Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Детский оздоровительный лагерь это


Детский лагерь - это... Что такое Детский лагерь?

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 5 марта 2012.

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью (cм. также пионерский лагерь, летний лагерь). Для детей любого возраста путёвка в детский лагерь (летом он же — летний лагерь) — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее. Традиционно во все мире детские лагеря организовывались на природе, в лесистой местности. Отдыхающие в них ребята совершали пешие походы, сплавы по рекам на байдарках или плотах, а вечерами собирались вокруг костра. В настоящее время популярность таких классических лагерей снизилась: снижение рождаемости, увеличение конкуренции на рынке образовательных программ повлекли за собой резкий рост предлагаемых детскими лагерями программ отдыха. Сегодня детям предлагаются музыкальные и художественные лагеря, теннисные и футбольные, с верховой ездой или лагеря с обучением иностранным языкам или программированию, с углубленным изучением математики или со специальной программой для снижения веса или лагеря для подростков с тренингом лидерских качеств. Есть также летние лагеря с религиозной направленностью и политически ориентированные (например, лагеря с патриотическим воспитанием). В общем сейчас можно найти лагерь с любой, даже самой экзотичной программой (например, с обучением паркуру или дельтапланеризму). Однако широчайший выбор специализаций детских лагерей существенно затрудняет выбор. Вопрос о том, как правильно выбрать лагерь, становится настоящей проблемой.

Детские лагеря рассчитаны на разный возраст: от дошкольников до 18-19-летних девушек и юношей. Основная цель большинства лагерей — образовательное или культурное развитие. В условиях полной безопасности и благоприятной окружающей среды ребята могут почувствовать себя взрослее и самостоятельней, чем дома.

История

В России идея использования пионерских лагерей для отдыха и оздоровления школьников принадлежит Председателю Российского Общества Красного Креста З. П. Соловьёву. Первым таким лагерем нового типа стал открытый в 1925 году лагерь-санаторий в Артеке (будущий ВПЛ «Артек»). Там же, в Артеке в 1927 году впервые была введена штатная должность вожатого и началось комплектование отрядов непосредственно в лагере. Первые лагеря назывались пионерскими отрядами, существовавшими по месту жительства или при крупных предприятиях. Городские пионеры выезжали в лагерь, организованный на один летний сезон, уже сложившимся составом со своим постоянным вожатым. Фактически такой лагерь был продолжением отрядной деятельности в летний период с упором на спортивное и военно-патриотическое воспитание. Часто пионеры оказывали помощь жителям села и вели просветительскую работу среди сельских детей. Пример такого лагеря показан в книге и фильме «Бронзовая птица».

В Европе первый лагерь появился в швейцарских Альпах в 1876 году, когда пастор Бион Hermann Walter Bion создал лагеря отдыха, в которых дети, строили для себя дома-шалаши, пели песни, запускали воздушных змеев и погружались в мир приключенческих игр. Пастор, служивший в рабочем районе Цюриха, решил взять детей рабочих с собой в деревню. В его первом лагере было 68 детей, присмотр над которыми осуществляли их же родители-добровольцы. Взрослых в первом лагере было 10. Лагерь был по-настоящему спартанским: мальчики спали в стогах с сеном, девочек расселили по местным семьям. Дети были заняты домашними делами, но что более важно, они были занятыми в том числе и походами, экскурсиями, сбором плодов и цветов. По возвращении и пастор, и родители отметили, что свежий воздух и физическая активность оказались весьма полезными для здоровья детей. Так что первый опыт понравился, и с тех пор летние лагеря стали организовываться не только в Швейцарии, но и в соседней Франции.

В Северной Америке первые лагеря появились в 80-х годах XIX века. Самые первые детские лагеря были не государственными, а частными, небольшими, для мальчиков старшего возраста. Созданные для детей из элитных семей, они располагались в глухих лесах на севере Новой Англии, как можно дальше от соблазнов большого города и общества, которое уже проявляло «неправильную» тенденцию к феминизации. Затея с каждым годом становилась все популярнее, и в 1890-е годы летних кампусов появилось столько, что даже средний класс и малообеспеченные семьи смогли позволить себе отправлять в них своих мальчиков. Бедняками занимались органы социальной защиты и религиозные организации, а средний класс полностью опекался YMCA — Young Men’s Christian Association (Христианской Ассоциацией Молодых Людей), впоследствии одной из самых крупнейших молодёжных организаций в мире. Основанная в Лондоне в 1844 году Джорджем Вильямсом, в настоящий момент ассоциация насчитывает около 45 млн человек в более чем 130 странах мира. В 1900 году в Санкт-Петербурге была создана и российская YMCA, в ней состояли и поддерживали её известные русские меценаты, учёные и деятели искусства. С 1920 по 1950 гг. детские лагеря переживают настоящий бум. После войны во многих странах на фоне восстановления экономики, появления новых технологий, начинается настоящий бэби бум, в этот период появляется огромное количество специализированных лагерей: лагеря для инвалидов, лагеря с углубленным изучением иностранных языков, музыки и, позднее, компьютерных программ, при том что традиционные лагеря, где основное внимание уделяется спорту, отдыху и разноплановому досугу, отнюдь не теряют своей популярности.

Классификация

По времени деятельности детские лагеря бывают:

  • круглогодичные — работают в течение круглого года
  • сезонные — работают во время летних (летний лагерь), осенних, зимних (например, горнолыжные лагеря) и/или весенних школьных каникул
  • лагерь выходного дня

По месту проведения детские лагеря бывают:

  • стационарные — расположенные на одном и том же месте, в капитальных строениях-корпусах
  • палаточные — могут располагаться в любом месте, где можно разбить несколько больших палаток
  • выездные — лагеря, которые каждый раз арендуют помещения для проведения смены — одно и то же, или разные помещения (базу других лагерей, гостиницы, отдели или базы отдыха) в разных местах

По типу организации детские лагеря бывают:

  • круглосуточные
  • дневные
  • с размещением в семье местных жителей

По содержанию программы пребывания детские лагеря бывают:

  • спортивные
  • языковые (лингвистические)
  • общеоздоровительные
  • лечебно-коррекционные, санаторные
  • культурно-познавательные
  • с психологическими тренингами,например, с тренингом лидерских качеств для подростков.
  • лагеря с учебной программой
  • экологические лагеря
  • лагеря для девочек, школа хороших манер
  • трудовые лагеря
  • художественные лагеря: театральные, кинематографические, музыкальные, цирковые, акробатические, танцевальные, с обучением изобразительному искусству и прочие

Летний лагерь

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет). Это самый распространённый способ организации детского отдыха в период летних каникул, как в России, так и на Западе.

Детский оздоровительный лагерь (ДОЛ)

Детские оздоровительные лагеря pасполагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

В соответствии с Приказом Министерства образования РФ «Об утверждении порядка проведения смен профильных лагерей, лагерей с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха», лагерь с дневным пребыванием — это форма оздоровительной и образовательной деятельности в период каникул с обучающимися общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей с пребыванием обучающихся в дневное время и обязательной организацией их питания.

Детей в лагерь дневного пребывания принимают на основании заявлений родителей, поданных в адрес администрации школы.

Источником финансирования лагерей с дневным пребыванием, как правило, являются средства местного или городского бюджета, либо средства ФСС (Фонда социального страхования), либо родительские средства или спонсорские средства по отдельности или в совокупности.

В случае, если расходы по организации лагеря дневного пребывания берет на себя ФСС, для предоставления места в лагере непременно должно соблюдаться одно условие — один из родителей ребёнка должен работать на предприятии, которое отчисляет взносы в ФСС.

Школы, на базе которых проводятся лагеря дневного пребывания, обязаны разработать «Положение о летнем оздоровительном лагере дневного пребывания», в котором будут четко оговорены степень ответственности администрации школы и персонала лагеря.

Лагерь санаторного типа

Лагеря дневного пребывания располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких санаторных лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь

Трудовые лагеря организованы для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Трудовые лагеря организуются и за рубежом. Их преимущество в том, что приезжающие в них ребята не только могут немного заработать за лето, но и серьёзно подтянуть знание иностранного языка. Есть лагеря, соединяющие эти две цели: по утрам ребята учатся на курсах языка, а во второй половине дня работают. Таким образом, питание и обучение для них бесплатно.

Лагерь выходного дня

Лагерь выходного дня функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Суть термина «лагерь выходного дня» ясна из его названия. Это детский лагерь, что называется, в миниатюре — те же вожатые, отряды, игры и развлечения, только в сжатые сроки.

Продолжительность стандартного лагеря выходного дня обычно составляет не более двух дней. Начинается программа или в пятницу вечером, или в субботу с утра и длится до вечера воскресенья.

Бывают и более длинные лагеря выходного дня, которые, как правило, приурочены к государственным праздникам — к Новому году, 23 февраля, 8 Марта, майским праздникам и т. д. В любом случае, в лагере выходного дня обязательно предусмотрена минимум одна ночевка. Питание, медицинское обслуживание, развлечения — все как в обычном лагере.

Обучающий лагерь

cм. также Летняя школа

Обучающие лагеря бывают трёх видов:

  • для неуспевающих по школьной программе учеников,
  • для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические),
  • для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

За рубежом также организуются обучающие лагеря или летние школы. Обычно там учатся местные дети, однако их двери открыты и для иностранцев. Иностранцы могут в период летних каникул поучиться по программе средней школы в Европе, могут сдать экзамены для получения аттестата зрелости европейского стандарта.

Спортивный лагерь

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива

Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Семейный лагерь

Формируется на базе какой-либо общины или свободного объединения нескольких семей по интересам, вероисповеданию, территориальному или иному признаку. Поэтому семейный лагерь может быть Спортивным, Христианским, Приморским и т. д. Часто реализуется за счёт того, что родители «в складчину» осуществляют аренду помещения, питание и развлечения для своих детей.

Профильный (тематический) лагерь

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский, экстрим лагеря и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

«Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся» [журнал «Управление начальной школой»].

Тематические лагеря широко распространены за рубежом: программы разработаны на любой, даже самый взыскательный вкус. Особенно интересны такие лагеря для иностранцев: ведь чтобы выучить иностранный язык совершенно не обязательно сидеть на уроках и повторять грамматику, достаточно попасть в языковую среду. Программы тематических лагерей за рубежом идеальны для тех, кто хочет действительно полного погружения в языковую среду во время активного отдыха.

Размещение

На данный момент все лагеря предлагают три вида размещения: элитное, улучшенное, стандартное. Элитное — по 2-3 человека в комнате, удобства в комнате, телевизор, евроремонт номеров. Улучшенное размещение — 4-5 человек в комнате, удобства на этаже, корпуса отремонтированные, в надлежащем виде. Стандартное размещение — 6-8 человек в больших комнатах, туалеты в корпусах, банно-прачечный комплекс на улице. С одной стороны вдвоем жить всю смену скучновато, веселее в компании, но с другой, когда компания 8 человек, жить становится трудно. В хорошем лагере элитное размещение и не нужно, так как дети приходят в комнаты только спать, а все остальное время занято. Стандартные условия уже не всегда удовлетворяют детей, но опять же, если программа лагеря интересная, душ на улице не окажется проблемой для ребёнка.

В некоторых лагерях, особенно за рубежом, очень часто проживание организуется в семьях местных жителей. Практически весь день дети находятся в дневном лагере, который предлагает учебную, спортивную и культурную программу, а спят в семьях местных жителей, где обычно бывают дети-ровесники. В России почему-то такой способ отдыха не слишком популярен, а зря: изучение языка при таком способе размещения наиболее эффективно.

Питание

Меню, которое Вам могут предоставить в лагере, ничего не отражает. Ведь приготовить можно по разному. Стоит обращать внимание на следующие моменты: есть ли у лагеря собственный пекарь-кондитер, насколько разнообразен рацион в меню, вес порций. Это поможет Вам составить собственное мнение, как администрация относится к вопросу питания. По нормам, питание в нормальном лагере должно быть, как минимум 4-разовое (завтрак, обед, полдник, ужин, иногда второй ужин).

Существует два вида организации питания детей в детском лагере — Шведский стол; Порционный стол. В каждом из этих видов есть свои плюсы и минусы. Шведский стол даёт детям возможность широкого выбора в составлении своего рациона питания, которого нет при порционной организации питания. Но дети, как правило, сами не могут составить набор продуктов необходимый для активно растущего организма, поэтому полезные и менее вкусные блюда будут ими исключены из своего (ребёнка) рациона в детском лагере. При порционной организации питания все меню сбалансировано и отвечает всем стандартам. Как показывает практика, после адаптационного периода дети привыкают к порционному столу. Шведский стол иногда может стать ненужной роскошью, но может использоваться в частных случаях.

Вожатский состав

Следует узнать, где администрация лагеря набирает себе вожатский коллектив, есть несколько способов:

  • Стандартный — наиболее распространённый, лагерь заключает договора с различными педагогическими училищами для принятия у себя на период смены студентов-практикантов, и работа в лагере им засчитывается, как практика. Вожатые могут собираться до смены, а могут прибыть сразу в первый день и начать работать. В данном случае, никто не сможет Вам гарантировать, какие люди будут нести ответственность за Ваших детей. Практиканты бывают разные, и даже администрация понимает, кто есть кто только на смене.
  • Педотряды. Педотряды — это студенческие организации при ВУЗах города, содружество энтузиастов, которые любят профессию вожатый и остаются верны ей на долгое время. Их уровень намного выше, чем у обычных практикантов, так как они постоянно занимаются самообразованием в рамках своего призвания. Пед-отряды в основном собираются летом и работают на базе того лагеря, который согласится принять их. При данном способе формирования педагогического коллектива сюрпризов с неизвестными вожатыми меньше, но все равно не исключает возможности их появления. Так как некоторые педотряды собираются в лагеря, чтобы самим дружной компанией отдохнуть, но такие педотряды долго не работают. У настоящих педотрядов обычно есть собственные сайты, где вы сможете прочитать о тех людях, которые будут работать с Вашими детьми.

Постоянный штат. Пока достаточно редкий способ формирования вожатского коллектива. Его себе могут позволить либо коммерческие программы, либо лагеря постоянного действия. Штат из смены в смену один и тот же, есть возможность узнать о каждом вожатом, прочитать отзывы и т. д. Все вожатые от смены к смене проходят ряд образовательных семинаров и профессионально занимаются работой воспитателя в лагерях.

Вид деятельности

Древний. — Древний, потому что в некоторых лагерях администрация не сильно утруждается придумыванием на каждую смену новых программ, и из года в год лагерь работает по старым, обкатанным программам, и все так же, как 50 лет назад празднуется День Нептуна, по старым программам. В такие лагеря можно съездить один раз, больше — будет неинтересно. А лучше вообще избегать, дети уже не такие как были даже 10 лет назад, и проводить отдых по древним программам неинтересно.

Обычный. — Данные программы берут стандартный костяк — типа КВН, Игра по станциям, Олимпиады. И вожатые просто вносят немного разнообразия в данные программы, изменяя условия задания, придумывая несколько новых. Также, если появляется новая идея, то её обязательно реализуют, но все же инновационность не является главным критерием составления таких программ.

Инновационный — возможен только если штат в лагере постоянный, которому работать по старым программам самим неинтересно. Главным правилом таких программ является «Не повторись!». От смены к смене пытливые умы сочиняют новые легенды, новые игры, новые развлечения. Зачастую это привилегия коммерческих программ, так как именно инновационные придумки составляют главное конкурентное преимущество на рынке детского отдыха.

Также следует обратить внимание, какие занятия будут предлагаться ребёнку:

  • Система клубов по интересам, кружки.
  • Занятия иностранными языками.
  • Спортивные занятия, имеется ли спортивная база для этого и т. д.
  • Культурно-познавательная программа: экскурсии, посещение выставок, музеев.
  • Программа вечерних мероприятий.

В хорошем лагере программа отдыха разработана так, что ребёнок всегда чем-то занят. В этом случае детям скучно не бывает.

Детские лагеря Белоруссии

Основная статья: Детские лагеря Белоруссии

Детские лагеря Белоруссии: пионерские, оздоровительные, труда и отдыха, летние, зимние. Под детским туризмом подразумевается много понятий: например, лагеря отдыха, экскурсионные поездки, спортивные и оздоровительные лагеря, скаутские программы и образовательные курсы. По официальной советской статистике, каждый ребёнок за 10 лет школы ездил в пионерлагерь около пяти раз.

Международный языковой (лингвистический) лагерь

Основная статья: Международный языковой лагерь

Основное направление деятельности международных языковых лагерей — изучение иностранных языков и максимальное погружение в языковую среду. Как правило, такие лагеря устраиваются в той стране, где обучаемый язык признан государственным: французский язык лучше изучать во Франции или франкоязычных частях Швейцарии и Канады; английский — в США, Великобритании и англоязычной части Канады; немецкий — в Германии, Австрии или немецкоязычной части Швейцарии и так далее. Но бывают и исключения: так, например, в Швейцарии работают международные лагеря с английским языком, уже давно завоевавшие популярность во всем мире.

Максимальный эффект от пребывания в таких лагерях получается в том случае, если преподаватели, воспитатели и аниматоры являются носителями языка, а приехавшие на обучение дети — выходцы из самых разных стран, разговаривающие на разных языках: тогда изучаемый язык становится языком общения в лагере.

Христианский летний лагерь

Основная статья: Христианский летний лагерь

Христианские организации нередко организовывают для детей своих прихожан летние лагеря. Они могут представлять собой палаточные лагеря в курортной местности (на берегу моря). Их особенностью являются ежедневные молитвенные собрания с коллективным исполнением песен религиозного содержания. Лекции на религиозные темы. Молодежь привлекается к дежурству на кухне и уборке территории. Категорически запрещается курение, алкоголь, флирт и непослушание. Участие в лагере может иметь символическую плату (на покупку еды)[1].

Примечания

dic.academic.ru

Летний лагерь - это... Что такое Летний лагерь?

Летний лагерь — контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15 лет).

Первичная цель многих лагерей — образовательное или культурное развитие. Природная окружающая среда лагеря может позволить детям развить в себе экологическую культуру.

Располагаются за городом как на базе стационарных построек, так и на условии походного туристского лагеря. В России деятельность стационарных летних детских лагерей регламентируется документом «Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.1204-03 от 17 марта 2003г», походных — документом «Гигиенические требования к организации режима базовых палаточных лагерей в летний период. (СанПиН).Минздрав России, 2003».

Лагерь отдыха (школьный лагерь дневного пребывания)

Располагаются на базе школ и учреждений дополнительного образования. Напоминают детский сад для взрослых детей. Функционирует только в дневное время (как вариант — с утра и только до обеда) В течение дня дети занимаются в различных кружках, секциях, гуляют на школьной площадке, ездят на экскурсии.

Лагерь санаторного типа

Такие лагеря располагаются на базе медицинских центров или школ, расположенных вблизи поликлиник. Условия пребывания в таких лагерях направлены в основном на общее оздоровление детей и профилактику различных заболеваний. Для оформления ребёнка в лагерь санаторного типа необходимо принести из поликлиники выписку из медицинской карты и справку от участкового врача или профильного специалиста (если ребёнок стоит у него на учёте). В начале смены в лагере ребёнка, как правило, осматривает врач и составляет для него индивидуальную программу оздоровления.

Трудовой лагерь

Лагеря для подростков от 12 до 17 лет. До обеда для детей предусмотрена трудовая деятельность (не более четырёх часов в сутки), после обеда — досуг (культурно-развлекательная программа для детей). Некоторые лагеря заключают договора с различными организациями, испытывающими необходимость в сезонной (летней) работе. начинается культурно-развлекательная программа. По итогам работы (еженедельно или в конце смены) дети получают зарплату, как правило, небольшую, которая, как правило, идёт на частичное покрытие оплаты путёвки в лагерь.

Лагерь выходного дня

Функционирует с вечера в пятницу до вечера воскресения. Но чаще, программа начинается с со второй половины субботы, так как многие дети учатся по субботам. Лагеря обычно проводятся с выездом за город.

Обучающий лагерь

Обучающие лагеря бывают трёх видов: для неуспевающих по школьной программе учеников, для ребят, желающих получить дополнительные знания (языковые, исторические, математические), и для старшеклассников (подготовительные), которым предстоит определяться с выбором ВУЗа и будущей специальности (маркетинговые, бизнес-школы). В обучающих лагерях у детей в день проходит 2-3 урока, но атмосфера на них достаточно расслабленная и неформальная. После обеда, как правило, у детей культурно-развлекательная программа.

Спортивный лагерь

Основное направление деятельности — спортивное развитие детей. Спортивные лагеря условно делятся на две группы: для ребят, серьёзно занимающихся определённым видом спорта (как правило, располагаются на базе секций и спортивных школ), и направленные на общее физическое развитие (ОФП) детей (на базе обычных школ). При зачислении в лагерь детей делят на группы не только по возрасту, но и по уровню физической подготовки (подготовленные и новички).

Лагерь актива

Формируется на базе какой-либо зарегистрированной детской организации. И соответственно, работает по планам, утверждённым в данной детской организации. Как варианты — Лидерский лагерь, Коммунарский и т. д. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь так и как просто отдельная лагерная смена.

Профильный лагерь

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Он работает на базе различных секций и досуговых центров (художественный, автомобильный, компьютерный, военно-патриотический, фото, химический, экологический, натуристский и др.). Как вариант может быть выезд профильной группы в загородный лагерь. В профильных лагерях детей делят на группы не по возрасту, а по увлечениям (профилю) и уровню подготовки. Ребёнок в течение года посещающий какой-то кружок за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Методическое обеспечение летних лагерей

См. также

dic.academic.ru

Детский оздоровительный лагерь, его функции

Современное определение понятия летнего детского лагеря как «детского оздоровительно-образовательного учреждения» в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 15, п. 2) объединило возникшее в последнее время многообразие различных форм дополнительного образования в сфере летнего детского отдыха (детский центр отдыха и оздоровления детей и подростков, база детского отдыха, летний дом детского отдыха, экологическая площадка, дача, детский лагерь санаторного типа, летняя школа здоровья, туризма, лидеров и т.д.).

Оздоровительно-образовательная деятельность признается основой функционирования этих учреждений, а ее специфика определяется направленностью на формирование личностных компетенций.

Под оздоровительной деятельностью понимается создание комплекса условий и реализация мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей и подростков, профилактику заболеваний, текущее санитарно-гигиеническое обслуживание, режим питания и отдыха в экологически благоприятной среде, закалку организма, занятия физической культурой и спортом.

Под образовательной деятельностью подразумевается реализация дополнительных образовательных программ, обеспечивающих актуализацию и адаптацию потенциальных ресурсов ребенка через самоопределение и самореализацию в образовательной деятельности, как в формальной, так и в неформальной сфере деятельности оздоровительно-образовательного учреждения в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании».

Соответственно, задача оптимального сочетания образования и оздоровления в сфере детского отдыха и оздоровления обозначена как актуальная и перспективная стратегия развития данной сферы.

Выделим такие новые функции детских летних оздоровительно-образовательных центров, как: рекреативно-экологическую, лечебно-оздоровительную, психотерапевтическую, социокультурную, развивающую, коммуникативную, пропедевтическую, компенсаторно -профилактическую.

Разработка нормативно-правовой базы в организации летнего отдыха детей. В настоящее время отсутствует современный, отвечающий актуальным реалиям и потребностям документ, обуславливающий деятельность подобных учреждения. Но еще в 1995 г. был разработан проект Положения о детском оздоровительно-образовательном учреждении, согласно которому деятельность оздоровительно-образовательных учреждений должна быть направлена на организацию рекреативной деятельности и индивидуально ориентированного досуга, способствующих физическому и духовному развитию детей и подростков, удовлетворению их возрастных и индивидуальных потребностей, развитию разносторонних способностей.

Основными задачами учреждения в проекте общего Положения являются создание условий для укрепления здоровья детей, усвоения и применения ими навыков гигиенической и физической культуры; реализация медико-профилактических, спортивных, образовательных, культурно-досуговых программ и услуг, обеспечивающих восстановление сил, профессиональное самоопределение, творческую самореализацию, нравственное, гражданское, патриотическое, экологическое воспитание и развитие детей.

Проектом общего Положения устанавливается, что деятельность учреждения основывается на следующих принципах:

- безопасность жизни и здоровья детей и подростков, защита их прав и личного достоинства;

- приоритет индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил учреждения;

- гуманный характер отношений и оздоровительно -образовательных программ;

- конфиденциальность в разрешении личных проблем и конфликтов детей и подростков;

- единоначалие в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.

Определение лагеря как оздоровительно-образовательного на первое место выдвинуло задачу внедрения инновационных направлений деятельности, где исходным источником выступает все же здоровье ребенка - физическое и психологическое. Комплексное оптимальное сочетание образовательных и оздоровительных технологий определяет и новый характер оздоровительно-образовательной среды - адаптивный и здоровьесберегающий.

- Адаптивный характер оздоровительно-образовательной среды определяет ее предназначение содействовать образованию здоровой личности.

- Содействие образованию здоровой личности означает:

- физическое оздоровление всего организма как базисная основа личностного развития ребенка;

- психическое оздоровление как компенсирующий процесс общего оздоровления личности, как баланс различных психических свойств и процессов (умением отдать и взять у другого, быть одному и быть среди людей, любовью к себе и любовью к другим и т.д.);

- психологическое оздоровление как «интеграл жизнеспособности» и человечности индивида, как самоцель человека и глобальная цель развития.

- Изменив расположение слов в базовом словосочетании, мы получаем конструкт «среда образования», который позволяет рассматривать среду как место создания нового «образа» - образа здорового человека.

Критериями эффективности оздоровительно-образовательной среды являются компетентности, формируемые и развиваемые у детей и подростков в условиях лагеря: физическая, коммуникативная, эмоциональная.

Физическая компетентность - способность человека управлять своей физической природой с целью актуализации резервных потенциалов, дифференцированно использовать актуализированные биологические и физиологические резервы систем организма в целом в условиях реального времени соразмерно с заданными пространственными и временными параметрами для обеспечения устойчивой реализации и устойчивого сохранения его генетических, физиологических, психологических, социальных функций и здоровья в условиях влияния на него меняющихся факторов внешней и внутренней среды.

Коммуникативная компетентность - система внутренних ресурсов, необходимых для осуществления человеком эффективных коммуникативных действий в широком диапазоне ситуаций межличностного взаимодействия. Эти ресурсы включают в себя следующее: когнитивные возможности человека в области коммуникативных действий, правила регуляции коммуникативного поведения и средства его коррекции.

Эмоциональная компетентность - способность человека к саморегуляции личностной эмоциональной сферы. Основными аспектами данной проблемы являются:

- его умение осознавать и оценивать себя (свои сильные и слабые стороны, свои чувства и поведение, причины их появления и последствия, к которым они приводят, составлять план личного развития);

- актуализация положительных эмоциональных состояний (удовлетворение интеллектуальных потребностей; мотивация достижения; ощущение радости от успеха, новых открытий; предвкушение интересной работы, общения, игры, праздника; бодрое настроение и т.д.);

- нейтрализация негативных состояний (неуверенность в собственных силах, повышенная тревожность, негодование, обида, зависть, страх и т.д.);

- развитие саногенного мышления, которое уменьшает внутренний конфликт, напряженность, позволяет контролировать эмоции, потребности и желания, осознание психических состояний, рефлексия на фоне релаксации (противодействие отрицательным эмоциям, стрессам);

- формирование навыков управления эмоциональными состояниями, навыков психологической защиты, навыков анализа собственных эмоциональных состояний.

Для организации деятельности детских оздоровительных лагерей приоритетны следующие положения:

· детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации;

· в основе деятельности детского оздоровительного лагеря лежат принципы массовости и общедоступности мероприятий по интересам; развития творчества и самодеятельности, социально значимой направленности деятельности; единства оздоровительной и воспитательной работы с детьми; взаимосвязи с семьей и социальной средой;

· детские оздоровительные лагеря характеризуют предметно-практическую деятельность, конкретные жизненные ситуации, которые помогают познать ребенка, выстроить отношения между детьми и взрослыми.

Page 2

Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков. Ни что иное, как окружающая среда не откладывает в душе его отпечаток на всю последующую жизнь. Общение с родителями, родственниками, сверстниками и взрослыми, поведение окружающих, настроение их, слова, взгляды, жесты, мимика всё это впитывается, откладывается, фиксируется в сознании. Так каким же должно быть эстетическое воспитание, чтобы в полной мере повлиять на полноценное формирование личности, и от каких критериев оно зависит? В широком смысле под эстетическим воспитанием понимают целенаправленное формирование в человеке его эстетического отношения к действительности. Это специфический вид общественно значимой деятельности, осуществляемой субъектом (общество и его специализированные институты) по отношению к объекту (индивид, личность, группа, коллектив, общность) с целью выработки у последнего системы ориентации в мире эстетических и художественных ценностей в соответствии со сложившимися в данном конкретном обществе представлениями об их характере и назначении. В процессе воспитания происходит приобщение индивидов к ценностям, перевод их во внутреннее духовное содержание путем интериоризации. На этой основе формируется и развивается способность человека к эстетическому восприятию и переживанию, его эстетический вкус и представление об идеале. Воспитание красотой и через красоту формирует не только эстетико-ценностную ориентацию личности, но и развивает способность к творчеству, к созданию эстетических ценностей в сфере трудовой деятельности, в быту, в поступках и поведении и, конечно, в искусстве. Эстетическое воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека, необходимые в различных областях творчества. Оно тесно связано с нравственным воспитанием, так как красота выступает своеобразным регулятором человеческих взаимоотношений. Благодаря красоте человек...

Ребенок рождается в семье. Круг первоначального общения его ограничен родителями и ближайшими родственниками, ответственность которых за формирование мира эстетических чувств и представлений ребенка чрезвычайно велика. Хорошо известна сила детских впечатлений, их долговечность. Первые “кирпичики” в фундамент эстетической культуры будущей личности закладываются именно в семье, в самые ранние этапы становления, когда умственное развитие ребенка идет особенно бурно. А потому так важна педагогическая грамотность родителей, характер их эстетических запросов, культурный климат в семье.

В ДЕТСКОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОМ ЛАГЕРЕ есть возможность продолжения эстетического воспитания детей, начатого в семье, школе и т.д.

В лагере самый лучший способ воспитывать в детях эстетические нормы, через игры, творческие мероприятия, каких либо подходов.

Рассмотрим один из подходов.

Программно-вариативный подход к организации деятельности, в последнее время приобретающий все большее число сторонников как среди ученых (А.В. Волохов, М.И. Рожков, И. Фришман и др.), так и среди практиков - признанных лидеров программной деятельности, действующих в рамках одной или нескольких программ, имеющихся в арсенале.

Вариативно-программный подход является наиболее эффективным в условиях оздоровительно-образовательной среды в силу ряда причин:

во-первых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность содержания деятельности. Субъект деятельности (ребенок) имеет возможность выбирать, чем ему заниматься летом, в каникулы, в свободное время. Свобода выбора обуславливает свободу времени (свободное время - «я делаю то, что хочу»), а соответственно, отсутствие «прессинга» взрослых. Взрослый в данной ситуации оказывается в позиции сопровождения детской жизни и может рассчитывать на «незаметное», а следовательно, и более эффективное воздействие. В процессе совместной деятельности взрослого и ребенка (а не в рамках обязательного воспитательного мероприятия) происходит развитие лучших нравственных качеств личности. Поэтому так важно, обращаясь к конкретным образовательным задачам, помнить о приоритетности развития ребенка - не навязывать, а сопровождать. По сути дела, умение ненавязчиво помогать ребенку в решении его личных проблем, эмоционально и психологически поддержать его и определяет его адаптацию вообще и в частности;

во-вторых, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность оздоровительно-образовательной среды, снимает проблему однообразия жизненных стилей, «застроенности» коммуникативных связей и отношений;

в-третьих, вариативно-программный подход позволяет обеспечить ресурсность личности ребенка. Это означает, что при наличии свободы и возможности многократности выбора ребенок попадает в ситуацию выбора, что само по себе является отдельной историей. Для нас же важно, как ребенок ведет себя в данном выборе - можно выбирать то, что легко и просто, не вызывает сложностей в действии, - отсюда однозначная позиция адаптивной активности, а соответственно, и актуализации тех адаптивных ресурсов, которые уже прошли свою адаптацию, и ребенок не боится данного относительно нового. Можно выбирать то, что является принципиальной проблемой в преодолении, вызывает смятение, но побуждает к активному действию.

Какова логика построения программы? Принципиальным в логике построения вариативных программ развития оздоровительно-образовательной среды являются:

- непременный оздоровительный эффект на уровне как физического, так и социально-психологического компонента;

- динамика продвижения всего комплекса программ как единого целого и внутренняя динамика каждой из программ;

- интеллектуальное наполнение программ, где знание не выступает в виде готового результата, или формулы, или алгоритма, - оно должно быть представлено как результат конкретной деятельности, и именно эта деятельность и ее способы должны стать предметом интеллектуального освоения;

- симбиоз различных методологических, технологических, содержательных стратегических направлений при ведущей доминанте одного их видов деятельности.

Нетрадиционные формы организации образования и оздоровления детей. Формы, используемые в оздоровительно-образовательных средах, обладают тем потенциалом, который опосредованно способствует ребенку в приобретении физических навыков, ощущений и в результате - компетенций. Причем к данному процессу привлечен любой, в том числе абсолютно «неспортивный», ребенок.

Принципиальными отличиями форм деятельности, используемых в оздоровительно-образовательных средах, являются их:

- нетрадиционный, свободный (необязательный) характер организации, отличающий их от уроков, тренировок или соревнований;

- интегративность, позволяющая сочетать «несочетаемые» линии и направления, например физкультуру и познавательную деятельность, спорт и творчество или спорт и экономику.

- рекреационность деятельности, которая для ребенка приемлема и интересна, это возможность в период летних каникул «погулять», «ничего не делать», «поиграть».

- игровая основа, определяющая динамику развития форм деятельности, их сюжетность. Обозначим лишь некоторые из форм: а) интеллектуально-спортивные; б) спортивно-творческие; в) социальные; г) сюжетно-ролевые; д) организационно-деятельностные.

Понятно, что не всегда форма работы в ее «чистом» физкультурном виде приносит желаемые результаты, так как зачастую уже предполагает наличие какого-либо навыка - «бегать, прыгать, играть в футбол и т.д.».

Поэтому более эффективными формами являются именно те, которые позволяют ребенку не чувствовать себя «неуклюжим, толстым, высоким», а способствуют ненавязчивому приобретению им новых навыков и получению достижений. Остановимся подробнее на обозначенных формах:

Интеллектуально-спортивные программы - такие программы, когда происходит командное участие спортсменов и интеллектуалов в тех или иных испытаниях, каждое их которых состоит из спортивного и интеллектуального этапов, а победа зависит от успешности прохождения каждого из них. Темы интеллектуальных этапов могут быть различными - спорт, кино, музыка, география и т.д. Соответственно, спортивные испытания в формах пересекаются с интеллектуальным этапом. Примеры таких программ - «Эко-марафон», «СпортАрт», «За семью морями» и др.

Спортивно-творческие программы в своей основе предполагают использование технологии мастер-классов, игровое взаимодействие в которых построено на обучении и демонстрации полученных умений. Организация мастер-классов выстраивается в круговом движении из одного в другой, обучении в том или ином мастер-классе в течение определенного времени, демонстрации, рейтинговой самооценке полученных умений и оценке мастера. Примеры мастер-классов: классы «фристайла», «хип-хопа», «телесотерапии», «самодиагностики и саморегуляции», «классический» и др.

Оздоровительно-образовательная среда, организуя именно таким образом приобщение ребенка к активному физическому отдыху, приносит явные позитивные результаты, помогает детям ощутить новые физические возможности, что доказывает опытная работа оздоровительно-образовательных лагерей, центров и санаториев.

Игра -- первичный и весьма продуктивный способ пробуждения творческих потенций, развития у ребенка воображения и накопления первых эстетических впечатлений. Получаемый через общение и деятельность опыт формирует у детей дошкольного возраста элементарное эстетическое отношение к действительности и к искусству.

Эстетическое постижение предметов происходит через их форму, цвет, величину. Важно, чтобы игрушки отвечали требованию разнообразия и праздничности. Способность анализировать и схватывать форму развивается с помощью и посредством предметного моделирования, конструирование, по картинам.

Сюжетно-ролевые программы, сегодня широко используемые в педагогике, все чаще и чаще обращаются к физкультуре и спорту в качестве основного доминирующего направления в выборе конкретных форм. Например, в игре «Мушкетеры» пиком всех событий становятся игры на местности по сюжету романа «Подвески королевы», в основе которых - элементы известных «Зарниц», где между собой сражаются гвардейцы и мушкетеры; в игре в «хоббитов» динамика игры выстраивается в соответствии с сюжетом и является приключенческой программой, в основе - препятствия, традиционные для спортивно-туристических форм работы: кочки, переправа, ориентирование, преодоление которых позволяет обрести «Великое кольцо и предотвратить войну». Играя в «Волшебника Изумрудного города», команды малышей совершают «поход в Изумрудный город», попадая в различные игровые ситуации, сражаются (где игровым оружием становятся резиновые и теннисные мячи, скакалки, кегли и т.д.) и побеждают, перетягивая канат, преодолевая бревно, подползая под веревкой или перепрыгивая через нее (См. Тазиев С.Ф. «Остров Надежды» -технология экологического воспитания. Елабуга, 1990 г.).

Организационно-деятельностные программы на сегодняшний день кажутся наиболее перспективными. Продвижение в данных программах основано на проектировании и моделировании реальных «взрослых» ситуаций и проживании в новых нетрадиционных условиях и ролях для себя. Программы предназначены для детей разного возраста - меняются лишь роль и позиция: в зависимости от возраста подростки выступают в качестве организаторов и руководителей, а малыши - участников и исполнителей. Организационно-деятельностная игра предполагает проектирование собственной автономной государственности и организации жизни в ней. Создавая различные предприятия и учреждения своего государства, дети в таких играх обязательно образуют спортивный (назовем его так) сектор, где налаживают работу различных спортивных клубов, школ, секций, проводят спортивные праздники и акции. В отличие от традиционных спортивных секций дети в таких предприятиях не только обучаются, но и получают представление об элементарных основах бизнеса. Экономические основы таких игр в качестве обязательного условия имеют своей задачей формирование простейших навыков организации дела, «зарабатывания» денег своим трудом. Члены спортивных клубов, например, выступают в качестве судей различных матчей, физруков, организующих утренние зарядки и мини-тренировки для других детей. В свою очередь, чтобы организовать спортивный клуб, надо дать рекламу, составить план деятельности и бизнес-план, набрать сотрудников и определить их функциональные.

Что бы добиться каких либо результатов необходимо опираться на традиционные методы воспитания. К ним относятся

Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (упражнения, требование, приучение, стимулирования, соревнование)

3. Методы стимулирования поведения и деятельности (стимулирования, соревнование, поощрение, одобрение, наказание)

Существенное значение в эстетическом воспитании ребенка играет организация детского быта -- чистоты, порядка, удобства, красоты, где все соразмерно, согласовано по цвету, форме, величине и т.п. Детей следует приобщать к созданию мира красоты через наведения порядка в комнате, опрятность одежды, так самым утверждая их в понимании того, что красота - дела рук человеческих.

Многолетний опыт работы автора в области организации летнего отдыха школьников позволяет прийти к заключению о том, что продуктивность педагогической деятельности и эффективность реализации программ во многом зависит от серьезности подходов к разработке содержательных аспектов деятельности и их последовательного научно-методического обеспечения.

Создание летнего лагеря - дело сложное, требующее учета и детальной проработки целого ряда моментов, касающихся как общей концепции, цели и задач, содержания деятельности лагеря, так и кадрового, материального, финансового обеспечения.

studbooks.net

детский оздоровительный лагерь - это... Что такое детский оздоровительный лагерь?

  • детский оздоровительный лагерь — Предприятие, предоставляющее размещение для детей, приезжающих для отдыха и оздоровления. [ГОСТ Р 53423 2009] Тематики туристические услуги DE Kindererholungsheim FR maison d enfants …   Справочник технического переводчика

  • Спутник (детский оздоровительный центр) — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/18 июня 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно п …   Википедия

  • Детский лагерь — Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии …   Википедия

  • лагерь — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? лагеря, чему? лагерю, (вижу) что? лагерь, чем? лагерем, о чём? о лагере; мн. что? лагери и лагеря, (нет) чего? лагерей и лагерей, чему? лагерям и лагерям, (вижу) что? лагери и лагеря, чем? лагерями и …   Толковый словарь Дмитриева

  • Лагерь оздоровительный —     учреждение дополнительного образования детей, действующее во время летних и зимних каникул. Организуются и финансируются различными государственными и общественными организациями и ведомствами. В большинстве случаев участие в расходах по… …   Педагогический терминологический словарь

  • Зубрёнок (детский центр) — УО «Национальный детский образовательно оздоровительный центр „Зубрёнок“» НДЦ «Зубрёнок» Руководители Директор Онуфриева Н.Г. Основание 17 августа 1969 года …   Википедия

  • Летний лагерь — Летний лагерь  контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимых (обычно) в течение летних месяцев в некоторых странах. Дети и подростки, которые посещают летний лагерь, известны как туристы (походники) и пионеры (дети до 15… …   Википедия

  • Зубрёнок (детский лагерь) — НДОЛ Зубрёнок (Мядельский район Минской области, территория Национального парка «Нарочанский», Беларусь) Национальный детский оздоровительный лагерь Министерства образования Республики Беларусь, популярный в СССР пионерский лагерь… …   Википедия

  • Зеркальный (лагерь) — У этого термина существуют и другие значения, см. Зеркальный. Эмблема лагеря, созданная в 1993 году Лагерь «Зеркальный» (Загородный центр детско юношеского творчества «Зеркальный», сокращённо ЗЦ ДЮТ «Зеркальный»)  государственное предприятие …   Википедия

  • Зубрёнок (пионерский лагерь) — Зубрёнок (Минская область, БССР, Беларусь) популярный в СССР пионерский лагерь республиканского значения. Содержание 1 История 2 Наше время 3 Примечания 4 См. также …   Википедия

normative_reference_dictionary.academic.ru

Что такое лагерь?

Одним из условий повышения эффективности воспитательной работы является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростков. Такая деятельность предполагает особый арсенал средств и методов педагогического воздействия на детей и подростков. А именно, такими средствами обладает культурно-досуговая деятельность.

Досуг – это свободное время. Но там, где собирается большое количество детей, досуг должен быть активным, коллективно-деятельным, творческим. Досуговая деятельность непосредственно связана с информационной. В процессе общения со взрослыми и сверстниками дети получают новую информацию о мире, окружающих людях, о собственной личности.

Лагерь — это полигон открытия талантов и дарований, надо только подсказать ребёнку, где он может их реализовать. К сожалению, в наших школах сегодня нет пионерских отрядов, смотров-конкурсов отрядной песни, клубов по интересам и т.д. В лагере ребёнок может попробовать себя в различных амплуа: командир отряда, ответственный за дежурство, капитан спортивной команды и т.д. — это тенденции к пробуждению в ребёнке организаторских талантов и способностей. Необходимо помочь детям, даже за такой короткий период времени, как лагерная смена раскрыть свои таланты и заставить задуматься о себе, как о личности. Оздоровительный лагерь — это живой, меняющийся организм. Вся энергия лагерных мероприятий должна быть направлена, прежде всего, на развитие ребёнка.

В лагере ребенок оторван от семьи, привычного общениях со сверстниками и т. д. И конечно, его жизнь должна быть наполнена событиями, которые бы полностью захватили его, в которых он мог бы проявлять себя творчески, которые его бы радовали.

Цель работы:

- рациональное использование каникулярного времени для   отдыха, оздоровления и   развития детей;

- выявление возможностей и условий социализации личности подростка на основе использования средств и методов культурно-досуговой деятельности.

Задачи:

- создание условий для физического и духовного развития детей, стимулировать позитивные изменения в их личностном развитии;

- создание условий для успешного осуществления процессов самовыражения ребёнка и развития его способностей;

- развитие познавательных, эстетических и творческих способностей;

- создание условий для разнообразной деятельности (клубы, кружки, спорт), формирование навыков коммуникативного общения через проведение   групповых и общелагерных мероприятий различной направленности;

- включение ребёнка в разнообразие культурной жизни общества;

- оказание различных видов и форм поддержки детям в различных социально приемлемых увлечениях.

Подбор педагогического состава

В настоящее время организация отдыха, обеспечение занятости, оздоровление подрастающего поколения (в том числе, в летний период) – приоритетные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы организации летнего отдыха активно обсуждаются в педагогической прессе, внимание общества к различным аспектам летней оздоровительной кампании значительно возросло.

Существует очевидная необходимость привлечения в систему отдыха и оздоровления детей специалистов, владеющих современными технологиями воспитания, методически грамотных, подготовленных к организации разнообразной деятельности детей в условиях загородного летнего оздоровительного лагеря. Высокое качество деятельности педагога по реализации прав детей на отдых и оздоровление специалиста обеспечивается, в том числе, профессиональной подготовкой, производственной практикой еще в период обучения в образовательном учреждении (ВУЗе, колледже).

Кроме того, не секрет, что костяк вожатых летних лагерей в основном формируется за счет студентов педагогических специальностей разных учреждений. В процессе реализации практики возможно закрепление и углубление знаний, полученных студентами в процессе теоретического обучения; изучение особенностей деятельности педагога в летне-оздоровительный период.

Студенты могут самостоятельно выполнять все функции педагога и воспитателя. Летняя практика создает условия для формирования индивидуального стиля педагогической деятельности; развития у студента культуры деятельности; воспитания и развития профессионально значимых личностных качеств студентов. Именно поэтому ДЗОЛ «Дружба», на протяжении многих лет сотрудничает с Тульским областным колледжем культуры и искусства, где изыскиваются возможности для включения данного элемента практической подготовки в образовательный процесс. Целями такого вида практики, в первую очередь, является овладение студентами основными методическими подходами к работе с детьми в летний оздоровительный период.

Организационные формы работы с подростками должны быть направлены на развитие их познавательных интересов и способностей.

Одна из таких форм - художественная форма. К данной форме можно отнести: массовые представления, вечера отдыха, шоу-представления, зрелища, литературные вечера, конкурсы.

Просветительные формы включают в себя беседы, диспуты, дебаты, викторины. Так, например, в процессе участия в диспуте, дискуссии подросток познает не только что-то новое, но и учится формировать свою точку зрения.

В практике культурно-досуговой деятельности встречается такая форма, как познавательно-развлекательная. Она имеет большое значение для подросткового возраста. Именно в этот период меняется характер игровой деятельности, можно сказать, игра теряет свою «сказочность», «таинственность». На первый план выступает познавательная значимость игры.

Одной из основных сторон культурно-досуговой деятельности является эстетическое воспитание. Его цель - развитие способностей оценивать, воспринимать и утверждать прекрасное в жизни и в искусстве с общечеловеческих позиций духовного наследия. Воспитательная задача состоит в том, чтобы вовлечь подростков в деятельность с помощью организаций шоу-представлений, творческих конкурсов красоты («мисс-лето», «джентльмен-шоу»), концертных программ.

Направление на физическое воспитание обуславливает развитие и укрепления здоровья, физических способностей детей и подростков. Одной из задач физического воспитания является воспитание воли и характера, его моральных качеств и эстетических вкусов. Таким образом, осуществляется связь физического, с нравственным и эстетическим воспитанием. Развитию данного направления способствует организация всевозможных соревнований, чемпионатов по различным видам спорта, малых олимпийских игр.

Таким образом, все эти направления культурно-досуговой деятельности взаимосвязаны, взаимозависимы, а совершенствование (этой деятельности) личности, делает эту сферу наиболее эффективной. В процессе направленного воспитания личности подростка, с одной стороны происходит духовное и нравственное развитие, с другой - идет своеобразная дифференциация способностей подростка, раскрываются разнообразные интересы и потребности, происходит социализация подростков, которая носит положительную направленность.

Особую значимость в воспитательном процессе мы придаём гражданственно – патриотическому воспитанию. Педагогический состав лагеря приобщает и вовлекает детей в участие в различных викторинах, конкурсах, концертных программах, направленных на данную тематику.

В нашем лагере, праздничная деятельность строится в соответствии с идеями народной художественной культуры. Здесь и народные праздники, например, «Троица», «Ивана Купалы», «Праздник русской березки», «Русские народные игрища». Дети проникаются идеями традиционной русской культуры, приобщаются к русскому народному творчеству.

Педагогические приемы:

- сочетание индивидуального и коллективного включения детей в различные виды деятельности (творческие, развивающие, интеллектуальные);

- систематическое подведение итогов и результатов прожитого лагерного дня.

- организация различных видов стимулирования детей, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого ребенком;

- разнообразие предлагаемых видов деятельности;

- отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации каждого ребенка, не зависимо от его стартовых возможностей.

- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой;

- чередование умственной и физической нагрузки на ребенка;

- соблюдение режима дня.

Содержание, формы и методы работы определяются педагогическим кол­лективом лагеря на принципах демократии и гуманности, развития культурно-исторических традиций, инициативы и творчества, с учетом интересов детей и подростков. В лагере должны быть созданы необходимые условия для обеспечения отдыха и развлечений, физкультурно - оздоровительной работы, природно - охранной работы, развития разнообразных творческих способностей детей и подростков, организации общественно полезного труда.

Коллектив лагеря самостоятельно определяет программу работы, основ­ные направления жизнедеятельности, распорядок дня, организацию самоуправ­ления.

dzol-druzhba.ru

10 лучших лагерей России 2018, список детских лагерей

Летние лагеря существуют в России уже почти целый век, и их популярность с годами только растет. Для детей посещение лагеря — отличный способ выйти на улицу и насладиться свежим воздухом, научиться новым и интересным вещам, и пообщаться с людьми за пределами своего непосредственного круга общения.

Однако для родителей выбор детского лагеря — сложная задача. Нужно учесть ряд важных параметров: от профессионализма вожатых и кратности питания до развивающих игр и занятий, которые будут предложены ребенку. Чтобы читатели не терзались муками выбора, мы отобрали лучшие лагеря России на основании независимой оценки, опубликованной на сайте государственного автономного учреждения культуры «Мосгортур».

10. Детский лагерь «Солнечный»

  • Принимает детей — от 7 до 15 лет.
  • Расположение — город Анапа.
  • https://gemrussia.ru/housings/sunny

Круглогодичное детско-оздоровительное учреждение находится на территории детского санаторно-оздоровительного комплекса (ДСОК) «Жемчужина России». Это одно из лучших мест в России для отдыха и лечения детей с различными аллергическими и кардиологическими заболеваниями, а также болезнями ЛОР-органов. В зависимости от кода заболевания в санаторно-курортной карте для ребенка будет составлена особая схема лечения.

Дети проживают в чистых и опрятных двухэтажных каменных корпусах, в комнатах на 3-4 человека, на каждом этаже есть душевые.

Предусмотрено пятиразовое питание, которое готовят на месте. По отзывам родителей, детей кормят вкусно, и в добавке не отказывают.

Во время смен работают кружки мягкой игрушки, хореографии, прикладного творчества и изобразительного искусства, проводятся различные тренинги и ролевые игры.

С детьми занимаются педагоги первой и высшей квалификационной категории, а вожатыми работают студенты педагогических ВУЗов и колледжей старше 20 лет.

На территории лагеря находится большой открытый бассейн. Однако, учитывая, что лагерь расположен в 300 метрах от Черного моря, отдыхать и загорать дети летом, в основном, будут не у бассейна, а на песчаном пляже.

9. Лагерь «Сокол»

  • Допустимый возраст — от 7 до 15 лет.
  • Расположение — город Анапа.
  • https://gemrussia.ru/housings/hawk

Один из лучших лагерей на море в России расположен на огромной территории ДСОК «Жемчужина России».

Кормят «соколят» пять раз в день. А живут они в комнатах по 4-5 человек.

Мероприятия варьируются от занятий спортом (волейболом, баскетболом, футболом, мини-футболом и др.) до кружков хореографии, пения, ИЗО, мягкой игрушки и прикладного творчества. У лагеря обширная экскурсионная программа, в том числе посещение дельфинария и аквапарка, конные прогулки и «Рыцарский турнир».

От лагеря до моря 10 минут пешком. Купаться дети ходят по 10 человек, на пляже дежурит команда спасателей. Также на территории «Сокола» действуют 2 открытых бассейна.

С детьми работают профессиональные педагоги, а безопасность обеспечивают врачи, спасатели и 140 видеокамер по территории и в корпусах лагеря.

8. Санаторно-оздоровительный лагерь «Лучезарный»

  • Могут отдыхать дети — от 7 до 15 лет.
  • Расположение — город Анапа.
  • http://gemrussia.ru/beaming

Как и два предыдущих участника списка детских лагерей 2018 года, «Лучезарный» входит в ДСОК «Жемчужина России». Находится он от Черного моря чуть дальше, чем другие корпуса — в 400 метрах. Зато это самый новый и современный корпус.

Уникальный дендропарк, лечебные грязи и источник минеральной воды делают «Жемчужину России» одним из лучших мест для отдыха детей, проживающих в экологически неблагоприятных регионах России.

В «Лучезарном» дети проживают в номерах на 4-5 человек (в каждом номере имеется ванная комната), им предлагают пятиразовое питание. Сладостей, большого количества жареного и перченого в меню нет, питание диетическое.

Игры на свежем воздухе, купание в Черном море, дискотеки, ярмарки, спортивные соревнования, выборы президента лагеря, походы и экскурсии — все это подарит ребенку массу позитивных впечатлений и заставит с нетерпением ждать следующей поездки в «Лучезарный».

7. Детский лагерь «Космос»

  • Могут отдыхать дети — от 7 до 15 лет.
  • Расположение — город Анапа.
  • https://gemrussia.ru/housings/space

И еще один участник ДСОК «Жемчужина России». Находится всего в 300 метрах от Черного моря.

Отвечая своему названию «Космос» работает по программе «Парад планет». В ее рамках дети проводят исследования на тему «Что же такое истинные ценности?», знакомясь с такими понятиями как оптимизм, целеустремленность и вера в доброту человека.

Питание у «космонавтов» пятиразовое, как и у детей из других корпусов. Дети проживают в комнатах по 4-5 человек в каждой. Дискотеки, экскурсии, целебный морской воздух и ежедневная зарядка способствуют укреплению детского организма.

6. Оздоровительный комплекс «Буревестник»

  • Возраст детей — от 6 до 15 лет.
  • Расположение — город-курорт Зеленогорск.
  • http://deti-otdih.ru/

Расположен в 70 км от Северной столицы, на берегу Финского залива. На территории лагеря находится пять двухэтажных отапливаемых корпусов, множество спортивных площадок и работает 25-метровый бассейн с бесхлорной системой очистки воды. Дети проживают в комнатах от 4 до 8 человек.

Питание в «Буревестнике» пятиразовое («шведский стол»), для его приготовления используется вода из артезианской скважины.

«Буревестник» входит в число самых интересных лагерей России. Его особенностью являются смены различной тематики:

  • экологическая смена;
  • военно-патриотическая смена;
  • творческая смена (кино и театр);
  • познавательная смена (краеведение и регионоведение).

Для физического и умственного развития детей предусмотрены: настольный теннис, мини-футбол, волейбол, занятия гимнастикой, турниры по шашкам и шахматам, театрализированные представления и кружки по интересам.

5. Детский лагерь «Фома»

  • Возраст детей — от 6 до 16 лет.
  • Расположение — город Биробиджан.
  • http://kids.foma.su/

На пятом месте в топ лагерей России находится лагерь с четырехразовым комплексным меню, комфортными комнатами на 3-4 человека и множеством площадок: от футбольной и баскетбольной до волейбольной и бадминтонной.

На территории лагеря также находятся экологические детские площадки с деревянными конструкциями и деревянными покрытиями.

На выбор предлагаются несколько смен:

  • по тематике популярных детских книг («Гарри Поттер», «Хроники Нарнии» и т.д.);
  • социально-психологическая смена, способствующая развитию нравственных качеств;
  • познавательная смена для любителей краеведения и регионоведения;
  • смена для развития лидерских и коммуникативных навыков.

Недостатком отдыха в «Фоме» является отсутствие бассейна и водоема.

4. ДОЛ «Орленок»

  • Возраст детей — от 7 до 15 лет.
  • Расположение — Подмосковье, город Клин.
  • http://www.dol-orlenok.ru/

Кружки по интересам (выжигание, роспись по стеклу, танцы, декупаж и др.), кино, концерты, конкурсы и дискотеки — вот далеко не полный перечень развлечений для посетителей «Орленка». Дети, достигшие 12 лет, смогут обучаться верховой езде, а более юные отдыхающие смогут прокатиться на лошади под контролем инструктора.

На территории «Орленка» открыты тир, баскетбольная площадка, зоопарк, экологическая игровая площадка, поле для мини-футбола и множество других площадок.

Питание пятиразовое, на территории лагеря работает собственная пекарня. В комнатах проживают от 5 до 7 человек. Территория комплекса огорожена и охраняется ночными и дневными охранниками.

Водоема возле лагеря нет. Зато есть открытый бассейн.

3. Всероссийский детский центр «Смена»

  • Возраст детей — от 7 до 18 лет.
  • Расположение — город Анапа.
  • http://www.smena.org/

В отличие от большинства учреждений в рейтинге детских летних лагерей 2018 года этот всероссийский центр принимает даже ребят постарше. Для них предусмотрены две познавательные смены:

  • программирование, IT;
  • техника, технологии и конструирование.

Также есть военно-патриотическая смена, экологическая смена, туристическая смена, творческая смена и познавательная смена, с изучением регионоведения и краеведения. Проводятся автобусные, пешие, конные и даже морские экскурсии, дети посещают аквапарк, дельфинарий и океанариум.

Питание в лагере пятиразовое, дети проживают в комнатах от 2 до 6 человек. На территории лагеря работает открытый бассейн, а море находится в пешей доступности.

2. Всероссийский лагерь «Орленок»

  • Возраст детей — от 11 до 16 лет.
  • Расположение — Краснодарский край, Туапсинский район.
  • http://center-orlyonok.ru/

Еще один «Орленок» вошел в список лучших детских лагерей России. От своего «коллеги» с четвертого места рейтинга этот всероссийский детский центр отличается не только расположением, но и минимально допустимым возрастом ребенка (11 лет), а также наличием большого количества тематических смен:

  • военно-патриотической;
  • туристической;
  • экологической;
  • спортивной;
  • познавательной (программирование, IT-технологии);
  • познавательной (регионоведение и краеведение);
  • и еще одной познавательной (история, политология, экономика и обществознание).

При этом на территории лагеря есть астрономическая обсерватория и огромный закрытый бассейн с подогретой морской водой, а море находится в пешей доступности.

Дети живут в комнатах по 5-14 человек, для них организовано пятиразовое питание.

1. Международный детский центр «Артек»

  • Возраст детей — от 9 до 16 лет.
  • Расположение — город Ялта.
  • http://artek.org/

Возглавляет лучшие лагеря 2018 года знаменитый «Артек», с которого началась история детских пионерских лагерей СССР. Пережив и распад советской державы и «святые 90-е» лагерь не утратил своего престижа, и стал еще более популярным.

Сейчас в нем есть все условия для насыщенного летнего отдыха: различные экскурсии, в том числе посещение Ялтинского зоопарка и поездка в Севастополь, множество кружков, компьютерный класс, тематические отряды (журналистский, морской и туристический), и огромное количество тематических смен:

  • спортивная;
  • несколько творческих (от кино до графики и дизайна);
  • военно-патриотическая;
  • несколько познавательных: от IT-технологий и техники до естественных и точных наук;
  • туристическая;
  • экологическая.

Дети проживают в комнатах по 8-14 человек, для них организовано пятиразовое питание по типу «шведский стол».

Для купания есть и открытый и закрытый бассейны, а море находится в шаговой доступности.

Подводя итоги

Если ваш ребенок нуждается не только в развлечениях, но и в оздоровлении организма, то самые подходящие варианты — комплексы, входящие в ДСОК «Жемчужина России» (10-7 места рейтинга), а также «Буревестник» (6 место).

Для отдыха ребенка дошкольного возраста (6 лет) подойдут детские лагеря, находящиеся на 6 и 5 местах списка.

Для активных детей отличным вариантом будет «Орленок» или «Смена».

Если ребенок интересуется IT-технологиями или увлекается творчеством, то предпочтительный выбор — любой из детских лагерей, входящих в топ-3 подборки.

basetop.ru


Смотрите также