Обычная версия сайта
Размер шрифта
A-
A+
Интервал
-
+
Цвет сайта
Ц
Ц
Ц

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Огонёк" г. Надыма"
ДЕТСКИЙ САД "Огонёк"
Год основания01.06.1984 годЯзыки образованияРусский


Адаптация в детском


Правила адаптации к детскому саду

Наталья Зубрей Правила адаптации к детскому саду

Правила адаптации к детскому саду

Прошли времена, когда ребенка отдавали в детский сад сразу на весь день и в очень маленьком возрасте. Сейчас детские психологи и педагоги уверены в том, что чем более мягкой и плавной будет адаптация ребенка к детскому саду, тем меньше впоследствии возникнет проблем со здоровьем и общением со сверстниками. Существует несколько правил, которые помогут облегчить адаптацию ребенка к детскому саду.

1. Первые посещения детского сада должны быть ограничены по времени: не более 1-2 часа. Детская психика очень быстро перегружается впечатлениями, поэтому для начала хватит и этого времени.

2. В первые две недели не рекомендуется оставлять ребенка на сончас, даже если родителям кажется, что адаптация идет успешно. Помните, чем более плавными будут перемены в жизни ребенка, тем ему легче будет их принять.

3. Для облегчения адаптации психологи советуют первое время давать малышу с собой какую-нибудь любимую вещь из дома: мягкую игрушку, машинку, сумочку.

4. Для тех детей, которые тяжело переживают разлуку с мамой, иногда хорошим подспорьем будет небольшой альбом на 3-4 страницы, в который будут вставлены фотографии самых близких людей - мамы, папы, бабушки и дедушки.

5. Оставлять ребенка на полный день следует не раньше, чем малыш начнет хорошо спать в сончас. Если дневного полноценного отдыха не будет, лучше забирать ребенка пораньше: не отдохнув, он не сможет выдержать нагрузку полного дня.

6. Если малыш просит маму остаться с ним дома, иногда лучше пойти ему навстречу, если существует такая возможность. Первое время пятидневную неделю ребенку тяжело выдержать, поэтому выходной по средам облегчит привыкание к новому режиму.

Родителям необходимо помнить, что адаптация у всех детей протекает по-разному. Кто-то уже на третий день радостно бежит в детский садик, кто-то месяцами плачет по утрам, не отпуская маму. Детские психологи утверждают, что насильно пытаться «сдать» ребенка в детский садик не стоит, ведь гораздо лучше будет, если он будет посещать детский сад с радостью и удовольствием.

ОСОБЕННОСТИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА К ДЕТСКОМУ САДУ

Детский сад поначалу кажется маленькому человечку пренеприятным местом на свете. Во-первых, ребенок разлучается с мамой – самым близким и родным существом. Во-вторых, он должен войти в свой первый в жизни коллектив и занять там свое индивидуальное место. И то, и другое сделать очень нелегко. Поддержка взрослого на данном этапе крайне важна, потому что без такой помощи малыш либо замкнется в себе, либо станет проявлять агрессию. Какие советы следует принять во внимание родителям и воспитателям?

Изменение режима дня

Находясь в кругу семьи, ребенок живет в определенном ритме и режиме. Когда он поступает в детский сад, то его жизнь стремительным образом меняется. Происходит изменение режима дня, к которому не так-то просто приспособиться. Малышу бывает нелегко привыкнуть к тому, когда нужно кушать, когда спать или пробуждаться. Дома все эти действия выполнялись в совершенно другие часы. Для того чтобы адаптация к детскому саду проходила легче, рекомендуется и в домашних условиях соблюдать тот же график. Упорядоченный образ жизни поможет ребенку скорее освоиться в новой обстановке.

Привыкание к группе

Следует принять во внимание то обстоятельство, что ребенку не всегда легко привыкнуть к атмосфере самой группы. Ему может что-то не нравится во внешнем пространстве. Не со всеми детьми всегда сразу складываются хорошие отношения. Дети, особенно в маленьком возрасте, еще не умеют дружить, учитывать и принимать чужую точку зрения. Необходимо учить их правильно выражать свои эмоции, проявлять свои лучшие качества характера (а они есть у каждого малыша). Иногда забирая ребенка вечером из детского сада, родители отмечают, что он стал нервным и раздражительным. Это происходит по той причине, что в течение дня присутствовали какие-то внутригрупповые конфликты, не поделили игрушку с другим ребенком, или кто-то другой претендует быть замеченным первым.

Здоровье ребенка

Отдавая ребенка в детский сад, родителям нужно быть готовыми к тому, что здоровье у него в ближайшее время может заметно снизиться. Этот феномен стал основной особенностью адаптации. Иммунитет ребенка начинает стремительно перестраиваться. Болезнь является защитной реакцией маленького человечка. Его организм учится приспосабливаться к изменяющимся условиям. Дома он находился в изолированной обстановке, где по возможности всегда царят чистота, любовь и внимание. Детский сад несет в себе незнакомые запахи, звуки и яркие впечатления. Ребенок учится контактировать с другими детьми, моментально заражается от внезапно заболевшего одногруппника. Обычно, поступая в детский сад, ребенок начинает стабильно болеть раз в две недели или даже чаще.

Возможность проявить себя

У каждого ребенка имеются свои индивидуальные особенности. Если вы хотите в будущем видеть свое чадо успешным, то предоставьте ему возможность выражать свою личность. Чтобы вырастить счастливого человека, необходимо создавать ему соответствующие условия в реальности. Процесс адаптации к детскому саду иногда сопровождается конфликтными ситуациями. В них ребенок учится отстаивать свою точку зрения, выражать собственные чувства. Не мешайте ему в этом. Не нужно пытаться превращать ребенка в робота, который должен оправдывать возложенные на него взрослыми ожидания. У вашего сына или дочери в коллективе обязательно должна иметься возможность как-то проявить себя. Пусть он почувствует себя важным, значимым, принимаемым и любимым. Только тогда малыш будет посещать детский сад с удовольствием, не закатывая родителям громкие истерики по утрам.

Желание быть замеченным

Другой особенностью адаптации является потребность быть замеченным в группе. Если такого не происходит, ребенок может открыто провоцировать ссору, идти на конфликт и даже драться. Некоторые воспитатели сталкиваются с нецензурной бранью своих маленьких воспитанников и хватаются за голову. В любом случае необходимо помнить о том, что подобное поведение продиктовано желанием быть замеченным, принимаемым коллективом. Все эти негативные проявления вполне могут являться частью адаптации, привыкания ребенка к новому месту.

Тоска по маме

Ребенок, оказываясь в детском саду, испытывает сильную тревогу и страх. Эти эмоции вызваны не просто сменой привычной обстановки, а тоской по самому близкому человеку – маме. Даже взрослому порой бывает трудно найти общий язык с коллегами в новом коллективе. Ребенку страшно оставаться одному в незнакомом месте. Все действия воспитателя и других детей вызывают у него страх, на который он реагирует недоверием, истерикой, дополнительными капризами. Пока малыш не осознает, что в детском саду с ним ничего страшного не случится, он будет продолжать плакать. Плач здесь выступает способом обратить на себя внимание. Следует учитывать такую особенность адаптации как выраженную тоску по матери. Ребенок должен чувствовать и знать, что родители обязательно заберут его домой, а не оставят «с чужой тетей» навсегда.

СТЕПЕНИ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

В зависимости от условий детского сада привыкание ребенка проходит легче или тяжелее. Следует отметить три основные степени адаптации, которые свидетельствуют о различном психологическом состоянии малыша, особенностях его нервной системы.

Легкая степень

Легкая степень адаптации характеризуется быстрым привыканием ребенка к новой социальной среде. Ребенок буквально через неделю начинает свободно ориентироваться в пространстве, знать всех присутствующих в лицо, устанавливает дружеские отношения с одногруппниками. Легкая степень встречается реже, чем средняя и тяжелая. При таком подходе дети меньше устают, меньше проявляют агрессию и замкнутость. В большинстве случаев при легкой степени привыкания ребенок реже болеет и пропускает внутригрупповые занятия, беспрепятственно вступает в контакт со сверстниками.

Средняя степень

Средняя степень адаптации характеризуется достаточно длительным привыканием. Ребенок долгое время не может понять, почему мама его отвела в данное учреждение и отчего так долго за ним не приходит. Малышу двух-трех лет совершенно не понятен смысл пребывания в государственном здании. Он видит вокруг себя множество ребятишек, но не осознает, что за каждым родители возвращаются вечером. Если понаблюдать за реакцией малыша, то станет понятным, что он думает, что мама оставляет его навсегда. Он каждый раз переживает разлуку с ней как в последний раз. Для ребенка, не достигшего и трех лет от роду, разлука с матерью – это величайшая трагедия. Он не знает, как вести себя в незнакомой обстановке, не ведает, что с ним происходит, не может управлять собственными чувствами.

Тяжелая степень

При тяжелой степени адаптации ребенок долгое время не может войти в детский коллектив. На утреннее прощание с мамой он реагирует бурным криком, переходящим в истерику. Такой малыш часто болеет, отказывается посещать детский сад, не соблюдает правила поведения, норовит сорвать воспитателю режимные моменты, отвлекает и обращает на себя внимание других детей. Тяжелая степень привыкания характеризуется, как правило, нарушением сна, потерей аппетита, иногда наблюдается расстройство стула. Ребенок становится нервным, неуправляемым и одновременно беспомощным. Своим поведением он требует к себе участия, пытается обратить на себя внимание тех, кто находится рядом. К сожалению, не всякий взрослый человек способен это понять и принять верное решение.

ВРЕМЯ АДАПТАЦИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКОМ САДУ

Многих родителей интересует вполне закономерный вопрос: как много времени ребенку необходимо для успешного прохождения адаптации? Следует заметить, что это процесс непростой, зависящий от многих факторов. Здесь не следует торопиться и всячески подгонять чадо, заставлять его подстраиваться под установленный порядок. Адаптация к детскому саду проходит у каждого малыша сугубо индивидуально. Время адаптации зависит исключительно от следующих значимых моментов.

Здоровье ребенка

Чем больше физически развит и вынослив малыш, тем проще ему будет адаптироваться к постоянно изменяющимся условиям в детском саду. Здоровье ребенка здесь имеет первостепенное значение. В противном случае малыш будет очень часто болеть, что негативно скажется на его внутреннем состоянии: он может стать нервным и раздражительным.

Возраст

Здесь присутствует довольно спорный момент. Существует мнение, что на процесс адаптации к детскому саду влияет возраст ребенка. Но тут специалисты расходятся во мнениях. Одни говорят, что чем младше ребенок, тем проще ему пережить разлуку с матерью и остальными членами семьи. Другие доказывают, что дети постарше лучше адаптируются к детскому саду по причине развития некоторой сознательности. Не привыкнув к посещению детского сада с полутора-двух лет, ребенку становится тяжело полностью адаптироваться в три-четыре года.

Характер

Многое в процессе адаптации к детскому саду зависит от индивидуальных особенностей личности. Скромному и тихому ребенку тяжелее пережить разлуку, чем общительному и бойкому. Конечно, покладистый малыш удобен для воспитателя: он никуда не лезет, не доставляет никаких хлопот. Однако, не сумев выплеснуть свои эмоции в детском саду, ребенок копит их в себе, что не может положительно сказываться как на здоровье, так и на адаптации в целом.

www.maam.ru

Адаптация ребенка к детскому саду

Приводя впервые ребенка в детский сад, родители часто беспокоятся, как ему там будет? Волнение это вполне объяснимо: они оставляют ребенка с незнакомыми людьми. Если ребенок не хочет расставаться с привычным, отказывается порой идти в группу, сердца мам наполняются растерянностью и тревогой.

Проработав с дошкольниками более 15 лет, я не раз сталкивалась с подобными историями и хочу поделиться, как облегчить ребенку период привыкания к детскому саду.

Как протекает адаптация

Дети по-разному ведут себя при поступлении в детский сад. Одни приходят в группу уверенно, достаточно спокойны, начинают играть, другие больше наблюдают, могут отказываться от общения с воспитателем, отклоняют все предложения, третьи боятся отойти от мамы, безутешно плачут. Чем объясняется такое разное поведение детей?

Существует три фазы адаптации:

1. Острая фаза, или период дезадаптации, когда у ребенка могут наблюдаться частые заболевания, нарушения аппетита и сна, нежелание ходить в детский сад.

2. Собственно адаптация — в этот период ребенок постепенно привыкает к новым условиям, поведение постепенно нормализуется.

3. Фаза компенсации — дети начинают вести себя спокойно, эмоциональное состояние положительное.

Период адаптации может длиться от 2 недель до 3-4 месяцев. После длительных перерывов процесс адаптации у ребенка может начаться заново.

Причины тяжелого привыкания к детскому саду

На привыкание к детскому саду влияют разные факторы:

  • отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского учреждения,

  • наличие отрицательных привычек (сосание соски, укачивание при укладывании),

  • неумение занять себя игрушкой,

  • несформированность необходимых культурно-гигиенических навыков,

  • возраст ребенка,

  • состояние здоровья и уровень развития ребенка (здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности адаптации),

  • индивидуальные особенности (одни дети вначале привыкают трудно, затем поведение нормализуется, другие, наоборот, в первый день внешне спокойны, а в последующие плачут, плохо едят, спят и т.д.),

  • биологические факторы (токсикозы и заболевания матери во время беременности, осложнения при родах и заболевания в первые три месяца жизни, а также частые заболевания до поступления в детский сад),

  • уровень тренированности адаптационных механизмов (малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия – посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т.д., легче привыкают к дошкольному учреждению).

Однако основной причиной тяжелого привыкания является отсутствие у ребенка опыта общения со взрослыми и детьми. Особенно страдают те дети, опыт которых был сужен до минимума (мама-ребенок, бабушка-ребенок), ограничен рамками семьи. Таким детям трудно знакомиться с новыми людьми, устанавливать с ними контакт. Чем уже был круг общения до поступления в детский сад, тем труднее ребенку, тем длительнее формируются у него отношения с воспитателем.

Когда у ребенка опыт общения со сверстниками ограничен, большое количество детей в группе вызывает у него страх, стремление уединиться. Такой ребенок, если у него есть положительный опыт общения с посторонними взрослыми, тянется к воспитателю.

На каждые 100 детей приходится 2-3 случая длительной, осложненной адаптации к условиям детского сада. Как правило, это единственные дети в семье или часто болеющие.

Когда лучше отдавать ребенка в детский сад

Труднее всего адаптируются к новым условиям дети в возрасте от 10-11 месяцев до 2 лет. После 2 лет дети становятся более любознательными, их можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями. Дети хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить.

Лучшим моментом для успешного и скорейшего привыкания ребенка к режиму пребывания в детском саду многие психологи считают возраст в 2-3 года. На этот период приходится начало кризиса раннего детства, называемого кризисом трех лет. Дети, стремясь утвердить свое Я, тянутся к самостоятельности. Именно в это время детсадовский режим жизни может благоприятно повлиять на становление личности дошкольников и их адаптацию к новой социальной среде. В то же время не следует отдавать ребенка в острый период кризиса, это может ухудшить его протекание. В то время, когда ребенок нуждается в понимании и поддержке, дополнительно к психической нагрузке кризиса на плечи малыша взваливается еще один тяжелый груз – груз адаптации к детсаду. Поэтому лучше отдать ребенка немного позже, по мере совершенствования его адаптационных механизмов.

Также неблагоприятный период – это 4 года и промежуток от 5 до 6 лет. Здесь развитие ребенка относительно стабилизируется, и резкое изменение образа жизни, связанное с утратой приватности (возможности побыть наедине с собой или близким человеком, хорошо чувствующим его настроение, знающим его потребности, желания и привычки), может привести к неприятным последствиям.

Погружение в атмосферу детсадовской общности воспринимается как насилие над личностью, утрата собственной индивидуальности. Тяжелые переживания влекут за собой появление протестных форм поведения: истерик, капризов, а иногда и соматических расстройств – повышения температуры, появления болей в животе, обострения хронических заболеваний. Дети прибегают к манипулированию, требуя возврата к прежней свободной жизни дома. Ребенок как бы вовлекает взрослых в затяжную борьбу, где вопрос «кто кого» решается то в пользу родителей, то в пользу малыша. Действия ребенка выстраиваются приблизительно так: сначала в ход идут просьбы и рассказы о том, как все плохо в садике, если не помогает, тогда в ход идут слезы и истерики, не действуют и они – остается еще одно средство – болезнь. Когда после выздоровления малыша снова ведут в детский сад, может наступить рецидив.

Не стоит отдавать ребенка в детский сад и в то время, когда у вас родился еще один малыш, хотя это и облегчает жизнь. Лучше это сделать несколько раньше или отложить на какое-то время. Старший ребенок и так почувствует, что в доме появился новый член семьи и многое изменилось, и решение родителей может истолковать как свое изгнание, сделав вывод, что вы предпочитаете ему новорожденного. Это не только осложнит адаптацию, но и отразится на отношениях между детьми

Как облегчить привыкание ребенка к детскому саду

Еще до поступления в детский сад необходимо готовить ребенка к общению с другими детьми и взрослыми. Посещать с ним детские площадки, приглашать домой и самим ходить в гости к людям, у кого есть дети, обучать детей играм со сверстниками.

Ребенку будет легче привыкнуть к садику, если у него сформированы элементарные навыки самообслуживания: он умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком и т.д. Если он еще на грудном вскармливании и не может без соски, это значительно осложнит адаптацию.

Необходимо заранее подготовить ребенка к мысли о необходимости посещать детский сад. Примерно за 2-4 недели, как он начнет ходить туда, расскажите ему о детском саде, что ему там может быть интересно, чему он там сможет научиться. Сводите его туда, чтобы он узнал, что это такое, познакомьте с воспитателями, погуляйте вместе с детьми. Сообщите о своем решении с радостью, скажите, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может ходить в детский сад. Не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни, усиливая его тревогу.

Создавайте положительный образ детского сада. Нельзя пугать садиком: «Вот увидишь, воспитательница заставит тебя слушаться. Если ты не будешь спать, я оставлю тебя ужинать в саду» и т.д. Не высказывайте ребенку сожаления о том, что приходится отдавать его в детский сад. Необходимо подчеркивать, что ему бояться нечего, никто его не обидит. Если вы будете показывать свое беспокойство и тревогу, то это только усилит его неуверенность.

Накануне напомните ребенку, что завтра он идет в группу, и ответьте на его вопросы. Скажите, что вы обязательно пойдете вместе с ним.

Приучайте его к детскому саду постепенно. Лучше согласовать время с воспитателем и в первое время приводить его лишь на несколько часов на утреннюю прогулку и забирать до обеда или приходить в вечернее время, когда часть детей уже ушли домой и воспитатель может больше уделять ему внимания. В такие часы он сможет показать родителям и группу, где будет находиться ребенок. Можно согласовать режим ребенка, рассказать о его привычках. К тому же ребенок может увидеть радостные встречи детей с родителями, а не станет свидетелем расставаний и слез по утрам. Постепенно вы увеличите время пребывания и будете приходить за ним после обеда, затем оставите на сон, на полдник. Если не возникает осложнений, через 2 недели можно перейти на обычный режим. Не стоит затягивать процесс адаптации, иначе ребенок привыкнет к своему особому положению.

Малышу можно взять в садик из дома какую-то игрушку, этот знакомый, близкий предмет будет успокаивать его, связывать его с домом. Пусть игрушка «ходит в садик» вместе с ним. Расспрашивайте ребенка, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Так ребенок опосредованно от лица игрушки расскажет вам о себе.

Когда будете уходить, обязательно попрощайтесь с ним. Иначе ребенок не сможет сосредоточенно заниматься чем-то, поскольку будет постоянно оглядываться, проверяя, тут ли его мама. Не забудьте заверить, что вечером вернетесь за ним, чтобы пойти вместе домой.

Родителям часто бывает трудно выдержать слезы ребенка при расставании. Главная трудность здесь – не поддаться на провокации малыша. Ребенок должен знать, чувствовать с первого дня, что выбора у него нет – посещение садика неизбежно. Тогда все свои усилия он станет направлять на поиск чего-то положительного для себя в этой ситуации. Будьте последовательными и уверенными в том, что делаете. Твердо скажите малышу, что вы его оставляете только на несколько часов, что так надо, что вы его любите и обязательно придете за ним в определенное время. Сократите момент прощания. Если вы задержитесь, он начнет жалеть себя. Когда вы уйдете, он отвлечется в новой обстановке. Как правило, ребенок быстро успокаивается после ухода родителей. Можете создать ритуал прощания, например, заранее договоритесь с ребенком о том, что вы помашете ему в окно, так ему проще будет отпустить вас. Хвалите его в те дни, когда ваше расставание будет проходить спокойно.

Вы можете по договоренности с администрацией детского сада и персоналом группы побыть в садике вместе с ребенком. Но если затягивать расставание, слушая плач ребенка, или чередовать несколько дней пребывания в саду с неделей пребывания дома, то ситуация может стать еще более тяжелой и для родителей, и для ребенка, и для окружающих детей и взрослых.

Забирать малыша в первые дни лучше маме. Причем, по крайней мере, в первые недели нужно стараться приходить за ним пораньше, не опаздывать. Если все остальные дети уже разошлись по домам, то ребенок может почувствовать себя забытым. Поэтому на следующий день он, возможно, не захочет отпускать вас от себя.

Общайтесь с воспитателями, спрашивайте о самочувствии и состоянии своего ребенка, о том, как он ведет себя среди сверстников. Обязательно предупредите, если у него есть какие-то привычки или аллергия. Интересуйтесь его успехами. Хороший контакт с воспитателями — тоже залог хорошего самочувствия ребенка в детском саду.

Как вести себя дома, когда ребенок привыкает к детскому саду

Полная адаптация ребенка к детскому саду обычно наступает через 2-3 месяца. В течение этого периода надо быть очень внимательными, чтобы у ребенка не сложилось впечатление, что с его прежней, додетсадовской жизнью покончено навсегда.

В период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. У него может ухудшиться сон, аппетит. Надо проявить особое внимание и чуткость к малышу. Режим в семье должен быть щадящим, необходимо компенсировать возможное недосыпание и недоедание ребенка в дошкольном учреждении. Ребенку постарше по выходным дням можно разрешить самому составлять себе меню.

Проявляйте интерес к его делам в детском саду. Узнайте, что было за день хорошего, что не очень удалось, чем дети занимались, с кем ребенок играл, что узнал нового. Внимательно слушайте все, что он вам будет рассказывать о садике. Храните его рисунки или поделки, которые он приносит домой.

Если ваш ребенок захочет отнести воспитательнице свой рисунок, поддержите это желание. Если ему захочется привести домой своего маленького друга по детскому саду, считайте, что для вашего ребенка уже нет большой разницы между его жизнью дома и жизнью в саду. Отныне одна продолжает другую. Радуйтесь этому.

Из детского сада ребенок возвращается переполненным впечатлениями. Поэтому в доме нужно создать такую обстановку, чтобы он побыл наедине с самим собой, отдохнул. Ему нужно и общество родителей, которых он не видел весь день. Постарайтесь уделить ему внимание – несмотря на всю занятость: почитайте книжку, поиграйте в тихую игру, пусть он просто посидит на коленях у мамы или папы, поговорит о чем-то сокровенном. Если ребенок получает внимание и любовь, если ребенок счастлив дома, то он будет счастлив и в садике.

 

Когда ребенок отказывается идти в детский сад

Вот наступает, наконец, время, когда малыш будет спокойно ходить в детский сад. Однако иногда трудности возникают через 3-4 недели после поступления в сад. Однажды утром, без видимой причины, в тот момент, когда надо уходить в садик, ребенок вдруг расплачется. Возможно, ночью ему приснился страшный сон. А может быть, из-за болезни он несколько дней провел дома, поэтому отказывается от сада. В чем тут дело?

Первые недели ребенка привлекала новизна, радость быть вместе с другими детьми, гордость оттого, что он «ходит на работу», как взрослый. И вдруг неожиданно он начинает протестовать, плакать, не хочет идти в сад. Такое поведение чаще всего наблюдается у детей, которых слишком резко предоставили самому себе или отдали его на попечение посторонним людям, которые отводят и забирают его из сада. Малыш начинает осознавать: посещая садик, он теряет постоянное присутствие мамы, прогулки с ней и т.д.

Многие дети, которые, в общем, довольны своей жизнью в группе, с трудом могут перенести сам момент расставания с мамой. Попробуйте сделать так – пусть ребенка провожает в детский сад отец. Поговорите о своих трудностях с воспитательницей. Она может вечером рассказать вам, как вел себя ребенок после того, как вы ушли, быстро ли высохли слезы, легко ли он включился в игру. Возможно, она сразу же, как только ребенок появляется в группе, может дать ему какое-нибудь интересное дело.

Проблемы адаптации могут возобновиться после праздников, каникул, при серьезном изменении внешних обстоятельств. Необходимо проявлять гибкость, в особо сложных ситуациях можно вновь на какой-то период сократить время пребывания ребенка в детском саду или по договоренности с воспитателями устроить перерыв в середине недели.

Старайтесь регулярно беседовать с воспитательницей детского сада. Она наверняка расскажет вам о ребенке то, что вы не знаете. В саду дети часто говорят о том, что их беспокоит.

Готовы ли родители отдать ребенка в детский сад

Период адаптации к садику проходят не только дети, но и родители. Если через 2 недели ребенок продолжает плакать перед уходом в сад, возможно, он еще не «созрел» для садика, может быть его отдали слишком рано. А может быть, родители еще не «созрели» для расставания с малышом и своими тревогами затрудняют адаптацию ребенка. Поэтому взрослым членам семьи важно отслеживать свои чувства, осознавать их природу.

Необходимое условие успешного протекания этого периода — отказ от чувства вины. Если у вас есть малейшие колебания, ребенок их почувствует, и ему будет еще труднее расставаться с вами.

Если вы сумеете справиться со своими тревогами и будете с доверием относиться к тем людям, которые находятся с вашим ребенком, шансов, что он будет комфортно чувствовать себя в детском саду, будет гораздо больше. Ведь это только начало формирования адаптационных механизмов ребенка, которые он будет использовать при переходе в другую группу в случае переезда, при поступлении в школу и в своей взрослой жизни.

Доверяйте себе и миру. Давайте ребенку послание, что мир безопасен и интересен, и тогда ваш ребенок будет расти здоровым и счастливым.

www.b17.ru

Адаптация детей в детском саду

Галина Данильчук Адаптация детей в детском саду

Итак, настало время отдавать ребёнка в детский сад. Многие родители думают о надвигающихся переменах, а больше всего пугает неизвестность. Как правило у родителей о детских садах нет никаких представлений, кроме смутных воспоминаний из детства. Что-же происходит сегодня? Как проходит адаптация ребёнка в детском саду?

Не все дети приходят в детский сад сразу. Поступление малышей осуще-ствляется постепенно. Делается это в целях лучшей адаптации детей к дет-скому саду.

Первые дни родители приводят малыша в сад всего на 1-2 часа. В это время ребёнок успеет позавтракать и поиграть. Не нужно кормить ребёнка до-ма, пусть он привыкает есть в саду. Затем ребёнок будет оставаться до сна (до 12:00!В это время малыш успеет сделать зарядку, позавтракать, поиграть, сходить на прогулку, пообедать. Может быть не всё у ребёнка будет получать-ся, не стоит расстраиваться,ведь ему нужно время, чтобы адаптироваться к новой обстановке. Затем ребёнок будет оставаться до 16:00. Ему необходимо привыкнуть спать с остальными детьми. Первое время ребёнок, скорее всего, будет плакать, ведь он не привык спать без мамы. Всё это со временем пройдёт и ребёнок привыкнет жить в коллективе и освоит необходимые навыки и уме-ния. Адаптация каждого ребёнка индивидуальна. Воспитатели сами посовету-ют, когда оставить ребёнка до обеда, на сон. Обязательно прислушивайтесь к их советам. Конечно,в основном дети первые недели плачут и родителям при-ходится уходить от рыдающего ребёнка, но постарайтесь не волноваться, ведь дети очень чутко чувствуют состояние взрослых, особенно мамы. Воспитатели всегда смогут позаботиться о вашем малыше: и обнимут, и пожалеют, и на ру-ки возьмут.

Самый драматичный момент-это расставание с мамой. Тяжело его пере-носит как ребёнок, так и мама. Идя в детский сад, ребёнок должен знать, что идёт не по прихоти родителей, а по очень веской причине. Ребёнок должен по-нимать значимость своей неоценимой помощи близким. Но хотя малыш теперь понимает, что его не бросают на произвол судьбы, а возлагают на него ответ-ственную задачу, расставаться с родителями всё равно не хочется. Чтобы об-легчить этот процесс, придумайте с ребёнком ритуал прощания. Обязательно выделяйте на ритуал прощания с ребёнком время с запасом. Чтобы не нервни-чали вы, опаздывая на работу, и не волновался ваш ребёнок. Сложнее тем ро-дителям, чей малыш начинает плакать заблаговременно. Что делать в такой ситуации? Самое главное-не ругайте ребёнка, а попробуйте отвлечь его. Задача родителей-сохранять спокойствие, держать себя руках. А вот идти на поводу у ребёнка нельзя. Если ребёнок поймёт, что слёза-это верный способ не ходить в детский сад, то плач прекратится очень не скоро.

Примеры облегчающие ребёнку утренние расставания:

1. Научитесь прощаться с ребёнком быстро.

2. Положите в карман памятную вещицу, которая будет напоминать о вас.

3. Никогда не пытайтесь незаметно ускользнуть от ребёнка, если хотите, чтобы он вам доверял.

4. Придумайте ритуал прощания и строго придерживайтесь его.

5. Не пытайтесь подкупить ребёнка

6. Чётко давайте понять ребёнку, на какие бы ухищрения он не шёл, всё равно пойдёт в детский сад.

Родителей всегда интересует вопрос о сроках адаптации. Единственно неоспоримой закономерностью является удлинение адаптации по мере взрос-ления детей. Длительность адаптации так же зависит и от уровня развития ре-бёнка. Если с ним систематически занимались дома и рос он человеком общи-тельным и самостоятельным, то с таким уровнем развития привыкнет к дет-ском саду в течении 10-12 дней. Ребёнок, находящийся дома на попечении ро-дителей, фактически переходит из рук в руки-от мамы к воспитателю и наобо-рот. Адаптация такого ребёнка, может длиться 3 месяца, а то и больше. Наибо-лее эмоционально уязвимы при поступлении в детский сад дети с сильной привязанностью к матери и малым социальным опытом. Так же проблемой яв-ляется: недостаточные знания у родителей возрастных особенностей психиче-ского и физического развития ребёнка. Очень многие дети испытывают труд-ности в привыкании к детскому саду.

Причины:

1. Нарушения режима дня (домашний режим сильно отличается от режима дет-ского сада)

2. Проблемы в развитии элементарных навыков самообслуживания (не научен родителями самостоятельно одеваться-раздеваться, пользоваться горшком, сам- но есть и т. п.)

3. Отсутсвие речи.

4. Отсутсвие навыков общения со сверстниками и взрослыми.

Если взрослым удалось сформировать у ребёнка навыки самообслужива-ния, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня совпадает с детсадовским и есть эмоциональный контакт ребёнка с воспитате-лем и со сверстниками, то адаптационный период будет безболезненным и ко-ротким.

Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода.

1. Возраст.

2. Состояние здоровья.

3. Уровень развития.

4. Умение общаться с окружающими.

5. Сформированность предметной и игровой деятельности.

6. Соответствие режима дня дома и в детском саду.

Рекомендации родителям по подготовке ребёнка к детскому саду. Гото-вить буквально с самого рождения систему адаптационных механизмов у ре-бёнка и приучать его заранее к таким условиям и ситуациям, в которых ему надо менять формы поведения.

Не обсуждать при малыше волнующие вас проблемы, связанные с дет-ским садом.

1. Устранить факторы риска, связанные с условиями социальной среды.

2. В детский сад отправлять только здорового ребёнка.

3. Не отдавать ребёнка в детский сад в кризис трёх лет.

4. Заранее узнать режим дня в детском саду и соблюдать его дома.

5. Повысить роль закаливающих мероприятий.

6. Как можно раньше познакомить малыша с детьми в детском саду и с воспи-тателями группы.

7. Стараться отдать его в группу детского сада, где у ребёнка есть знакомые ро-весники, с которыми он раньше играл дома или во дворе.

8. Настроить малыша на положительный лад.

9. Раскрыть секреты ребёнку возможных навыков общения с детьми и взрос-лыми людьми.

10. Учить ребёнка дома всем необходимым навыкам самообслуживания.

11. Не угрожать ребёнку детским садом,как наказанием за детские грехи, а так же за непослушание.

12. Готовить ребёнка к временной разлуке с вами и дать понять ему, что это неизбежно лишь потому, что он уже большой.

13. Не показывать свою тревогу накануне поступления в детский сад.

14. Планировать время так, чтобы при поступлении в детский сад была бы воз-можность оставлять его там не на целый день.

15. Всё время говорить ребёнку, что вы его по-прежнему любите.

16. Настроить ребёнка на мажорный лад.

17. Не оставлять в дошкольном коллективе на целый день.

18. Создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье.

19. Щадить его ослабленную нервную систему.

20. Уменьшить нагрузку на нервную систему (на время прекратить посещение развлекательных мероприятий, походы в гости, сократить просмотр телепере-дач).

21. Сообщить воспитателям о личностных особенностях малыша.

22. Одежда ребёнка должна соответствовать температуре.

23. В воскресные дни режим должен быть как в детском саду.

24. Не реагировать на выходки ребёнка и не наказывать за детские капризы.

25. При выраженных невротических реакциях, оставить малыша на несколько дней дома и выполнять все предписания специалиста.

26. Научите ребёнка играть.

27. Разработайте с ребёнком систему прощальных знаков.

28. Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас.

29. Ребёнок привыкает тем быстрее, ++чем с большим количеством детей и взрослых сможет построить отношения.

Помогайте ему в этом.

30. В присутствии ребёнка избегайте критических замечаний в адрес дошколь-ного учреждения.

Как родители могут помочь своему ребёнку в период адаптации к ДОУ.

1. Расширить круг общения ребёнка, помочь ему преодолеть страх перед незна-комыми людьми.

2. Развивать у ребёнка игровые навыки: использовать сюжетный показ, совме-стные действия, вовлекать ребёнка в игру.

3. Развивать подражательность в действиях:”полетаем, как воробушки”,”летаем как самолёт”.

4. Учить общаться со взрослыми и со сверстниками, делиться игрушками, жа-леть других детей.

5. Не высказывать сожаления о том, что приходиться отдавать ребёнка в дет-ский сад.

6. Приучать к самообслуживанию.

Ребёнок должен уметь:

- самостоятельно кушать, пользоваться столовыми приборами.

-самостоятельно садиться на стул.

-самостоятельно одеваться, раздеваться.

-самостоятельно умываться.

Наглядным примером для детей всегда служат родители.

Важно постоянно поощрять ребёнка и давать положительную оценку хо-тя бы за попытку выполнения просьбы. Нужно соразмерять собственные ожи-дания с индивидуальными возможностями ребёнка.

Как быть, если ребёнок уже начал ходить в детский сад?

1. Установите тесный контакт с работниками детского сада.

2. Приучайте ребёнка к детскому саду постепенно.

3. Не оставляйте ребёнка в саду более чем на 8 часов.

4. Сообщите воспитателю о привычках и склонностях ребёнка, об индивиду-альных особенностях развития.

5. С 4-ого по 10 день лучше сделать перерыв в посещении детского сада.

6. Поддерживайте дома спокойную обстановку.

7. Не перегружайте ребёнка игровой информацией.

8. Будьте внимательны к ребёнку, заботливы и терпеливы.

Итак, теперь вы имеете хотя бы малейшее представление о том, что про-исходит с вашим малышом во время адаптации в детском саду. Теперь вы знаете, что всё то, что видите вы - это всего-навсего издержки адаптации, её “цена” и “плата” для ребёнка. От вас зависит, чтобы эта “плата” была мини-мальной.

Библиографический список:

1. Аксарина Н. М. Воспитание детей раннего возраста. – М., 1991

2. Алексеева Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому саду // Дошкольная педагогика, № 2. – М., 2007

3. Аралова М. А. Справочник психолога ДОУ. – М., 2007

4. Деркач М. С., Речкина Л. П. Организация и методика работы с детьми от рождения до трех лет. – Краснодар, 2003

5. Кирюхина Н. В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: Практическое пособие. – М., 2006

6. Макшанцева Л. В. Программа психодиагностики, профилактики и преодо-ления дезадаптации младших дошкольников к детскому саду// Психолог в дет-ском саду. – М., № 1, 2004

7. Матюхина Е. Первый раз в детский сад. // Дошкольная педагогика, № 6. – М., 2007

8. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СП/б., 2010

9. Педагогика раннего возраста. //Под ред. Г. Г. Григорьевой. – М., 1998

10. Печора К. Л., Пантюхина Г. В. Голубева Л. Г. Дети раннего возраста в до-школьных учреждениях. – М., 2003

www.maam.ru

Адаптация ребенка в детском саду

С проблемой привыкания малыша к новым условиям сталкивается большинство родителей. Сложнее всего приходится одаренным или отстающим в развитии крохам. Они нуждаются в особом подходе, определенных условиях воспитания. Остальные детки приспосабливаются к новой среде за 1-4 месяца. Процесс может быть легким, средней тяжести и тяжелым.

Что такое адаптация

Под термином понимают период привыкания человека к новой среде. Время характеризуется некоторыми изменениями психики. На них затрачивается огромное количество энергии, организм перенапрягается. В дошкольном учреждении стресс вызывают следующие факторы:

  1. Необходимость подчинения требованиям незнакомых людей.
  2. Отсутствие поблизости родителей.
  3. Необходимость соблюдения строгого дневного режима.
  4. Отсутствие большого внимания со стороны педагога.
  5. Необходимость взаимодействия со множеством незнакомых людей.

Адаптация детей к детскому саду длится 3-4 недели или 2-4 месяца. Чтобы минимизировать стресс, не проявляйте гнев, агрессию. Старайтесь окружить кроху вниманием и заботой, поддерживайте позитивными разговорами о детках и воспитателях.

Степени адаптации ребенка в детском саду

Новая среда меняет поведение человека. Привыкание к детскому саду может происходить следующим образом:

  • Творческий стиль – проявление активных действий для изменения среды под себя.
  • Конформный стиль – приходится приспосабливаться к новым условиям.
  • Стиль избегания – хочется спрятаться от внешнего мира от нежелания или неспособности изменять сложившиеся обстоятельства.

При активном социальном участии (творческий стиль) кроха быстрее адаптируется в садике. Вялым, медлительным деткам приходится подстраиваться под внешние условия. Так период адаптации ребенка к детскому саду проходит дольше. Самым неэффективный – стиль избегания. Замкнутые детки тяжелее всего привыкают к новой среде. Психологи выделяют три степени адаптации:

  • Легкая – привыкание ребенка к детскому саду за 10-15 дней. Срывы, истерики случаются очень редко. Детки хорошо ведут себя в группе, соглашаются общаться, редко капризничают, адекватно реагируют на замечания, практически не болеют.
  • Средней тяжести – поведенческие реакции восстанавливаются через 2 месяца. Возможны потеря веса, психический стресс. Малыш плачет до садика, в группе успокаивается, начинает играть, общаться с другими детьми. Болезни возникают редко (возможны ОРВИ, ОРЗ).
  • Тяжелая – длится до 6 месяцев. Возможен срыв адаптации, продление срока привыкания. Сильно травмируется психика. Ухудшается аппетит, нарушается сон, мочеиспускание. При тяжелой адаптации появляются капризы, раздражительность, плаксивость. Малыш соглашается общаться с новыми людьми только в присутствии родителей, не может играть, пугается при замечании или похвале педагога.
  • Пассивная или отсроченная – в группе поведение хорошее, дома капризы, плохой сон. При такой адаптации на помощь придут терапевтические сказки про жизнь в группе.

Почему ребенок плохо привыкает к садику

Капризы и плач могут быть перед посещением ДОУ, после него, в процессе всего времени пребывания в адаптационной группе. Причины стресса:

  • Страх всего нового и неизвестного – особенно проявлен до 3 лет. Причины – из спокойной домашней обстановки кроха попадает в заведение со множеством незнакомых людей, приходится соблюдать новый режим.
  • Перевозбуждение. Днем кроха испытывает массу эмоций, из-за чего появляются нервозность, капризность, плаксивость.
  • Неспособность самостоятельного обслуживания. Может появиться растерянность, если не оказывают привычную помощь.
  • Психологическая неподготовленность к садику. Происходит из-за недоработки родителей или индивидуальных особенностей развития крохи.
  • Отрицательное первое впечатление. Плачь ровесников, слишком строгое отношение родителей, педагогов (например, воспитательница может кормить насильно) пугают малыша. Из-за этого он будет отказываться посещать группу.

От чего зависит адаптационный период

Процесс привыкания к садику проходит по-разному. Это зависит от следующих факторов:

  1. Возраст – сложнее проходит адаптация детей раннего возраста – до одного года. У слишком маленьких деток еще нет самостоятельности, есть сильная психологическая привязанность к матери, чего нельзя сказать про более взрослых малышей. 3-4-летний ребенок меньше испытывает стресс, если поблизости нет родителей.
  2. Темперамент – сангвиники могут адаптироваться быстрее, чем меланхолики и холерики.
  3. Состояние здоровья и уровень развития – физически и психологически здоровому малышу легче адаптироваться. Советы родителям – болезненных деток отдавайте в ДОУ около 4 лет, перед посещением проконсультируйтесь с лечащим врачом. В адаптационный период может часто меняться настроение, еще больше снизится иммунитет, повысится восприимчивость к инфекциям.
  4. Уровень психологического развития – тяжелее адаптироваться умственно отсталым и одаренным деткам. Им сложно находить общий язык со сверстниками. Таким детям нужны специальные образовательные программы, серьезная поддержка родителей.
  5. Уровень коммуникабельности, социализации – общительные детки быстрее привыкают к педагогам, ровесникам. Перед садиком старайтесь создавать условия, где нужно проявлять новые формы поведения – ходите к друзьям, выезжайте на природу с незнакомыми людьми.
  6. Обстановка в семье – конфликты родителей могут спровоцировать психотравму у малыша. Ему будет сложнее адаптироваться – слушать педагогов, общаться с чужими людьми. Советы по поведению родителей – создавайте теплую атмосферу, выстраивайте близкие и доверительные отношения. Так малыш сможет положительно реагировать на любые требования старших.

Со скольки лет лучше отдавать в ДОУ

Психологи рекомендуют посещать садик с 3,5-4 лет. Такие детки владеют речью, с ними легко договариваться. Минусы возраста – сложнее адаптироваться из-за сформированных привычек – их тяжело менять. Это корректируется воспитанием родителей в условиях частой смены обстановки. Чтобы минимизировать риск сложной адаптации, посещайте садик в 2-2,5 года.

Этапы привыкания

Адаптация в ДОУ условно делится на несколько периодов. На каждом из них ребенок проявляется по-разному:

  • Острый – организм испытывает стресс, максимально напряжен, возбужден. Малыш становится плаксивым, раздражительным, капризным, истеричным. Адаптация к детскому саду проявляется физически – наблюдаются изменение кровяного давления, частоты сердечного ритма, снижение иммунитета, повышенная восприимчивость к инфекциям.
  • Умеренно острый – снижаются негативные проявления, кроха постепенно приспосабливается к новой обстановке. Снижаются возбудимость и нервозность, улучшается аппетит, сон, нормализуется психоэмоциональная сфера. На этой стадии важно, чтобы малыш не испытал дополнительный стресс (болезнь или конфликты дома). Иначе возможно возвращение истерик, плаксивости, нежелания расставаться с матерью.
  • Компенсированный – на данном адаптационном этапе стабилизируется уравновешенное состояние, ребенок хорошо взаимодействует с детьми, педагогами в садике. Удачно проходит обучение, привитие новых навыков – например, малыш начинает самостоятельно ходить на горшок, одеваться, пользоваться столовыми приборами.

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду

Основное правило – активно поддерживать малыша психологически. Помочь крохе адаптироваться можно так:

  1. Придерживайтесь дневного распорядка ДОУ. Так будет меньше ощущаться дискомфорт от новых условий.
  2. Расширяйте круг общения, развивайте коммуникативные навыки. Посещайте кружки, ходите по гостям.
  3. Дома обсуждайте положительные моменты из жизни в группе. Договоритесь повторить их на следующий день. Это станет толчком к позитивному поведению.
  4. Сведите к минимуму просмотр телевизора, не организуйте шумные мероприятия. Это снизит нагрузку на нервную систему малыша. Чтобы помочь ему пережить стресс – проводите время за чтением книги, рисованием, лепкой.
  5. Ложитесь спать как можно раньше. Это поможет быстрее восстановить психологическое и физическое здоровье при адаптации.

Чтобы помочь быстрее адаптироваться, нельзя совершать следующих ошибок:

  • Ругать, стыдить, сравнивать с другими детьми.
  • Пугать садиком, воспитательницами.
  • Обманывать, что придете очень скоро.

Навыки и умения малыша

Чем более самостоятельные детки, тем им проще адаптироваться. Старайтесь заранее подготовиться к садику. Малыш должен уметь:

  • Ходить на горшок.
  • Умываться, вытираться.
  • Хотя бы частично одеваться, обуваться.
  • Пользоваться столовыми приборами, самостоятельно есть.

Помощь воспитателей

Заранее расскажите педагогу, как малыш себя ведет, во что любит играть, какую еду предпочитает. Так вы сможете помочь воспитателю найти подход к ребенку. Основные задачи педагога на адаптационный период в детском саду:

  • Создание комфортной и спокойной атмосферы.
  • Радостная встреча детей в детском саду утром.
  • Организация рационального графика.
  • Знакомство с детьми, близкое общение, установление открытых доверительных отношений.
  • Приобщение малышей в доступной форме к правилам ДОУ.

О чем разговаривать с малышом

Почаще напоминайте о садике. Говорите только в позитивном ключе, но не переусердствуйте. Не расписывайте все в слишком радужных красках, иначе малыш разочаруется в ровесниках и воспитателях. Советы по выстраиванию разговоров о садике:

  • Объясняйте, что такое ДОУ, почему туда нужно ходить. Пример речи: «Детский садик – это большой дом для малюток. Чтобы они могли играть, гулять и кушать, пока родители на работе».
  • Скажите, что садик – это место работы для детей. Мама работает бухгалтером, папа – программистом, малыш должен трудиться «дошкольником», потому что стал совсем взрослым.
  • Проходя мимо садика, напоминайте малышу, что скоро он сможет посещать это заведение, чтобы играть, гулять с детьми.
  • Говорите в присутствии других людей, что гордитесь новоиспеченным дошкольником.
  • Чаще рассказывайте о режиме детского сада. Так кроха будет увереннее вести себя при адаптации.
  • Говорите, к кому нужно обращаться за помощью. Уточняйте, что не всегда воспитатель сможет мгновенно отреагировать на просьбу, потому что может быть занят другими делами.
  • Расскажите свою историю посещения садика. Покажите старые фотографии с утренников.

Как вести себя родителям, когда ребенок идет в детский сад

Расставание – самый важный момент при адаптации малыша на новом месте. Во избежание каприз, слез и прочих негативных проявлений учтите следующие советы:

  • Если малыш сильно привязан к вам, пусть его отведет в детский сад хорошо знакомый человек – например, бабушка, дедушка или иной родственник.
  • Идите в ДОУ с любимыми игрушками. С ними ребенок не будет чувствовать себя одиноким.
  • Сначала оставляйте малыша в детском садике на 3 часа. Привыкание к новому месту должно быть постепенным.
  • При адаптации обязательно сообщайте время своего возвращения (например, после завтрака, обеда или прогулки). Придумайте свой ритуал прощания в детском саду. Договоритесь, чем малыш будет заниматься без вас на игровой площадке. Так ребенок не будет чувствовать себя брошенным.
  • Прощайтесь веселым голосом – это придаст уверенности.

Проблемы адаптации малыша

Если ребенок пошел в садик и стал капризным – это говорит о переживании им стресса. Такое состояние негативно сказывается на организме и провоцирует осложнения:

  1. Нарушение сна – при перенапряжении и возбуждении сложно успокоиться, настроится на полноценный отдых.
  2. Снижение аппетита – при адаптации наблюдается нежелание пробовать блюда в детском садике.
  3. Утрачивание прежних психологических умений и навыков – детки могут перестать самостоятельно надевать колготки, хорошо говорить, умываться, пользоваться столовыми приборами, носовым платком, ходить на горшок.
  4. Снижение интереса ко всему новому – при адаптации не радуют игрушки, дети в садике.
  5. Несвойственные психологические состояния – при адаптации подвижные дети становятся апатичными, медлительными, неконтактными, спокойные – раздражительными, неуправляемыми, гиперактивными.
  6. Снижение иммунитета – снижаются защитные функции организма, возникают инфекционные заболевания.
  7. Негативные эмоциональные состояния – при адаптации возможны хныканье, плачь, истерики, гнев, агрессия.

По мере привыкания крохи к новым условиям указанные проявления исчезают. При успешной адаптации в детском садике нормализуется эмоциональное состояние. Малыш может по-прежнему не любить ДОУ, но внутри понимает необходимость его посещения. При появлении новых психоэмоциональных расстройств при адаптации (истерик, страхов, нездоровых привычек, пугливости), возможно, стоит прервать посещение ДОУ.

Что делать, если ребенок никак не привыкнет к детскому саду

Некоторые дети адаптируются более полугода. Могут проявляться гиперреактивность, апатия, тревожность, агрессия и прочее. Рекомендуется обратиться к педиатру, психологу или невропатологу. Специалист даст советы по адаптации, может порекомендовать сменить садик или отложить его посещение на 1-2 года.

Видео

mosmama.ru

Адаптация ребенка в детском саду

8 Октября 2018

Человек - самое адаптивное существо на нашей планете. Система адаптации, встроенная в каждого, начинает свою работу с момента появления ребенка на свет. То есть задолго до того, как ребенка отдают в сад. А значит садик для мозга малыша - всего лишь очередная ситуация, к которой требуется адаптироваться.

Но основным вопросом для родителей, как правило, является не само привыкание, тут сомнения небольшие- все привыкают и мой ребенок привыкнет. Но сколько времени это займет? И насколько сильно ребенок будет страдать? Узнаем у практикующего психолога, Елены Садовниченко.

Что происходит с ребенком в период адаптации?

Малыш постепенно проходит 3 фазы.

1. Дезадаптация

Главный вопрос - почему ребенок кричит и плачет перед садиком и в нем?

В первый день дети мало понимают, что будет происходить. Но как только ребенок столкнется с разделением с мамой, его мозг испытает тревогу об опасности сравнимую со смертельной. Кричать- для ребенка это единственный способ попытаться изменить ситуацию прямо сейчас. И он упирается, громко кричит в раздевалке перед дверью в группу. Так его мозг ищет обходные пути, чтобы не страдать от расставания с мамой. Любыми путями избегать испытывать тоску и горе разделения с любимой привязанностью. Крики в этот период- обычное явление для детей в ситуации стресса.

В этом периоде ребенок может сидеть на одном месте в группе, не играть, не участвовать в активностях, весь день беззвучно хныкать или громко плакать лишь при упоминании слова «мама». Есть дети, которые отказываются есть. Не могут сходить в туалет, терпят до дома. Дети ходят за воспитателем и спрашивают: «А моя мама придет?», стоят у двери, ревностно охраняют свои игрушки.

Ребенок начинает часто болеть по формуле: 1 неделю ходит в сад, 2 недели- дома. Когда случаются продолжительные болезни, ребенку приходится заново привыкать к обстановке, людям и системе. Вновь мозг проходит ту же самую адаптацию, что и до болезни.

Что больше всего беспокоит ребенка в этот период?

Необходимость расставаться с родителями утром. Это самое сложное. И каждая мама знает, насколько тяжело выносить душераздирающий крик. Как ни уговаривай, как ни игнорируй, а все равно- в мозге ребенка проходит процесс адаптации каждый новый день. Именно поэтому мамы удивляются, что уже давно пора ребенку привыкнуть к тому, что его ведут в сад. А он все никак не может.

Дело в том, что адаптацию никак нельзя назначить на определенное время. Никогда нельзя ожидать, что если родители все сделали правильно, то и результат будет правильным. С адаптацией это не работает. Она неподвластна логике, уговорам, положительным примерам, рациональным объяснениям.

Можно верить в подготовку к детскому саду, но она не оказывает 100% влияния. Мозг ребенка сам решит, когда подарить ему привыкание к обстоятельствам. Это всегда случается вдруг. И все попытки уложить период адаптации в 2-3 недели или в 2-3 месяца кажутся далекими от понимания процесса адаптации.

С ребенком происходит каждый день одно и то же. И нужно набраться терпения и спокойно ждать. Адаптация случится, потому что просто нет причин ей не наступить.

Если понаблюдать за ребенком, то несмотря на утренние страдания, социальные процессы все равно идут. Ребенок в этот период выделяет воспитателя, которая ему больше по душе. Выбирает себе дружочка. Обслуживает себя, просит помощи, изучает обстановку. Взаимодействует в группе, делает то, что его просят, следует за остальными.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что пора бы вашему ребенку уже привыкнуть.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что вы что-то делаете неправильно.

  • Не нужно слушать тех, кто говорит, что у всех дети быстро привыкли, а ваш ребенок почему-то нет.

  • Нужно просто ждать второго периода адаптации. 

2. Собственно адаптация

Что можно увидеть в этот период?

Интересное явление, знакомое многим родителям. Утром приводят ребенка в сад, он сильно кричит, в группу идти не хочет. Вечером забирать - а он не торопится домой.

Это начался период собственно адаптации. До этого времени мозг ребенка перепробовал абсолютно все попытки, что были ему доступны, чтобы как-то изменить ситуацию с садом. А теперь сопротивление сменилось на принятие. «Пора бы уже смириться, что ничего невозможно изменить, придется принять все, как есть». И это произошло не потому, что родители объяснили это ребенку словами. Этот процесс происходит сам из абсолютной безвыходности на что-то повлиять.

Ребенок начинает привыкать к условиям, в которых он оказался. Он как бы начинает «видеть» где он, что от него требуется, как следует подчиняться, улавливает правила и ограничения. Становится более контактным со всеми, начинает по-настоящему чувствовать все, что с ним происходит. Поведение нормализуется. Ребенок постепенно углубляет связи с детьми и воспитателями. И он может теперь поделиться впечатлениями с вами и пожаловаться: мы слушали песенку, я ел кашу, я съел весь салат, меня укусила Маша.

3. Фаза компенсации

Ребенок ведет себя ровно, спокойно. В группе он примкнул (или возглавил) к одному из объединений детей. У него устойчивая дружба и отношения со всеми ребятами. Он выполняет поручения воспитателей, слушается их, поддается их влиянию. У него появляется «своя» жизнь в саду. Психологические процессы протекают в норме, темп развития ускоряется. В этой фазе ребенок, наконец, показывается свои способности, склонности, таланты.

Адаптация в детском саду в 2 года и в 3 года

Различие не большое. Оно состоит в том, сам ли ребенок отпускает маму или его от мамы отрывают и забирают в группу? В 2 года ребенок вряд ли сможет добровольно отпустить маму от себя и уйти спокойно. Рано ожидать этого. Все- таки период отделения от мамы начинается у детей к 3-м годам. А вот после 3-х лет больше половины детей на адаптации способны отпустить маму, если до этого было нежное, теплое прощание в раздевалке.

Возможные проблемы и способы их преодоления

  1. После напряженного дня в садике, дома ребенок становится неуправляемым, агрессивным. Не принимайте выпады ребенка на свой счет. Ребенку небезопасно выплескивать напряжение непосредственно в садике, поэтому он несет это все вам домой. Сжальтесь над ним, он изо всех сил пытается уложить в голове и переварить то, что с ним происходит. Чем больше и быстрее эмоции выйдут, тем легче станет ребенку. Играйте больше с ним в бессмысленную возню, щекоталки, догонялки, в захват заложников, бой подушками. Пусть веселится!

  2. Частые болезни. Есть мнение, что если ребенка после очередной болезни, после выписки подержать еще дня 3-4 дома, а не отводить в сад, то следующий «здоровый» период продлится дольше. Но дети в саду все равно болеют. Это нужно выдержать.

  3. Агрессия других детей по отношению к вашему малышу. Укусы, синяки, оторванные детали одежды, поломанные игрушки- это то, что может происходить каждый день. Здесь каждый родитель решает проблему по своему привычному сценарию. От угроз воспитателю жалобой на недосмотр, разговора с родителями агрессора до понимания, что за всем не уследишь, и такое случается у детей.

  4. Долгое нытье. Когда прошло уже полгода- год, а ребенок все еще ноет и ни в какую не хочет идти в сад. Всегда нужно смотреть на то, что с ребенком, помимо нытья.

Задайте себе и воспитателю вопросы. Ребенок в саду веселый? Активный? Включенный в процессы? У него есть друзья? Он способен справляться с заданиями на развитие по возрасту? Если на все вопросы ответы положительные, то вам нужно набраться терпения. Как говориться: «Этот вой у нас песней зовется». А может с этой утренней песней ребенку легче выдерживать сад?

Вопросы, которые важно задать воспитателю перед тем, как вести ребенка в сад:

  1. Если ребенок будет отказываться есть в садике, что вы будете делать? Оставите его в покое или все же постараетесь накормить?

  2. Если ребенок будет все время сидеть на одном месте и не контактировать с детьми, что вы будете делать?

  3. Если ребенок будет все время плакать, что вы будете делать?

10 подсказок-советов в поддержку родителей по адаптации в саду от психолога

  1. Примите решение, что вы отдаете ребенка в сад и принимаете все последствия. Мозг малыша начнет работу по адаптации, и вы не должны мешать этому процессу. Например, поводили неделю, сердце ваше не выдержало, вы ребенка забрали в надежде, что чуть позже будет лучше. Никто не знает, как будет потом, в начале пути мы всегда стоим в темноте. Раз решили- ведите.

  2. Заранее планируйте период адаптации. Чтобы ребенка принимали и находились с ним рядом длительное время одни и те же воспитатели. Спросите, планируют ли они уходить на время адаптации вашего малыша в отпуск, на учебу, в запланированный больничный?

  3. Активно сватайте вашего малыша воспитателям. Разговаривайте с воспитателями сами, шутите, дарите вместе подарочки. Контактируйте с воспитателями на глазах ребенка, пусть видит, что вы этих людей знаете. Удобнее это делать не в начале рабочего дня (ведь многие дети плачут и воспитателям не до разговора), а в конце.

  4. Говорите ребенку эти фразы перед садом: «Мама про тебя помнит», «Мама по тебе скучает», «Мама обязательно придет за тобой».

  5. Давайте ребенку с собой что-то домашнее, что-то свое. Иногда этот предмет помогает ребенку чувствовать связь с мамой.

  6. Не давайте ребенку с собой в группу много игрушек. Потому что много игрушек- это много желающих- это много беспокойства у ребенка их оберегать- это много слез.

  7. Делайте, по желанию, для ребенка перерыв в середине недели. Если есть с кем его оставить. Так ребенок чуть легче переносит сад.

  8. Ни о какой травме в саду речь не идет. Речь идет о временной «неспособности переносить разделение с привязанностью» (с).

  9. Само понятие адаптация – это и есть путь страдания. До тех пор, пока человек не смиряется с тем, что он не в силах изменить. Так и ребенок, он будет страдать в саду до тех пор, пока его мозг не смирится с тем, что сад- это новая часть жизни ребенка.

  10. Если вы видите, что после того, как ребенок пошел в сад, он стал заметно вялый, скучающий, пассивный, не видно никакой динамики в развитии… То вам нужно на время забрать ребенка из сада и «отогреть» его.

Автор статьи, Елена Садовниченко, практикующий психолог, мама двоих детей.

А как проходит или уже прошла адаптация у Ваших деток? Если остались вопросы - задавайте!

womensec.ru

4 ошибки родителей при адаптации ребенка в детском саду

А ваш малыш идет этой осенью в детский сад? Если так, вам наверняка хочется, чтобы ребенок как можно спокойнее принял перемены в своей жизни, ладил с воспитателями и другими детьми и каждое утро шел в садик с радостью и без капризов. Но нередко родители ведут себя не совсем правильно и невольно мешают малышу адаптироваться к детскому саду. Как это происходит и как избежать самых распространенных ошибок, рассказывает детский и семейный психолог Екатерина Кес.

На протяжении многих лет моей психологической практики каждую осень ко мне обращаются родители, детям которых тяжело дается адаптация к детскому саду. В этой статье я хочу рассказать вам о наиболее распространенных ошибках, которые допускают родители, отдавая ребенка в детский садик. Из-за этих ошибок у малыша, как правило, формируется негативное отношение к садику, страхи и тревоги, и адаптация затягивается на долгие месяцы. Об этих ошибках важно знать, чтобы их не совершать и не навредить своему малышу.

Когда мама приходит с ребенком в детский сад впервые, малыш зачастую расслаблен и заинтересован тем, что видит. Дело в том, что у него еще не было опыта пребывания в саду без мамы. Именно поэтому дети часто первый день остаются в садике довольно бодро, а на второй и третий день уже идут с сопротивлением. Как мы знаем, внимание маленького ребенка легко привлечь чем-то новым и интересным. Поэтому малыш смело отходит от мамы и увлекается в группе новыми игрушками и детьми. Скорее всего, он уже слышал от мамы не раз, что мама его оставит в группе, но в его представлении, пока мама ждет его в коридоре. А может быть, он забыл, что мама собирается уходить.

И вот здесь происходит следующее. Мама очень рада, что ребенок увлекся игрой, и тихонечко, чтобы его «не вспугнуть», сбегает, не попрощавшись с ребенком и не сообщив ему, что уходит. Теперь представьте себе, что чувствует маленький ребенок, мама которого вдруг исчезла непонятно куда, не попрощавшись, и неизвестно, когда она придет и придет ли вообще. Это для ребенка все равно, что потеряться в огромном супермаркете. И даже если 10 самых добрых человек будут успокаивать малыша и предлагать ему сладости и игрушки, он будет ужасно напуган, охвачен страхом и тревогой. Даже если вы много раз рассказывали ребенку, что в садике он станется один, без мамы, никогда не уходите незаметно.

У ребенка возникает ощущение, что теперь мама может внезапно исчезнуть в любой момент его жизни, не предупредив и не попрощавшись с ним, то есть он может маму попросту потерять. И он буквально «прилепляется» к ней и психологически и физически на долгие месяцы, боясь упустить ее из виду. Во многих случаях садик просто приходится отложить как минимум на полгода, потому что ребенок впадает в истерику при малейшем упоминании о садике, не говоря уже о том, чтобы туда идти.

Некоторые родители считают, что ребенка лучше сразу же оставить на полдня или целый день, чтобы он быстрее привыкал к детям и воспитателю. Это является ошибкой. Посещение садика нужно начинать постепенно. Есть разные схемы посещения, которых рекомендуют придерживаться психологи. Общая идея такая: сначала приходить и гулять на той же детской площадке, на которой гуляет группа, затем приводить ребенка в группу на 30 минут — 1 час во время свободной игровой деятельности и ждать ребенка в коридоре и затем забирать. Постепенно ребенок привыкает и к детям, и к воспитателю, и к окружающей обстановке. Затем его можно оставить одного на 1-2 часа, затем с утра и до обеда, затем с обедом, затем забрать уже после прогулки. Через некоторое время оставить на обед и забрать, затем – оставить на дневной сон и забрать. Затем уже оставлять на целый день. Нет четких рекомендаций, сколько времени должна длится каждая стадия. Нужно смотреть по самочувствию ребенка и на свою материнскую интуицию.

Многие родители не задумываются о том, насколько режим дня ребенка сегодня соответствует тому режиму дня, которого нужно будет придерживаться, когда начнется детский сад. Ребенку, который привык ложиться спать после 22.00, крайне сложно будет просыпаться в 7 утра. А в садик, как правило, нужно вставать очень рано. Вспомните, как чувствует себя ваш малыш, когда он не выспался? Он трет глазки, капризничает, сам не понимает, чего хочет, становится плаксивым. Деток, которых родители заранее не перевели на детсадовский режим дня, сразу видно в группе по утрам в первые дни. Они трут сонные глазки, они плаксивы и раздражительны, болезненно воспринимают все, что происходит вокруг.

То, как ребенок чувствует себя в первые дни в детском саду, накладывает отпечаток на все его последующее отношение к этому месту. Вспомните высказывание: У вас никогда не будет второго шанса произвести первое впечатление». Это в полной мере относится и к детскому саду. Чтобы первый опыт ребенка в детском саду был окрашен позитивными красками, не поленитесь заранее перевести вашего малыша на правильный режим. Тогда он сможет просыпаться легко и идти в группу в хорошем настроении!

Эта ошибка отчасти перекликается с предыдущей. Так как родителям жалко будить малыша и хочется, чтобы он поспал как можно дольше, его будят практически «впритык» ко времени, когда уже нужно выходить в садик. В итоге, сборы получаются нервные, поспешные, у мамы нет времени дать малышу внимание и нежность, которые ему необходимы, особенно когда он еще нежится в постельке. Ребенок только и слышит: «Давай скорее», «Давай быстрее», «Опаздываем в садик», «Потом поговорим» и т.д. Часто малыш с утра еще не может хорошо соображать и мама раздражается, повышает голос и все утро получается сумбурным и конфликтным. Настроение испорчено у всех, и ребенок отправляется в садик в расстроенных чувствах, как и мама, у которой уже нет моральных сил говорить какие-то добрые напутственные слова.

Поэтому, просыпайтесь сами и будите малыша заранее, чтобы у вас было достаточно времени на неспешные сборы, чтобы вы могли уделить внимание малышу, пока он в постели – сделать массаж, погладить ножки и головку, спеть песенку, пощекотать, поцеловать и другие нежные слова и действия. Все это так важно для хорошего настроение у вас обоих! Выходите в садик тоже заблаговременно, с большим запасом времени, чтобы вы не нервничали по дороге сами и могли настроить вашего ребенка на позитивный лад.  

Ну что ж, мы разобрали с вами 4 распространенных ошибки, которые вы теперь точно не совершите! Уверена, вы сможете постепенно перевести вашего малыша на новый режим дня, в садик будете просыпаться и выходить заблаговременно, в группе будете оставлять ребенка постепенно и всегда будете сообщать ему о том, что уходите и прощаться правильно.

О других распространенных ошибках родителей и о том, как их избежать, вы узнаете из моих бесплатных обучающих видеоуроков «Как быстро и легко подготовить ребенка к детскому саду»

Чтобы получить эти уроки >> перейдите по этой ссылке.

P.S. Если вам понравилась эта статья, пожалуйста, поделитесь с друзьями, нажав на кнопки социальных сетей слева.

И, как всегда, буду рада вашим комментариям к этой статье.

Регистрируйтесь на бесплатный онлайн-курс «Отношения с ребёнком без криков и наказаний», который состоится уже совсем скоро.

Кликните на баннер ниже, чтобы записаться.

ipsyholog.ru


Смотрите также