Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Что должен уметь и знать будущий первоклассник


К школе готов! Что действительно должен знать и уметь будущий первоклассник?

Вокруг процедуры записи ходят мрачные легенды. Якобы, если ребенок не нарисовал от руки идеальную вертикальную прямую, его не берут в школу; что нужно назвать не менее десяти видов хвойных деревьев, назубок знать гимн Российской Федерации…

Дорогие родители будущих первоклассников! Давайте еще раз обговорим, что действительно должны знать родители об интеллектуальной готовности ребенка к школе, и что должен знать ребенок, чтобы уверенно учиться в первом классе. 

Вступительный экзамен или просто знакомство?

Прием детей в первый класс регламентируется Письмом Министерства образования и науки о правилах приема в общеобразовательные учреждения от 28.06.2012. Обратимся к этому документу, чтобы ответить на три главных вопроса о приеме:

Чтобы поступить в школу, нужно пройти тест?

Цитируем Письмо Минобрнауки: «Прием закрепленных лиц в общеобразовательные учреждения всех видов осуществляется без вступительных испытаний (процедур отбора)». Исключение составляют только «государственные и негосударственные учреждения, реализующие общеобразовательные программы для детей и подростков, проявивших выдающиеся способности, способности к занятию определенным видом искусства или спорта». Таким образом, если ваш ребенок не прошел собеседования или не сумел на нем блеснуть, это не должно никоим образом влиять на его поступление в школу.

Часто в школах проводятся собеседования будущих первоклассников (теперь мы знаем, что они имеют статус только собеседований, а не вступительных тестов). Вопросы на собеседованиях — едины для всех? Кто их составляет?

Снова цитируем: «В соответствии со статьёй 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» правила приема граждан в образовательные учреждения в части, не урегулированной Законом, другими федеральными законами, порядком приема в образовательные учреждения, установленным Минобрнауки России… определяются каждым образовательным учреждением самостоятельно». Таким образом, единого перечня вопросов нет, однако есть наиболее типичные вопросы, которые вероятнее всего зададут вашему будущему первокласснику почти в каждой российской школе. 

Могут ли ребенку отказать в приеме в первый класс, если он не смог ответить на вопросы?

«Закрепленным лицам отказывается в приеме в учреждение только по причине отсутствия в нем свободных мест. В случае отказа в предоставлении места в учреждении родители (законные представители) для решения вопроса об устройстве ребенка в другое учреждение обращаются в органы местного самоуправления в сфере образования соответствующего муниципального района, городского округа (пункт 6 Порядка)». Проще говоря, даже если ваш ребенок на собеседовании был не на высоте, это не может быть основанием для отказа. Максимум, с чем вы можете столкнуться — это беседа со школьным психологом, который порекомендует вам рассмотреть вариант «подождать еще год». Но это не более чем рекомендация.

Русский язык. 1 класс. Учебник Учебник предваряет систематическое изучение курса русского языка и предназначен для работы с первоклассниками в послебукварный период. Основные задачи учебника: стимулировать познавательную активность детей; развивать полноценное разноцелевое речевое общение; формировать учебную, речевую и языковую деятельность учащихся; обеспечивать начальный уровень грамотного безошибочного письма. Соответствует федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования (2009 г.).

Итак, будущий первоклассник по факту никому ничего не должен. Однако, существует ряд объективных критериев готовности ребенка к школе, и каждому родителю полезно обратить на них внимание. Отметим: это не требования, а скорее система сигналов, которые подскажут вам, что вашему ребенку действительно пора в школу, что ему там будет в достаточной мере комфортно и т.д.

В книге «Все о младшем школьнике» под редакцией Натальи Федоровны Виноградовой выделены три уровня готовности ребенка к школе — физический, личностный и интеллектуальный.

Физическая готовность

Что такое знания без крепкого здоровья? Чтобы успешно учиться, ребенок должен быть вынослив, а все системы его организма — в достаточной мере развиты, чтобы выдерживать школьную нагрузку без потерь для роста, развития, физического и психического самочувствия. Подчас успех ребенка в большей мере может зависеть от состояния его здоровья, чем от уровня его интеллектуального развития.

Что может помешать? Хронические заболевания, слабый иммунитет, склонность к быстрой утомляемости, особенности физического и психического развития.

 Как помочь?  

  • Соблюдайте режим дня. Следите за тем, чтобы ребенок высыпался, много гулял, правильно питался, не испытывал больших эмоциональных потрясений. Лучше всего, чтобы первого сентября ребенок пришел в школу бодрым, набегавшимся и хорошо отдохнувшим.

  • Еще раз проверьте здоровье. Перед школой необходимо проконсультироваться с врачами-специалистами, в первую очередь офтальмологом, неврологом, отоларингологом. Если ребенок склонен часто болеть, можно обратиться к врачу-иммунологу.

  • Будьте внимательны к индивидуальным особенностям здоровья ребенка. Если есть риск перегрузки, при выборе школьной программы сделайте выбор в пользу комфорта, а не заманчиво высоких результатов.

Личностная готовность

С одной стороны, это внутреннее желание ходить в школу, наличие учебной мотивации, с другой — умение общаться со сверстниками и учителями, способность принять свой новый статус школьника и усвоить новые правила поведения.

Что может помешать? Развитие личностной готовности детей к школе в основном зависит от взрослых. Если родители всегда поддерживали природное любопытство ребенка, общались с ним, уделяли ему достаточно внимания — проблем будет значительно меньше.

Чем помочь?   

  • Создайте круг общения. Чтобы научиться играть со сверстниками, нужно с ними регулярно встречаться. Если ваш ребенок не ходит в детский сад, пусть он общается с другими детьми во дворах и на площадках, на кружках и секциях – но главное, чтобы хотя бы на короткое время ребенок оказывался в детском коллективе. Еще лучше, если общение со сверстниками не будет напрямую регламентироваться педагогом или воспитателем.

  • Разговаривайте с ребенком. Внимательно относитесь к его вопросам, не оставляйте их без ответа. Интересуйтесь мнением ребенка.

 О том, как правильно разговаривать с ребенком о школе, можно почитать здесь (ссылка на статью о психологической готовности).

Интеллектуальная готовность

Нет, это не только и не столько объем знаний, который ребенку удалось наработать за первые шесть-семь лет жизни. В первую очередь, это уровень развития восприятия, памяти, внимания, мышления, мелкой моторики и зрительно-моторных координаций. Большую роль играют навыки самоорганизации, умение действовать по заданным правилам, слушать и выполнять задания. Наконец, интеллектуальная готовность ребенка определяется и уровнем его кругозора.

Чем помочь?

  • Развивайте ребенка правильно. Это ни в коем случае не значит, что вам нужно с трех лет засесть за учебники, зубрить детские энциклопедии или учить иностранные языки. Не перегружайте ребенка лишними знаниями, лучше помогите ему построить позитивные ассоциации между интеллектуальной деятельностью и общим комфортом: когда ребенок с родителями, ему хорошо, уютно, спокойно, в это же время ему предлагают подумать, решить логическую задачку, просто поговорить о чем-нибудь интересном.

  • Играйте. Игровая деятельность – ведущий род деятельности дошкольника, и именно в игре формируются все дальнейшие навыки, необходимые для интеллектуального развития.

  • Тщательно выбирайте пособия, по которым занимаетесь с ребенком. Обращайте внимание на соответствие пособий Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): с ними вы можете быть уверены, что даете ребенку только нужные знания и навыки, не перенапрягаете его.

Математика. 1 класс. Учебник. Учебник предназначен для обучения математике учащихся в первом полугодии 1 класса. Он обеспечивает плавную адаптацию детей к обучению, способствует формированию универсальных учебных действий работать по инструкции, образцу, находить и объяснять способ решения, составлять модель сюжетной математической ситуации.

Опыт показывает, что если личностная и интеллектуальная готовность ребенка на должном уровне, то и определенный багаж знаний у него наработан.

Как мы писали ранее, в настоящее время школам запрещено законом проводить вступительные испытания в первый класс. Тем не менее, вас, вероятно, пригласят на небольшое собеседование, чтобы узнать общий уровень развития вашего ребенка. Вот примерный перечень знаний, которые скорее всего будут проверять у вашего ребенка. Заметим: ребенок никому ничего не должен. Он может ответить и не ответить на вопросы, на его поступление в первый класс это никоим образом не может повлиять.

Знания:

  1. Базовые знания о себе. Имя, отчество и фамилия, свой возраст и дата рождения, домашний адрес, кое-что о городе (населенном пункте), в котором он живет, главное о своей стране (название, флаг, герб).

  2. Семья. Имена и фамилии родителей, их профессии.

  3. Времена года. Последовательность, названия месяцев, основные приметы каждого времени года – что происходит в природе, чем заняты люди и животные.

  4. Животные. Домашние животные и их детеныши, дикие животные средней полосы России, жарких стран, севера. Хищники, травоядные и всеядные животные. Основные приметы, внешний вид, детеныши. Птицы: зимующие и перелетные, домашние и дикие.

  5. Транспорт. Наземный, водный, воздушный.

  6. Одежда. Основные предметы одежды, виды обуви, головных уборов, одежда мужская и женская.

  7. Растения. Деревья — хвойные и лиственные; ребенок должен различать овощи, фрукты, ягоды.

  8. Русские сказки. Знать и рассказывать основные сюжеты.

  9. Геометрия. Нужно различать плоскостные фигуры: треугольник, круг, квадрат, овал, прямоугольник.

Умения:

  1. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Правая, левая сторона, верх, низ и т.д. 

  2. Восприятие. Внимательно прослушать и последовательно пересказать прослушанный рассказ, составить связный рассказ по картинке или ряду картинок.

  3. Родной язык. Различать гласные и согласные звуки, разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.

  4. Владеть карандашом. Без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать схематично, обводить по контуру, аккуратно закрашивать, не выходя за контуры.

  5. Счет. Хорошо, если ребенок умеет считать до 20 и обратно, выполнять простейшие счетные операции в пределах 20, знать состав чисел 2, 3, 4, 5. Если он этого не умеет — ничего страшного.

Литературное чтение. 1 класс. Учебник В учебник вошли разнообразные по жанрам произведения народного творчества, писателей-классиков и современных писателей о Родине, о детях и для детей, о животных и родной природе. Содержание учебника позволяет вести дифференцированное обучение первоклассников с учётом их готовности и индивидуальных возможностей. Особое внимание уделяется формированию основных видов речевой деятельности (слушанию, чтению и говорению), читательских умений, обогащению словаря и читательского опыта детей.

О том, как правильно заниматься с ребенком накануне поступления в первый класс, рассказывает Наталья Федоровна Виноградова, заведующая Центром начального общего образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования», доктор педагогических наук, проф., член-корреспондент РАО:

Прежде всего, будет хорошо, если родители, намечая план подготовки своего сына или дочери к школе, всякий раз будут задавать себе вопросы:

  • Это точно необходимо моему ребенку? Без этого его в школу не примут? Без этого он не сможет учиться?

  • Что это даст ему для успешности учения и интереса к учебному процессу?

  • А он захочет этим заниматься? Ему это точно по силам?

Если хотя бы на один из этих вопросов ответ отрицательный — подумайте хорошенько, нужны ли вам эти занятия. Если ответ на первый вопрос отрицательный – они вам почти точно не нужны. 

Чтобы настроить ваш родительский радар, предлагаю рассмотреть некоторые формы занятий и выбрать, в каком из них больше пользы. Сравните, что лучше:

  1. Каждый день проводить уроки обучения чтению, заставлять (или уговаривать) ребенка «складывать буквы в слова» (любимое задание родителей!);

  2. Играть с ребенком в разнообразные игры со звуками: послушаем звуки, произнесем звуки, сравним звуки, «определим звуки, которые тянутся», «определим последовательность звуков и обозначим их разными пуговками (фишками).

Ответ:

Поверьте профессионалу: методика обучения, когда все начинается с букв и заканчивается ими, приводит к ужасному побуквенному чтению, когда ребенок никак не может прочитать слово слитно. Он, конечно, научится этому, но с серьезной временной задержкой, отставанием в понимании смысла текста и с последующим (это психологами доказано) неграмотным письмом.

Примем как аксиому: буквы — знаки звуков, и прежде чем, ребенок запомнит буквы (это не так уж сложно), он должен научиться ориентироваться в звуковой стороне слова, хорошо знать, когда, в каких случаях нужно ставить ту или иную букву. Такая методика гарантирует умение ребенка мгновенно анализировать слово при чтении и письме. У ребенка формируется правильное чтение, становится грамотное письмо. Самое главное: дети играют со звуками с увлечением, с удовольствием, всегда готовы снова и снова выполнять «звуковые» задания.

Еще один пример!

  1. Можно купить прописи, которыми пользуются в первом классе, и регулярно заставлять дошкольника писать элементы букв и сами буквы. Правда, это скучно и неинтересно, но зато (так считают взрослые) рука будет готовиться к овладению письмом.   

  2. Предложить ребенку научиться пришивать пуговицы, штопать несложные дырки, вязать, заниматься рисованием и аппликацией.

Ответ:

Идея о том, что прописи в раннем возрасте ставят руку — это миф! Гораздо полезнее действия из варианта 2. Подготовка руки к письму в этих действиях «прячется»: не скучные элементы рисуем, а к паровозу дым, или полет пчелы от цветка к цветку, или дорисовываем колеса у машин, которые художник забыл нарисовать. И т.д, и т.п. А вместе грустного и очень трудного соединения элементов букв, будем работать крючком, вырезать и наклеивать детали аппликации.

И наконец, давайте помнить еще один закон обучения: голова обучающегося должна быть не только хорошо наполнена, но и хорошо устроена. То есть, все, что знает ребенок, он должен понимать, а не просто формально запоминать. И еще: чем меньше «готовых» знаний получит дошкольник, чем больше сам их «откроет», тем выше будет уровень его интеллекта.

Перейти в каталог продукции по начальному образованию И еще:
  • Для занятий с ребенком лучше всего выбирать утренние часы: это оптимальное время для интеллектуальных нагрузок.

  • Пусть занятия длятся не более 20 минут, а время занятий используется максимально полезно: меньше монотонных занятий, больше развивающих упражнений. Если вы не уверены, что сможете сами выстроить систему подготовки ребенка к школе, советуем вам следовать курсу проверенного учебного пособия.

  • После каждого занятия рекомендуется как следует подвигаться: можно побегать, поиграть в подвижные игры, просто сделать зарядку.

Александра Чканикова

____________________

*С мая 2017 года объединенная издательская группа «ДРОФА-ВЕНТАНА» входит в корпорацию «Российский учебник». В корпорацию также вошли издательство «Астрель» и цифровая образовательная платформа «LECTA». Генеральным директором назначен Александр Брычкин, выпускник Финансовой академии при Правительстве РФ, кандидат экономических наук, руководитель инновационных проектов издательства «ДРОФА» в сфере цифрового образования.

rosuchebnik.ru

Что должен знать и уметь будущий первоклассник?

«Современный ребенок, идущий в школу, должен быть подготовлен не хуже космонавта» – шутят родители. Действительно, образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

Общий кругозор

7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

  • свое имя, фамилию и отчество;
  • свой возраст и дату рождения;
  • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;
  • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;
  • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);
  • страну, в которой живет, и ее столицу;
  • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;
  • основные цвета и их оттенки;
  • части тела человека;
  • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);
  • профессии, виды спорта;
  • виды наземного, водного, воздушного транспорта;
  • известные русские народные сказки;
  • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

  • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;
  • выделять определенный звук в слове интонацией;
  • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
  • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);
  • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;
  • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
  • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;
  • знать разницу между гласными и согласными звуками;
  • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
  • отвечать на вопросы и уметь их задавать;
  • составлять рассказ по картинке;
  • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;
  • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;
  • сказать несколько предложений о заданном предмете;
  • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;
  • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
  • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
  • отгадывать загадки.

Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

Математика, счет

Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

  • знать цифры от 0 до 9;
  • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);
  • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;
  • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

    lovingmama.ru

    Начальная школа: что должен знать будущий первоклассник

    Уже совсем скоро наступит первое сентября, и множество деток впервые в жизни пойдут в школу.

    Наверняка уже в течение нескольких месяцев родители потенциальных первоклашек озабочены вопросами поступления в школу: что должен знать первоклассник, готов ли мой ребенок к школе, в какую школу лучше всего пойти, где купить все к школе? Эти и другие вопросы постоянно крутятся в головах мам и пап будущих первоклашек и заставляют их волноваться.

    Сегодня мы предлагаем вам поговорить о том, что должен знать первоклассник, поступая в школу, чтобы вы могли проверить своего ребенка, а также узнать рекомендации психолога о том, как проверить психофизическую готовность ребенка к школе.

    Читай также: Школьная обувь: какую покупать и как выбирать

    Пора в школу: готов ли малыш к школе?

    Наблюдая за своими шестилетним ребенком, многие родители думают: ну какая ему школа, он же еще совсем малыш, пусть побудет еще немного в саду, рано ему еще за парту. В некоторых случаях такое мнение родителей связано с тем, что малыш на самом деле еще не готов учиться, но во многих ситуациях дело тут совсем не в ребенке, а в желании родителей продлить своему малышу детство. Чтобы объективно оценить психофизическую готовность ребенка к школе, существуют разные специальные тесты, о них нам сегодня расскажет Мария Малыхина, психолог клиники «ilaya».

    Мария Малыхина, психолог клиники «ilaya»: «Психофизиологическая готовность к школе: 1. Физиологические системы организма должны приобрести свойства, обеспечивающие необходимый уровень дееспособности ребенка в режиме умеренной умственной и физической нагрузки. Первый тест для проверки - попросите ребенка до тронуться правой рукой до левого уха, проведя руку над головой (Филиппинский тест).Если он не достает, значит, еще не произошел полуростовой скачок, заключающийся в удлинении рук и ног, отражающий степень морфофункциональной зрелости организма. Второй тест – на координацию движений – одновременно правой рукой погладить себя по голове, а левой рукой – похлопать по животу. Обычно формируется в возрасте 6-7 лет. Физиологическая зрелость обуславливает умение контролировать свое поведение, усидчивость, обучение письму. 2. Смена ведущей деятельности ребенка с игровой на учебную: игра перестает удовлетворять интеллектуальные потребности ребенка, возникает желание учиться. Приблизительно к 7 годам. 3. Сформированная социальная позиция школьника – знание и умение соблюдать правила поведения в школе. Зависит и от возраста, и от формирования родителями».

    Что должен знать первоклассник перед школой?

    Если вам или психологу удалось определить, что ваш малыш психофизиологически готов к школе, тогда можно поговорить о том, какими знаниями и умениями он должен обладать пред школой.

    Если же ваш кроха еще не готов к учебе, то вам тоже будет не лишним узнать, что должен уметь ребенок перед школой, чтобы постепенно начать готовить малыша к первому классу.

    Что должен знать и уметь будущий первоклашка?

    Сразу стоит сказать, что перечень желаемых знаний и умений ребенка перед поступлением в первый класс может отличаться в зависимости от школы или конкретного педагога. Мы предлагаем вашему вниманию примерный перечень.

    Читай также: Список в школу: собираем первоклассника

    Общее развитие ребенка

    Будущий первоклассник:

    • знает свое имя, отчество и фамилию;
    • знает имена родителей, их род деятельности;
    • может назвать свой домашний адрес и телефон;
    • знает, в какой стране и городе он живет, также может назвать другие страны и города, которые помнит;
    • он знает, как называются некоторые растения, животные, насекомые и так далее;
    • ребенок знает времена суток, времена года, может назвать месяца года, дни недели, может сказать, сколько часов в сутках;
    • имеет представление о погодных явлениях;
    • знает цвета, различает понятия «право-лево»;
    • может назвать некоторые виды спорта, профессии, немного ориентируется в правилах дорожного движения, например, знает, что переходить дорогу можно на зеленый свет;
    • может назвать несколько фамилий писателей и поэтов;
    • знает самые важные государственные праздники;
    • может кратко рассказать, чем он любит заниматься;
    • может ответить на вопрос: зачем он идет в школу.

    Интеллект

    Ребенок может:

    • решить простые логические задачи, отгадать некоторые легкие загадки;
    • найти лишние предметы в группе;
    • добавить в группу предметы, которых не хватает;
    • рассказать, чем похожи или отличаются те или иные предметы;
    • сгруппировать предметы по определенным признакам;
    • восстановить последовательность событий.

    Способности речи, памяти, внимания

    Ребенок умеет:

    • находить отличия в двух картинках;
    • копировать простой узор;
    • описывать картинку по памяти;
    • запоминать короткое предложение и повторять его;
    • писать графические диктанты;
    • читать стихотворения, рассказывать сказки;
    • пересказывать услышанное;
    • составлять краткий рассказ по картинке.

    Математические знания

    Малыш может:

    • считать от 1 до 10;
    • проводить вычисления в пределах от 1 до 10;
    • разбираться в понятия «больше», «меньше», «поровну»;
    • перечислить простые геометрические фигуры, составить аппликацию из геометрических фигур;
    • сравнить предметы по ширине, длине, высоте;
    • поделить предмет на две, три, четыре равные части.

    Читай также: Подготовка детей к школе: экономные подсказки для родителей

    Чтение

    Малыш может:

    • отличить буквы от звуков, гласные от согласных;
    • найти нужную букву в слове;
    • подобрать слово на заданную букву;
    • поделить слово на слоги;
    • прочитать предложение из 4-5 слов и понять смысл прочитанного.

    Мама-форумчанка Вероника поделилась своей историей: «У меня ребенок научился читать в три года. Сейчас нам пять с половиной, на следующий год планируем пойти в школу. Почти все из списка необходимых умений для первоклассника мы уже освоили. Вскоре запишемся в подготовительный класс для первоклашек и подтянем там математические знания, думаю, через годик все будет отлично, и мы успешно пойдем в школу». Письмо

    Ребенок умеет:

    • держать ручку и карандаш в куре;
    • проводить непрерывные прямые и волнистые линии;
    • обводить рисунок по контуру, не отрывая руки от бумаги;
    • рисовать по клеточкам;
    • дорисовывать отсутствующую половину рисунка;
    • копировать геометрические фигуры;
    • уметь раскрашивать рисунок аккуратно.

    В большинстве детских садиков с 5 до 6 лет деток целенаправленно готовят к школе. Чтобы улучшить результаты ребенка, обычно педагоги рекомендуют родителям самостоятельно заниматься с малышами дома, начиная с 3-4 летнего возраста, тренирую все необходимые для школы знания и умения. За несколько месяцев до начала учебы в первом классе вы можете записать ребенка в специальный подготовительный класс в той школе, где малыш будет учиться, там он  сможет подтянуть свои знания и немного привыкнуть к школьной атмосфере!

    Приятной Вам учебы!

    Читай также: Что подарить школьнику на 1 сентября

    www.uaua.info

    Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

    Ольга Новикова Консультация «Что должен знать и уметь будущий первоклассник»

    Что должен знать и уметь будущий первоклассник

    В области развития речи и готовности к овладению грамотой будущему первокласснику необходимо:

    *уметь чётко произносить все звуки речи;

    *уметь интонационно выделять звук в словах;

    *уметь выделять заданный звук в потоке речи;

    *уметь определять место звука в слове (в начале, в середине, в конце);

    *уметь определять количество звуков в слове и их последовательность;

    *уметь произносить слова по слогам, называть слоги по порядку;

    *уметь составлять предложение из 3-5 слов;

    *уметь назвать в предложении только второе слово, только 3-е слово, только 4-е слово;

    *уметь использовать обобщающие понятия (медведь, лиса, волк – это животные);

    *уметь составлять рассказ по картинке (например, «В зоопарке», «На детской площадке», «Отдых на море», «За грибами» и т. д.»)

    *уметь составлять несколько предложений о предмете;

    *различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение);

    *уметь наизусть читать любимые стихотворения;

    *уметь последовательно логично излагать свои мысли, передавать содержание рассказа, сказки.

    К началу обучения в школе у ребёнка должны быть развиты элементарные математические представления:

    *знать цифры от 0 до 9;

    *уметь считать до 10 и обратно, от 6 до 10, от 7 до 2 и т. д. ;

    *уметь называть последующее и предыдущее число относительно любого числа в пределах первого десятка;

    *знать знаки +, -, =, ; уметь сравнивать числа первого десятка (например: 7 < 8, 5 > 4, 6 = 6);

    *уметь соотносить цифру и число предметов;

    *уметь сравнивать две группы предметов;

    *уметь составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание;

    *знать название фигур: треугольник, квадрат, круг, прямоугольник, овал, ромб;

    *уметь сравнивать предметы по цвету, форме, размеру;

    *уметь оперировать понятиями: «налево», «направо», «вверх», «вниз», «раньше», «позже», «перед», «за», «между», «ближе», «дальше»;

    *уметь группировать по определённому признаку предложенные предметы.

    В области представлений об окружающем мире будущему первокласснику необходимо:

    *уметь различать по внешнему виду растения, распространённые в нашей местности (например: ель, берёза, дуб, подсолнух, ромашка) и называть их отличительные признаки;

    *уметь различать диких и домашних животных;

    *уметь различать по внешнему виду птиц;

    *иметь представления о сезонных изменениях в природе (например, осень – жёлтые и красные листья на деревьях, увядающая трава, сбор урожая,);

    *знать названия некоторых комнатных растений;

    *знать названия 12 месяцев года;

    *знать названия всех дней недели.

    Кроме того, ребёнок, поступающий в 1-й класс, должен знать:

    *в какой стране он живёт, в каком городе, на какой улице, в каком доме, в какой квартире;

    *полные имена членов семьи, иметь общие понятия о различных видах их деятельности;

    *знать правила поведения в общественных местах и на улице.

    К первому классу должны быть готовы не только дети, но и их родители. Они должны быть готовы к тому, что их ребенок меняется, у него появляются новые интересы и новые люди, мнение которых для него важно. Не предъявляйте завышенных требований ни к ребенку, ни к педагогам. Важно, чтобы от родителей ребенок взял основное: учитель – это авторитет, которого нужно уважать. Ведь когда школа и родители будут работать с ребенком в одном направлении, поддерживать, закреплять полученные знания, тогда можно говорить о качественном образовании для детей.

    www.maam.ru

    Портрет будущего первоклассника по ФГОС

    Образовательные стандарты постоянно меняются, и кажется, что требования к детям, поступающим в первый класс, становятся жестче год от года. Если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Действительно ли так сложно подготовить ребенка к учебе? Рассмотрим стандартные требования, предъявляемые к первоклассникам в российских школах. Кроме того, в этой статье мы приведем примерные характеристики выпускника детского сада, т.е. ребенка, поступающего в 1 класс, согласно ФГОС – федеральному государственному образовательному стандарту.

    Что должен знать и уметь ребенок, идущий в первый класс школы?

    Для качественной подготовки малыша к учебной деятельности следует действовать в нескольких направлениях. Будущему первокласснику необходимо обладать элементарными знаниями о себе, родителях и устройстве окружающего мира, иметь базовые навыки счета и развитую речь.

    Итак, что должен знать и уметь будущий первоклассник, в различных областях?

    Общий кругозор

    7-летний ребенок уже достаточно развит, чтобы без запинки назвать:

    • свое имя, фамилию и отчество;

    • свой возраст и дату рождения;

    • фамилию, имя и отчество родителей, их род занятий и место работы;

    • имена других членов семьи и кем они ему приходятся;

    • свой адрес – город/поселок/деревню, улицу, дом, подъезд, этаж, квартиру – и номер домашнего телефона (если есть);

    • страну, в которой живет, и ее столицу;

    • основные достопримечательности своего города/поселка/деревни;

    • основные цвета и их оттенки;

    • части тела человека;

    • предметы одежды, обуви, головные уборы (и понимать разницу между ними);

    • профессии, виды спорта;

    • виды наземного, водного, воздушного транспорта;

    • известные русские народные сказки;

    • великих русских поэтов и писателей (Пушкин А.С., Толстой Л.Н., Тютчев Ф.И., Есенин С.А. и др.) и их самые известные произведения.

    Кроме того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к школьному возрасту наверняка имеются.

    Развитие речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)

    Уровень развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для чтения и письма. Будущий первоклассник должен уметь:

    • четко произносить все звуки, иметь хорошую артикуляцию;

    • выделять определенный звук в слове интонацией;

    • определять место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);

    • определять количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани», «кошка»);

    • произносить слова по слогам с хлопками или притопами;

    • называть слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);

    • различать единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской род;

    • знать разницу между гласными и согласными звуками;

    • называть группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);

    • отвечать на вопросы и уметь их задавать;

    • составлять рассказ по картинке;

    • последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что прослушанный рассказ;

    • понимать многозначность слов, называть слово со значением, противоположным значению заданного слова;

    • сказать несколько предложений о заданном предмете;

    • составлять предложение из 3-5 предложенных слов;

    • различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;

    • заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;

    • отгадывать загадки.

    Для развития речи самое полезное – это читать вместе с ребенком и обсуждать прочитанное. Учите будущего школьника четко и последовательно выражать мысли, анализировать описываемые события, чтобы в будущем он с легкостью мог отвечать на уроках. Поощряйте ребенка к высказыванию развернутых фраз, уточняйте детали и его мнение, задавайте вопросы: «Почему ты так думаешь? Как ты считаешь, а что было бы, если…?» и т.п. Полезными будут игры для развития словарного запаса: в антонимы (вы бросаете ребенку мяч со словом «мокрый» – он бросает обратно, отвечая «сухой», аналогично «темный» – «светлый», «чистый» – «грязный» и т.п.); «угадай слово» (водящий должен угадать слово по описанию нескольких игроков) и многие другие.

    Математика, счет

    Умение считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические представления к 1 классу:

    • знать цифры от 0 до 9;

    • уметь называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8 до 4 и т.п.);

    • уметь называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за ним;

    • понимать смысл знаков «+», «–», «=», «>», «

      infourok.ru

      Что должен уметь будущий первоклассник - МО начальных классов МОУ ВСОШ №1

      Начнем с возраста. На момент поступления в 1 класс школы ребенку должно быть не менее 6,5 лет. По утверждениям специалистов, ребенок, не достигший этого возраста, еще не обладает необходимым для обучения в школе уровнем зрелости. Узнайте заранее, есть ли у школы, в которую вы хотели бы отдать своего ребенка на обучение, особые требования к поступающему: умение бегло читать и т. д., чтобы не было неожиданностей.

      В возрасте 5 лет обязательно посетите узких специалистов – логопеда, психолога, невролога.

      Ребенка считают неготовым к школе, если он:

      • настроен исключительно на игру;• недостаточно самостоятелен;• чрезмерно возбудим, импульсивен, неуправляем;• не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;• мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;• имеет серьезные нарушения речевого развития;• не умеет общаться со сверстниками;

      • не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязан.

       

      Примерный перечень вопросов и заданий, определяющие уровень готовности дошкольника к школе .

        Проверь свои знания. Закончи фразы, ответь на вопросы, выполни задания.

      1. Назови свое имя, фамилию.
      2. Сколько тебе лет? Обведи соответствующую  цифру ( цифры в рамках вперемешку: 6, 5, 7, 4,8)
      3. Назови дату своего дня рождения
      4. Наша страна называется…
      5. Раскрась флаг России (заготовка флага)
      6. Столица России – город…
      7. Обведи герб России красным карандашом (фломастером, ручкой), а герб Москвы-синим.
      8. Назови свой домашний адрес
      1. Сколько человек в твоей семье? Перечисли
      2. Мою маму зовут…моего папу зовут…Как зовут других членов семьи?
      3. Где и кем работают мама и папа?
      4. Какие профессии ты знаешь?
      5. Что такое домашний труд. Назови предметы, которые помогают в домашнем труде и объясни как ими пользоваться.
      6. Как люди отдыхают?
      7. Какие праздники ты знаешь? Перечисли.
      8. Солнце – это…
      9. Дом всех людей - планета…. 
      10. Зачеркни предметы , которые не относятся к природе Земли. ( даются картинки : Солнце, туча, радуга, птица, насекомое, рыба, дикий зверь, домашнее животное, дерево, цветок, ягода, стул, ботинок, дым).  Найди объекты неживой природы . Что относится к неживой природе. Найди растения и обведи их зеленым цветом.  Какие еще растения ты знаешь?  Найди животный и обведи их красным цветом. Каких животных ты еще знаешь.
      11. Я знаю пять названий деревьев....  Я знаю пять названий цветов….
      1. Дикие животные – это те животные, которые живут…

      Домашние животные - это те животные, которые  живут…

      Я знаю пять названий птиц…

      Я знаю пять названий насекомых…

      Я знаю пять названий зверей…

      1. Назови времена года . Сколько в году месяцев. Назови зимние месяцы, весенние месяцы, осенние месяцы, летние месяцы.
      2.  Расставь рисунки в том порядке, в каком  появлялись эти создания на земле. (Рисунки: первобытный человек, современный человек, динозавр)
      3. Назови части тела человека
      4. Какой из этих мальчиков заботится о своем здоровье, а какой нет (рисунок: идет дождь. Идут два мальчика, один под зонтом, другой- без зонта)
      5. Я знаю правила пешехода… Что обозначают цвета не светофоре?
      6. Рукотворный мир- это предметы, которые …

      Я знаю пять названий видов транспорта…

      Я знаю пять названий предметов мебели

      Я знаю пять названий предметов одежды…

      Я знаю пять названий игрушек…

      ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РЕБЕНКУ К ПЕРВОМУ КЛАССУ.

      КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ 

      У детей должны быть сформированы навыки культуры поведения.

      1. Первыми здороваться со взрослыми и сверстниками
      2. Вежливо прощаться
      3. Благодарить за оказанную помощь
      4. Говорить тихо, не привлекая к себе внимания
      5. Вежливо обращаться с просьбой
      6. Не перебивать говорящего
      7. Не вмешиваться в разговор старших
      8. Соблюдать порядок, чистоту.

       ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

      Наша СТРАНА

      • Наша страна называется Российская Федерация (РОССИЯ)

      НАШ ФЛАГ. Цвет флага:

      НАШ ГЕРБ

      НАША СТОЛИЦА

      НАША  НАЦИОНАЛЬНАЯ ВАЛЮТА

      • Рубль
      • Разменная монета-копейка

      МАЛАЯ РОДИНА.

      • У каждого человека есть малая родина. Это место, где человек родился и живет. Кто-то родился в городке, кто-то в селе, кто- то живет в центре России, кто-то на ее окраинах. Место жительства определяет адрес.

      ДЕТИ ДОЛЖНЫ ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

      • О всенародных праздниках
      • О труде людей в городе и сельской местности
      • Должны уметь рассказать о своей семье

      ЗНАКОМСТВО С ПРИРОДОЙ

      РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР

      Дети должны иметь представление:

      • Об условиях необходимых для роста растений
      • О лесных ягодах и грибах
      • Об овощах и фруктах
      • О деревьях, кустарниках и цветах

      Дети должны уметь:

      Различать и назвать деревья по коре, листьям, плодам.

      ЖИВОТНЫЙ МИР.

      Дети должны иметь представление:

      • О домашних и диких животных
      • О перелетных и зимующих птицах
      • О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе

      НЕЖИВАЯ ПРИРОДА

      Дети должны:

      • Иметь представление о сезонных изменениях в природе
      • Определять состояние погоды: солнечно, ветрено, дождливо, выпал снег
      • Уметь вести календарь природы с помощью взрослого

      ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

      • Рисование с натуры
      • Сюжетное рисование
      • Гжель
      • Городецкая роспись
      • Хохломская роспись
      • Дымковская игрушка
      • Филимоновская игрушка

      РАЗВИТИЕ РЕЧИ

      • Правильно произносить все звуки родного языка
      • Различать и называть слова с определенным звуком
      • Уметь определять место звука в слове ( начало-середина-конец)
      • Подбирать синонимы, антонимы
      • Пересказывать знакомые сказки и рассказы
      • Составлять рассказы и сказки по картинке (серии картинок)

      МАТЕМАТИКА

      Дети должны знать :

      • Состав чисел первого десятка ( из отдельных единиц)
      • Состав чисел из двух меньших

      ДЕТИ ДОЛЖНЫ УМЕТЬ:

      • Называть числа в прямом и обратном порядке
      • Соотносить цифру и число предметов
      • Правильно пользоваться количественным и порядковым числительными
      • Сравнивать числа в пределах 10
      • Устанавливать, какое число больше (меньше) другого
      • Уравнивать неравное число предметов способами (добавить, убрать)

      ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОСТИ ДЛЯ РЕБЕНКА

      • Не разговаривать с посторонними людьми
      • Не входить в лифт с незнакомыми людьми
      • Не открывать дверь чужим людям
      • Не показывать ключ от дома
      • Не баловаться спичками
      • Не вставать на подоконник

      СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РЕБЁНКА К ШКОЛЕ:

      • учебная мотивация (хочет идти в школу; понимает важность и необходимость учения; проявляет интерес к получению новых знаний)• умение общаться со сверстниками и взрослыми (ребенок легко вступает в контакт, не агрессивен, умеет находить выход из проблемных ситуаций общения, признает авторитет взрослых)

      www.sites.google.com


      Смотрите также