­тить на себя внимание, если ребенок отвлекся — не окриком «Вася, опять ворон считаешь!», а, например, тихонько постучав пальцем по парте.

ОШИБКА №6: ВЫ РЕШАЕТЕ ОТДЕЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ С УЧЕБОЙ

Школьные неудачи гиперактивного ребенка важно рассматривать в комплексе, ведь именно СДВГ может стать причиной многих учебных трудностей. Среди них — дислексия (нарушение способности освоить на­выки чтения), дискалькулия (нарушение счета и в целом восприятия математики), дисграфия (наруше­ние процесса письма, зеркальное написание букв или цифр, написание слов задом наперед, путаница букв), дизортография (проблемы с распознаванием симво­лов и их расположением).

ОШИБКА №7: ВЫ ТЕРЯЕТЕ НАДЕЖДУ

Вам кажется, что справиться с этим невозможно, по­тому что жизнь превратилась в сплошную борьбу — за учебу, за оценки, за организованность и вниматель­ность, за ребенка и с ребенком. По статистике, 40% мам детей с СДВГ склонны к де­прессии, а разводы в семьях, где растет такой ребенок, происходят в три раза чаще. Очень важно научиться понимать и принимать эту ситуацию, иначе у вас про­сто не хватит сил. Вы злитесь, что ребенок «не слуша­ется» — но он делает это не из вредности. Ему и самому очень непросто быть таким: слишком близко та черта, за которой ребенок может решить, что он — сплошная проблема, от него всем плохо. Это очень тяжело, а главное, опасно послед­ствиями.

Ребенок должен видеть мамину любовь, а не убеждать­ся, что он всем мешает своей разболтанностью. Обращайте на него как можно больше «положительного внимания», отрицательного ему и так хва­тает. Реагируйте эмоциональ­но не тогда, когда он снова сделал что-то не так, опоздал, потерял, прослушал. Отме­чайте его успехи — даже са­мые небольшие, убедитесь, что его жизнь наполнена интересными события­ми и теплом.

       

milayaya.ru

Прием парацетамола беременной повышает риск поведенческих проблем у ребенка

Исследование, опубликованное в журнале Paediatric and Perinatal Epidemiology, раскрывает связь между поведенческими расстройствами детей в возрасте от шести месяцев до одиннадцати лет и приемом парацетамола в середине срока беременности. Ученые рассмотрели выборку из 14 тысяч школьников, которые обучались в школах Бристоля в 1990-е годы, используя данные опросников, а также школьные документы. Исследователей интересовали данные тестов дошкольного развития, тестов IQ, показателей памяти и темперамента.

Матери 43 % детей, отобранных для исследования, при опросе, проведенном на седьмом месяце срока беременности, отмечали, что в течение предыдущих трех месяцев принимали парацетамол хотя бы изредка. После рождения у таких детей была выше вероятность развития гиперактивности, формирования проблем со вниманием, а также других разновидностей «трудного поведения», которые не были обусловлены приемом лекарств или социальными факторами.

Также стоит отметить, что мальчики были гораздо более подвержены негативным эффектам приема парацетамола, нежели девочки. Однако у обоих полов ко времени окончания начальной школы эти эффекты исчезали.

«Наши данные дополняют ряд [более ранних] результатов, касающихся доказательства вероятных негативных последствий приема парацетамола во время беременности, таких как развитие астмы или проблемы c поведением у детей», — комментирует ведущий автор исследования, кавалер Ордена Британской империи, профессор Джейн Голдинг. Кстати, именно она была главным автором исследования бристольских школьников, данные которого были взяты для нового исследования.

Голдинг дополняет, что результаты исследования должны быть проверены и подтверждены другими работами в этой области. «Было бы также интересно выяснить, наблюдаются ли проблемы с поведением у тех детей старшего возраста и взрослых, чья мать [во время беременности] принимала парацетамол».

naked-science.ru


Смотрите также